Автор конспекта:
Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

привести в систему знания студентов, полученные в школе, о правописании корней с чередующимися гласными, провести коррекцию пробелов в знаниях на материале таблиц-алгоритмов ;

Работать над формированием профессиональных компетенций

тренировать студентов в написании слов с безударной гласной в корне слова, правописании корней с чередованием гласной корня, работать над развитием связной речи студентов;

воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

интерактивная доска, компьютер, учебник Боженковых «Русский язык и культура речи»,тетради.

Краткое описание: — урок-практикум

Ход урока.

1.Актуализация ранее изученного.

Экспресс-опрос по теме предыдущего урока.

А)Назовите часть науки о языке, изучающую единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств.

Б)Как называется система правил правописания слов?

В)Что такое орфограмма?

Г)Что, по-вашему , означает выражение: «Человек обладает орфографической зоркостью»?

Д)Назовите основные группы, на которые делятся все орфограммы?

Е)Сколько типов(принципов ) написаний существует в русском языке?

Ж)К какому типу написаний относится :1)правописание слов с безударной гласной корня?

2)правописание сочетаний ЖИ-ШИ ?

3)правописание корней с чередованием?

4)правописание приставок на З и С?

З)Какова задача дифференцирующих написаний в русском языке?

Проверку выполнения этого задания проведут дублёры преподавателя по имеющемуся «ключу».

Пока они работают, вся группа выполняет на интерактивной доске выборочное письмо.

Задание:1)найти различные типы написаний слов (опора на конспект предыдущего урока);

2)выписать слова с приставками на согласную, вспомнить правило их написания.

1.Около полудня мы _делали привал.

2.Туман _гущался над берегами.

3.Местные жители с бе_покойством наблюдали за ра_ливом реки.

4.Белый пар по лугам ра_стилается.

5.Река и_вивается змейкой.

6.Облако ра_таяло и и_чезло в глубокой синеве неба.

-Сообщение учителей-дублёров о результатах выполнения экспресс-опроса.

2. Изучение нового материала.

2.1. Сообщение темы и цели урока.

2.2.Работа с учебником Боженковых(стр.171,таблица-алгоритм №3;стр.172-173,таблицы-алгоритмы №4,4а,4б.

Задание: сформулировать основные правила правописания чередующихся гласных в корне слова, опираясь на таблицы-алгоритмы.

2.3.Практическая работа.

А)Диктант «Проверяю себя».

Задание: выделить трудные орфограммы, выделить их и объяснить. Найти в тексте орфографические ошибки и исправить их.

Наступили первые осенние заморозки. С низкорослых кустов начинает исчезать богряная листва. С деревьев безконечным дождём рассыпаются листья. Расщедрилась красавица осень на краски. Реже стали распевать весёлые песни птицы. Они готовятся к отлёту на юг. Ранним утром и позним вечером лёгкий марозец беспощаден к ним. Птицам становится голодно и холодно. Не жалуются на бескормицу в эту пору только дрозды. С большим апетитом набрасываются они на сочьные гроздья рябины. Всё чаще по ночам изморозь безшумно окутывает деревья. (75 слов)

-Самопроверка ( назвать ошибки, допущенные в тексте)

Бесконечным, бесшумно- правописание приставок на согласную,

Багряная, морозец- правописание безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением.

Аппетитом- правописание удвоенной согласной в корне слова. и т.д.

-Взаимопроверка (работа в статических парах).

-Анализ ошибок, допущенных учащимися.

Б)Игра «Четвёртое лишнее».

Задание: отметить «четвёртое лишнее» в следующих «четвёрках» словосочетаний:

1.Молодая пор_сль ,морские водор_сли, юношеский возр_ст, непроходимые зар_сли.

2.Несг_раемый шкаф, г_рячий утюг, южный заг_р, дог_рающий костёр.

3.Лёгкое прик_сновение, неприк_сновенный запас, к_сательная линия, точки соприк_сновения.

4.Соб_рать урожай, прот_рать мебель, ст_реть пыль,ст_рать бельё.

-Проверка выполненной работы(фронтально).

В)Восстановленный диктант.

Задание: выписать слова с чередующимися корнями РАСТ-РАЩ-РОС; восстановить текст по опорным словам(текст на интерактивной доске)

Папирус-это болотное р_стение. Ещё в древние времена оно р_сло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы сделать из него бумагу. Когда папирус выр_стет, достигнув 3-5 метров и толщины с руку, проникнуть в его зар_сли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разр_стаясь, группа р_стений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывёт по реке. Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству. Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произр_стает на озере Чад.

Г) Лингвистическая задача

Задание: найдите отгадку, подумайте: на какое орфографическое правило больше всего следует обратить внимание при работе с этим текстом в начальной школе.

Шла девчонка с торга, несла гороху торбу,

Да рассыпала горох на четырнадцать дорог.

Ни лопатою сгрести, ни метёлкою смести!

А как стало рассветать, стало нечего сметать.(Звёзды на небе)

3.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

4.Домашнее задание:1)работа с опорными таблицами; 2)восстановить текст про папирус по опорным словам.

Файлы: Односос. предл..doc
Размер файла: 5962752 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология