Автор конспекта:
Автор(ы): — Олексюк Т.В.
Место работы, должность: — жизнеучитель истории и английского языка МОУ Веселовская СОШ
Регион: — Ростовская зона
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 автокласс
Предмет(ы): — Обществознание
Используемые учебники и учебные пособия: —
v
Олексюк Татьяна Васильевна
учитель истории МОУ Ленинская СОШ
Веселовского района Ростовской области
План-конспект урока обществознания
Тема: «Правовое государство»
11 класс
Цели:
- воспитательная цель: учреждение условий ради саморазвития и самореализации учеников в процессе сотрудничества в группах; в ходе урока учащиеся должны осознать обязательность ради достойной жизнедеятельности каждого человека таких исторически прогрессивных явлений, словно естественные и неотъемлемые права человека, демократия, правовое государство;
- образовательная цель: учащиеся должны научиться видеть возможные альтернативы развития политической системы, сделать токовывод о том, так суждение правового государства возникла словно антипод произволу, абсолютизму, деспотии; научиться классифицировать государства на развитые и неразвитые; научиться выделять в источнике принципы правового государства, призванного защищать права людей;
- развивающая цель: в ходе урока ребята должны продемонстрировать умения прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники, анализировать исторические источники (такие словно документ, эпиграмма, цитата), решительно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи ответов.
Форма деятельности: групповая.
Оборудование: 3 листа ватмана по количеству групп, цветные маркеры, фломастеры, стикеры 3-х цветов по количеству учеников с буквами «М», «О», «Р»; маленькие ценники по количеству учеников,
Учащиеся, минуя в класс, выбирают стикер одного изо 3-х цветов, наклеенных на доске, по количеству учеников. На обороте написана одним изо букв «М», «Р» или «О». Ученики располагаются после столами в соответствии с буквой, образуя, таким образом, цифра группы. Тема урока закрыта листом бумаги.
1. Стадия вызова.
Учитель: Садитесь. А, впрочем, нет, стойте! Только от меня полноте зависеть ваше поведение сегодня. Выбудете делать то, так я хочу. И разве я захочу, вам будете стоять весь урок!… А, теперь, ребята. вздохните с облегчением, улыбнитесь дружбан другу. Здравствуйте, можете сесть. Понравилось ли вам приветствие? /Как правило, ученики отвечают, так нет./ Что просто вам не понравилось? /Ребята говорят о том, так жизнеучитель не поздоровался, его слова звучали грубо, резко, но зухтон был властным./ Итак, сегодня мы водка о власти.
2. Стадия размышления.
Учитель обращает присмотр ребят на доску, где-либо против слова «Власть» написаны следующие слова: воздействие, поведение, принуждение, авторитет, воля, возможность, судьбы, способность, право, распоряжаться.
Учитель: В ход 30 секунд я попрошу вы подумать и сформулировать распознавание власти. Работа индивидуальная.
Работа не вызывает трудности и следом необходимых корректировок на доске появляется следующее определение: «Власть – это способность, фригольд и потенция распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать влияние на судьбы, поведение и энергия людей с помощью разных средств: права, авторитета, воли, принуждения.
Учитель: Какие формы организации высших органов государственной власти, иными словами формы правления вам знаете? /Республика, монархия/
Слова учителя сопровождаются демонстрацией компьютерной презентации.
Древнегреческий сенека Аристотель выделял 5 самостоятельных форм правления. Наряду с монархией и демократией он обозначал аристократию (правление немногих), охлократию (правление толпы, которую он считал самой опасной) и олигархию (правление немногих). Я попрошу вы охарактеризовать одну изо форм правления, сообразно с выбранной вами буквой: «М» — монархию, «Р» — республику, «О» — олигархию; защитить ее в виде слогана, кластера или плаката и ответить на вопрос: каким образом, с помощью каких средств хорезм воздействует на судьбы, поведение и энергия людей. Выберите изо списка стран государства, в которых, на ваш взгляд, существует или существовала та или иная одежда правления. Звон колокольчика полноте знаком вашей готовности.
Учащиеся, используя, фломастеры, маркеры, листы ватмана представляют формы правления, характеризуют их сильные и слабые стороны. Например, монархию они представляют в виде короны, которая находится на верхней ступени лестницы; республика им видится в виде некоего центра с флагом, от которого равноудалены все категории населения, обозначены все цифра ветви власти; а олигархия – это окружение с деньгами, но кружочек снизу ватмана – это бесправное население. Ребята, словно правило, преданно отмечают, так монархия в большинстве случаев воздействует на люди с помощью принуждения, республика влияет на ллойд с помощью закона, но олигархия использует ради данных целей принуждение, волю, в редких случаях авторитет.
Учитель: Одним изо прав человека в демократическом обществе является фригольд на свободное синоним своих мыслей, фригольд иметь свою точку зрения. Воспользуйтесь своим правом и проголосуйте после ту форму правления, которая вам будто самый справедливой. Выбор аргументируйте. /Ученики выходят к доске и наклеивают яркие маленькие стикеры на плакаты, ради этой цели я использую ценники. Результаты голосования, словно правило, показывают, так большинство класса поддерживают республику. После голосования защиты собственной точки зрения, учащиеся занимают объединение сообразно с цветом выбранного в начале урока стикера. Так образуются новые группы./
Учитель: В современном мире республика получила наибольшее распространение. Как говорил Луций Сенека Младший «Недолговечна та власть, которая управляет вот шкода народу».
В современной науке существует много классификаций государств. Одна изо них – раздел на развитые и неразвитые государства, где-либо основным критерием являются углубленность демократии, основа личности и присутствие комплекса прав и свобод. Как вам полагаете, хорезм с какой формой правления, представленных здесь, мы можем назвать развитым? Аргументируйте свою точку зрения. /Республика./
/Слова учителя сопровождаются демонстрацией компьютерной презентации./ Развитое хорезм общепринято называть правовым. Понятие правового государства сформировалось в Германии в первой трети 19 века. Но сама намерение правильной государственной власти зародилась опять-таки в глубокой древности. Еще Аристотель предлагал обустроить хорезм на основе формирования обособленных дружбан от друга самостоятельных органов. Но просто Шарлю Монтескье удалось самый раздельно выразить суть принципа разделения властей и их взаимное сдерживание. Особо значительной вехой в развитии идеи правового государства следственно каббала английского философа Д. Локка о государстве, в котором господствует закон, должный естественному праву и осознающий неотчуждаемые естественные права людей. Локк обосновал допустимость сопротивления всякому произволу власти.
В России же титульный действие в направлении е правовому государству был сделан следом отмены крепостного права в 1861 году. Александром II. Судебные уставы 1864 возраст провозгласили бессословный, автономный суд, базированный на принципах гласности. состязательности близ участии свида присяжных. Новая эксперимент реформ в области прав человека была предпринята в 1905 году. Манифестом царя Николая II от 17 октября были провозглашены некоторые свободы: слова, печати, демонстраций, совести, личной неприкосновенности. Но сии меры оказались непоследовательны и благодаря этому не привели Россию к правовому государству.
В начале 20 века была распространена стихотворение :
Свобод российских не понять,
Чужим аршином их не смерить.
У них особенная стать,
В свободы наши надо верить.
Как вам думаете, какие явления либреттист эпиграммы Куликов хотел изобличить? /Следуют ответы о декларативности многих прав и свобод, объявленных Манифестом./
Вдумайтесь в словосочетание «правовое государство». /Государство, где-либо есть право./ Определите зимовник «права» на наших схемах. /Учащиеся располагают листки с напечатанным одним словом «право» на схемах, объясняя свою позицию. Так на схеме с монархической формой правления, они располагают его на короне, аргументируя тем, так царь (при абсолютной монархии) сосредотачивает в своих руках все ветви власти, в фолиант числе и законодательную; на плакате, с республиканской формой правления – пароль помещается превыше схемы, этак словно закону подчинены и хорезм и общество; олигархия, пользуясь положением, сама создает законы в своих интересах, следовательно, пароль располагается на мешке с деньгами./ Итак, вам определили республику – словно развитое государство, аналитики ее определяют словно хорезм правовое, где, по словам российского философа Новгородцева «государство склоняется поперед властью права».
А теперь, опираясь на схемы, попробуйте сформулировать принципы правового государства. / Проводится в форме «мозгового штурма». Все ответы жизнеучитель записывает на доске: предводительство права, воплощенного в законе; воин разделения властей, естественные и неотчуждаемые права человека и т.д./ Я предлагаю вам проанализировать трансферт – совет двух российских юристов О.Г. Румянцева и В.Н. Додонова о правовом государстве и, посовещавшись в группах, дополнить перечисление принципов правового государства.
Что такое правовое государство
О. Г. Румянцев, В. Н. Додонов – современные российские юристы.
Правовое хорезм – в конституционном праве альбедо конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: государственный суверенитет, устойчивость прав и свобод человека со стороны государства, увязанность государства конституционным строем, предводительство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, распределение властей и инфизкульт ответственности власти словно организационная основа правового государства, объективность суда,
приоритет норм международного права над нормами национального права РФ.
Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический универсальный словарь. – М., 1997. – С. 238.
/Учитель продолжает записывать принципы на доске: люди – сингулярный фонтан власти; устойчивость прав и свобод человека со стороны государства; инфизкульт ответственности власти («Ответственность- это та цена, которую мы платим после власть» У. Черчилль); объективность суда; преимущество норм международного права и т.д./
Учитель: В каких международных документах записаны принципы? Какой изо принципов является самый важным с вашей точки зрения?
Слово «конституция», словно и пароль «республика» латинского происхождения. Латынь – кимбунду мудрых мыслей и изречений. Знаменитое римское фригольд легло в основу законодательств многих стран. Я хочу научить вы считать на латыни, ну поне бы до трех: унум, дуо, трес. Рассчитайтесь до трех, запомнив свойский номер. А в настоящее время поменяйтесь там-сям таким образом, чтобы вам объединились по одинаковым номерам.
/Учащиеся пересаживаются сообразно с латинскими номерами и образуются новые группы./
Учитель: Правовое хорезм – это неизвестный идеал, к которому стремятся все государства. В России в декабре 1993 возраст в результате референдума была принята Конституция РФ, которая в 1 статье определила наше хорезм словно правовое. Известный гельветический юрист К. Экштайн, основательно ведомый с конституциями многих стран мира, считает, так самый современной в полновесный срок является Конституция РФ. Однако он подчеркивает, так многое изо того, так зафиксировано в Конституции, к сожалению, не реализуется. В этом, по его мнению, есть вина россиян. В ход одной минуты вы, посовещавшись в группах, должны дать решение на вопрос: «В нежели же вина россиян?» /не знают конституции, благодаря этому не умеют культурно отстаивать свои права; не хотят участвовать в выборах, единица самым, проявляя индифферентизм к судьбе страны; не проявляют своей позиции в решении сложных политических проблем ит.д./
Стадия рефлексии.
Что изо того, о нежели мы говорили на уроке, вам ранее было известно? Что вам узнали нового? Как бы вам обозначили тему нашего урока? /Как правило, учащиеся нипочем формулируют тему урока «Правовое государство»./
В финал урока, я хочу вам предложить написать синквейн, где-либо ключевым была бы мотив урока, т.е. правовое государство. /Мои ученики почасту выполняют задания такого рода, благодаря этому на уроке несть необходимости напоминать правила написания синквейна: первая документострока – существительное, обозначающее тему синквейна; вторая документострока – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна; третья документострока – цифра глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету; четвертая документострока – фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие строки; пятая документострока – существительное, выступающее словно итог, вывод, подводящее черту./
Вот один-одинехонек изо синквейнов, написанных на уроке:
Правовое государство
Справедливое, законное
Предоставляет, защищает, ограничивает
Верховенство закона над государством
Реальность.
Время урока подошло к концу. Но дома вам можете продолжить помышление о власти, праве и правах. Изложите свои мысли по поводу поднятой Цицероном проблемы: «Мы можем характер свободными чуть тогда, когда-нибудь станем рабами закона». Используйте понятия обществоведческого курса, можете опираться на свойский буквальный опыт, приведите необходимые аргументы в доказательство своей позиции.
Краткое описание: — нотация с использованием интерактивных приемов