Автор конспекта:
Автор(ы): — Грехова Е. А.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №14 город Владимир

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

— Знать определение объекта, уметь указывать параметры, признаки, величину объекта.

— Уметь отличать материальные объекты от нематериальных, давать характеристики для описания объектов.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Макарова Н. В. Учебник информатики и ИКТ 8-9 класс, СПб -Питер, 2010 г.

Используемая методическая литература: —

Поурочные планы по учебнику Макаровой Н. В. по информатике. 8 класс/ сост. Егоров Е. А. — Волгоград: ИТД "Корифей"

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Краткое описание: — первый урок информатики в 9 классе по УМК Макаровой Н. В. План-конспект урока содержит много таблиц из учебника, что экономит время на уроке при объяснении материала. К плану-конспекту прилагается презентация.

Представление об объектах окружающего мира.

Цель:

— Знать определение объекта, уметь указывать параметры, признаки, величину объекта.

— Уметь отличать материальные объекты от нематериальных, давать характеристики для описания объектов.

Ход урока.

I. Орг. момент

II.Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете информатики.

III.Повторение курса 8 класса.

Вопросы для повторения:

  • Что такое информация?
  • Перечислить свойства информации.
  • Что такое информационные процессы? Как они проходят в живой природе?
  • IV.Изучение новой темы.

  • Ввести понятие объект.
  • Окружающий нас мир состоит из различных объектов. Все, что человек использует, производит, изучает, является объектом.

    ОПР. Объект – некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.

    Объекты бывают:

    • Одушевленные и неодушевленные
    • Могут иметь форму и не иметь ее
    • Созданные в результате умственной деятельности человека
    • Природные явления

    Понятие «объект» связано с практической и познавательной деятельностью человека

    Основной характеристикой, отличающей объекты друг от друга, является имя, объединяющее объекты с похожими характеристиками.

    ОПР. Имя – это основная характеристика, которая позволяет отличить один объект от другого.

    Имя может быть:

    — Общее (комната, собака, машина);

    — Собственное (город Москва, Река Волга);

    — с уточняющими определениями (белая береза под моим окном, Карлсон, который живет на крыше и т.д).

  • Свойства и параметры объекта.
  • Чтобы отличить один объект от другого в случае, если их имена одинаковы, нужны дополнительные характеристики, например, форма, цвет, назначение. Эти дополнительные характеристики называются свойствами.

    Многие свойства имеют конкретные значения: числовые (например, высота дерева) или качественные (запах цветка или его цвет). Свойство объекта может быть представлено конкретным значением, часто называют параметром.

    ОПР. Свойство объекта, которое можно представить конкретным значением, часто называют параметром.

    Параметры, описывающие количественные характеристики (вес, возраст, размер), называют величиной.

    Параметр – признак или величина, характеризующая какое-либо свойство объекта и принимающая различные значения.

    Параметры, описывающие качественные характеристики (цвет, форма, вкус, материал), называют признаками.

    Но меру некоторых свойств каждый человек определяет по-своему (например, свойство доброты), они не являются параметрами.

    Рассмотрим примеры:

    Таблица 1.Объект «Книга». Приведены конкретные значения параметров разных книг.

    Книга

    Название

    Автор

    Размерыстраницы,см.

    Кол-востраниц

    Содержание

    1

    Правиладорожногодвижения

    -

    18´13

    56

    Учебная

    2

    Сказки

    А.Милн

    Р.Киплинг

    20,5´14

    300

    художественная

    3

    Словарь

    В.Даль

    26´21

    800

    справочная

    Таблица 2. Объект «Собака».

    кличка

    порода

    окрас

    Высота, см

    Длина, см

    Вес, кг

    Миракл

    Дог

    Черный

    81

    110

    65

    Тильда

    Такса

    Коричневый

    20

    60

    10

    Джесси

    Пудельмалый

    серебристый

    35

    50

    8

    Таблица 3. Объект «Песня».

    название

    композитор

    поэт

    жанр

    СчегоначинаетсяРодина

    В.Баснер

    М.Матусовский

    Патриотическая

    Япомнючудноемгновенье

    М. Глинка

    А. Пушкин

    Романс

    Островдетства

    О.Фельцман

    М. Рябинин

    Лирическая

  • Действие как характеристика объекта.
  • Одной из важнейших характеристик объекта является действие. Объекты окружающего нас мира выполняют какие-то действия как сами, так и под воздействием других объектов, то есть сосуществуют в тесном взаимодействии. Например, звезда светит сама, а лампочка – под воздействием человека на выключатель. Действия, применяемые объектом и выполняемые объектом, равноправно являются характеристиками.

    Таблица 4. Действия объектов.

    Имяобъекта

    Действия

    Книга

    Читать, перелистыватьстраницы

    Собака

    Лаять, сторожитьдом

    Текст

    Набирать, редактировать, оформлять,копировать

    Орел

    Паритьвнебе, стремительнокамнемпадатьвниз

    Карандаш

    Рисовать– создаватьизображение

    мяч

    Подпрыгивать– упругоотскакиватьоттвердойповерхности

    Некоторые действия свойственны только данному конкретному объекту, они позволяют отличить, выделить объект среди множества других. Чаще всего, такие отличительные действия описывают назначение объекта (ластиком стирают нарисованное простым карандашом). Действия природных объектов заложены в них самой природой (перелетные птицы зимой летят на юг).

    Таким образом, перечисляя действия, можно довольно точно описать объект. Действие проявляется через результат, например, изменение некоторых параметров самого объекта или окружающих его объектов. Говорят, что при этом изменилось состояние объекта, то есть при воздействии на объект, он переходит из одного состояния в другое, но скорость перехода бывает разной (дерево под воздействием солнца растет медленно, а вода испаряется быстрее).

    Так как все объекты в окружающем мире постоянно взаимодействуют, то наблюдается последовательная смена состояний, то есть происходит некоторый процесс.

    Запишем в тетрадь:

    Переход объекта из одного состояния в другое происходит при воздействии на него других объектов.

    Действие – это когда как правило участвуют два объекта: один – производящий действие, другой испытывает это воздействие.

    Взаимодействие – одновременное воздействие различных объектов друг на друга.

    Последовательная смена состояний объекта после некоторых воздействий называется процессом.

    Информационные процессы – процессы, связанные с обменом, хранением и обработкой информации.

    В информационных процессах меняется форма представления информации, её содержание, объем, и местоположение. Многие процессы имеют название: рост, изготовление и параметры. Характеристиками процесса являются свойства и параметры (движение характеризуется скоростью, продолжительностью, расстояние, которые в свою очередь взаимосвязаны формулой S=v*t).

    Процессы характеризуются свойствами и параметрами

    Таблица 5. Параметры процессов.

    процесс

    параметр

    Заполнениебассейнаводой

    Количествоводызаединицувремени

    Вытачиваниетокаремдетали

    Количестводеталейвчас

    Продажатоваров

    Количествопроданноготовара

  • Среда существования объекта.
  • Все объекты могут существовать только при определенных условиях, то есть имеют среду существования (например, живые рыбы могут существовать только в воде).

    Среда существования влияет на объект, он приспосабливается к окружающему миру, изменяя свои свойства и характеристики (мороженое в морозильной камере твердое, в холодильнике мягкое, а на солнце становится жидким).

    ОПР. Среда – условия существования объекта.

    Состояние объекта неразрывно связано со средой его существования и воздействием на него окружающих объектов.

    Объект может изменить свое состояние, если попадет в другую среду.

    Таблица 6. Сведения о средах существования объектов.

    имя

    среда

    Кувшинка

    Пресныеводоемы

    лебедь

    Побережьепресныхводоемов

    V. Игра «Отгадай объект по его характеристикам». (Условия на стр.70, В.19).

    VI. Домашнее задание: Прочитатьстр.56-69; устно ответить на вопр. 1-18, стр. 69-70

    Файлы: 9 класс 1 урок.zip
    Размер файла: 348571 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология