Автор конспекта:
Автор(ы): — Апексимова Н.В.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №10 г. Сердобск Учитель географии и биологии

Регион: — Пензенская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Повторительно-обобщающий урок "По материкам южного полушария"

Повторительно-обобщающийурок
«Поматерикамюжногополушария»
Целиурока:
1. Привестивсистемузнанияпоматерикамюжногополушария; повторить учебныйматериал.
2. Развиватьмышление, совершенствоватьумениесравнивать,делатьвыводы, грамотновыражатьсвоёмнение.
3. Формировать познавательныйинтерескпредмету; воспитыватьдоброеотношениедругкдругу.
Оборудование: физическаякартамира, картиныитаблицысизображениемприродныхзон материков южногополушария, их животного мира.
1. Подготовительныйэтап:
За5-6уроков учащиесяполучают заданиепридумать вопрос, касающийсялюбогоиз материковюжного полушария, ихкомпонентовприроды. Самыелучшиеиоригинальныевопросы будутвключенывигру иоставленывкабинете
(воригинале, сфамилиейученика-автора игодапроведенияигры).
Наканунеурокаклассделитсянакоманды по6человеквкаждой.Учащиеся, непожелавшие почему-либобытьв командах, будутконтролироватьвремя,вестисчёт баллов,оформлятьвсёэтонатабло.
Оформлениекабинета:
Издвухсдвинутыхстоловобразуетсяигровоеполе. Вцентрееговолчок сострелкой,побольшойокружности расположеныкарточки свопросамиосновнойигры,поменьшейокружностилежаткарточкис вопросами «блиц». Надоскеоформленотабло,рядомсдоскойстолдляассистентов.
Ходурока:
1.Организационныймомент.
2.Подготовкакигре.
Учитель: Сегоднянаурокемыподведёмитогнашейработепоизучениюматериковюжногополушария. Сделаеммыэтовформеигры, нопреждечемначатьеё, давайтевосстановимвпамяти основныевопросыгеографииэтихматериков.
А) Перечислитематерикиюжногополушария.
Б) НазовитеобщиечертыиразличиягеографическогоположенияАфрики, Австралии и южнойАмерики.Какэтиразличиясказались наприродематериков?
В) Чтообщего встроениирельефаизученныхматериков? Чем этообъяснить?Каковыразличия?
Г) Климат, какогоматериканаиболееразнообразен?Почему?
Д)Какой изэтих материковсамыйжаркий?Почему?
Е) какой изматериковимеетсамуюбольшую«долюпустынь»?
Ж)ЧемобъяснитьсуровостьклиматаАнтарктиды?
3.Игра.
Послеповторениякомандыпоочередизанимаютместазастолом иотвечаютнадоставшиесяим вопросы. Наобдумываниедаётсяодна минута. Все правильныеответыоцениваютсяпопятибалльнойсистеме. Если команданедаёт ответнавопрос, этомогутсделать другиекоманды. Задополнительныевопросыкомандыполучаютдополнительныебаллы.Поокончаниижелающиеиграют«блиц».
4.Подведение итоговурока.
Оцениваетсяобщийуровеньзнанийпотеме.Привыставлении оценок возможныварианты:
1) Подсчитатьсреднийбаллкоманды
2) Всеучастникикоманды – победительницы получаютпо«5».
Участиев «блиц – турнире» оцениваетсяособо.
— — — — — — — — Вопросыдляигры

1вопрос
Растения приносятчеловекубольшуюпользу. Однидаютемуценную древесину, другие – вкусныеплоды, атретьи – простостроительныйматериал.Аэтоудивительноедеревоотдаётчеловекусвоисоки – «слёзыдерева».20-30граммзасутки.Стоити «плачет»оно годами , сплошьизраненноеиизуродованное,поканеотдастчеловекувсесвоижизненныесокиинезасохнетнакорню.
Какназываетсяэтодерево?
Гдеонопроизрастает?
Ато,чтонаходитсявящике,напрямуюсвязанос даннымрастением.
Чтоэтоможетбыть?
( Ответ:Гевея,произрастаетвЮжнойАмерике, резиновоеизделие)
2вопрос
Урожайсэтого дерева начинаютсобирать одновременно водиндень. Егоплодыназывают «хлебомпустынь». Внекоторыхотдалённыхрайонахонидосихпорзаменяют деньги. Янтарныегроздья,подвешенныеподпотолком, могут хранитьсягодами.Их едят сырыми,жаренными,варенными, вяленными.Размолотымикосточками кормятскот.
Чтоэтозадерево?
Гдеонорастёт?
(Ответ: финиковаяпальма,СевернаяАфрика)
3вопрос
«… Всемнампривычноеслово «ВЕТЕР»малоподходит дляопределенияэтогобеснующегосявоздушногопотока, насыщенногоснегом,в которомвоздухкажетсяплотным,каквода. Двачеловека,разойдясьнапятьшагов, могутбольшененайтидругдруга. Кричать бесполезно, таккак рёвураганазаглушает всё. Огникарманныхфонарейневидны…»
Окакомявленииздесьговорится?
Гдеегоможнонаблюдать?
Причинаеговозникновения?
( Ответ:В Антарктиде, из – за разницы атмосферного давления над сушей и океаном возникают стоковые ветры. Направляясь на север, эти холодные массы воздуха сталкиваются с более теплыми, влажными воздушными массами, перемещающимися с океана. Поэтому в полосе ледникового склона шириной 700 – 800 км и в прибрежных частях бывают особенно сильные штормовые ветры с пургой и метелями.)
4 вопрос
Какбыизменилсяклимат ЮжнойАмерики,еслибыАндынаходились навостокематерика?
( Ответ:Анды бы задерживали пассаты, следовательно, восточное побережье было бы сильно увлажнено, в центре и на западном побережье формировались пустыни, примерно до 30 южной широты; в умеренных широтах было бы увлажнено западное побережье и центральная часть, а на восточном побережье – пустыня, так как здесь ещё проходит холодное течение)
— — 5 вопрос
Века идажетысячелетия материкиЗемлихранятнасвоейповерхностиразвалиныгородов, руиныстаринныххрамов ит.д. ВАнтарктидежеужечерез десятилетияневсегдаудаётсяобнаружитьследыпребываниячеловека или существованиянаучныхстанций.
Почему?
(Ответ:ВАнтарктиде лёддвижетсяотцентракпериферии)
6 вопрос
Равнинно-плоскогорныйВостокрасположеннаплатформе. Западнаячастьматерика – результатвзаимодействиядвухплитлитосферы;приэтомокеаническая плитаподвигаетсяподконтинентальнуюипогружаетсявмантию,образуютсяжелоба.Врельефематерикавыделяютсядвечасти. Востокзанятравнинами,а наЗападетянутсягоры…
Окакомматерикеидётречь?
Начьейтеорииоснованы знанияодвижениилитосферныхплит?
( Ответ: ЮжнаяАмерика, «Теория движения литосферныхплит» немецкогоучёного АльфредаВегенера)
7вопрос
Разливырекзависятотразличныхпричин. Воднихрекахразливнаступаетотвесеннеготаянияснегов, вдругих – оттаянияльдовлетомвгорах, втретьих -отэкваториальныхдождей. Следовательно,наразливырек влияеттоилииноевремягода.
Анетлитакойреки,накоторуюбывлиялидвалета,но в течении одногогода?
( Ответ: Этарека — Амазонка. Еёправые и левыепритоки разливаютсяв разноевремя,таккак находятсявразныхполушариях.)
8 вопрос
«Дюныоживают наглазах. Тучипескаподнимаютсяввоздух, горизонтмеркнет, пыльзакрываетсолнце, средикрасноватоймглыонокажетсяогненнымшаром.Становитсянестерпимодушно,животныезадыхаются.Бедатому,ктонеукроется вовремя…»
Окакомявленииздесьговорится?
Гдеегоможнонаблюдать?
1. ( Ответ:Самум (араб. — знойный ветер), местное название сухих горячих ветров, обычно западного и юго-западного направлений, в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова.)
9вопрос
Многиевидыэтогоудивительногорастенияприспособленыксухомуижаркомуклимату. Корневаясистемауходитглубоко вземлю, алистьясухиеи жёсткие. Листьяпокрытыплотнойкожицей, цвет их – сероватый. Узкие,продолговатые,онинедаюттени. Естьвиды,достигающие100 метровввысоту,аестьикустарники. Древесинаеготвёрдая. Листьясодержатэфирныемасла,которыеприменяютсявмедицине ипарфюмерии.
Листьякакогорастениялежатвящике?
Гдеонорастёт?
( Ответ: Листьяэвкалипта. Растётв Австралии.)
10вопрос
Даныслова:девочка,мальчик,сын,дочь, ребёнокидитё.
Заменитеэтисловаодним,подходящим посмыслуккаждомуслову,словом.Затемзачеркните вполученномслове последнююбукву. Выдолжныполучитьназваниеизвестного африканскогоозера.
Чемоноинтересно?
( Ответ: ОзероЧад.Поверхностьозеранепостоянна: вдождливыйпериод озероувеличивается вразмерах, всухой – сокращается)
11вопрос
Вечнымпамятникомо нёмосталась надпись наегомогиле: «Боротьсяиискать,найтиине сдаваться!»Вэтихсловахбылвыраженвесьсмыслегожизни. Онпонимал,чтодлянегоиеготоварищейэтапоследняявихжизниэкспедиция.Он знал,чтоемубольшенепридётсяувидетьблизкихипросилженувоспитатьизсынасильногочеловекаствёрдойволей.
Ктонаписалэтислова,игдепроходилапоследняявегожизни экспедиция?
( Ответ:РобертСкотт — экспедиция1912года)
12вопрос
Какоеличноеснаряжениенадовзять,есливнашизимние месяцыотправитьсявцентральнуючастьБразильского плоскогорья?
( Ответ: Плащ,резиновыесапоги,зонт.)
13вопрос
Какойизрекземногошарапосвящёнэтотликующийгимн?
Твоявода,текущаячерезполя,подобнаамбре,
Онавкусна,какмёд.
Дваберегатвоих – воротаврай,
Твоядолина -лучшееместовмире.
Твоялюбовьподобналёгкому ветру,
Еслинетводы,нетжизниназемле.
Ктопопробуеттвоейводыхотьраз,
Навекибудетвместестобой.
(Ответ:река Нил.)
14вопрос
Каквыобъясните,чтобольшинствоафриканскихрекимеютцелыекаскадывысокихводопадов, амногиеозёраимеюточеньбольшиеглубины?
15вопрос
Этустрануназывают «землёйзелёногозолота»и «землёйзолотыхплодов». «Зелёноезолото» — культурное растениеродомизАфрики.«Золотыеплоды»даётместноетропическоедеревце.
Какаяэтострана?
Окакихкультурныхрастенияхидётречь?
( Ответ: СтранаБразилия.Кофейное дерево икакао, или «шоколадноедерево»)
16вопрос
Различийнашихвсехнесчесть,
Аобщееоднолишьесть.
Тообщее,чтоестьунас
Выотгадатьдолжнысейчас.
Подсказкуяскажулишь Вам
КольбудешьвАфрике,тотам
Вомнетыможешьутонуть, Водыпрохладнойзачерпнуть.
ВАвстралиижнаоборот
Отжаждыпересохнетрот.
Окакихобъектахидётречь?
( Ответ: Озеро ВикториявАфрикеипустыняВиктория вАвстралии)
17вопрос
ВкнигеЖ. Вернаестьтакиеслова: « Нампришлосьиспытатьсамыебольшиеморозы,когда-либонаблюдавшиеся наЗемле – (-58 градусов)
Справедливоливнашидниэтоутверждение?
( Ответ: Нет,не справедливо.Потому, что вАнтарктидезарегистрированатемпература — 89,6 градуса.)
18вопрос
Чтоэто такое?Гдеэтоможнонаблюдать?
«Этобылтанецбриллиантов иалмазов.Каждый бриллиантбылокружёнлёгкой дымкойсамыхнежныхцветов. Вбеспрерывном движениионипрорезаливоздух,изменяянапутиполётаокраску,вспыхиваятоглубокимзелёным,тоярко-красным,тосинимогнём,икакбудтооставлялипослесебясветящийся след -такбыстрорезалионивоздух. Фейерверк,калейдоскоп,северноесияние,радуга – ничтонемоглосравнитьсяпокрасотесэтимволшебнымзрелищем».
( Ответ:Полётколибри.Наблюдатьможнов ЮжнойАмерике.)
19вопрос
Легендарассказывает,чтоБогсобралвесьматериал,оказавшийсялишнимприсозданииЗемли, свалилего всамомдальнемуглупланеты. Таквозникластрана«сумасшедшейгеографии»онавытянуласьвдольокеанауподножиявысокихгор начетыретысячикилометров.Частыеисильныеземлетрясенияменяюточертанияеё берегов иобликеёрельефа.Здесь можноувидетьпроливысредиостровов,какв Норвегии,ледники,какв Швейцарии, тропические пустыниигустыелесаумеренногопояса.
Чтоэтозастрана?
Какназываютсягорыипустыня,которыенаходятсянаеётерритории?
(Ответ: ЭтастранаЧили.ПустыняАтакамаигорыАнды.)
20вопрос
Каждыйизматериковимеет«своюдолюпустынь».
Накакомизнихипочемуонизанимаютнаибольшуюплощадь?
( Ответ: НаматерикеАвстралиянаходитсябольшевсегопустынь,таккакбольшаятерритория материканаходитсяв тропическомклиматическомпоясе.)
21вопрос
Чтоназывают«мёртвымсердцем»Австралии?
Ипочему?
(Ответ: В связи с крайней сухостью и безжизненностью окрестности озераЭйр называют "мертвым сердцем" Австралии.
22вопрос
Температурныеусловия +20 — +24градусаспособствуютихросту. Ихпостройкиобразуют причудливыеформы,кружева,цветы, деревья,раскрашенныевразныецвета.
Чтонаходитсявящике?
Гденаходитсяихсамаяграндиозная постройка?
( Ответ: В ящикенаходятсякораллы. Ихсамаяграндиознаяпостройканаходитсяв Австралии – Большой Барьерныйриф.)
23вопрос
Как выобъясните«ЭкономикаАвстралииедетнаовце»?
( Ответ:Производство и вывоз шерсти были и остаются основой хозяйственной жизниАвстралии.)
24вопрос
Натерриторииэтойстраныещёдоприходаиспанцевнаходиласьвысокоразвитаяимперия.
Чтоэтозастрана?
Какназываласьимперия?
( Ответ:Империяинковв Перу)
25вопрос
Докажитесправедливостьвысказывания:«Амазонка -царицарек».
( Ответ: Амазонка — самаяполноводнаярека на Земле. Её питает множество притоков, в том числе 17 больших рек длиной до 3500 км, которые по своим размерам и сами могут быть причислены к великим рекам мира.
26вопрос
КтопервымпобывалнаЮжномполюсе?
(Ответ:Южный полюс впервые был достигнут норвежским полярным исследователем Руалем Амундсеном 14 декабря 1911 года, который на месяц опередил англичанина Роберта Скотта, трагически погибшего на обратном пути.
27вопрос
Почему район Бразильскогоплоскогорьяназывают «железнымсердцемБразилии»?
( Ответ:НаБразильскомплоскогорье-огромныезапасыжелезнойруды.)
28вопрос
Вназваниикакойптицыскрываетсямузыкальныйинструмент?
Гдеонаобитает?
( Ответ: Лирохвостобитаетв Австралии.)
29вопрос
Где ипочемухолоднее -насеверном илинаюжномполюсе?
( Ответ:На Южном полюсе вдвое холоднее, чем на Северном. Более половины этой разницы определяет уровень высоты (на Антарктиде с каждым километром вверх температура понижается примерно на 6 С). Также вследствие того, что на Южном полюсе воздух более разреженный (и соответственно, более холодный и сухой) и сравнительно малая облачность, на его поверхность отражается меньше тепла, чем на поверхность Северного полюса. Остальная часть разницы температур обусловлена различиями в режимах циркуляции воздушных масс двух полушарий.)
30вопрос
Чтотакое? Ктотакой?
ИГУАСУ
СЕЛЬВА
СИДНЕЙ
ПИГМЕИ
ЛИВИНГСТОН
31вопрос.
Название страныпроисходитотслова«серебро» (полатыни). Первых мореплавателейудивилобольшоеколичествосеребряныхукрашений,которыеимелиместныежители.
( Ответ: ЭтастранаАргентина)


Блиц
1. СамоераспространённоеполезноеископаемоевАндах. ( Медныеруды)
2. КакназываютпересыхающиеруслареквАфрике. (Вади)
3. Ктотакиемулаты? (потомки от смешанных браков представителей негроидной и европеоидной рас)
Блиц
1. КтооткрылАнтарктиду. (Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев)
2. Как называетсяоружиеаборигеновАвстралии. (Бумеранг)
3. НакакойрекенаходитсяводопадВиктория. (На реке Замбези в Южной Африке)
— — Блиц
1.КакоеживотноеизображенонагербеАвстралии. ( Страус эму и кенгуру)
2.Вназванииэтогочудо — растенияестьслово«победа». ( Викториярегия – самаябольшаякувшинка вмире)
3. Самыйвысокий водопадвмире. ( ВодопадАнхель в ЮжнойАмерике)
Блиц
1. Эторастение – достопримечательностьгосударстваНамибичастоизображается наегомарках. ( РастениеВельвичия)
2. Какназываютпересыхающиерусла реквАвстралии. ( Крики)
3. Сколькоэкваторовможнопровести наглобусе. ( Один)


Файлы: по материкам южного полушария.ppt
Размер файла: 1659904 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология