Автор конспекта:
Автор(ы): — Зотова анна Валерьевна

Место работы, должность: — МОУ «Лицей №1 им.А.П.гужвина г.Камызяк», учитель истории и обществознания

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Право

Цель урока: — Продолжить формирование правовой культуры учащихся. Привить уважение к правам человека и гражданина.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 9

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.ст.209-217 Гражданского Кодекса РФ

3.Носов Н.Незнайка на луне., М.,1999.

4.Булгаков М.Собачье сердце.

5.Певцова Е. Право в нашей жизни., М., «Русское слово»,2007.

Используемое оборудование: —

Схемы : «Правомочия собственника», «Формы собственности».

Презентация "Право собственности"

Краткое описание: — Краткое описание идеи Собственность как экономическая категория появилась вместе с человеческим обществом. В условиях современной рыночной экономики право собственности, частная собственность – главный её двигатель. Сегодня трудно представить себе, как может человек жить без собственности. Немецкий философ Гегель писал, что «собственность человека является предпосылкой его свободы, она дана природой». Основная идея урока познакомить учащихся с понятием собственность, усвоить значение роли собственности в жизни гражданина РФ, государства в целом. Урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов обучения.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Ожидаемые результаты:

Знания:

- характеризовать право собственности

- определить субъекты и объекты права собственности

- называть основные формы собственности, основания приобретения права собственности

Умения и навыки:

- работать в группе

- участвовать в дискуссии

- высказывать и аргументировать свою точку зрения

- формулировать рекомендации по защите права собственности

- анализировать источники и проблемные ситуации

Отношения, ценности, внутренние установки:

- осознать ценность права.

Методические рекомендации по проведению урока.

Цели урока:

Продолжить формирование правовой культуры учащихся.

Привить уважение к правам человека и гражданина.

Краткое описание идеи

Собственность как экономическая категория появилась вместе с человеческим обществом.

В условиях современной рыночной экономики право собственности, частная собственность – главный её двигатель. Сегодня трудно представить себе, как может человек жить без собственности.

Немецкий философ Гегель писал, что «собственность человека является предпосылкой его свободы, она дана природой».

Основная идея урока познакомить учащихся с понятием собственность, усвоить значение роли собственности в жизни гражданина РФ, государства в целом. Урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов обучения.

Основные понятия: собственность – это возможность владеть, пользоваться , распоряжаться своим имуществом (вещью).

Право собственности — это совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а также предусматривающих защиту этих правомочий.

Вещное право-совокупность правомочий в отношении имущества, обеспечивающих удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь.

Виндикационный иск — ( от лат. — объявлять о применении силы) – требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено.

Нигаторный иск — ( от лат. – отрицающий иск) – требования собственника устранить препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом.

Иск о признании права собственности — требования собственника имущества о констатации перед третьими лицами, что он является собственником на спорное имущество.

Вопросы:

Что такое собственность?

Что такое право собственности?

Определите и сравните формы собственности.

Может ли гражданин сам защищать свою собственность?

Надо ли наказывать за нарушение права собственности?

При каких условиях можно лишить человека его собственности?

Как связано право собственности с другими правами человека?

Материалы ( ресурсы):

1.Схемы : «Правомочия собственника», «Формы собственности».

2.ст.209-217 Гражданского Кодекса РФ

3.Носов Н.Незнайка на луне., М.,1999.

4.Булгаков М.Собачье сердце.

5.Певцова Е. Право в нашей жизни., М., «Русское слово»,2007.

Постановка проблемы:

Собственность – предпосылка свободы?!

Мотивация.

1.Притча отказ от собственности.

Однажды ученик спросил Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрека».

«Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником».

Будда постоянно советовал иметь как можно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.

2.Элемент провокации ( Учитель обращается к учащимся с просьбой собрать сотовые телефоны. Собирает телефоны. Убирает в стол и запирает. Говорит спасибо. Ждет реакции учащихся, выдерживает паузу.

I. Информационный блок.

Собственность

1.Подберите слова ассоциации к понятию «собственность» (Составление кластера).

Владеть

Пользоваться

Распоряжаться

Экономическая категория

Право

Имущество

Вещь


2.Сгруппируйте слова и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию «собственность».( ответы учащихся)

Собственность-это совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Владение (имею)

3.Исходя из определения, определите правомочия собственника и составьте схему, зафиксировав записи в тетрадь.

Правомочия собственника

Пользование (извлекаю пользу)

Распоряжение

(определяю судьбу вещи)


4.Слово учителя.

Право собственности — это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в связи с принадлежностью государству, юридическим и физическим лицам материальных благ. Это право собственности в объективном смысле. А субъективное право собственности — это право собственности конкретных субъектов: государства, юридического или физического лица.

Собственнику имущества принадлежат следующие правомочия право владения (возможность иметь имущество в своем хозяйстве), пользования (возможность получать от этого пользу) и распоряжения (возможность определять судьбу вещи: продать, сдать в аренду и т.д.). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.

Право собственности — это совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих отношения, возникающие по поводу присвоения материальных благ.

Нормы права собственности, закрепленные в Конституции РФ и в Гражданском Кодексе РФ, способствуют развитию различных форм собственности: государственной, частной, муниципальной и др.

В гражданском праве понятие права собственности используется:

- в объективном смысле, как система юридических норм, регулирующих общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом;

- в субъективном смысле, как предусмотренная законом мера поведения для собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению.

Собственник имущества обладает следующими правами:

- правом владения (т.е. возможностью иметь имущество в своем хозяйстве);

- правом пользования (т.е. возможностью использовать имущество в своих интересах);

- правом распоряжения (т.е. возможностью определять судьбу своего имущества: продавать, менять, сдавать в аренду и т. д.).

У собственника есть право совершать с принадлежащим ему имуществом любые действия, не противоречащие закону. Помимо наделения его широким объемом правомочий, право собственности предполагает, одновременно, и обязанности по содержанию, расходам и иным мерам, поддерживающим имущество в нормальном состоянии.

5.Используя ст.209-217 Гражданского Кодекса РФ определите и сравните формы собственности. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Ответы учащихся.

В Российской Федерации признаются частная (собственность граждан и юридических лиц), государственная (федеральная собственность и собственность субъектов РФ), муниципальная (имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований) и иные формы собственности.

К иным формам собственности можно отнести собственность общественных организаций, иностранцев, собственность совместных предприятий и др.

II. Аналитический блок (интерактивная часть урока).

Класс делится на 2 группы. Каждой группе дается задание.

1 группа работает с отрывком из произведения Н.Носова « Незнайка на луне».

2 группа работает с отрывком из произведения М.Булгакова « Собачье сердце». (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

III. Информационный блок.

Слово учителя.

В реальной жизни возникает немало конфликтов по вопросу собственности. Среди различных средств защиты права собственности большую роль играют иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Они называются виндикационными исками.

Виндикационный иск ( от лат. — объявлять о применении силы) – требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено.

Есть случаи, когда нарушаются права собственника, хотя его не лишили собственности. (Соседи сложили строительный материал на дороге, загородив проход к дому). В таких случаях свое право можно защитить с помощью негаторного иска.

Негаторный иск ( от лат. – отрицающий иск) – требования собственника устранить препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом.

При потере документов на собственность закон позволяет предъявить иск о признании права собственности.

Иск о признании права собственности - требования собственника имущества о констатации перед третьими лицами, что он является собственником на спорное имущество.

IV.Аналитический блок.

1. Каждой группе дается задание.

1 группа на основе статей Гражданского Кодекса РФ составьте схему «Субъекты права собственности».

2 группа составляет советы потерявшему документы на собственность.

После выполнения заданий идет обмен информацией, схема и советы фиксируются учащимися во время ответа каждой группы в тетрадь.

2.В обществе на протяжении многих лет шла дискуссия о необходимости частной собственности. Одни утверждают, что она зло, жадность, другие считают, что только частная собственность помогает человеку добиться успеха в жизни. В нашем обществе есть частная собственность встает вопрос « Стоит ли ограничивать право собственности?»

1 группа подбирает аргументы в защиту тезиса « Право частной собственности свято. Его нельзя ограничивать, иначе начнется произвол» .

2 группа аргументирует позицию о необходимости ограничить частную собственность, признать, что именно она может стать основой многочисленных проблем во взаимоотношениях между людьми.

3 группа решает проблему « Может ли собственность стать предпосылкой свободы?»

Рефлексия. Предлагается учащимся составить групповые или индивидуальные синквейны по теме урока. На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна. На второй — пишется два прилагательных, раскрывающих его тему. На третьей — записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой — размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.

Домашнее задание.

Написать эссе по предложенным высказываниям:

« Собственность – ловушка, то что мы считаем в своем владении, на самом деле владеет нами».( А. Карр)

« Без труда и без законной, нормальной собственности человек не может жить, развращается, обращается в зверя».(Ф.Достоевский)

«Когда человек освобождается от частной собственности, он прежде всего перестает чувствовать свое я». (А.Луначарский)

«Что важно для человека – жить для вещей и все терять с последним дыханием или жить для людей и после смерти жить среди живых?»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

2. Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Группа 1

Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

• Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Клопсом?

• О каких формах собственности идет речь в ситуации?

• Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? Может ли гражданин сам защищать свою собственность?

…Господин Клопс встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веран­ды, и, сложив на животе сёои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

— Наверно, в капкан попался? — спросил наконец он.

— Так точно, господин Клопс. Жрал малину и попался в капкан.

— Так, так, — промычал Клопс. — Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

— И не жрал вовсе, а ел, — поправил его Незнайка.

— Ох ты, какой обидчивый! — усмехнулся господин Клопс. — Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

— Ну зачем… Захотел кушать.

— Ах, бедненький! — с притворным сочувствием воскликнул Клопс. — Захотел ку­шать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

— Почему не моя? — ответил Незнайка. — Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопс чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

— Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! — закричал он. — Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

— Какая такая частная собственность?

— Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? — спросил подозри­тельно Клопе.

— Почему не признаю? — смутился Незнайка. — Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и де­ревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

— Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо пря­мо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! — разорялся Клопс, размахивая ру­ками и не давая Незнайке сказать ни слова…

Группа 2

Прочитайте отрывок из повести М. Булгакова «Собачье сердце» и ответьте на вопросы:

• Как вы думаете, почему был возмущен Филипп Филиппович?

• В каких случаях можно лишить человека его собственности?

• Как связано право собственности с другими правами человека?

…Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после об­щего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…

— Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович, — потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

— Вопрос стоял об уплотнении.

— Довольно! Я понял! Вам известно, что постановлением от 12 сего августа моя квартира освобождена от каких бы то ни было уплотнений и переселений?

— Известно, — ответил Швондер, — но общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совер­шенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах.

— Я один живу и работаю в семи комнатах, — ответил Филипп Филиппович, — и же­лал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку. Четверо онемели.

— Восьмую! Э-хе-хе, — проговорил блондин, лишенный головного убора, — однако это здорово.

— Это неописуемо! — воскликнул юноша, оказавшийся женщиной.

— У меня приемная — заметьте — она же библиотека, столовая, мой кабинет — 3. Смотровая — 4. Операционная — 5. Моя спальня — 6 и комната прислуги — 7. В общем, не хватает… Да, впрочем, это не важно. Моя квартира свободна, и разговору конец. Мо­гу я идти обедать?

— Извиняюсь, — сказал четвертый, похожий на крепкого жука.

— Извиняюсь, — перебил его Швондер, — вот именно по поводу столовой и смотро­вой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке тру­довой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.

— Даже у Айседоры Дункан, — звонко крикнула женщина.

С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо нежно поба­гровело, и он не произнес ни одного звука, выжидая, что будет дальше.

— И от смотровой также, — продолжал Швондер, — смотровую прекрасно можно со­единить с кабинетом.

— Угу, — молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, — а где же я дол­жен принимать пищу?

— В спальне, — хором ответили все четверо.

Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.

— В спальне принимать пищу, — заговорил он слегка придушенным голосом, — в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в сто­ловой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Ноя не Айседора Дун­кан!.. — вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой. — Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной! Передайте это общему собранию, и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской!

Файлы: план-конспект урока.rar
Размер файла: 1122963 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология