Автор конспекта:
Автор(ы): — Лашевский Михаил Александрович

Место работы, должность: — МОУ «СОШ р.п. Духовницкое» Духовницкого района Саратовской области.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Охарактеризовать процесс возникновения Древнерусского государства, отметить внешние и внутренние факторы воздействия на этот процесс. Раскрыть суть «норманнской» теории, показать позицию антинорманистов. Охарактеризовать теории, объясняющие возникновение названия «Русь». Познакомить обучающихся с деятельностью князей Рюрика, Олега, Игоря. Показать причины центробежных тенденций, существующих в раннем Древнерусском государстве.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века.- М.:Просвещение,2008

Используемая методическая литература: —

1.Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века.- М.:ВАКО, 2006.

2.Е.В. Тайкова и др. Творческая мастерская учителя. История (инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера.-Волгоград: Учитель,2009

3. Электронная энциклопедия "История России, 2007

4. БЭ "Кирилла и Мефодия",2007.

Используемое оборудование: —

Учебник, тетради, компьютор, проектор, экран, карта "Образование Древнерусского государства, IX-X вв.".

Краткое описание: — Тема урока:Появление государства у восточных славян. Цели урока:Охарактеризовать процесс возникновения Древнерусского государства, отметить внешние и внутренние факторы воздействия на этот процесс. Раскрыть суть "норманнской" теории, показать позицию антинорманистов. Охарактеризовать теории, объясняющие возникновение названия "Русь". Познакомить обучающихся с деятельностью князей Рюрика, Олега, Игоря. Показать причины центробежных тенденций, существующих в раннем Древнерусском государстве. Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний Вид урока: урок-лекция План урока: I. Организационный момент II. Изучение нового материала: "Появление государства у восточных славян" 1. Легендарные первые цетры государственности востоячных славян. 2. Варяги в Новгороде. 3. Норманисты и антинорманисты.Версии происхождения названия "Русь". 4. Олег Вещий и образование единого Древнерусского государства в центре в Киеве. 5. Князь Игорь и племенной сепаратизм. III. Первичное закрепление материала. IV.Итог урока. Домашнее задание.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тема урока:Появление государства у восточных славян.
Цели урока:Охарактеризовать процесс возникновения Древнерусского государства, отметить внешние и внутренние факторы воздействия на этот процесс.
Раскрыть суть "норманнской" теории, показать позицию антинорманистов.
Охарактеризовать теории, объясняющие возникновение названия "Русь".
Познакомить обучающихся с деятельностью князей Рюрика, Олега, Игоря.
Показать причины центробежных тенденций, существующих в раннем Древнерусском государстве.

Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний

Вид урока: урок-лекция.

Оборудование: учебник, тетради, компьютор, проектор, экран, карта "Образование Древнерусского государства".

План урока:
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала: "Появление государства у восточных славян"
1. Легендарные первые цетры государственности востоячных славян.
2. Варяги в Новгороде.
3. Норманисты и антинорманисты.Версии происхождения названия "Русь".
4. Олег Вещий и образование единого Древнерусского государствас центром в Киеве.
5. Игорь и племенной сепаратизм.

III. Первичное закрепление материала.
IV.Итог урока. Домашнее задание.

Ходурока:

I. Организационный момент
II. Изучение нового материала: "Появление государства у восточных славян"
1. Легендарные первые цетры государственности востоячных славян.


1. Легендарные первые центры государственности у восточных славян.
Среднее Поднепровье – главный район, где формировались специфические черты, отличающие древнерусскую культуру и государственность. На протяжении многих столетий Среднее Поднепровье сотрясали крупнейшие передвижения племён. Здесь пересекались Лес и Степь и связанные с природным фактором разные формы ведения хозяйства. В целом, для этого региона характерно сочетание оседлого земледелия и скотоводства. Земледельцами были племена Трипольской культуры (IV-III тысячелетие до н.э.), белогрудовская и чернолесская культуры(XII-VIII века до н.э.).
Славяне придвинулись к Приднепровью, видимо, раньше, чем в Причерноморье появились скифы – пахари и жившие севернее их невры. В левобережье Днепра осели славянские племена, оттеснённые скифами с южных территорий.
В V веке н.э здесь формируется непосредственно восточнославянский союз племён, получивших название –«анты». По имеющимся скудным сведениям из западных и арабских источников государственные образования у восточных славян возникли задолго до появления Киевской Руси. Они носили название Славия, Артания (Ортания) и Куявия (Куябия).
Распад этих образований произошёл, видимо, в момент набегов гуннов в IV веке н.э.
Однако элементы государственности у восточных славян сохранились.
Можно с твёрдой уверенностью утверждать, что в VI-VIII веках у антов сложилось как минимум два центра государственности -у племени полян в Среднем Поднепровье и у ильменских словен с центрами в городах Новгород и Ладога. Местные племена имели уже определённую систему законодательства, основанную на обычаях, управления, военные формирования, в том числе регулярные дружины, денежную систему (функцию денег выполняли серебро, шкурки пушных зверей (кун), золото, но широкое распространение получил и натуральный обмен. Регулярно с населения собиралась дань.К V веку нашей эры относится строительство города Киева легендарным полянским князем Кием со братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью. Однако можно утверждать, что град Киев был возведён на месте еще более древнего поселения легендарной Куявии, да и название созвучно-Куявия – Киев (Кыёв по-украински). Особое внимание летописца привлекли поляне, на территории которых возник Киев и сам князь -основатель Кий. Злые языки, правда, ещё в XI-XII веках распространяли слухи, что Кий был перевозчиком. Но летописец защищает благородное происхождение основателя города: «Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду и не удостоился бы великих почестей от царя его». Кий же, вернувшись из Константинополя, вскоре умер; «..и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались».
После смерти братьев и сестры удача отвернулась от полян. Их начали обижать соседние племена, а Хазарский каганат, занимавший в IX веке территорию от Нижней Волги до Днепра, заставил платить дань. Впрочем, согласно Повести, хазарам платили дань северяне, вятичи и радимичи.
Данные ранние государственные образования обладали письменностью, на основе которой греческие миссионеры Кирилл и Мефодий в X веке создадут славянскую азбуку.
По степени интенсивности государственного строительства восточные славяне во многом опережали своих соседей — финно-угорские племена, племена балтов, германские и скандинавские племена, хотя и уступали южноевропейским народам- наследникам античной Греции и императорского Рима, а также арабским государствам.
Интересным памятником высокой общественной организации в Среднем Поднепровье являются так называемые Змиевы или Трояновы валы. Сооружение оборонительных валов – явление довольно распространённое в Древнем мире. Они имеют пять концентрических кругов и тянутся в основном по южной границе полянских владений. Построить их можно было только в сильном государстве с центральной системой управления. Один из валов проходит близ реки Рось, которая впадает в Днепр и, по мнению ряда историков, давшая название государству славян на Днепре — Рось или Русь.
2. Варяги в Новгороде.

Далее «Повесть» почему – то отвлекается от событий на юге и под 6367 год от Сотворения мира (859 год от Рождества Христова) сообщает, что «варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, с мери и с кривичей». Потом два года оставлены без событий, а под 6370 (862) помещён знаменитый рассказ о призвания Рюрика, Синеуса и Трувора. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались русью. Сказали руси чудь, словене и кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде- словене, в Полоцке- кривичи, в Ростове – меря, и всеми ими обладал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе…Киев. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян, а хазарам дань не платили уже».

Пропущены ещё три года и под 6374(866) (сообщается, что Аскольд и Дир пошли войной на греков, осадили Царьград двумястами кораблей. Но шторм безжалостно разметал корабли русов и немногие вернулись домой.
Следует отметить, что современная история считает Рюрика подлинной исторической личностью, в отличие от Синеуса и Трувора. В отношении последних летописец заблуждается, считая их реальными людьми. Так, согласно Н.Т. Беляеву и Г.В. Вернадскому, имена Синеуса и Трувора не следует интерпретировать как личные, а скорее как эпитеты самого Рюрика. По – скандинавски “Signyotr”- значит «победоносный», a “Thruwar”- «заслуживающий доверия». Б.А. Рыбаков выводит имена братьев к оборотам:”sine use”и “tru war ,”то есть « своими родичами» и «верной дружиной»…
Далее в летописи снова следует большой пропуск, а под 6387(879), год сказано, что «умер Рюрик и передал княжение своё Олегу [Helg]- родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо тот был ещё очень мал».
3. Норманисты и антинорманисты.
В течение ряда столетий на значительных пространствах Европы взаимодействовали славяне и германцы. Формы их взаимодействия были различными, но традиция сохранила представление о давней борьбе. В период же образования ранних славянских государств эта борьба обострилась вполне реально. Создавалось впечатление извечного противостояния двух больших этносов: с VIII века осуществляется германский Drang nach Osten. В XYIII-XIX вв. Россия овладевает балтийским побережьем бывшего Ливонского ордена. Немецкие наследники Ливонского ордена оказались под властью русских царей. Именно в этой обстановке складывалась норманнская теория- интерпретация летописного предания о призвания варягов новгородцами в прогерманском духе. Интересно, что не только западные историки (Барк, Грабе и др.), но и часть российских — Карамзин, Погодин, Соловьёв, Платонов — считали варягов основателями государства в Древней Руси. Противники — антинорманисты (представители славянской школы)- Ломоносов, Гедеонов и др. это опровергают, добавляя, что этнические варяги могли быть прибалтийскими славянами, приводя в пример цитату из «Повести временных лет»: « а варяжский язык и словенский един есть».
В современной исторической науке преобладает мнение, что варяги всё-таки были неславянами. А.А. Шахматов считает: «Русь — те же норманны, те же скандинавы; Русь- это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем их потомки стали оседать на менее привлекательном болотистом и лесистом Севере».
Вспомним Нестора – летописца: « и пришли варязи, и называшася они Русью». И в самом деле, кажется, всего правильнее будет представлять дело так, что Русью звали в древности не отдельное варяжское племя, а все варяжские (норманнские) дружины вообще. Даже финские хроники созвучны- ruotsi-варяги, чем и объясняется их соединение и смешение у летописцев. Имя Русь переходило на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью, а затем постепенно закрепилось за славянским населением Поднепровья, еще позднее — за населением обширного древнерусского государства.
Ю. Никитин приводит такие данные: варяги себя называли русью, местное славянское население – славичами (славянами), а дети варягов и славичей именовались русичами.
Таким образом, славяне оказались народом, способным к саморазвитию и государственности. Но исторические условия сложились так, что варяги (норманны) во многом способствовали образованию единого Древнерусского государства с центром в Киеве.
Однако это не означает, что основанная в IX веке династия Рюриковичей была на 100% варяжской. Согласно последним изысканиям историков, мать основателя династии конунга (князя) Рюрика была славянкой, то есть сам Рюрик являлся русичем, но не чистокровным варягом.
Разумеется, учёные не могут нести ответственности за выводы, которые из их изысканий делают политики. Но они обязаны учитывать, какие именно положения оказываются удобными для исторических спекуляций. В 30-40 годы ХХ века норманнская теория была взята на вооружение германским фашизмом. В своей книге *Mein Kampf*А. Гитлер писал: «Организация русского государственного образования не была результатом государственно – политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе своё умение создавать государство..В течение столетий Россия жила за счёт этого германского ядра своих высших правящих классов». Работы, выдержанные в духе Гитлера появляются на Западе и в наши дни. (Вернер Келлер — «Восток минус Запад = 0»). Но в целом норманизм на Западе стал тоньше, появляются даже работы антинорманистского плана.
4. Олег Вещий и образование единого Древнерусского государства с центром в Киеве.
Олег покоряет кривичей, вятичей, причём вятичи долго оказывали сопротивление даже при княгине Ольге, ряд других народов. В 882 году хитростью овладевает Киевом, убив своих соплеменников Аскольда и Дира. Эта дата условно может считаться годом возникновения единого древнерусского государства с центром в Киеве, который, согласно летописцу, Олег назвал «матерью городов русских», хотя Киев явно мужского рода. В 907, 911 году следуют успешные войны с Византией (выгодные условия торговли для русских купцов, беспошлинная торговля, уплата греками контрибуции киевскому князю), которые осложняются практически ежегодными мятежами покорённых славянских племён (уличей и тиверцев) с обложением их большой данью.
Совершает Олег и удачный поход против Хазарии, освобождая от необходимости выплаты дани хазарам северян и радимичей в качестве замиряющего действа.
Многое в истории княжения Олега является легендарным, «Повесть» грешит домыслами и вымыслами. Тем не менее, процесс централизации государства Киевская Русь начался именно с князя Олега Вещего.
5. Князь Игорь и племенной сепаратизм.
Преемником Олега на киевском престоле летописцы называют его родственника Игоря, которого рисуют князем – неудачником. Согласно «Повести временных лет», Игорь(Ingvar) совершил два похода на греков – один неудачный в 6449 г.(941) и один, окончившийся получением дани с греков и заключением русско-византийского договора 944 года. В договоре от имени игоревой стороны перечислены более 60 имён, большинство из которых имеют скандинавские корни. Впрочем, послы заявляют, что они «от рода русского» и их послала «Русская земля». В широком смысле слова «Русь», «Русская земля» обозначали все земли восточных славян, всю территорию, в той или иной степени подвластную Киеву. Однако существует и другое их значение: например, в XI-XII вв., отправляясь из Новгорода в Киев, путешественник говорил, что он «идёт в Русь». Следовательно, Новгород им Русью не считался. Историки внимательно проанализировали все случаи подобных противопоставлений в источниках и пришли к выводу, что в домонгольской Руси не считались входящими в Русскую землю Новгород Великий, княжества Полоцкое, Смоленское, Суздальское (Владимирское), Рязанское, Муромское, Галицкое, Владимиро – Волынское. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗНАЧАЛЬНО «РУСЬЮ», «РУССКОЙ ЗЕМЛЁЙ» ИМЕНОВАЛАСЬ ТОЛЬКО ОБЛАСТЬ СРЕДНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ.
Характерная черта того времени – подчинение славян происходило в интересах полян – русов или, вернее, полян, во главе с варяжской (русской) знатью. К 40- м годам IX века этот процесс был далёк до завершения: племена, уплачивавшие дань русам, продолжали сохранять самоуправление. Особенно неприязненные отношения сложились у полян с древлянами (хотя граница земли древлян проходила в 25 км.от Киева). Взаимная ненависть полян и древлян проявлялась у первых в пренебрежении и неуважении обычаев: « А древляне жили звериным образом, жили по – скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды». Древляне же хвастались тем, что раньше поляне платили им дань. СДЕЛАЕМ ЕЩЁ ОДИН ВЫВОД: никакой речи о едином древнерусском государстве с центром в Киеве в IX – середине X веков речи идти не может. 882 год может считать чисто символической датой начала длительного и сложнейшего процесса «собирания земель» наследниками Рюрика.
В «Повести временных лет»сразу за русско-византийским договором помещена сцена гибели Игоря в древлянской земле. История вторичного сбора дани во время очередного полюдья (ежегодного объезда князем со дружиной подвластных земель с целью сбора дани) с древлян Игорем хорошо известна, как и его казнь по приказу древлянского князя Мала со волхвами. Известна и месть Ольги древлянам, сжегших их столицу Искоростень с помощью птицы, закапавшей живьём древлянскую знать, а послов князя Мала, пришедших сватать вдовую Ольгу, сожжённых в бане. Другое дело, что казня Игоря, древляне совершали свой религиозный ритуал, который более подходил к высокопоставленному преступнику. Это ритуальное убийство, осуществлённое с помощью священных деревьев в честь древлянских богов.
Следует вопрос, почему Игорь решил собрать дань с древлян вторично, в нарушение договорённости, скреплённой страшной клятвой перед богами? Современные историки пришли к выводу о том, что князь поддался на уговоры личной (ближней) дружины, которая завидовала старшей дружине воеводы Свенельда, совершившей удачный набег на какой – то город или племя (карательные рейды были частым явлением). В то же время игоревы дружинники остались ни с чем и князь, чтобы не допустить бунта среди своего верного окружения (единственной опоры) вынужден был согласиться на вторичный сбор дани с древлян. Даже, несмотря на осуждение и предостережения главного воеводы, друга самого Олега Вещего, Свенельда. Впрочем, воины Свенельда недолюбливали игореву дружину, да и самого князя презирали. Вот и на помощь не пришли. В то время, как древляне казнили Игоря, Свенельд уже вернулся в Киев. Весть же о расправе над князем принесли в Киев древлянские послы — они же сваты.
Поистине киевлянам была безразлична судьба Игоря, и на престол, опираясь на копья Свенельдовой дружины, взошла жена Игоря Ольга, ставшая регентшей при малолетнем сыне Святославе Игоревиче. Но судьба тесно сплетёт потомков Игоря и Мала: дочь древлянского князя Малуша, будет превращена в челядинку (рабыню) при великокняжеском дворце, затем Ольга отдаст её на поругание повзрослевшему сыну Святославу. Малуша родит от Святослава Владимира, которого отец до конца жизни, презирая, будет звать «робичем» (сыном рабыни), но «не обидит», дав в управление самый оппозиционный Киеву Новгород.
III. Первичное закрепление материала.
1. Расскажите о легендарных ранних центрах государственности восточных славян.
2. Кто такие варяги? Как они оказались в Новгороде?
3. Где ещё в восточнославянских землях правили варяги?
4. Как варяги повлияли на процесс создания единого Древнерусского государства?
5. Каковы теории, объясняющие происхождение названия «Русь»?
6. Кратко расскажите о деятельности князей Олега и Игоря.
7. Почему 882 г. можно считать условной датой возникновения Древнерусского государства?

IV. Итог урока. Домашнее задание.
Параграф № 8.
Задание1. Приведите аргументы в пользу и против "норманнской" и "антинорманистской" теорий".
Задание 2. Составьте презентацию на тему "Первые Рюриковичи" (по выбору учащегося).




III. Первичное закрепление материала.
IV.Итог урока. Домашнее задание.

V. Приложение.

К открытому уроку прилагаются слайды. Их сможно найти на сайтах: http://blog.i.ua , communiti/1461/245361/?p=2. , www.Iki.ru , www.goneliterate.ru , www/ruskolan.xpomo.com, subscribe.ru и др.Кроме того, при подготовке урока автор использовал следующую литературу:

1.Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. – М.: Вече, 2005. -320 с.

2. Королёв А.С. Загадки первых русских князей. – Вече, 2003.- 320 с33.

3.Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. – М.: Вече, 2005.- 320 с.

4.ШильникЛев. Чёрные дыры российской истории.-М.: Издательство НЦЭНАС, 2007.- 192 с.

Файлы: столетняя война 2.ppt
Размер файла: 1444864 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология