Автор конспекта:
Автор(ы): — Манаенко Лидия Викторовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ№1 г.Астрахани

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Цель урока: формирование культуры учащихся

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые ЦОР: —

Здесь презентация (флэш вариант)

Краткое описание: — Задачи:Обучение: используя имеющиеся у учащихся знания музыки,литературы и народного творчества, познакомить с русской народной песней "Лебёдушка", хором русалок из оперы П.И.Чайковского "Черевички" и картиной И.Н.Крамского "Русалки". Развитие твоческого воображения, эмоциональности, навыков чистого интонирования. Воспитание интереса и уважения к истокам народной культуры.

Эпиграф: Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать,
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать,
И зелёный влажный волос
В нём сушить и отряхать.
А.С.Пушкин.Русалка.

Музыкальный эпиграф: русская народная песня «Лебёдушка».

Учитель: Песня, которая только что прозвучала, уносит нас в далёкое прошлое, певица её исполнила так, как пели в то время. Она пела без инструментального сопровождения.
Как называется такое исполнение?
Ответ: A-CAPELLA(музыкальный словарь, повторение).
Это русская народная песня о Лебёдушке. Записана в Астраханской области.
Как вы думаете, кого в этой песне ласково называют лебёдушкой?
Ответ: Девушку, она в печали, беззащитна,одинока.
Учитель: А как вы это почувствовали?
Ответ: Песня медленная, тихая, поёт, как-будто плачет, вздыхает.

Такие песни называли протяжными, они созданы людьми много веков назад. Их не записывали, а передавали из уст в уста, от одного поколения к другому. Современные музыканты собирают и сохраняют эти песни. Вот такой сохранённой является «Лебёдушка».

Тема урока: Преданья старины глубокой.

Учитель: С древнейших времён известны предания о русалках.
Что вам известно об этом?
Ответ: Древние славяне верили, что в лесу живёт Леший, в воде Водяной, а в реке русалки.
Русалкав народных поверьях существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
Учащиеся читали сказку Андерсена «Русалочка», произведения Пушкина.
Обращение к эпиграфу.

Проблемный вопрос: Как преданья о русалках воплотились в творчестве композиторов, писателей, художников?

Учитель: Я расскажу вам, как это предание привлекло внимание композитора П.И.Чайковского.
Но сначалавопрос: Какие произведения Чайковского вам известны?
Ответы: пьесы из «Детского альбома», «Времена года», балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым произведением Чайковского, написанным на сюжет повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Расскажите сюжет.
Учащиеся рассказывают.
Учитель: Многие композиторы, современники Чайковского хотели написать оперу на этот сюжет. А что такое опера?
Ответ: Опера – музыкально-драматическое произведение, в которомсценическое действие сочетается с вокальной и оркестровой музыкой, а также присутствует декорационное искусство.
Учитель: Петербургское музыкальное общество выбрало Чайковского и он написал оперу «Кузнец Вакула». Опера имела большойуспех, её высоко оценили, дав ей сразу 2 премии: первую и вторую. Однако требовательный к себе композитор спустя 10 летпереработалеё и переименовал в «Черевички». Она носит подзаголовок «Комико — фантастическая опера». Несмотря на то, что , как вы заметили в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» русалки не упоминаются, у Чайковского в опере есть хор русалок.
Что такое хор?
Ответ: Хор это 1)певческий коллективи 2) музыкальное произведение (музыкальный словарь, повторение).

Слушание хора русалок из оперы «Черевички».

Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда звучит эта музыкальная сцена?
Ответ: Всплески воды, тихие, слабые голоса русалок. Они водят хоровод. Песня мелодичная, напоминающая русскую народную, такую, как «Лебёдушка». Русалки просят, повторяют жалобы. А реплики Лешего вызывают смех. Русалки надоели ему жалобами.
Учитель: Вы правильно поняли музыкальный язык произведения. Вам помогли это сделать интонации.
Музыкальный словарь: Интонация – звуковое воплощение музыкальной мысли. Отражает внутренний мир человека, часто связанас человеческой речью и звуками окружающей среды.
Послушайте, как звучит интонация жалобы на фортепиано:
Учитель играет и поёт.
У Лешего интонации комические.
Учитель играет и поёт.
Большую роль играют выразительные средства: соло арфы в начале хора, динамические оттенки, повторения.

Повторное слушание.

Учитель: Образы русалок привлекали внимание художников. Перед вами картина И.Н.Крамского «Русалки».
Учитель читает: «В тонком, серебристом тумане мелькали лёгкие, как-будто тени, девушки в белых как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блестели на их шеях; но они были бледны; тело их было как-будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце». Н.В.Гоголь.
Удалось ли художнику показать в своей картине то, о чём написал Гоголь?
Ответ: Да, они нежны и красивы. Но очень сильно чувство жалости и печали, так как их окружает ночь, туман, холод.
Учитель: Каким цветом пронизана картина?
Ответ: Серо-зелёным, чёрным.
Учитель: Какими средствами?
Ответ: Колорит, контраст света и тени. На тёмном фоне бледные, прозрачные фигуры русалок.
Учитель: В каком жанре написана картина?
Ответ: Пейзаж.
Разрешение проблемы: Есть ли единство в изображении русалок у композитора, художника и писателяи в чём?
Ответ: В произведениях искусства, с которыми мы познакомились на уроке,образы русалок соответствуют народному поверью. Они остаются сказочными, таинственными. Загадочными обитателями рек.
Возврат к эпиграфу.

Учитель: Фантастические образы, народные поверья о русалках обрели вторую жизнь в произведенияхГоголя, Чайковского, Крамского. И сегодня люди, восхищаясь природой находят в ней чудо и загадку. По-прежнему трогает нас пение птиц, красота цветка.

Разучиваниепесни «Рассвет –чародей» В.Шаинского.


Творческое задание: предлагаю создать свою фантазию на тему предания о русалках (сочинение, рисунок, музыкальная открыткачерез сервис playcast).

Файлы: Зимовец Н.П. музыкальный портрет мусоргский.rar
Размер файла: 412399 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология