Автор конспекта:
Автор(ы): — Карпушкина Тамара Афанасьевна

Место работы, должность: —

МБОУ"Сиверская гимназия",учитель изобразительного искуства,мировой художественной культуры,черчения.

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная категория

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

Формирование представлений о жанре портрета.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: — nТом 7. Портрет

Год выпуска: 2003 Формат: CD-ROM 3000 изображений

ISBN: 5-94865-008-1 Издательство: Directmedia Publishing

nТом 20. Шедевры мировой живописи: 11 111 репродукций

Год выпуска: 2004 Формат: DVD-ROM 11111 изображений

ISBN: 5-94865-023-5 Издательство: Directmedia Publishing

nБольшая энциклопедия Живописи СТРАНЫ МИРА
Год выпуска: 2002 Формат: CD-ROM
Издательство: TRIADA

Краткое описание: —

Актуализация

Тема урока.Портрет углем.

Цель урока.

Педагогические задачи урока:

1)Учить рассматривать рисунок головы как пространственную форму-как конструкцию.

2)Продолжать учить,что все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам.

3)Учить умению видеть пропорциональные особенности,определяющие сходства рисунка с моделью.

4)Познакомить с разными приемами работы углем.

5)Развивать эмоциональную отзывчивость на искусство.

6)Формировать отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы.

Ученические задачи урока:

Форма урока – традиционный урок с ИКТ

Тип урока — урок изучения нового материала

Уровень самостоятельности — средний

Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, диспут.

Ключевые слова урока — виды изобразительного искусства,портрет,язык графики

Фаюмский портрет,энкаустика.

Оборудование — раздаточный материал, интерактивная доска,диапроектор

План урока:

Организационный момент.

Вхождение в тему урока.

Повторение темы : ».

Физминутка.

Изучение нового материала.

1)Немного истории.

2).

3)Диспут.

Выводы.

Видеоряд.

Звукоряд. Музыкальные записи Шостаковича-«Романс из к-фа «Овод»,вальс-фантазия М.И.Глинки

Литературный ряд. Стихи Заболоцкого «Лица»,стихи детей.

Ход урока.

На доске таблица «Виды изобразительного искусства»,представленная репродукциями графики,живописи,архитектуры,скульптуры,декоративно-прикладного искусства.Текст с названиями видов искусства закрыт.

-Назовите виды изобразительного искусства и покажите соответствующие им репродукции(После ответа ученика-текст на таблице открывается).

-Ребята , на доске записана тема нашего урока-«Портрет углем».Сегодня на уроке мы повторим все ,что знаем о портрете и поучимся рисовать портрет одноклассника совершенно в новой технике –мы будем работать углем.

-Подскажите мне,что же мы называем портретом?(Портрет-это живописное ,графическое ,скульптурное и фотографическое изображение конкретного человека.)

А теперь внимательно посмотрите на таблицу «Виды изобразительного искусства».

-В каких видах изобразительного искусства есть портреты?-Графике,живописи.

Сдайд№1.На этом слайде представлены пронумерованные репродукции с изображением людей. Вспомним их авторов и названия.(Первобытная Венера-Костенковская,автопортрет Леонардо да Винчи «Джоконда»Леонардо да Винчи,Сикстинская мадонна1111 1 2

3

4

5

6

7

Среди них есть те,которые не являются портретами.

-Назовите номера тех репродукций ,которые не являются портретом.№1,№4

ответ№1-Костенковская Венера.Почему?Первобытная Венера-Венера каменного века.Первобытного художника не интересовали черты лица человека,он создает обобщенный образ женщины-хранительницы очага,продолжательницы рода,символ плодородия.

№4-Сикстинская мадонна-образ совершенной красоты.Была написана для алтаря Сикстинского монастыря.Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную МАТЬ,а чудо явления небесной Царицы,несущей людям своего сына как искупительную жертву.В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках.Взгляд ее темных без блеска глаз устремлен мимо и как бы сквозь зрителя.Этому взору доступно то ,что скрыто от других.Мария-символ материнской жертвенности.Это не портрет.

Назовем портреты,представленные здесь ,их авторов. «АВТОПОРТРЕТ»-Леонардо да ВИНЧИ ,«Авторпортрет»-Рафаэля Санти. Кто из них какую работу написал?

«ДЖОКОНДА»-Ленардо да Винчи, ,Это портрет?Почему?

«Нефертити»- В 1912 году в скульптурной мастерской художника Тутмоса в эль-Амарне археологом Людвигом Борхардтом был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своем дневнике Борхардт сделал знаменательную надпись: «Описывать бесцельно, — смотреть!»

Великолепный портрет царицы Нефертити: нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит «золотой» повязкой, украшенной «самоцветами». На лбу когда-то находился урей — священная змея, считавшаяся в Египте символом царской власти.

Вставить продолжение

У вас есть возможность показать свои знания.

Вставить…Посмотрите на эти портреты.Портрет «Гончарова на даче».Наталья Гончарова-женственна,беззащитна,нежная,с горьким предчуствием(чуствует беду).Давайте охарактеризуем линию.

-Какая линия? Мягкая ,плавная,ниспадающая,струящаяся, как ручеек.

Вставить продолжение

Уголь-техника рисунка углем высоко ценилась старинными мастерами,ею широко пользуются и современные художники.Для рисунка используется уголь различных сортов:от наиболее твердых древесных пород до самых мягких, ценных пород ореха, подвергающихся обжигу. Этот неприхотливый материал позволяет рисовать свободно, размашистым штрихом, особенно на крупных листах бумаги с несколько шероховатой поверхностью. Набросок углем легко стирается тряпкой. Окончательный рисунок необходимо закрепить. Чтобы готовый рисунок не осыпался, его фиксируют. Впервые этот способ закрепления применили в Италии: изображения на проклеенной бумаге обрабатывали водяным паром. Закреплять можно жидким клеем, молоком, лимонадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удобен в работе, но технология его достаточно не исследована. Фиксировать необходимо осторожно, в несколько приемов с расстояния одного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен находиться в горизонтальном положении, не попадали крупные капли. При длительном рисовании фиксируют в процессе работы несколько раз. Можно размазать пальцем для получения соответствующих теней.Уголь держат тремя пальцами,за неочищенный конец, опираясь слегка на мизинец. Порядок выполнения углем тот же, что и карандашом:вначале наносится в общих чертах контур и основные тени, потом идет проработка деталей,от крупных к к более мелким. Где надо -усиливают нажим, где- чуть-чуть. При рисовании углем трудно сохранить бумагу нетронутой в тех местах,где есть светлые места.Поэтому света прорабатываются мякишем белого хлеба или мягкой резинкой(клячкой).Растушевку можно делать пальцем.

Существует два способа работы углем.

1-ыйспособ. Покрываем рисунок тонким слоем угля. Намечаем контур , затем ватным тампоном в светлых местах снимается уголь, а в более темных усиливается

Обратите внимание на свободу использования И. Репиным неограниченных возможностей угля при работе над

портретом Элеоноры Дузе, выполненном на холсте. Уголь то ложится широкими густыми линиями, то тонкими трепещущими штрихами, то лепит форму едва уловимыми прозрачными полутонами. И. Репин. «Портрет Элеоноры Дузе». Уголь. 1891.

Покрываем рисунок тонким слоем угля. Намечаем контур , затем ватным тампоном в светлых местах снимается уголь, а в более темных усиливается.

2-ой способ. Бумагу для рисования можно тонировать. Света при этом намечают мелом или пастелью необходимого тона. Это делается также резинкой без применения других материалов, если вы пользовались стирающимися материалами, такими, как соус. Тонировать нужно в соответствии с характером изображаемого предмета, но не стоит слишком затемнять лист.

Н.Фешин «Голова старика»2-я половина 20 века

3-ий способ.

Затушевывают лист и рисуют резинкой,усиливая углем .

Уголь позволяет быстро, не останавливаясь вначале на мелких деталях, выявлять в работе большие тональные отношения и светотеневые контрасты. Такие, например, свойства угля, как подвижность и пластичность, приближают его к масляным краскам. Это очень важно, так как рисунок большей частью должен соответствовать материалу, в котором будет выполняться картина, роспись или скульптура.

Голова имеет яйцевидную форму,несколко сжата у висков,заострена внизу.Лицо выражает сущность натуры человека,его индивидуальный характер,его личные качества.

Учитель читает стихотворение Никлоая Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Есть лица ,подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом,

Есть лица-подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Файлы: Рабочая программа по МХК, 10-11 классы.doc
Размер файла: 278016 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология