Автор конспекта:
Автор(ы): — Сутормина Галина Михайловна

Место работы, должность: — МОУ Староюрьевская СОШ

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

· формирование понятия уравнение с параметрами;

· развитие навыков решения квадратных уравнений;

· умений применять графические представления при решении уравнений с параметрами;

· обобщение и систематизация знаний о квадратичной функции;

· развитие познавательной активности, интереса к предмету, творческой активности.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Алгебра: нестандартные задачи, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев., М.: АСТ:Астрель,2011г.

2. Математика. Задачи с параметрами, автор-составитель Л.А. Скорикова, Волгоград, Издательство «Учитель»,2010г.

Используемая методическая литература: —

1. Алгебра: нестандартные задачи, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев., М.: АСТ:Астрель,2011г.

2. Математика. Задачи с параметрами, автор-составитель Л.А. Скорикова, Волгоград, Издательство «Учитель»,2010г.

Используемое оборудование: —

Компьютерный класс

Используемые ЦОР: —

Внимание: в уравнении – параметр (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c19b141b-1303-4dfe-f029-706a57f7710e/?interface=catalog ), Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений с параметром с условием (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c5c9b7e-a214-41b7-ac0d-1276d86a5695/?interface=catalog

Краткое описание: — Урок изучения и первичного закрепления знаний


Урок по теме "Исследование квадратного трехчлена"

Класс: 9

Цели:

· формирование понятия уравнение с параметрами;

· развитие навыков решения квадратных уравнений;

· умений применять графические представления при решении уравнений с параметрами;

· обобщение и систематизация знаний о квадратичной функции;

· развитие познавательной активности, интереса к предмету, творческой активности.

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

2. Изучение нового материала.

3. Первичное закрепление знаний.

4. Закрепление материала.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

Параметр – это постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая своё постоянное значение лишь в условиях данной задачи. Числовые значения этой величины позволяют выделить определённый элемент (кривую) из множества элементов (кривых) того же ряда. В задачах с параметрами наряду с неизвестными фигурируют величины, численные значения которых хотя и не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом параметры, входящие в условие, существенно влияют на логический и технический ход и форму ответа. Интересная часть решения задачи – выявить, как зависит ответ от параметра.

Определение. Пусть дано равенство с переменными х и а f(х;а)=0. если ставится задача для каждого действительного значения а решить это уравнение относительно х, то уравнение f(х;а)=0 называется уравнением с переменной х и параметром а.

Под областью определения уравнения f(х;а)=0 с параметром а будем понимать все такие системы значений х и а, при которых f(х;а) имеет смысл.

Решить уравнение f(х;а)=0 с параметром а – значит для каждого действительного значения а найтивсе решения данного уравнения или установить, что их нет.

Договоримся все значения параметра а, при которых f(х;а) не имеет смысла, включать в число значений параметра, при которых уравнение не имеет решений.

Многочлен ax2+bx+c, где а — не равно 0, а, b, с – действительные числа, называют квадратным трёхчленом.

Уравнение вида ах2+bх+с=0, где а — не равно 0, а, b, с – действительные числа, называют квадратным.

Изучить самостоятельно ЭОР Внимание: в уравнении – параметр (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c19b141b-1303-4dfe-f029-706a57f7710e/?interface=catalog ), Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений с параметром с условием (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c5c9b7e-a214-41b7-ac0d-1276d86a5695/?interface=catalog )

Опираясь на приведённые примеры приступим к решению уравнений. Важно обратить внимание учащихся на то, что графические мотивы в решении задач с параметром на квадратный трёхчлен играют ведущую роль и почаще искать соответствующую графическую иллюстрацию)

3. Первичное закрепление знаний.

Рассмотрим несколько уравнений вместе и найдём способы их решения:

1) При каком а уравнение (а+5)х2+(2а-3)х+а-10=0 имеет два различных отрицательных корня?

Ход решения уравнения:

— При любых ли значениях а уравнение является квадратным?

— Выделить условия, при которых корни уравнения отрицательны.

— Решить получившуюся систему неравенств.

2) При каких значениях параметра а сумма квадратов корней уравнения

х2 +2(а-1)х+а2 =0является наименьшей? Чему она равна?

Ход решения уравнения:

— При любых ли значениях а уравнение является квадратным?

— Выделить условия, удовлетворяющие заданию.

— Построим график и отметим, выделенные нами условия.

4. Закрепление нового материала.

Определить значение а, при котором квадратный трехчлен х²-ах+а-1 является полным квадратом.

5.Итог урока.

1. Какое уравнение называется уравнением с параметром?

2. Какие уравнения с параметрами вы знаете?

3. Каковы основные этапы решения квадратных уравнений с параметром?

6. Домашнее задание.

П.4 №76,78

1. Алгебра: нестандартные задачи, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев., М.: АСТ:Астрель,2011г.

2. Математика. Задачи с параметрами, автор-составитель Л.А. Скорикова, Волгоград, Издательство «Учитель»,2010г.

Файлы: Исследование квадратного трехчлена.doc
Размер файла: 41472 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология