Автор конспекта:
Автор(ы): — Касторная И.А.

Место работы, должность: —

СОШ №31, учитель технологии

Регион: — Белгородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Презентация разрабатывалась в рамках участия в конкурсе творческих проектов. В проекте представлено описание декоративного панно, выполненного в технике ручной вышивки, с использованием различных видов швов.

1. Концептуальность проекта (идея, замысел, авторское видение проблемы). Постановка задач и обоснование темы творческого проекта

Выбранная тема помогла легко и быстро разрешить проблему, возникшую в результате приближения дня рождения родного, любимого и близкого каждому человека-мамы, ведь для нее не существует подарка лучшего, чем ручная работа. Я думаю, что она порадует многообразием цветов. Выбранная тема поможет придать сюрпризу символическое значение, что делает вышитое панно, выступающее в роли подарка ко дню рождения, еще более ценной.

2. Актуальность, социальная значимость и востребованность, наличие предпроектного исследования

Изделие, выполненное в технике вышивки – возрождение одной из традиций нашей Белгородской области. Я думаю, что у меня получиться выполнить такую работу, объединив в ней современные и национальные традиции народной культуры, используя различные виды ручной вышивки. В этой работе объединены узоры птиц и растений. Птицы символизируют мир, согласие, любовь и добро. Вышитые птицы входили в символическую систему свадебной обрядности «небесного брака» (пташечка — просватанная девушка) их образы связаны с магией плодородия. Изображение птиц в орнаменте дополняет функцию оберега. (1) Воркующие, обращенные друг к другу птицы должны были способствовать установлению доброжелательности отношений между молодоженами жизни любви и согласия. Птицы были неотъемлемой частью мира небесного и его олицетворения на земле.

Большие яркие цветы – символ источника жизни, обладающие великой очистительной и охраняющей силой.

Подбор цвета ниток в работе также имеет свое назначение:

Красный – символ огня, зари, жизни, жизнеутверждающей силы.

Зеленый – красота, доброта, цвет природы.

Желтый – цвет солнца, тепла, света.

Синий – цвет неба, воды, духовности, разума.

3. Теоретические сведения

Работа выполнена в технике ручной вышивки, машинных и утюжильных работ; вышивка: двусторонняя гладь, стебельчатый шов, узелки «Рококо», верхошов, (2) тамбурный шов, петельки «вприкреп», накладная сетка.

Выполнение двусторонней глади. Двусторонней гладью без настила вышивают узоры небольших размеров. Вышивать нужно достаточно плотно, чтобы между стежками глади не просвечивала ткань — основа. Стежки можно выполнять как прямые, так и под углом.

Стебельчатый шов. Называется так потому, что им обычно вышивают стебли цветков. Часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров.

Тамбурный шов. Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой.

Верхошов вышивают обычно толстой ниткой. Это один из швов плоской свободной глади. Узор состоит из круглых мотивов, в основном красного, синего, зеленого, желтого цвета.

Шов «петля вприкреп» (иногда наз. «петельки», «полупетельки») является разновидностью тамбурного шва. Этим швом можно вышить цветы или траву. Шов может состоять из ряда отдельных петель, расположенных по узору.

Накладная сетка. Накладной сеткой можно заполнить круг, квадрат или любую другую фигуру.

Узелки «Рококо». Техника рококо относится к односторонним видам глади, её ещё называют узелковой или швом навивкой. Эта самая выпуклая техника вышивки весьма своеобразна и хорошо смотрится в миниатюрах. Использовать её в одежде следует осторожно, учитывая сложность утюжки узелковых участков. Очень объемные цветы, вышитые шерстяной нитью по шерстяному трикотажу, вообще не утюжат.

4. Историческая справка.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-XIIвв. Это — фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненным и золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Традиции вышивания искусства постоянно развивались, в XIV-XVIIвв. Вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметах обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные костюмы, богатую одежду царей и бояр, также свадебные полотенца. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяться повсеместно. С XVIIIвека оно входит в жизнь всех слоёв населения, становиться одним из основных занятий девушек- крестьянок. Вышивка украшала предметы быта: полотенца, подзоры, (3) столешники (4) (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами. Художественные изделия народных Мастеров, украшенных вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки .Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки XIXв. Вышивка делилась на крестьянскую и городскую. [городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевая влияние людей, приходивших с Запада. Народная вышивка была связана со старыми обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбие невесты. Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины: пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивки других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент (5) и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце — символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.

5. Дизайн-спецификация

  • полотно: длина-50 см, ширина-36 см, 1 деталь
  • вьюнчик: длина -36 см 1 деталь

  • 6. Банк идей

    Изучив теоретический материал, историю появления и развития вопроса, было принято решение выполнить изделие в технике ручной вышивки, машинной строчки, с помощью которой можно решить возникшую проблему.

    В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:

    1. Древо жизни,

    2. Птица счастья,

    3. Декоративное панно, из которой был выбран третий вариант «Декоративное панно».

    7. Выбор и описание базового варианта

    Подбор материала: используется однотонная ткань бортовка. На ней выполняется вышивка. Внизу изделия делаем бахрому из этой же ткани, верх изделия отделываем декоративной тесьмой.

    8. Основные параметры и ограничения

    Изделие выполнено аккуратно, в соответствии с выбранной стилистикой, возникавшие дефекты были устранены в процессе работы. В результате получилось красивое и качественное изделие с низкой себестоимостью.

    9. Инструменты и материалы

    Булавки, иголки, ножницы, пяльцы, ткань бортовка, нитки (х/б и ирис), вьюнчик.

    Швейная машина, утюг.

    10. Технология изготовления (с учетом региональных особенностей, исторических традиций)

    № п/п

    Название операции

    Технология выполнения

    1.

    Перевод рисунка на ткань

    Прежде чем приступить к вышиванию, необходимо перенести рисунок на ткань, для этого используют несколько способов, но во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку, а потом его переносят на предварительно отглаженную ткань, следя за тем, чтобы не было перекоса ее по нитям основы и утка. Под кальку с нанесенным узором подкладывают копировальную бумагу и прикрепляют булавками к ткани. Обводят узор.

    2.

    Выполнение двусторонней глади

    Иногда плоскость мотива заполняют не полностью, делая чередования, короткие и длинные стежки от края к середине.

    3.

    Стебельчатый шов

    Выполняют его слева направо. Рабочую нитку закрепляют, иглой отсчитывают восемь нитей, вкалывают в ткань, набирают половину нитей и прошивают, выкалывая на лицевую сторону, получается первый длинный стежок на лицевой стороне и второй на изнанке, второй стежок должен быть равным первому. Для этого набирают на иглу 4 нити и прошивают на изнанке. Движение иглы справа налево, стежки должны быть одного размера, каждый следующий стежок выкалывает посередине предыдущий с одной стороны шва. На изнанке получается непрерывная линия из маленьких стежков, напоминающих шов — строчку. Таким образом, шов выполняют движением иглы, укладывая стежки движением от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперед наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушается структура шва.

    4.

    Тамбурный шов

    Стежки выполняют движением иглы к себе. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нити на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку укладывают петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводят в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выводят иглу из 4- 5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по контуру, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.

    5.

    Верхошов

    Стежки длинные не плотно прилегающие друг к другу на небольшом расстоянии. Основной рисунок полный на лицевой стороне, а на изнаночной состоит из ряда мелких стежков в виде пунктира.

    6.

    Шов «петля вприкреп»

    делают первую петлю тамбурного шва, а вместо второй петли – закрепочный маленький стежок

    7.

    Накладная сетка

    Нить закрепляют на изнаночной стороне, потом делают прокол на лицевую сторону в контуре рисунка и делают длинный стежок до противоположной стороны контура рисунка. Затем делают прокол на изнаночную сторону, там небольшой стежок на контуре рисунка. Опять выводят иглу с ниткой на лицевую сторону и делают параллельный стежок. Потом продолжаем заполнять поверхность нашей фигуры параллельными длинными стежками в одном направлении, а потом в другом, так, чтобы у нас на лицевой стороне получилась сетка из ромбов или квадратов. Теперь надо закрепить все места пересечения нитей узора на лицевой стороне небольшими стежками. Эти стежки могут быть горизонтальными, вертикальными или перекрещивающимися.

    8.

    Узелки «Рококо»

    Варьируя число витков нити на игле от 2-3 до50, мы можем выполнять и мелкие тычинки, и крупные розы для выполнения элемента вышивки рококо надо вывести иглу с ниткой на лицевую поверхность ткани, сделать маленький стежок и, не выводя иглы из ткани, намотать нити 2-3 раза на виднеющиеся острие иглы; затем прижать нитки на игле большим пальцем к ткани и вытаскивать иглу, не убирая большой палец до тех пор, пока не будет проведена вся нить сквозь нитки; вколоть иглу под готовый узелок и переступить по изнанке на место следующего узелка.

    9.

    Мережка «враскол»

    Продергиваем полоску ткани в зависимости от ширины. Закрепляем нить на изнаночной стороне выводим на лицевую, набираем на иглу несколько нитей ткани (6-8), в зависимости от толщины, обвиваем вокруг и делаем прокол внизу, подхватывая 2-3 нитки (получается столбик) и так повторяем до конца. Затем на противоположной стороне набираем на иглу столько нитей, чтобы можно было разделить нижний столбик.

    11. Техника безопасности

    Правила безопасности во время работы

    а) Во время работы ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями.

    б) Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперед.

    в) Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.

    г) Если игла не нужна, ее следует вколоть в подушечку.

    д) Нельзя пользоваться ржавой иглой.

    е) В процессе работы необходимо пользоваться наперстком.

    ж) Выполнять влажно- тепловую обработку, стоя на резиновом коврике.

    з) Включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки, а не за шнур.

    и) Ставить утюг на специальную подставку.

    к) Следить за тем, чтобы шнур не касался подошны утюга и утюг не перегревался.

    л) Использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

    м) По окончании работы выключить утюг.

    1. Опасности в работе:

    • повреждение пальцев иглой;
    • попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины;
    • поражение электрическим током;

    2. Что нужно сделать до начала работы:

    • застегнуть манжеты рукавов;
    • проверить исправность машины;
    • проверить перед соединением деталей ,не остались ли в них ручная игла или булавки.

    3. Что нужно делать во время работы:

    • установку шпульного колпачка, заправку верхней нитки производить при выключенной машине;
    • не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
    • не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.

    4. Что нужно сделать по окончании работы:

    • выключить машину;
    • убрать рабочее место.

    5. Что нужно делать при обнаружении неисправностей и получении травмы:

    • обо всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать учителю;
    • при получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью.

    12. Экологическое обоснование (использование традиционных материалов.)

    Вышивка, машинные работы – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не загрязняет атмосферу, нет опасности для здоровья человека.

    13. Экономическое обоснование

    Все материалы необходимые для работы нашлись дома, поэтому не было никаких затрат, были минимальные затраты на эксплуатацию оборудования и электроэнергию.

    Стоимость данной работы невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самим работу, чем приобрести в магазине.

    14. Реклама

    Выполним красивое изделие, поднимающее настроение. Недорого.

    15. Самооценка

    Выполненная работа получилась такой как была задумана переделывать и менять ничего не нужно. Изделие понравилось, и мы остались довольны.

    16. Словарь терминов ( исконные названия с определениями понятий)

    1. Оберег(талисман) — оберегает от злых духов.

    2. Верхошов – Владимирский шов, частичная гладь.

    3. Подзор – вышитая накидка на кровать.

    4. Столешник – скатерть.

    5. Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначается для украшения различных предметов, текстильных изделий.

    Файлы: Программа кружка Чувашская вышивка.doc
    Размер файла: 9263104 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология