Автор конспекта:
Автор(ы): — Е.М.Сидорова

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ № 74" г. Астрахани, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы.

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Работая завучем, я изо всех сил стараюсь не забывать, что я преподаватель-словесник). Ведь не секрет, что административная работа отнимает силы, время, заставляет переводить ЛЕСА бумаги: сколько мы пишем ни для чего!

Бунеевская программа (Школа 2100) даёт мне возможность чувствовать себя живой — интересный подбор фактического материала, его подача… Считаю уроки-обобщения в форме игры Что? Где? Когда? с использованием программы PowerPoint прекрасным подспорьем в преподавании литературы, в привитии интереса к предмету средствами современных информационных технологий.

У меня накопилось достаточное количество презентаций в PowerPoint. Надеюсь, что коллеги смогут использовать их в своей работе. Их можно посмотреть в Моих материалах.

Самая свежая разработка (урок-игра Свои люди — сочтёмся!) — апрельская — была подготовлена для открытого урока в 9 А классе. Не знаю, как вам, но я больше всего люблю этап инсценировки фрагмента произведения. Каков был у меня Подхалюзин, убеждавший Липочку выйти за него замуж!… Желаю всем успехов на педагогическом поприще!

Литературная викторина «Что? Где? Когда?»

по комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!»

1. А.Н.Островский родился 31 марта 1823 года. О месте своего рождения он напишет в своей пьесе «Тяжёлые дни»:

«А живу в той стороне, где дни разделяются на лёгкие и тяжёлые; где люди уверены, что земля стоит на трёх рыбах, и что, по последним известиям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получают депеши, но только всё больше из белой Арапии и стран, к ней прилежащих…»

Внимание, вопрос: назовите точное место рождения А.Н.Островского

(Москва, район Замоскворечья)

2. Из примерно полусотни драматических произведений А.Н.Островского можно назвать с десяток пьес, которые названы пословицами…

Внимание, вопрос: перечислите пьесы А.Н.Островского, которые названы пословицами. За каждую пьесу – отдельный бал.

1) Свои люди – сочтёмся!

2) На всякого мудреца довольно простоты

3) Не в сои сани не садись

4) Бедность не порок

5) В чужом пиру похмелье

6) Старый друг лучше новых двух

7) Свои собаки грызутся – чужая не приставай

8) Не всё коту масленица

9) Не было гроша, да вдруг алтын

10) Без вины виноватые

3. Жизнь и творчество А.С.Пушкина невозможно представить без Михайловского, Л.Н.Толстого без Ясной Поляны, И.С.Тургенева без Спасского-Лутовинова.

Внимание, вопрос: назовите имение Островского, которое было выкуплено в 1867 году Островским совместно с братом у мачехи. В нём великий русский драматург проживал с весны до поздней осени в течение многих лет.

(Щёлыково, близ Калуги и Костромы) ПОКАЗАТЬ ФОТО!

4. Как известно, пьеса «Свои люди – сочтёмся!» имела первоначально другое название…

Внимание, вопрос: назовите первое название пьесы и , если можно, «пилотное».

(«Несостоятельный должник», «Банкрот»)

5. Блиц-вопрос

I. Любимое занятие Островского в своём имении… (Собирание грибов, рыбалка)

II. Кстати, Островский сам любил изготавливать лески для ужения рыбы. Из чего в XIXвеке делали леску? (Плели из конского волоса).

III. В чём состояла общественная деятельность А.Н.Островского? (Помощь Малому театру, актёрам, драматургам).

6. ВНИМАНИЕ, ЧЁРНЫЙ ЯЩИК!

Эту вещь 21 октября 1884 года подарили А.Н.Островскому в связи с 10-летием Общества драматических писателей как бессменному председателю этого Общества. Предчувствуя, что жить ему осталось недолго – чуть более полутора лет – Островский сказал: «… боюсь, …что мне придётся только любоваться вашим подарком, а не пользоваться им».

(Серебряная чернильница) НАЙТИ ПРЕДМЕТ, ФОТО…

Но вернёмся в комедию «Свои люди – сочтёмся!»

7. Внимание – вопрос! Можно ли назвать брак Олимпиады Самсоновны удачным, если посчитать, сколько одних только платьев появилось у неё после замужества? (Для неё – да, ведь 51 платье – символ купеческого благополучия, материального достатка, хоть муж и не из дворян, не военный, не брюнет…)

8. Почему Рисположенский лишился места в суде, однако на Камчатку всё ж не был сослан? (В кабаке по нетрезвому делу забыл важные документы. Документы там же и были обнаружены, когда их начали искать. Поэтому Сысоя Псоича просто выгнали со службы – пожалел генерал…)

9. Охарактеризуйте уровень образованности и воспитанности Липочки.

· Дурно танцует

· Плохо знает французский

· Любит громкую музыку

· Избалована

· Постоянно грубит матери

· Пишет как слон брюхом

10. «Говорящие» фамилии персонажей – наследие традиций классицизма. Какие «говорящие» фамилии встречаются в реалистической комедии «Свои люди – сочтёмся!» и о чём они «говорят» зрителю и читателю?

(Подхалюзин – подхалюза ( у В.И.Даля), пролаз, пройдоха; лукавый, скрытный, льстивый.

Рисположенский – «упиться до положения риз»

Самсон Силыч Большов – весомость и значительность в кубе.)

11. Как мы знаем, первоначальный вариант финала пьесы и вариант финала, допущенный цензурой.

Внимание, вопрос: чем отличаются варианты финала пьесы и почему?

(В первоначальном варианте, ставшим окончательным, Подхалюзина судит публика: он её боится, он к ней обращается, заискивая, оправдываясь. В варианте, на котором настаивала цензура за Похалюзиным приходит квартальный, Рисположенский предрекает ему Сибирь… Здесь — торжество закона земного, государственного…).

12. Раскройте смысл названия комедии «Свои люди – сочтёмся!»

13. В чём состоит интрига пьесы?

14. Какой приём в 1849 году ожидал пьесу «Банкрот» у царя и у купечества?

Файлы: black_box.mp3
Размер файла: 503685 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология