Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабышкина Марина Васильевна

Место работы, должность: — учитель истории МОУ СОШ № 14

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Учить учащихся извлекать исторический опыт через воспитание уважения к демократическим ценностям.

Задачи: 1. рассмотреть продолжение процесса формирования однопартийной политической системы и выяснить основные его этапы становления. Определить причины возвышения И.В.Сталина (Джугашвили).

2.Развивать: а) коммуникативную компетентность (навыки работы в группе),

б) учебно-познавательную компетентность (навыки самостоятельной работы с источниками, умение сравнивать, делать выводы, анализировать).

в) информационно-коммуникативную компетентность (навыки презентации полученных результатов своей работы)

3. 4. Воспитывать толерантность

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Краткое описание: — Групповая работа, обсуждение, дискуссия, раболта и историческими источниками

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

В начале урока учащиеся получают жетоны разного цвета с указанием своей фамилии, имени. Каждый цвет означает номер группы в которой будет работать ученик на уроке. (Таким образом, учитель дифференцирует учащихся для эффективной работы на уроке по какому –либо критерию критерию).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

После того, как ребята соберутся в группы и рассядутся на свои места учитель каждой группе выдаёт рабочие листы с заданиями, которые ученики должны выполнить и представить результаты своей работы в классе.

Рабочий лист 1 группы: (для выполнения заданий первой группы можно использовать ИКТ или интерактивную доску)

Задание 1. Рассмотрите учебную таблицу «Высшие и центральные органы государственной власти и управления в 1922-1936гг.» (данные таблицы прикреплены на доске) и составьте рассказ на тему «Как осуществлялось управление государством в 20-егг.XXвека»

Задание 2. Прикрепите данные вам фотографии государственных деятелей «по своим» местам на учебной таблице.

Задание 3. Рассмотрите учебную таблицу «Органы управления партией большевиков» » и составьте рассказ на тему «Как осуществлялось управление партией в 20-егг.XXвека»

Задание 4. Прикрепите данные вам фотографии партийных деятелей «по своим» местам на учебной таблице.

Задание 5. Выясните, в чём были особенности системы управления государства и партии РКП (б) в 20-е гг. XXвека, используя полученную информацию при работе над заданиями 1-4.

Результаты работы запишите в тетрадь и представьте классу.

В ходе работы учащиеся должны прийти к следующему выводу: Одни итежи лица находились и в органах государственной и партийной власти, значит партия большевиков в 20-е гг. XX века стала оказывать огромное влияние на органы государственной власти, заняла лидирующие позиции в них, следовательно началось сращивание или слияние органов партийной и государственной власти.

Рабочий лист 2 группы:

Задание 1. Проанализируйте документ «Из резолюции X съезда РКП (б) «О единстве партии».

«Съезд обращает внимание всех членов партии на то, что единство и сплочённость её рядов, обеспечение полного доверия между членами партии и работы действительно дружной, действительно воплощающей единство воли авангарда пролетариата, является особенно необходимым в настоящий момент, когда ряд обстоятельств усиливает колебания в среде мелкобуржуазного населения страны.…Необходимо, чтобы все сознательные рабочие ясно осознали вред и недопустимоть какой бы то нибыло фракционности, которая неминуемо ведёт на деле к ослаблению дружной работы и к усиленным повторным попыткам примазывающихся к правительственной партии врагов её углублять разделение и использовать его в целях контрреволюции.…Отвергая решительно неделовую и фракционную критику, партия неустанно будет продолжать, испытывая новые приемы, бороться всякими средствами против бюрократизма, за расширение демократизма, самодеятельности, за раскрытие, разоблачение и изгнание примазавшихся к партии и т.д. Съезд приписывает немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии.»

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ:

1.В чём смысл резолюции?

2.Какие противоречия она содержит?

3.К каким последствиям она могла привести?

Задание 1. Ответьте на вопрос: « Что сделала партия большевиков, чтобы занять правящее положение в государстве?»

Результаты работы запишите в тетрадь и представьте классу.

Учитель подводит ребят к выводу об окончательном складывании однопартийной политической системы в стране.

Рабочий лист 3 группы:

Задание 1. Рассмотрите схему «Борьба за власть в руководстве большевистской партии в 20-е гг. XX века» и выделите основные этапы борьбы за власть, а также определите противников в этой борьбе.

Результаты запишите в таблицу:

Этап и его хронологические рамки

ПРОТИВНИКИ

Задание 2. Ответьте на вопрос: «Что сделала партия большевиков, чтобы занять правящее положение в государстве?»

При ответе воспользуйтесь словами И.В. Сталина на XIIсъезде РКП (б) «Диктатура пролетариата состоит из указаний партии плюс проведение этих указаний массовыми организациями пролетариата плюс их претворение в жизнь населением.»

(вопрос: Какая диктатура существует на деле?»)

Учитель подводит ребят к выводу о приоритете большевиков в органах государственной власти.

Рабочий лист 4 группы:

Задание 1. Познакомьтесь с материалом учебника «Окончательное складывание однопартийной политической системы» и ответьте на вопрос: «Как политическая оппозиция вне большевистской партии (т.е. меньшевики и эсеры) прекратила своё существование?

Результаты работы представьте в форме сообщений на тему:

«Судебный процесс над эсерами»

«Борьба с меньшивиками»

Учитель подводит ребят к выводу о создании однопартийной политической системы.

Рабочий лист 5 группы:

В 1922 году В.И. Ленин заболел и в декабре он приступил к диктовке материалов, которые в истории известны как «Последние письма и статьи В.И. Ленина» или «Завещание В.И.Ленина», где он давал оценку самым близким своим соратникам.

Задание 1. Определите, кто и почему мог стать лидером, используя документ.

О И.В.Сталине «…Сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью»

О Л.Д. Троцком «… Самый способный человек в настоящем ЦК. Выдающийся вождь современного ЦК. Имеет высокий интеллект. Второй человек в русской революции. Смоуверенн и увлечён административной стороной дела.»

О Бухарине «Не только ценнейший и крупнейший теоретик парт, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне к марксистским, ибо в нём есть нечто схоластическое.»

О Пятакове «Человек несомненно выдающейся воли и выдающихся способностей, но слишком увлекающийся административной стороной дела, чтобы на него можно положиться в серьёзном политическом вопросе.»

Результаты работы запишите в тетрадь и представьте классу.

Учитель подводит ребят к выводу о том, что В.И. Ленин не видел себе приемника ни в одном из лидеров партии, тем более И.В. Сталина.

Рабочий лист 6 группы:

Файлы: Забвению не подлежит игра.ppt
Размер файла: 2492928 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология