Автор конспекта:
Автор(ы): — Аграфонова Светлана Алексеевна

Место работы, должность: — МОУ Староюрьевская СОШ, учитель математики

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Учебная: вспомнить решения различных уравнений, продолжить формирование умений и навыков при решении уравнений с параметрами;

Развивающая:развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать;

Воспитательная:развитие у учащихся внимания, аккуратности, логического мышления

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература

1. Д.К. Фадеев и др. "Задачи по алгебре для 6-8 классов", М., Просвещение, 1988

2. В.В. Ткачук "Математика — абитуриенту", МЦНМО, ТЕИС, 1996

3. С.А.Шестаков, Е.В.Юрченко "Уравнения с параметрами", СЛОГ, 1993

4. Г.Я. Ястребинецкий "Задачи с параметрами", М., Просвещение, 1986

5. В.В. Вавилов и др. "Задачи по математике. Алгебра", М., Наука, 1987

6. Н.Я. Виленкин и др." Алгебра 8", М., Просвещение, 1995

7. Л.И. Звавич др. "Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе", М., Просвещение, 1994

Используемая методическая литература: —

1. Л.И. Звавич др. "Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе", М., Просвещение, 1994

2. В.В. Мочалов, В.В. Сильвестров "Уравнения и неравенства с параметрами", Чебоксары, Издательство Чувашского университета,2000

3. А.Х. Шахмейстер "Уравнения и неравенства с параметрами",С.-Петербург, Москва, 2006

Используемое оборудование: —

Кабинет математики

Краткое описание: — Тип занятия: повторение, обобщение и совершенствование знаний, умений и навыков. Формы организации учебной деятельности: фронтальная и индивидуальная работы.

Аграфонова С.А.

Конспект занятия элективного курса в 9 классепо теме«Повторение свойств квадратичной функции. Решение уравнений с параметрами»

Цели занятия:

Учебная: вспомнить решения различных уравнений, продолжить формирование умений и навыков при решении уравнений с параметрами;

Развивающая:развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать;

Воспитательная:развитие у учащихся внимания, аккуратности, логического мышления

Задачи:

· Научить учащихся самостоятельно формулировать теоремы о корнях квадратного уравнения;

· Научить применять полученные теоремы для решения задач с параметрами.

· Развивать творческую сторону мышления. Учить осуществлять исследовательскую деятельность

· Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения.

Тип занятия: повторение, обобщение и совершенствование знаний, умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности:фронтальная и индивидуальная работы.

Этапы занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

1

Приветствие учащихся. Проверка готовности к занятию.

Сообщают об отсутствующих

2.Постановка цели

2

Сообщает тему и задачи занятия

Записывают тему в тетради

3.Повторение и анализ изученных ранее фактов

10

Фронтальная беседа по вопросам

Принимают активное участие в устном теоретическом опросе

4. Выполнение упражнений

28

Направляет на выбор рацион. метода решения, следит за верностью рассуждений учащихся. Проверяет индивидуальные решения заданий

Отдельные учащиеся работают на доске, остальные участвуют в выборе рац. метода. Выслушивают индивидуальные решения заданий, подготовленные другими учениками

5. Домашнее задание

2

Поясняет домашнее задание

Прослушав пояснение учителя, записывают задание

6.Анализ занятия

2

Ход занятия

1. Информационный ввод.

Учитель сообщает тему занятия, цель.

«На предыдущем занятии мы с вами вспомнили свойства и график квадратичной функции. Сегодня, используя эти знания, мы посвятим наш урок уравнениям с параметром, и усилим проблему различными условиями для корней».

2.Актуализация ЗУН.

Сначала повторим необходимые для нас сведения о квадратичной функции.

.

Какую информацию о графике функции f(x)можно получить, зная коэффициенты квадратного трёхчлена?

  • если старший коэффициент квадратного трёхчлена больше нуля, то ветви параболы направлены вверх,
  • если старший коэффициент квадратного трёхчлена меньше нуля, то ветви параболы направлены вниз,
  • если старший коэффициент квадратного трёхчлена равен нулю, то графиком функции является не парабола, а прямая; (и соответствующее уравнение надо решать не как квадратное, а как линейное),
  • если дискриминант больше нуля, то парабола пересекает ось абсцисс в двух точках,
  • если дискриминант равен нулю, то парабола касается оси абсцисс,
  • если дискриминант меньше нуля, то парабола не пересекает ось абсцисс,
  • абсцисса вершины параболы равна

    .

3. Устные упражнения.

Решите уравнения:

а) х — а = 0, ответ: при а

(-∞; +∞) х = а

б)

= а Ответ: при а < 0 корней нет;

при а = 0 х=0

при а ≥ 0 х = ± а

в) (а2 – 4 ) х = а2 + а – 6

Решение. Если а2 – 4 ≠0, т.е. а ≠ ± 2, то х=

; х =

=

;

Если а = 2, т.е. 0х = 0, то х – любое число;

Если а = -2, т.е. 0х = -4, то корней нет;

г) Найдите все значения параметра а, при которых уравнение

х4 + 3х2 + а – 3=0 имеет один корень.

Ответ:а = 3.

4. Закрепление материала

1. Найдите все значения а, при которых сумма квадратов корней уравнения х2 — ах + а + 7 = 0 равна 10.

Решение. Так как D

0, a2-4(a+7)?0,

. Если а такое, что найдутся корни х1 и х2, то х1+х2=а и х1х2=а+7. х12+х22=(х1+х2)2 — 2х1х2=а2 — 2(а+7).

Решим уравнение а2 — 2а — 14=10, а=6, а = -4, т.к. 6 не принадлежит найденному множеству значений а, то а = -4. Ответ: а = -4.

2. Решение уравнений с условиями:

А)При каких значениях параметра а корни квадратного уравнения

х2+ (а + 1)х + 3 = 0 лежат по разные стороны от числа 2?

Решение. Рассмотрим функцию f(x)= х2+ (а + 1)х + 3.

f(2)

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология