Автор конспекта:
Автор(ы): — Чорич Ирина Ивановна

Место работы, должность: — МОУ ООШ с. Селитьба Хвалынского района

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Краткое описание: — Урок открытия новых знаний

Цели:

1. познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;

2. формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

3. обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;

4. развивать мыслительные процессы, память, внимание;

5. воспитание культуры речи.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Цель этапа:

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Лингвистическая сказка.

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

- Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие — нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Начнем урок, тема которого…. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке?

Прослушивание сказки, формулировка и запись темы урока «Правописание –з и –с на конце приставок»

· личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

· коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

2.Проблемное объяснение нового материала.

Цель этапа: постановка учебной проблемы урока с мотивирующим приемом.

Понаблюдаем и исследуем.

Почему слова записаны в два столбика?

( Анализируем материал в учебнике).

От каких условий зависит написание –з, -с?

Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.

Чтение слов.

1 столбик – с

2 столбик – з

Формулировка правила

Работа в паре – составление шагов алгоритма; два человека – у доски.

Сигнал выполнения работы – встать около парты (физминутка).

· личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

· регулятивные (целеполагание, планирование);

· логические (анализ, обобщение);

· познавательные (постановка и формулирование проблемы).

3.Первичное закрепление.

Цель этапа: научить при помощи анализа, сравнения и обобщения подводить под понятие.

Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? А я люблю их загадывать. Только загадки будут не простые. Посмотри те доску, вспомните тему нашего урока и запишите ответы. Не забудьте выделить орфограмму.

Найдите в данном ряду слов (расческа, рассвет, возраст) «третье лишнее».

Запись слов, графическое обозначение орфограммы.

Поиск слов с приставками на –з, -с, графическое обозначение орфограммы

Анализ словарного ряда, выбор критерия объединения слов в группу

· регулятивные (волевая саморегуляция);

· познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

· коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

4. Физминутка.

А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

Чтение отрывков из стихотворений.

Листья, листья листопад,

Не расчиститьшкольный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсьправильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаютсятри звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбилстекло.

Поднять вверх руки и делать один хлопок, если слышишь слово с приставкой, оканчивающейся на

–з или -с

5.Самостоятельная работа.

Цель этапа: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

Продолжим нашу работу. Вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А, может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.

Чтение заданий, выбор посильного вида работы; решение задач на применение. Обратная связь: сигнальные карточки

· познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));

· личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

· коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание –з, -с на конце приставок» вы подружились, подружились так же, как и герои этого отрывка. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложениями. Составьте предложения так, чтобы получился текст.

Каковы отношения отца и сына?

Найдите ключевые слова в тексте, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями.

Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание

–з, -с на конце приставок».

Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу.

Чтение предложений; составление текста из разрозненных предложений; формулировка темы текста и его идеи.

Повторение алгоритма рассуждения выбора написания –з или –с на конце приставок.

6. Итоги урока.

Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет снова сделать выбор: придумать лингвистическую сказку по данной теме, либо составить задание «Четвертый лишний» с изученной орфограммой.

Запись домашнего задания.

· личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

Файлы: урок лексика.doc
Размер файла: 40448 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология