Автор конспекта:
Автор(ы): — Сартакова Надежда Никитична

Место работы, должность: — МКОУ «СОШ №12″ учитель истории и обществознания

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Познакомить учащихся с сущностью правоотношений.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник: Боголюбов Л.Н., рабочая тетрадь.

Используемая методическая литература: —

Система уроков по учебнику Л.Н.Боголюбова

Используемое оборудование: —

Компьютер,проктор,презентация

Краткое описание: — Изучение нового материала

05.12.2012год

Тема: Правоотношения и субъекты права

«Когда закон дает право, он дает также и средство его защиты»

Римское юридическое изречение.

Цель и задачи урока: -познакомиться с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта и содержания правоотношения.

-добиться понимания учащимися сущности и особенности правоотношения, раскрыть элементы, виды правоотношения.

-закрепить знания по основным элементам гражданских правоотношений.
-добиться понимания жизненной значимости правоотношения для гражданина, человека.

-пробудить чувство ответственности и долга за субъективные права и юридические обязанности .

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные ресурсы: презентация «Субъекты правоотношений»

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, правоспособность, дееспособность.
Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-Что называют социальными отношениями?

-Что такое право и права человека?

-Как влияют на отношения между людьми нормы права?

3.Изучение нового материала.

4.Первичное осмысление и закрепление.

5.Итоги урока. Рефлексия.

6.Домашнее задание: §9 стр.78-84

План изучения нового материала.

1.Стадия вызова.
Для того чтобы вызвать интерес к проблеме начинаем урок с ситуации:
Ольга заключила договор аренды квартиры с Андреем Петровичем. По этому договору Ольга имеет право проживать в квартире до октября месяца и обязана платить Андрею Петровичу. Андрей Петрович обязан отремонтировать квартиру и имеет право требовать с Ольги выплаты денежных средств за пользование квартирой.
А. Правоотношение – это социальное отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства. Права и обязанности участников правоотношения определены законом.
Б. Правоотношение возможно только при наличии трех элементов: субъектов, объекта, содержания.
Договор оформлен в соответствии с законом, значит это возникновение правоотношения, а не дружеской услуги. На примере данной ситуации субъектами правоотношения выступают Ольга и Андрей Петрович. Объектом будет арендная плата. Содержанием же будет юридическое право Андрея Петровича на получение арендной платы и юридическая обязанность Ольги оплатить аренду квартиры. Право меры дозволенного, так Андрей Петрович обязан отремонтировать квартиру, а Ольга не имеет права требовать то, что не было предусмотрено договором.
2.Стадия осмысления.
Лекция. Во время лекции учащиеся должны записать, с чем связано понятие «свобода», какие сложности для человека сопряжены с ней.
Показываем презентацию урока на тему: «Правоотношения» .
1 элемент – объектом правоотношения понимается то благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношение (арендная плата). Например: когда вы садитесь в автобус, вы вступаете в гражданское правоотношение по поводу оказываемых вам услуг, в данном случае, перевозка пассажиров.
Гражданский кодекс РФ в качестве объектов гражданских правоотношений рассматривает вещи (земля, полезные ископаемые, деньги), работы и услуги, информацию (СМИ, книги), результаты интеллектуальной деятельности(произведения художественные, музыкальные, изобретения и др. продукты творческой деятельности) и нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, доброе имя, деловая репутация).

Документ.Из Гражданского кодекса РФ:

«Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространяющий такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву…

5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причинённых их распространением…»

2 элемент – субъекты правоотношения. Участники правоотношения, обладающие соответствующими правами и обязанностями. Субъекты правоотношений равны между собой.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, составляющему основу гражданского законодательства, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане (физические лица) и юридические лица.

Юридическое лицо– это организация, обладающая обособленным (отдельным) имуществом и выступающая в правовых отношениях как самостоятельный субъект права.

Физическое лицо– это человек, обладающий правом вступать в правоотношения, т.е. обладающий правоспособностью и дееспособностью.
Если правоспособность наступает с рождения, то дееспособность своими осознанными действиями осуществлять права и юридические обязанности, приобретается постепенно. С 6,6 лет дети могут совершать мелкие сделки, с 14 лет – получаем паспорт. Одновременно с расширением набора прав расширяется и сфера ответственности.
В отношении юридического лица правоспособность и дееспособность наступает с момента регистрации, одновременно. Юридическое лицо имеет правом заниматься не любыми видами деятельности, а только теми, для которых оно создавалось. Для занятий определенными видами деятельности необходимо получение специального разрешения – лицензии.

Закрепление темы: 1. Разберите ситуацию и определите: а) субъекты правоотношений; б) объекты правоотношений; в) содержание правоотношений.

1) После смерти гражданина Ю. его наследник, будучи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. подал в суд.

2) Находясь на территории природного заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям этого уникального уголка планеты о том, что они здесь были, и огромными буквами высекли на скале свои имена. Обнаружив содеянное, охрана заповедника задержала молодых людей.

3) Гражданин М. потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролёры потребовали заплатить штраф.

4) Гражданин В. очень спешил на работу и решил перебежать дорогу на красный сигнал светофора, что привело к столкновению двух автомобилей.

5) Дедушка подарил внучке в связи с её вступлением в брак акции строительной компании.

Домашнее задание: §9 стр.78-84; ответить на вопросы рубрики «В классе и дома».

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология