Автор конспекта:
Автор(ы): — Манаенко Лидия Викторовна
Место работы, должность: — МОУ СОШ№1 г.Астрахани
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — Цель урока: формирование культуры учащихся
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые ЦОР: —
Здесь презентация (флэш вариант)
Краткое описание: — Задачи:Обучение: используя имеющиеся у учащихся знания музыки,литературы и народного творчества, познакомить с русской народной песней "Лебёдушка", хором русалок из оперы П.И.Чайковского "Черевички" и картиной И.Н.Крамского "Русалки". Развитие твоческого воображения, эмоциональности, навыков чистого интонирования. Воспитание интереса и уважения к истокам народной культуры.
Эпиграф: Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать,
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать,
И зелёный влажный волос
В нём сушить и отряхать.
А.С.Пушкин.Русалка.
—
Музыкальный эпиграф: русская народная песня «Лебёдушка».
— —
Учитель: Песня, которая только что прозвучала, уносит нас в далёкое прошлое, певица её исполнила так, как пели в то время. Она пела без инструментального сопровождения.
Как называется такое исполнение?
Ответ: A-CAPELLA(музыкальный словарь, повторение).
Это русская народная песня о Лебёдушке. Записана в Астраханской области.
Как вы думаете, кого в этой песне ласково называют лебёдушкой?
Ответ: Девушку, она в печали, беззащитна,одинока.
Учитель: А как вы это почувствовали?
Ответ: Песня медленная, тихая, поёт, как-будто плачет, вздыхает.
Такие песни называли протяжными, они созданы людьми много веков назад. Их не записывали, а передавали из уст в уста, от одного поколения к другому. Современные музыканты собирают и сохраняют эти песни. Вот такой сохранённой является «Лебёдушка».
—
Тема урока: Преданья старины глубокой.
— —
Учитель: С древнейших времён известны предания о русалках.
Что вам известно об этом?
Ответ: Древние славяне верили, что в лесу живёт Леший, в воде Водяной, а в реке русалки.
Русалкав народных поверьях существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
Учащиеся читали сказку Андерсена «Русалочка», произведения Пушкина.
Обращение к эпиграфу.
—
Проблемный вопрос: Как преданья о русалках воплотились в творчестве композиторов, писателей, художников?
— —
Учитель: Я расскажу вам, как это предание привлекло внимание композитора П.И.Чайковского.
Но сначалавопрос: Какие произведения Чайковского вам известны?
Ответы: пьесы из «Детского альбома», «Времена года», балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым произведением Чайковского, написанным на сюжет повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Расскажите сюжет.
Учащиеся рассказывают.
Учитель: Многие композиторы, современники Чайковского хотели написать оперу на этот сюжет. А что такое опера?
Ответ: Опера – музыкально-драматическое произведение, в которомсценическое действие сочетается с вокальной и оркестровой музыкой, а также присутствует декорационное искусство.
Учитель: Петербургское музыкальное общество выбрало Чайковского и он написал оперу «Кузнец Вакула». Опера имела большойуспех, её высоко оценили, дав ей сразу 2 премии: первую и вторую. Однако требовательный к себе композитор спустя 10 летпереработалеё и переименовал в «Черевички». Она носит подзаголовок «Комико — фантастическая опера». Несмотря на то, что , как вы заметили в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» русалки не упоминаются, у Чайковского в опере есть хор русалок.
Что такое хор?
Ответ: Хор это 1)певческий коллективи 2) музыкальное произведение (музыкальный словарь, повторение).
—
Слушание хора русалок из оперы «Черевички».
Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда звучит эта музыкальная сцена?
Ответ: Всплески воды, тихие, слабые голоса русалок. Они водят хоровод. Песня мелодичная, напоминающая русскую народную, такую, как «Лебёдушка». Русалки просят, повторяют жалобы. А реплики Лешего вызывают смех. Русалки надоели ему жалобами.
Учитель: Вы правильно поняли музыкальный язык произведения. Вам помогли это сделать интонации.
Музыкальный словарь: Интонация – звуковое воплощение музыкальной мысли. Отражает внутренний мир человека, часто связанас человеческой речью и звуками окружающей среды.
Послушайте, как звучит интонация жалобы на фортепиано:
Учитель играет и поёт.
У Лешего интонации комические.
Учитель играет и поёт.
Большую роль играют выразительные средства: соло арфы в начале хора, динамические оттенки, повторения.
—
Повторное слушание.
Учитель: Образы русалок привлекали внимание художников. Перед вами картина И.Н.Крамского «Русалки».
Учитель читает: «В тонком, серебристом тумане мелькали лёгкие, как-будто тени, девушки в белых как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блестели на их шеях; но они были бледны; тело их было как-будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце». Н.В.Гоголь.
Удалось ли художнику показать в своей картине то, о чём написал Гоголь?
Ответ: Да, они нежны и красивы. Но очень сильно чувство жалости и печали, так как их окружает ночь, туман, холод.
Учитель: Каким цветом пронизана картина?
Ответ: Серо-зелёным, чёрным.
Учитель: Какими средствами?
Ответ: Колорит, контраст света и тени. На тёмном фоне бледные, прозрачные фигуры русалок.
Учитель: В каком жанре написана картина?
Ответ: Пейзаж.
Разрешение проблемы: Есть ли единство в изображении русалок у композитора, художника и писателяи в чём?
Ответ: В произведениях искусства, с которыми мы познакомились на уроке,образы русалок соответствуют народному поверью. Они остаются сказочными, таинственными. Загадочными обитателями рек.
Возврат к эпиграфу.
Учитель: Фантастические образы, народные поверья о русалках обрели вторую жизнь в произведенияхГоголя, Чайковского, Крамского. И сегодня люди, восхищаясь природой находят в ней чудо и загадку. По-прежнему трогает нас пение птиц, красота цветка.
—
Разучиваниепесни «Рассвет –чародей» В.Шаинского.
Творческое задание: предлагаю создать свою фантазию на тему предания о русалках (сочинение, рисунок, музыкальная открыткачерез сервис playcast).
Файлы: Зимовец Н.П. музыкальный портрет мусоргский.rar
Размер файла: 412399 байт.