Автор конспекта:
Автор(ы): — Шинкоренко Галина Валентиновна

Место работы, должность: — МОБУ «ООШ №1″ г. Ясный Оренбургской области учитель русского языка и литературы

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

  • Учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ эпизодов: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.
  • Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;
  • Воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе, неприятию насилия во всех его идейных проявлениях.

Используемое оборудование: — 1 компьютер на столе учителя для ведения урока,экран, видеопроектор, колонки.

Краткое описание: — Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

  • Урок сопровождается презентацией «Потрясённый, выбитый из колеи герой»
  • Видеоряд «Герои Достоевского», подготовленный учителем
  • Видеоряд «ХХ век под знаком Достоевского»
  • Роман в шести частях с эпилогом Ф.М.Достоевского
  • Страница с таблицей для заполнения ответов на вопросы.

Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята.

Родион Раскольников. «Родя» – так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»
И что-то случилось с человеком, когда он берет топор и идет на дело. Роман имеет двучастную композицию: преступление и наказание. Совсем немного глав посвящено преступлению. Основная часть романа отведена подготовке преступления и наказанию героя после преступления. Ф.М.Достоевский как глубокий психолог показывает борьбу, происходящую в сознании героя

В. Шкловский писал: " Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления ". Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а вопрос о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

-Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

II/Зачитать стр. 5 стр. 11/ Эпизод « Встреча с Мармеладовым»

— Зачем Раскольников вышел из каморки?

/ Ему свойственны колебания… Весы на доске. Ему нужно решить: убивать или не убивать старуху – процентщицу. Решения Раскольникова будем оформлять наглядно. –Да ( убивать) – Нет ( Не убивать)/

-Первая встреча – встреча с Мармеладовым.

Слайд 3Мармеладов.

-У вас на партах лежит путеводитель по тексту. Зачитайте цитаты, чтобы услышать голос Мармеладова.

-Что вы услышали в речи Мармеладова?

/В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищете никто не подозревает благородства чувств. А в нём это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за родных детей, оправдывать грубое отношение к себе , ценить самоотверженность жены и детей/

Слайд 4Вопросы для обсуждения.

Вопросы для осмысления и связного рассказа.

-Как относятся к Мармеладову люди из трактира? Чем Мармеладов отличается от посетителей распивочной?

— Почему Мармеладов рассказывает свою историю Раскольникову?

-Расскажите о семье чиновника.

– Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?

-Заканчивает Мармеладов свою исповедь обращением к Богу. Почему?

Встреча с Мармеладовым заканчивается мыслями Раскольникова о Соне. Почему?

« Сонечка, вечная Сонечка, пока стоит мир»

Этот образ приобретает философское звучание. Сонечки – вечные жертвы в руках бездушных людей. Но их жертвы напрасны.

Учитель

Мармеладов стал как бы символом, обобщённым выражением опустошения личности в обществе денежных отношений…Сонечки – вечные жертвы.

Мотив тупика в романе (Слайд, сделанный руками ребят)

-Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?

-Ко всему – то подлец – человек привыкает!

-НУ, а коли не соврал, — воскликнул он вдруг невольно, — коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род человеческий, то значит, что остальное всё предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, итак тому и следует быть!…/

-Начнём заполнение таблицы на доске.

Слайд 4 Эпизод « Письмо от матери»/ ч. 1., гл 3, стр. 29/

-К какому выводу приходит Раскольников?

/ « Не хочу я вашей жертвы! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!

А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать

Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что – то, или… Или отказаться от жизни совсем…»/

Слайд 5 Эпизод « Встреча с пьяной девочкой на бульваре » (ч. 1, гл 4, стр.45)

- Чем вызваны противорения в поведении Раскольникова?

-Как характеризует Раскольникова история с пьяной девочкой?

IIIЭпизод Сон Раскольникова(ч1, гл.5) — Защита проектов.

Группа 1

Найдите и охарактеризуйте цветообразы в эпизоде «Сон Раскольникова».

  • Перечитывая эпизод, отметьте слова, которые несут в себе цветовое значение( это могут и слова, напрямую называющие цвет, и слова, ассоциирующиеся с определённым цветом)
  • Пронаблюдайте, в какой момент появляется каждый цветообраз, с каким героем связан. Попытайтесь выйти на уровень понимания символики цвета.
  • Попробуйте систематизировать свои выводы, представить их в виде цвета.

Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.

Группа 2

Охарактеризуйте образ лошадёнки в эпизоде «Сон Раскольникова».

  • Какие эпитеты автор использует для создания этого образа? На какие ещё детали можно обратить особое внимание?
  • Какое место этот образ занимает этот образ среди других образов в этом сне( Маленький Раскольников, отец, толпа, Миколка и др.)
  • Попытайтесь выйти на уровень понимания символического значения этого образа, провести параллели между этим образом и другими образами романа.

Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.

Группа3

Охарактеризуйте образы людей в эпизоде «Сон Раскольникова».

  • Каким символическим содержанием наполнен образ Миколки? Какие детали помогают нам охарактеризовать этот образ?
  • Каким вырисовывается образ толпы? Однородная это масса или нет?
  • Каким вы видите Раскольникова в этом эпизоде? Какие детали свидетельствуют о его состоянии? Почему, как вы думаете, автор возвращает его именно в детство?

Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.

— Определите значение сна Раскольникова.

Нравственное значение

Протест против убийства

Он не такой, как Миколка. В Раскольникове живёт чувство сострадания. Это тонкая натура. Значит убить он не может.

— Предложен вариант отступления. Ужасная картина могла бы оттолкнуть Раскольникова от решения убить старуху.

Социальное значение

Сон – символ существующего порядка

В образе клячи заключены образы замученных, униженных и оскорблённых людей.

Миколка – маленький наполеон, им можно издеваться над несчастными безнаказанно.

Философское значение.

Раскольников должен бороться за счастье людей. Старуха – процентщица для него -олицетворение злого начала в человеке.

— Так появляется образ Наполеона в романе.

IIчасть урока « Преступление и наказание – роман — предупреждение»

— А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!
Как не допустить катастрофы? О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива? Об этом мы сегодня должны задуматься. Об этом предупреждает нас автор романа «Преступление и наказание».

  • Проверка знания романа
  • Просмотр видеоряда «Герои Достоевского».

    Беседа:

  • Кто в ряду героев Ф.М.Достоевского показался вам неожиданным персонажем?(Наполеон)
  • Оправданно ли его появление среди героев романа?
  • Знаете ли вы, кому принадлежат слова: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы – для нас орудие одно»? (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
  • Как вы понимаете эту фразу?
  • -Какой эпизод в романе убеждает Родиона Раскольникова в том, что наполеонов, оказывается, много и он (Раскольников) тоже « имеет право встать над всем людским муравейником»?

    — Верно, это эпизод, когда Родион Раскольников подслушивает в трактире разговор студента и офицера. ( ч. 1, гл. 6, стр. 62 -65)

    Каково же идейно-художественное содержание этого эпизода? Что скрывается за фразами героев? Что должен был услышать Раскольников? Ответить на эти вопросы непросто. Давайте вспомним текст и постараемся сначала ответить на простые вопросы.

    2.Индивидуальные выступления

    3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Слайд с вопросами Активизация имеющихся знаний.

    Обсуждение ответов. Как вы думаете, какие мысли вызывают ответы на вопросы теста?

    1.Почему именно студента, а не офицера автор заставляет излагать идеи о праве на кровь? Казалось бы, офицер по роду профессии больше связан с проявлениями насилия, смерти… (В ходе диалога приходим к мысли, что студенты – это еще не доучившиеся специалисты, они поверхностно знакомы с идеями, бродящими в обществе. А брожение идей бывает во все времена и в каждом обществе).

    2. Почему старуха, по замыслу автора, деньги завещает не сестре, а монастырю? (Оказывается, злая и вредная, она все-таки печется о своей душе. Помнит о душе!)
    3. Почему Лизавета во всем противопоставлена Алене Ивановне? (Эта героиня из мира обездоленных, бесправных. Ради таких, как она, выстрадал свою теорию Раскольников, но именно Лизавета и станет жертвой этой теории).
    4. Почему так важен вопрос о том, чем измеряется человеческая жизнь? (Автор предупреждает: жизнь бесценна!) Раскольников как умный человек должен был проанализировать содержание разговора, ответить на эти вопросы, почувствовать предупреждение. Что же поняли мы, перечитав эпизод и задумавшись над замыслом автора?

    О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива?

    4.Усвоение новых знаний.

    Заполнение ответов на вопросы таблицы. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие ответы вы записали?
    На экране высвечивается таблица, идет обсуждение вариантов ответов.

    Ответы

    1. В умах людей в разные эпохи всегда будут бродить самые разные…

    Идеи

    2. Даже самый бесчувственный человек не должен забывать …

    О собственной душе

    3. Какова цена человеческой жизни?

    Жизнь бесценна

    4. Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против…

    Бесправных, обездоленных

    5. В условиях духовного тупика человек может противопоставить невыносимым обстоятельствам …

    Законы совести, заповеди

    Как видим, содержание данного эпизода автор продумал так, чтобы заставить читателя почувствовать тревогу, услышать предупреждение о том, что никакая теория не должна приводить к насилию. Почему же Раскольников не услышал этого? (Ребята отвечают, что Раскольников услышал только то, что хотел, а не то, что должен был. Им овладела чудовищнаяидея. Ради нее он отказался от законов совести, заповедей Бога).

    Определим для этой идеи формулу –« Разрешение крови по совести»

    5 Просмотр презентации. Предупреждение человечеству

    Выводы

    Истоки бунта.
    1.Внешние: идеи, витающие в воздухе:
    — взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость

    окружающего мира;
    — идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " о предназначении великой личности);
    — тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;
    — судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);

    2. Внутренние:
    — состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
    — характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

    Записать

    Нравственные истоки теории Раскольникова. Теория порождена состраданием, но странно, " бредово " понятым героем (Наполеон — сострадание);

    Кофликт героя с миром, где страдают униженные и оскорблённые, можно разрешить, осуществив теорию. Теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.

    Файлы: презентация учащегося.pptx
    Размер файла: 636243 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология