Автор конспекта:
Автор(ы): — Маякова Галина

Место работы, должность: — МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко села Перелюб», учитель географии.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цель; Сформировать представление о топливно-энергетическом комплексе, топливной промышленности, нефтяной и газовой промышленности. Задачи: определить значение ТЭКа, особенности топливной промышленности, уметь показывать месторождения нефти и газа; развивать умения использования различных источников знаний; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: — География России. Хозяйство и географические регионы. 9 класс. Под редакцией А.И. Алексеева. Москва. Дрофа. 2008

Используемое оборудование: —

Презентация. Мультимедийная установка

Краткое описание: — Методы обучения: частично-поисковый. Форма организации учебных заданий: работа по плану. В ходе урока учащиеся выявляют роль ТЭКа, топливной промышленности.Определяют характерные черты нефтяной и газовой промышленности России: изменение доли топлива в топливно-энергетическом балансе страны, основные способы добычи, основные факторы размещения предприятий топливной промышленности, районы размещения, проблемы отраслей. Урок сопровождается презентацией.

Ход урока.

1. Этап актуализации знаний.

Сегодня мы продолжим изучение экономики России.

Для лучшего усвоения материала необходимо вспомнить некоторые термины.

(задание на экране)

Вопрос к тесту 1

Укажите путь развития экономики характерный для современного этапа?

Вопрос к тесту 2

В каком секторе хозяйства занята большая часть экономически активного населения?

(самопроверка после каждого теста)

2.Организационный этап урока

(тема и цель урока на экране, источники информации, опорные листы.)

Изучение всех межотраслевых комплексов по плану (на доске):

1.Значение комплекса и отраслей в экономике.

2. Отраслевая структура комплекса.

3.Факторы размещения предприятий.

4. Районы размещения.

5. Проблемы и перспективы развития отраслей комплекса.

3.Новая тема.

1 пункт плана.

? Что вы знаете по теме урока?

(виды топлива, как используют топливо)

Демонстрация.

Этиловый спирт, пуговица, полиэтиленовый пакет, полипропиленовая трубка изоляционная лента, синтетические волокна (лавсан, вискоза), синтетический каучук – это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.

Более того, ТЭК имеет огромное значение для страны и экономике в целом:

А) продукция идет на экспорт (40 % бюджета страны)

Б) ТЭК – заказчик на продукцию машиностроения (8% от всей продукции), а также 12% всей продукции металлургии.

В) ТЭК – заказчик на перевозку грузов (одна третья часть всех железнодорожных перевозок, одна вторая часть всех морских перевозок).

Г) Предприятия ТЭК играют районообразующую роль.

Закрепление. В чем вы видите роль ТЭК?

В опорном конспекте сделайте необходимую запись.

(Проговариваем вслух)

2 пункт плана

Задание: сделайте анализ схемы на экране «Отраслевая структура ТЭК»

? Роль топливной промышленности, роль электроэнергетики.

В разные исторические периоды значение отраслей топливной промышленности изменялось.

Задание: проанализируйте таблицу на экране «Динамика добычи разных видов

топлива, прогноз на2005 год», сделайте вывод.

Задание: анализ круговой диаграммы в атласе на стр. 10 «Доля России в мировой

добыче нефти»

Чтобы правильно определить необходимые объемы добычи топливных ресурсов необходимо знать статьи расхода (на что и сколько требуется потратить). Для этого экономисты составляют топливо – энергетический баланс, т. е. определяют приход и расход ресурса.

Задание: анализ рисунка на экране «Топливно-энергетический баланс»,

определите на что статьи расхода, статьи прихода.

Что показывает стрелка?

Более того, в балансе учитывается доля конкретного вида топлива, которое в больших объемах используется. В России в настоящем времени 50% — это газ (в мире по средним показателям газ составляет 24%). Доля нефти – 36% (36% в мире).

Закрепление

Заполните схему в опорном конспекте.

3 и 4 пункты плана.

На этом уроке мы познакомимся с факторами и районами размещения только двух отраслей ТЭК, нефтяной и газовой промышленности.

И этот выбор неслучаен.

Задание: Прослушайте сообщения и выявите, что объединяет нефть и газ.

(По ходу рассказа учащихся на экране появляются рисунки)

Ответ: (объединяют происхождение топлива, способы добычи)

Задание: Способом беглого просмотра текста, определите главные районы добычи.(1 ряд – нефти, 2 ряд – газа)

Задание: используя карту атласа на стр. 10-11 покажите районы добычи

(работа в парах)

Задание: на карте, у доски, показать районы добычи нефти и газа.

Задание: используя атлас, заполните таблицу на опорном листе

(1 ряд – нефть ,2 ряд – газ)

Актуализация знаний: используя записи, предыдущих конспектов, назовите

факторы размещения производства (фактор размещения предприятий по

добычи ресурсов, по переработке сырья)

Проверка записи.

?Назовите способы транспортировки нефти и газа?

Почему нефтеперерабатывающие заводы строят в районах потребления

продукции, а не в районах добычи сырья?

(для транспортировки нефтепродуктов необходимо несколько труб)

5 пункт плана

Задание: По ходу объяснения делайте записи в опорном конспекте

(столбик «Проблема», столбик «Решение»)

? Какие проблемы возникают при добыче нефти и газа в Перелюбском районе?

1)Экологические

При бурении грязь с химическими реактивами попадает в почву.

При добыче необходим в технологических целях, некоторый выход газа, который сжигается. Это приводит к попаданию в воздух оксидов углерода и серы, что способствует образованию парникового эффекта и кислотных дождей.

При транспортировке происходит потеря, т.к. 40% труб используются более 30 лет. В Западной Сибири происходит 5-6 аварий в день.

(краткая запись)

2) Проблема поиска новых месторождений (в районах с более суровыми климатическими условиями)

3)Удорожание добычи (использование новых технологий добычи с более глубоких слоев залегания).

4)Неполная переработка нефти (в европейских странах нефть перерабатывается на 95 %, а у нас –65%.) Более того, 30% нефти – это мазут, стоимость которого ниже, чем стоимость сырой нефти на мировом рынке.

Задание: Подумайте, какие пути решения данных проблем можно предложить?

4.Итоги урока

? Что нового вы узнали на уроке (используйте план, конспект)?

Оценки за работу на уроке и за сообщения.

5.Задание на дом.

§ 25 или восстановить информацию по ЛОК,

на контурной карте обозначить 2 главных района добычи газа, 3 района добычи нефти, по три центра переработки нефти и газа;

Сообщения.

1 Мельчайшие живые организмы, обитавшие в морской воде миллионы лет назад, отмирая, оседали на дно, а под воздействием бактерий, высокого давления и температур разлагались на легкие углеводороды, которые просачивались сквозь породы и, накапливаясь, формировали залежи нефти. Газ образует шапку над пластом нефти, либо газ находится в растворенном виде в нефти. На одну тонну нефти добывают 100 – 150 кубических метров газа. Бывает, что имеются чисто газовые месторождения.

2 Добычу нефти и газа ведут тремя способами.

На первой стадии разработки производится за счет фонтанирования по скважине под действием пластовой энергии. С течением времени пластовое давление снижается. Тогда для добычи вводят в действие скважноштанговые глубинные насосы, в качестве привода которых применяют станок-качалку. Сравнительно новым способом механизации подъема нефти и газа является газлифтная установка, работающая на принципе насыщения нефти воздухом или нагнетание в пласт воды.

В более редких случаях нефть добывается шахтным способом. Нефть очень

плотная, полутвердая, содержащая парафин.

.

Файлы: урок 1.doc
Размер файла: 33792 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология