Автор конспекта:
Автор(ы): — Сутормина Галина Михайловна
Место работы, должность: — МОУ Староюрьевская СОШ
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: —
· формирование понятия уравнение с параметрами;
· развитие навыков решения квадратных уравнений;
· умений применять графические представления при решении уравнений с параметрами;
· обобщение и систематизация знаний о квадратичной функции;
· развитие познавательной активности, интереса к предмету, творческой активности.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Алгебра: нестандартные задачи, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев., М.: АСТ:Астрель,2011г.
2. Математика. Задачи с параметрами, автор-составитель Л.А. Скорикова, Волгоград, Издательство «Учитель»,2010г.
Используемая методическая литература: —
1. Алгебра: нестандартные задачи, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев., М.: АСТ:Астрель,2011г.
2. Математика. Задачи с параметрами, автор-составитель Л.А. Скорикова, Волгоград, Издательство «Учитель»,2010г.
Используемое оборудование: —
Компьютерный класс
Используемые ЦОР: —
Внимание: в уравнении – параметр (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c19b141b-1303-4dfe-f029-706a57f7710e/?interface=catalog ), Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений с параметром с условием (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c5c9b7e-a214-41b7-ac0d-1276d86a5695/?interface=catalog
Краткое описание: — Урок изучения и первичного закрепления знаний
Урок по теме "Исследование квадратного трехчлена"
Класс: 9
Цели:
· формирование понятия уравнение с параметрами;
· развитие навыков решения квадратных уравнений;
· умений применять графические представления при решении уравнений с параметрами;
· обобщение и систематизация знаний о квадратичной функции;
· развитие познавательной активности, интереса к предмету, творческой активности.
Ход урока
1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
2. Изучение нового материала.
3. Первичное закрепление знаний.
4. Закрепление материала.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
Параметр – это постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая своё постоянное значение лишь в условиях данной задачи. Числовые значения этой величины позволяют выделить определённый элемент (кривую) из множества элементов (кривых) того же ряда. В задачах с параметрами наряду с неизвестными фигурируют величины, численные значения которых хотя и не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом параметры, входящие в условие, существенно влияют на логический и технический ход и форму ответа. Интересная часть решения задачи – выявить, как зависит ответ от параметра.
Определение. Пусть дано равенство с переменными х и а f(х;а)=0. если ставится задача для каждого действительного значения а решить это уравнение относительно х, то уравнение f(х;а)=0 называется уравнением с переменной х и параметром а.
Под областью определения уравнения f(х;а)=0 с параметром а будем понимать все такие системы значений х и а, при которых f(х;а) имеет смысл.
Решить уравнение f(х;а)=0 с параметром а – значит для каждого действительного значения а найтивсе решения данного уравнения или установить, что их нет.
Договоримся все значения параметра а, при которых f(х;а) не имеет смысла, включать в число значений параметра, при которых уравнение не имеет решений.
Многочлен ax2+bx+c, где а — не равно 0, а, b, с – действительные числа, называют квадратным трёхчленом.
Уравнение вида ах2+bх+с=0, где а — не равно 0, а, b, с – действительные числа, называют квадратным.
Изучить самостоятельно ЭОР Внимание: в уравнении – параметр (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c19b141b-1303-4dfe-f029-706a57f7710e/?interface=catalog ), Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений с параметром с условием (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c5c9b7e-a214-41b7-ac0d-1276d86a5695/?interface=catalog )
Опираясь на приведённые примеры приступим к решению уравнений. Важно обратить внимание учащихся на то, что графические мотивы в решении задач с параметром на квадратный трёхчлен играют ведущую роль и почаще искать соответствующую графическую иллюстрацию)
3. Первичное закрепление знаний.
Рассмотрим несколько уравнений вместе и найдём способы их решения:
1) При каком а уравнение (а+5)х2+(2а-3)х+а-10=0 имеет два различных отрицательных корня?
Ход решения уравнения:
— При любых ли значениях а уравнение является квадратным?
— Выделить условия, при которых корни уравнения отрицательны.
— Решить получившуюся систему неравенств.
2) При каких значениях параметра а сумма квадратов корней уравнения
х2 +2(а-1)х+а2 =0является наименьшей? Чему она равна?
Ход решения уравнения:
— При любых ли значениях а уравнение является квадратным?
— Выделить условия, удовлетворяющие заданию.
— Построим график и отметим, выделенные нами условия.
4. Закрепление нового материала.
Определить значение а, при котором квадратный трехчлен х²-ах+а-1 является полным квадратом.
5.Итог урока.
1. Какое уравнение называется уравнением с параметром?
2. Какие уравнения с параметрами вы знаете?
3. Каковы основные этапы решения квадратных уравнений с параметром?
6. Домашнее задание.
П.4 №76,78
1. Алгебра: нестандартные задачи, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев., М.: АСТ:Астрель,2011г.
2. Математика. Задачи с параметрами, автор-составитель Л.А. Скорикова, Волгоград, Издательство «Учитель»,2010г.
Файлы: Исследование квадратного трехчлена.doc
Размер файла: 41472 байт.