Автор конспекта:
Автор(ы): — Тарасова Елена Геннадьевна
Место работы, должность: — ТОГОУ СПО «Педагогический колледж», наставник спец. дисциплин
Регион: — Тамбовская район
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее камнеобразование
Уровень образования: — среднее (полное) общее камнеобразование
Уровень образования: — дополнительное камнеобразование детей
Уровень образования: — начальное профессиональное камнеобразование
Уровень образования: — среднее профессиональное камнеобразование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный горе-руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 ранг
Класс(ы): — 9 ранг
Класс(ы): — 10 ранг
Предмет(ы): — Внеклассная диссертация
Предмет(ы): — Внешкольная диссертация
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Мировая художественная пестование
Цель урока: — познакомить с традициями русского народа, русской культурой
Тип урока: — Комбинированный танцкласс
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемое оборудование: —
мультмедиапроектор, компьютор, записи в формате mp3
Краткое описание: — В данном уроке предлагается материал, каковой поможет учащимся осознать значительность и царственность русской культуры.
Тема урока: "ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ"(Пасха).
Ход урока:
эпиграф на доске и дацзыбао с атрибутикой Пасхи.
Первым запахам весенним радуясь,
Выйди в день, проделанный чудес,
Слушай по-над Россией индиговый благовест
В колокольном куполе небес.
Н. Лисова "Пасха".
Музыкальный эпиграф: отзвук "Красного звона" (Суздаль, Спасо-Ефимьевский монастырь). На фоне музыки учащийся читает "Пасхальный благовест" С. Есенина.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам.
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась после рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая, полна
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то после дорогой
Замирает звон.
Уч.: Звонить в металлофон было любимым занятием русских. Что же происходило на Пасху, как звонили в колокола?
уч.:На Пасху всю неделю пускали на колокольню всех желающих. Существовал чрезвычайный статут звонам, в котором указывалось, как звонить в обыденщина и в праздники. В России самая бедная церквушка имела не менее три колоколов. а на колокольнях богатых церквей их бывало звук 10 и более.
Уч.: Какие виды звучания вам знаете?
уч.: В церковном уставе различают неудовлетворительно рода звучания: Благовест, т. е. бряцание в вотан колокол, переносимый в перезвон, когда ударяют в чуть колоколов, так не сразу, а поочередно. и именно Звон, когда ударяют сей же обстоятельство в чуть колоколов…(слушание отзвук колокольного звона и доказательный газоанализ услышанного).
Уч.:А днесь сравните свои слуховые впечатления с воспоминаниями М Цветаевой о творчестве Котика Сараджева ("Московский звонарь").
уч.: "… Тишина…. Первый подача благовества! Покорно его повторяет звонарь, подача глухой, гулкий, он наверное темного цвета!..падают с колокольни тяжелые гулы темного цвета в нивальный акцептующий двор. И единовременно — поток звуков! Голоса, ликованья разбившегося молчанья, светозарный звон, безо мала безо цвета, вотан свет, полетевший богатством лучей. Над крышами вся окресность горит птичьим гомоном Сиринов, стаей поднявшихся — всполошились, поднялись, арша затмили! Дух захватило! Стоим, потерявшись в рухнувшей на нас красоте, экстазно пьем её, не захлебнуться бы! Да чесо же это такое?! Это мы поднялись! Летим!… Пудовые колокольцы громко загремели, раскалывая арша жарким пламенем праздничного звона…"
Уч.: Итак, Благовест — благая весть. Что это такое? Как вам понимаете сии слова-образы? Что мы празднуем на Пасху?
уч.:Иисус Христос пострадал на кресте и умер как Человек, так Он победил успение (оказался сильнее смерти), воскрес и нам всем открыл орбита к вечной жизни.
Уч.: Тайна Воскресения Христова… Даже ученики Иисуса Христа не сей же обстоятельство могли поверить, чесо он воскрес, не узнавали Его, когда Он являлся им, пугались. А враги Иисуса Христа рассказывали, чесо Он не воскрес, а это его ученики украли штокверк Иисуса Христа. Но вдругорядь и вдругорядь в течении 40 день Он являлся своим ученикам, беседовал с ними, ел, позволял им дотрагиваться звук себя. Христианская вера, церковь, основаны как раз на вере в то, чесо Иисус Христос умер после грехи людей и воскрес из мертвых…А отколь пришло к нам словеса "Пасха"?
уч.:"Пасха" — словеса еврейское ("песах") и так исход, избавление, освобождение. В Ветхом Завете, священном писании звук Рождества Христова, прахдник Пасхи был воспоминанием о выходе евреев лещадь водительтвом пророка Моисея из Египта и избавлении израильского народа от мучительного и непосильного египетского рабства.
Уч.: Хорошо, а чесо для нас с вами незамедлительно означает настоящий праздник?
уч.: Это также спасание от рабства, точию чуть другого — рабства греха.
Уч.: А чесо это после грехи, какие грехи есть у нас?
уч.: Непоситание старших, злословие. хитрость и т. п.
Уч.: Правильно, чай как раз спасание от власти греха Господь принес нам своим воскресением из мертвых. А отсюдова и название: Праздник Праздников. С его приветствием: "Христос Воскрес! Воистину Воскрес!"
Итак, точию успеет выглянуть весеннее солнышко, свойство оживает и все и вся готовится встретить пиршество из торжеств. А когда отмечают крещение по календарному времени?
уч.: Не ранее 22 марта и не впоследствии 25 апреля, в первый выходной день, поступающий после весенним равноденствием и мартовским полнолунием… (это исчесление пришло из язычества).
Уч.: Ночь Великой Субботы представляет собой необычное зрелище, так повсюду на Руси посредством луга, поля, леса, по тропинкам и дорогам спешат в храм, в ожидании крестного хода… И засим благовеста стадо всхолыхнулась, зажглись свечи, таким образом духовенство в светлых одеждах и возвещает великую радость: "Воскресение твое, Христо Спасе, ангелы поют на небесах". (Церковный голос Храма Христа Спасителя г. Москва). А затем, засим крестного хода певчие и паства пели: (исп. вокальной группой) "Христос Воскресе из мертвых, смертию успение поправ и сущим то-то и есть гробех трембач даровов". (Анализ текста, музыки, смысл, символика).
А днесь давайте перенесемся в Успенский собрание г. Москвы (слайд), дальше неизменно в пасхальную ночка разрешается было увидеть царя, придававшего своим величием основательность и серьезность происходящему… Давайте послушаем очевидца.
уч.: У дверей Собора пристпвлены были стрелецкие подполковники, которые были обязаны следить после тем, чтобы в Собор проникали точию те, кто был одет в золотые кафтаны. После стихир владыка прикладывался к образам и творил крестоцелование в пасть со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красным или золоченым яичком куриным или деревянным, расписанным по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц, зверей. После утрени владыка шел поклониться праху родителей. Затем он оделял яйцами бояр и духовенство, засим чесо он шествовал поздравить царицу с детьми…
Уч. Подарки царя были страшно дорогими, настоящими произведениями искусства. Давайте послушаем искусствоведа из Оружейной здание (слайды яиц работы Фаберже и показание о них ученика).:
уч.: В первый октиди Пасхи владыка отправлялся по тюрьмам, показывая собой назидание христианского смирения и милосердия, сказывая заключенным: "Христос воскрес и для вас", — оделяя каждого либо рубахой, либо портками, посылая потчевание для разговления: "лучшим по части жаркое, ветчины, пироги с яйцом и мясом. Да на человека же купить по хлебу двуденежному". А в это эпоха в палате царициной кормили нищую братию…
Уч.: А чесо в это эпоха происходило в монастырях?
уч.: Московский праотец следуя священным обычаям старины, устраивал обидьный явствами пасхальный перерыв для духовенства… (вспоминаем обительский статут созвучно с праздником).
Уч.: Мы запоем упоминаем о красном яйце, а отколь пришел настоящий обряд?
уч.: Яйцо в древних мировоззрениях символизировало Вселенную, это было звук Р.Х. древние философы посредством стаффаж яйца показывали стаффаж мира. Для наших предков оно служило символом жизни. В немой таился плод солнечной птицы — Петуха будившего утро. движением солнца был связан фильтроцикл обычаев и праздников. После христианского Крещения Руси сии праздники слились и получили христианские названия.
Уч.: Какие виды яиц были на Руси звук крещения?
уч.: До Крещения были известны неудовлетворительно вида яиц, которые употреблялись в весенних ритуалах — крашенка и писанка.
Уч.: В нежели их отличие?
уч.: Для крашенок употребляли вареные яйца, которые ужотко съедали, а для писанок — сырые. В упрощенном понимании писанка являлась письмом богам или умершим предкам: приходила весна, расписывали грена — вот, мол, встретили, все хорошо. Запахивали первую борозду, клали в неё яйцо, чтобы сбор был хороший. Рождался бастрюк — в колыбельку неизменно писанку клали.
Уч. Верно, и так на все случаи жизни, чем-то напоминает поздравительную открытку. Что изменилось в символике с приходом христианства?:
уч.: В христианстве появляется новая символика: по одной из них к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина. Подала императору грена и сказала: "Христос Воскрес!". Тиберий усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых: "В это херово поверить так же, как в то, чесо белое грена может статься телосложение красным". И в настоящий обстоятельство белое грена следственно красным. Красное грена и станет символом Воскресения.
Уч.: Каждый автолитография на писанках, притопавший к нам из глубины веков, имеет свою символику или легенду. Желток похож на солнце, а, как известно, славяне считали свет самой важной силорй природы. Птицы, стройно легендам, были любимым творением Бога, и точию они могли приближаться к нему. И, то-то и есть появляется писанка с птицами, летящими к солнцу. Именно такимим писанками украшали нераспустившееся дерево весны рядом встрече нового года, каковой звук 15 в. встречали…. (когда?)… — 1 марта. Возможно, чесо шары на новогодней елке являются воспоминанием о раскрашенных писанках. Давайте и мы с вами научимся расписывать яйца (дети на уроке с домашними заготовками — крашеными и писаными яйцами, т. к. вотан из уроков был посвящен технике росписи и символики).
уч.: (с крашенкой) — в сратину начинали задолго звук Пасхи собирать яркие кусочки-лоскуточки материи и цветные нитки, такие, которые линяют. Чтобы покрасить такое яйцо, егь чай намочить, обложить разноцветными нитками и лоскуточками, завернуть в белую тряпочку и чертовски замотать ниткой, дальше варить. Можно красить яйца и луковой шелухой и покупными красками. прибавляя в кипяточек чуть чашечка постного масла, от этого они делаются мраморными.
(с писанкой) — грена раскрашивают кисточкой обычными красками. А настоящие писанки делают так: на сыром, холодном яйце выводят узоры воском рядом помощи стального перышка. Сделав узор, грена макают в разведенную краску. начиная с самой светлой, обтирают, делают непроторенный орнамент на новом воске и снова макают в краски. Когда узоры наведены,ск легонько стапливают с яйца по-над свечой.
Уч.: Особым уважением в народе пользуется яйцо, полученное на Пасху первым, почему?
уч.: По мнению верующих оно обладает способностью открывать (указывать) нечистую силу, оно не портиться звук следующего года.
Уч.: Много веков на Руси любимой пасхальной игрой было катание яиц. Давайте и мы с вами поиграем….(катанье яиц по столу, чье останется целым, бог и выиграл, забирая себе лопнувшие яйца. "Чоканье" яйцами, условия теже). А для самых маленьких яйца рано прятали в саду, в кустах, и они их искали, разбившись на команды… (гости урока ищут рано спрятанные яйца). С самим христосованьем на Руси связано полным-полна суеверий, каких?
уч.: Если на блюдо обращение "Христос Воскрес" не ответить "Воистину Воскрес", а задумать желание, то оно неизменно исполнится. Старики засим заутрени расчесывают волосоньки с пожеланием, чтобы у них было в такой степени внуков, сколечко пейс на голове. Старухи умываются с золота, серебра и красного яйца в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши, чтобы увидеть как играет красное солнышко, здесь цельный год хватит счастливым…
Уч.: Со вали недели начинаются первые весенние хороводы и игры-качели, которые оканчиваются на Фомино воскресенье, а с этогог дня наступает "красная горка", приходит эпоха свадеб. В некоторых местностях прием восхода солнца на красной горке сопровождается заклинанием весны… (исполнение дети р. н. п. "Милый мои хоровод" — каноном). А днесь давайте посмотрим на доску: опричь яий, кулича и пасхи вам видете вторично и …. вербу. С нежели это связано?
уч.: Вербная неделя, "вербница" — предпасхальная неделя, 6 неделька Великого поста. Основные обряды, поступки. действия совершались в воскресенье. Весь настоящий октиди проходит лещадь знаком освященной вербы. Растение это, непривычно сережки, распустившиеся почки, повсюду считались целебными. Ветками вербы, принесенными из церкви, хлестали товарищ друга, приговаривая: краснотал хлест, бьет звук слез…
Уч.: Какие вторично обряды вам известны?
уч.: Ветки вербы, принесенные из церкви прячутся после иконы, и в случае грозы и града. их выбрасывают то-то и есть двор, в уверенности. чесо юпитер перестанет идти. Несколько веток втыкают лещадь крышу дома или хлева. чтобы уберечь себя и приют от болезней и горя…
Уч.: А какова курьез возникновения этих обрядов?
уч.: Когда Иисус вошел в Иерусалим, это произошло пред Пасхи, то люди, встречавшие его снимали свои одежды и бросали их на дорогу, другие срезали ветки пальм, махали ими и бросали на дорогу.
Уч.: Торжественно въехал Иисус в вали Иерусалим, и радостно встречала Его стадо людей…. Но Он знал, чесо посредством чуть день в этом городе Он надобно хватит пострадать и умереть после грехи людей… (дует с вребами и свечами исполняют дети; "Вербочки" муз. Р. Глиэра, ст. А. Блока).
Итак, крещение Пасхи связан с чистотой духовной и физической, домашним теплом и уютом, и неизменно с колоколами…
уч.: Вот и снова колокола…
Они кричат по дальним весям,
Больнее самых чутких песен
Опять звучаит колокола.
Под небом близким и родным
Знать, еще мы отчего-то потеряли,
И вновь, потерями страдая,
Взываем в металлофон к живым.
Не просим почестей. наград –
Тревогу едва лишь и струя нетленный,
Чтоб сердца мелкорослый набат
Услышался то-то и есть всей вселенной.
Вот и снова колокола….
Они кричат по даленим весям,
Их уволь надрывней. уволь чудесней,
И сердчишко не приемлет зла.
Уч.: Мы сегодня на уроке услышали, чесо хоть русские государи посещали тюрьмы, больницы, богодельни, пленных иностранцев и колодников, приветствуя их: "Христос Воскресе", наделяли одеждой, деньгами пищей. Может быть как раз сегодня, в наше переломное эпоха непривычно надобно контрвизит бедных, больных, которых недурно угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и днесь хватит в чести настоящий милосердый обычай. (Колокола, слайд).
уч.: Н. В. Гоголь "Светлое Воскресение": "В русском человеке есть особенное внимательность к празднику Святого Воскресения. Он это чувствует живей, буде ему случится быть в иноземный земле. Ему единовременно представится — эта торжественная полночь, настоящий повсюдный звон, каковой как-бы сливает всю землю в вотан гул, это восклицанье "Христос Воскресе", которое заменяет все другие приветствия; настоящий поцелуй, каковой раздается точию у нас и он почесть косой воскликнуть: "Только в одной России празднуется настоящий октиди так, как ему долженствует праздноваться…".
Файлы: P1030236.JPG
Размер файла: 39933 байт.