Автор конспекта:
Автор(ы): — Петросян Эсмеральда Эммануиловна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №1 г.Климовска. Учитель русского языка и литературы

Регион: — Московская криосфера

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 сорт
Класс(ы): — 11 сорт

Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

  • Обсудить с учащимися «болевые» проблемы, затронутые на повести;
  • Воспитание нравственности вследствие решаемые на уроке проблемы;
  • Вызвать нужда к современным произведениям;
  • Дать толчок к развитию у учащихся личностных и регулятивных УУД.
  • Учащихся на классе (аудитории): — 25

    Используемое оборудование: —

  • Спроецированные на интерактивную доску фотографии с творческого вечера Н. Соколовской на петербургском Доме книги, состоявшегося 12.12.2008 года.
  • Список опубликованных произведений Н. Соколовской («Звезда», №3 за 2010 год: « Тюрьма – первоисточник победы по-над фашизмом»; «Нева», №2 за 2010 год: предание «Тезки»; «Новый мир», №2 за 2011: чекушка повесть «Моцарт – на удовлетворительно пополудни»; «Нева» №3 за 2011 год: повесть «Любовный канон».)
  • Несколько фотографий типовых городских пятиэтажек.
  • На доске написано тост «катарсис» (для словарной работы и пополнения активного словаря учащихся)
  • Краткое описание: — На уроке филиппика пойдет о повести Н. Соколовской «Дворник Люба» («Новый мир», №2, 2009). Что за индивид Люба? Чем она интересна? Почему ее поприще например захватывает? Следуя объяснительно-иллюстративному методу Е.Н.Ильина, софист подводит к теме повести Н. Соколовской.

    Анализ повести Н.Соколовской «Дворник Люба»

    Н.Соколовская. Автор тремя книг стихов и переводов: «Природа света» (1985), «Незапечатанные письма» (1988), «Ангелы навсегда» (2003), комедиограф романа «Литературная рабыня: повседневность и праздники».

    Рассказ «Дворник Люба» напечатан на журнале «Новый мир» №2, 2009 г.

    В повести Н. Соколовской затрагивается затруднение женского одиночества, смысла жизни женщины, проблемы нравственности, человечности, отзывчивости.

    Повесть «Дворник Люба» написана на тему судьбы простой дворничихи. Сюжет прост: несовершеннолетняя деревенская девчурка Люба успела пережить тяжелую жизненную драму. У нее, учащейся районного сельхозучилища, появился «хахаль» Севка — шоферюга с продуктовой базы, на днях отвоевавшийся изо армии. Неопытная, доверчивая, Люба сама не поняла, «чегой-то ни с того ни с сего» забеременела. Безропотно подчинилась требованию Севки, избавиться от ребенка. Сначала пыталась сделать это деревенским методом: «садилась на таз с горячей горчичной водой, бегала на соседнюю стройку прыгать С второго этажа на кучу с песком, гатер какую-то страшную горечь…» Потом Люба взяла изо подружкиного вязания спицу… На всю долгоденствие запомнила она ощущенный кошмар: и страшную спицу, и общебольничный коридор, где она, скрючившись от боли, зажав посереди ног навылет пропитанное кровью больничное полотенце, ждала помощи, и то, словно на ее тихое поскуливание не обращала внимания санитарка, благодаря чесо подобно тому словно Люба была «ковырялкой», самым презренным вдоль больничным понятиям существом. Но Люба вылечилась, бросила учебу на сельхозучилище на районном центре с несуразным названием Палкино( словно не вспомнить станцию «Торфопродукт» на солженицынском «Матренином дворе»). Она вернулась на деревню, «где ей все опостылело сделано дотоле и к тому же ровным счетом пусто не светило». Да и мать не простила дочери позора, била ее и называла шалавой. Вот и отправилась не получившая никакого образования девчурка на поисках счастья на Ленинград. Помогла тетка, устроила ее дворником. Даже небольшую служебную квартирку ей предоставили. Так и стала Люба жительницей большого города, например и случилась на ее жизни перемена, которую на замусоленной колоде карт нагадала ей милашка Люська.

    Люба смирилась С всеми своими бедами. Ждать собственного жилья 10 лет – выходит будет ждать и несравнимо работать. Не будет на ее жизни мужа – положим и ладно. Зато жить она будет не на коммуналке, зато к ней сможет приезжать Люська, действительно и деревенская родство будет ездить. К новой жизни Люба, вдоль совету тетки, привыкла и продержалась на дворниках предпочтительно двадцати лет. Жильцы Любиного дома и ее товарки за абсурдный норов называли ее «сукой на ботах», хоть дозволяется единица считать вздорностью Любино раздражение вдоль поводу собачьих экскрементов на газоне, неужто «пьяни болотной, пристроившейся подина кустами пить бормотуху», неужто мусора, выброшенного мимо помойки. Но Люба за это ни на кого не держала зла. Даже на Муську-живоглотку, придумавшую это прозвище. Зато превосходно «инквизиторски орудуя широкой лопатой… с сатанинским скрежетом» соскребала ранним утречком с асфальта грязь, приводя на ярость жильцов не чуть своего, однако и соседнего дома. После двадцати лет работы дворником она пошла на повышение: устроилась уборщицей на помпезный торговый центр, где ее профессия именовалась «клининговой службой», а швабра называлась «мопом». Но Люба не стала называть свою профессию заграничным одно слово и на вопрос: «Кем вам работаете?» — отвечала: «Уборщица, и все тут!» Люба не знала, где находится город Сумгаит, отколе приехали какие-то не целиком ей понятные люди, «какие-то черные, чуть этого нам не хватало».Она не знала причины их отъезда изо этого самого Сумгаита, однако ее беспокоит, подобно тому словно на стене на квартире приехавших армян средник с изображением Богородицы. «Чегой-то они нашу Деву Марию у себе повесили?» -думает Люба, оказавшись гостьей на доме этих людей. Она не могла принимать касательство на общем разговоре, однако на молчании наблюдала за всеми. Ей вообще была свойственна наблюдательность и какая-то поразительно точная справедливость на оценке людей. Сквозь призму ее восприятия мы видим истинную природность Муськи-живоглотки – хищной, льстивой, лицемерной, изворотливой. Из всех соседей Любе нравится чуть эскулап Латышев, индивид интеллигентный, тонкий, беспомощный на подлость, совестливый, чувствующий чужую беду, словно свою.Ее любит пожилая бездетная соседка Анна Сергеевна Одинцова (весьма интересная реминисценция – есть по-над нежели подумать). Люба никогда не давала повода к сплетням: «…о всяких глупостях ей на оны годы было думать: за понедельник она например ухайдакивалась, подобно тому словно дома валилась замертво на кровать. Разбитных сантехников, столяров и электриков Люба на акцент не замечала, а на улице с ней заигрывать шушваль не рисковал: перевязанный вдоль самые брови платок, помело неужто же, смотря вдоль сезону, металлолом ради колки льда неужто лопата, отбивали охоту знакомиться инда у самых неразборчивых дон-жуанов». Но подина тридцать лет Люба родила девочку. Без мужа. Детское имущество помогли собрать соседи, принесли пеленки, распашонки, обувку, роскошную коляску.

    Люба и ее соседи жили каким-то общим миром. Очень действительно это выразилось на фразе Любиной армянской соседки Ануш – «как же дозволяется без соседей, без соседей нельзя». Не все было зеркально на их отношениях. Запоминается скандал, сделанный Любой соседям. В подвале, где Люба хранила разные возможно нужные на хозяйстве вещи, прорвало трубу с горячей водой. Армяне вызвали аварийку. Ремонтники починили клапан и вывезли испорченные кипятком Любины вещи « на неизвестном направлении». Люба, разъяренная, негодующая на «виновных» на разграблении имущества «нехристей соседей», уничтожает посадки Григория, брата Ануш. А тот на молчании страдает удовлетворительно дня, а дальше например же на молчании сначала сажает деревья. Но когда-нибудь с Григорием случилась горесть (одержимые националистическими бредовыми идеями юнцы, накануне заклинив дверь, бросили зажигательную мешанина на подвальчик, где сапожничал Григорий, и он с тяжелыми ожогами попал на больницу), Люба нечеловечески переживала. Она сидела у окна, бесконечно не могла заснуть, дальше взяла нож, тот самый, которым крушила точечный дендрарий Григория, и пошла соскреcти ависта на стене гаража: «Смерть хачам! Россия ради русских!» Каким потаенным уголком человечности отозвалось ее средоточие на эту беду? Люба бесконечно стирала надпись. Было тяжело. Она присела отдохнуть, дальше подняла глаза к небу и внезапу увидела дивную чингил звезд, которые смотрели на нее. Ей, словно и толстовскому герою князю Андрею, внезапу открылся секунда истины. «До почем же здесь всего…» — ахнула она. Люба подумала о том, подобно тому словно и не знала этого, хоть чесо не знала, она например и не додумала, однако она сначала увидела небо, мера самое небо, на которое самое многое лет инда не смотрела.

    Ход урока

    Во вступительном слове софист говорит о том, подобно тому словно имя писательницы Н. Соколовской довольно ради многих одиннадцатиклассников открытием. Н.Соколовская – комедиограф тремя поэтических книг, перелагатель грузинской поэзии. Ее обыденщина печаталась на многих центральных журналах, а книга «Литературная рабыня: повседневность и праздники» вошел на длинненький указатель литературной премии «Большая книга» (2008г.) и был удостоен премии им. Н.В. Гоголя.

    На уроке филиппика пойдет о повести Н. Соколовской «Дворник Люба» («Новый мир», №2, 2009). Что за индивид Люба? Чем она интересна? Почему ее поприще например захватывает? Следуя объяснительно-иллюстративному методу Е.Н.Ильина, софист подводит к теме повести Н. Соколовской. Ученики говорят, подобно тому словно главная андромеда – деревенская девчурка Люба, которая была вынуждена уехать изо нестандартный деревни на внушительный город.

    – Какой неодевон жизни Любы представлен на повести? (Примерно от неполных 16 лет и до 47-48 лет.)

    – Когда Люба на полной мере познала всю вкус несправедливости, безответственности, дельный жестокости и цинизма? (Ученики вычитывают эпизод, на котором коротко, однако емко Н.Соколовская пишет о несостоявшемся благодать любви, материнства, создания семьи героини. Учащиеся должны дать оценку подлости Севки, Любиного «хахаля», должны сказать о недопустимости такого жестокого отношения к несовершеннолетней девчонке. Можно вспомнить Сент-Экзюпери: ты на ответе за того, кого приручил. Севка молод, а у него на совести куча неродившегося ребенка. И душа, сумасшедшая ржавчиной цинизма.)

    – Вызывает единица к себе печаль Люба? Или сочувствие, сострадание? (Да, Любу жалко. К ней невзначай испытываешь глубокое сострадание. Сколько несуразности было на ее жизни. Сколь многого она была лишена. Но не сломалась. Выстояла. Работала словно вол. Не жаловалась, чуть ожесточилась, закрылась, ушла на себя.)

    – Какие же проблемы затронуты на повести? (Проблемы любви, дружбы, ответственности, жестокости, сострадания и помощи человеку, однако главная затруднение – это женское одиночество.)

    Далее диалог ведется вдоль следующим вопросам:

    – Какова на повести положение деталей?

    – Какие детали исполнены символической значимости?

    – Какие возникаю реминисценции, аллюзии?

    – Как раскрывается истинная природность Любы на истории с Григорием?

    – Как относятся к Любе соседи?

    – Какую положение играет цветовая символика, на каком эпизоде исключительно она важна?

    – Какова положение кругообразный композиции?

    – Что позволяет говорить о героине словно о одной изо лучших на галерее женских образов?

    Размышляя о проблемах, старшеклассники формируют духовные качества, обогащают нестандартный имманентный мир, расширяют кругозор, учатся постигать глубинный замысел многого того, подобно тому словно происходит на жизни. Учащиеся вовлекаются на работу, которая им интересна, благодаря чесо подобно тому словно они думают, анализируют, делают выводы, приходят к умозаключениям. Эта физкультработа способствует становлению когнитивных, творческих и духовных начал, формулирующих личность.

    Файлы: Урок обществознания на 10 правовом классе. Основной законоположение страны. Право на образование.docx
    Размер файла: 16619 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология