Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабышкина Марина Васильевна
Место работы, должность: — учитель истории МОУ СОШ № 14
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Учить учащихся извлекать исторический опыт через воспитание уважения к демократическим ценностям.
Задачи: 1. рассмотреть продолжение процесса формирования однопартийной политической системы и выяснить основные его этапы становления. Определить причины возвышения И.В.Сталина (Джугашвили).
2.Развивать: а) коммуникативную компетентность (навыки работы в группе),
б) учебно-познавательную компетентность (навыки самостоятельной работы с источниками, умение сравнивать, делать выводы, анализировать).
в) информационно-коммуникативную компетентность (навыки презентации полученных результатов своей работы)
3. 4. Воспитывать толерантность
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Краткое описание: — Групповая работа, обсуждение, дискуссия, раболта и историческими источниками
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
В начале урока учащиеся получают жетоны разного цвета с указанием своей фамилии, имени. Каждый цвет означает номер группы в которой будет работать ученик на уроке. (Таким образом, учитель дифференцирует учащихся для эффективной работы на уроке по какому –либо критерию критерию).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
После того, как ребята соберутся в группы и рассядутся на свои места учитель каждой группе выдаёт рабочие листы с заданиями, которые ученики должны выполнить и представить результаты своей работы в классе.
Рабочий лист 1 группы: (для выполнения заданий первой группы можно использовать ИКТ или интерактивную доску)
Задание 1. Рассмотрите учебную таблицу «Высшие и центральные органы государственной власти и управления в 1922-1936гг.» (данные таблицы прикреплены на доске) и составьте рассказ на тему «Как осуществлялось управление государством в 20-егг.XXвека»
Задание 2. Прикрепите данные вам фотографии государственных деятелей «по своим» местам на учебной таблице.
Задание 3. Рассмотрите учебную таблицу «Органы управления партией большевиков» » и составьте рассказ на тему «Как осуществлялось управление партией в 20-егг.XXвека»
Задание 4. Прикрепите данные вам фотографии партийных деятелей «по своим» местам на учебной таблице.
Задание 5. Выясните, в чём были особенности системы управления государства и партии РКП (б) в 20-е гг. XXвека, используя полученную информацию при работе над заданиями 1-4.
Результаты работы запишите в тетрадь и представьте классу.
В ходе работы учащиеся должны прийти к следующему выводу: Одни итежи лица находились и в органах государственной и партийной власти, значит партия большевиков в 20-е гг. XX века стала оказывать огромное влияние на органы государственной власти, заняла лидирующие позиции в них, следовательно началось сращивание или слияние органов партийной и государственной власти.
Рабочий лист 2 группы:
Задание 1. Проанализируйте документ «Из резолюции X съезда РКП (б) «О единстве партии».
«Съезд обращает внимание всех членов партии на то, что единство и сплочённость её рядов, обеспечение полного доверия между членами партии и работы действительно дружной, действительно воплощающей единство воли авангарда пролетариата, является особенно необходимым в настоящий момент, когда ряд обстоятельств усиливает колебания в среде мелкобуржуазного населения страны.…Необходимо, чтобы все сознательные рабочие ясно осознали вред и недопустимоть какой бы то нибыло фракционности, которая неминуемо ведёт на деле к ослаблению дружной работы и к усиленным повторным попыткам примазывающихся к правительственной партии врагов её углублять разделение и использовать его в целях контрреволюции.…Отвергая решительно неделовую и фракционную критику, партия неустанно будет продолжать, испытывая новые приемы, бороться всякими средствами против бюрократизма, за расширение демократизма, самодеятельности, за раскрытие, разоблачение и изгнание примазавшихся к партии и т.д. Съезд приписывает немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии.»
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ:
1.В чём смысл резолюции?
2.Какие противоречия она содержит?
3.К каким последствиям она могла привести?
Задание 1. Ответьте на вопрос: « Что сделала партия большевиков, чтобы занять правящее положение в государстве?»
Результаты работы запишите в тетрадь и представьте классу.
Учитель подводит ребят к выводу об окончательном складывании однопартийной политической системы в стране.
Рабочий лист 3 группы:
Задание 1. Рассмотрите схему «Борьба за власть в руководстве большевистской партии в 20-е гг. XX века» и выделите основные этапы борьбы за власть, а также определите противников в этой борьбе.
Результаты запишите в таблицу:
Этап и его хронологические рамки
ПРОТИВНИКИ
Задание 2. Ответьте на вопрос: «Что сделала партия большевиков, чтобы занять правящее положение в государстве?»
При ответе воспользуйтесь словами И.В. Сталина на XIIсъезде РКП (б) «Диктатура пролетариата состоит из указаний партии плюс проведение этих указаний массовыми организациями пролетариата плюс их претворение в жизнь населением.»
(вопрос: Какая диктатура существует на деле?»)
Учитель подводит ребят к выводу о приоритете большевиков в органах государственной власти.
Рабочий лист 4 группы:
Задание 1. Познакомьтесь с материалом учебника «Окончательное складывание однопартийной политической системы» и ответьте на вопрос: «Как политическая оппозиция вне большевистской партии (т.е. меньшевики и эсеры) прекратила своё существование?
Результаты работы представьте в форме сообщений на тему:
«Судебный процесс над эсерами»
«Борьба с меньшивиками»
Учитель подводит ребят к выводу о создании однопартийной политической системы.
Рабочий лист 5 группы:
В 1922 году В.И. Ленин заболел и в декабре он приступил к диктовке материалов, которые в истории известны как «Последние письма и статьи В.И. Ленина» или «Завещание В.И.Ленина», где он давал оценку самым близким своим соратникам.
Задание 1. Определите, кто и почему мог стать лидером, используя документ.
О И.В.Сталине «…Сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью»
О Л.Д. Троцком «… Самый способный человек в настоящем ЦК. Выдающийся вождь современного ЦК. Имеет высокий интеллект. Второй человек в русской революции. Смоуверенн и увлечён административной стороной дела.»
О Бухарине «Не только ценнейший и крупнейший теоретик парт, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне к марксистским, ибо в нём есть нечто схоластическое.»
О Пятакове «Человек несомненно выдающейся воли и выдающихся способностей, но слишком увлекающийся административной стороной дела, чтобы на него можно положиться в серьёзном политическом вопросе.»
Результаты работы запишите в тетрадь и представьте классу.
Учитель подводит ребят к выводу о том, что В.И. Ленин не видел себе приемника ни в одном из лидеров партии, тем более И.В. Сталина.
Рабочий лист 6 группы:
Файлы: Забвению не подлежит игра.ppt
Размер файла: 2492928 байт.