Автор конспекта:
Автор(ы): — Куркина Т.В.,МОУ «СОШ №5» пос.Айхал Мирнинский район Республика Саха(Якутия)
Место работы, должность: — МКОУ «СОШ№5″,п.Айхал
Регион: — Республика Саха — Якутия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: —
Цель игры:ориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности человека .
Учебно-воспитательные задачи:
1.Создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение презентовать себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
2.Способствовать развитию умений применить свои знания в нестандартных условиях, развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся.
3.Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.
4.Повторить тему «Проценты» для подготовки к ЕГЭ.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Алгебра и начало анализа под ред Колмогорова А.Н.
Используемая методическая литература: —
Сборник элективных курсов .Автор-составитель:А.А.Студенецкая,Л.С. Сагалова
Сбоник "ЕГЭ:3000 задач" под ред.Семеновйо, И.В.Ященко
Используемое оборудование: —
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, калькуляторы, МР3 плеер.
Дидактические материалы:Презентация, раздаточный материал (опорные листы, бланки заданий для групп, бланки ответов команд).
Используемые ЦОР: —
Презентация "Проценты в современном мире"
Краткое описание: — Урок представлен в форме деловой игры.Перед началом игры расставляется мебель в классе, на столы ставятся цветные таблички обозначением тем процентных вычислений «Распродажа» (жёлтый цвет), «Тарифы»(синий цвет), «Штрафы» (розовый цвет), «Банковские операции» (зелёный цвет), «Голосование»(красный цвет), кладутся задания для каждой роли соответствующего цвета, калькуляторы, ручки и буклеты( в качестве справочного материала по процентам, немного исторических фактов) Учащимся предлагается сесть по 4 человека за стол и прикрепить к себе цветные бейджики с обозначением ролей в каждой команде. Создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества. Задачи, используемые на уроке способствуют развитию умений применить свои знания в нестандартных условиях, развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся. Урок поможет повторить тему «Проценты» для подготовки к ЕГЭ.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Урок обобщения в 11 классе по теме: «ПРОЦЕНТЫ» с целью подготовки к ЕГЭ на основе компетентностно-ориентированных заданий.
Урок подготовила и провела учитель математики: Куркина Т.В.,МОУ «СОШ №5» пос.Айхал Мирнинский район Республика Саха(Якутия)
Деловая игра «Проценты в современном мире».
Цель игры:ориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности человека .
Учебно-воспитательные задачи:
1.Создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение презентовать себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
2.Способствовать развитию умений применить свои знания в нестандартных условиях, развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся.
3.Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.
4.Повторить тему «Проценты» для подготовки к ЕГЭ.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, калькуляторы, МР3 плеер.
Дидактические материалы:Презентация, раздаточный материал (опорные листы, бланки заданий для групп, бланки ответов команд).
Форма проведения урока: Урок-деловая игра.
Форма работы: групповая.
Оформление кабинета.
Перед началом игры расставляется мебель в классе, на столы ставятся цветные таблички обозначением тем процентных вычислений «Распродажа» (жёлтый цвет), «Тарифы»(синий цвет), «Штрафы» (розовый цвет), «Банковские операции» (зелёный цвет), «Голосование»(красный цвет), кладутся задания для каждой роли соответствующего цвета, калькуляторы, ручки и буклеты( в качестве справочного материала по процентам, немного исторических фактов) Учащимся предлагается сесть по 4 человека за стол и прикрепить к себе цветные бейджики с обозначением ролей в каждой команде.
1.Организационный момент. Актуализация знаний. (Слайды 1-3)(5 мин.)
Краткая информация о проценте. Историческая справка с высказыванием знаменитых учёных о математике.
Объяснение условий игры.
Учитель: « Ребята, теперь вы команда и на столах у вас лежат бейджики. Разберите их и прикрепите к одежде — тем самым вы распределили роли между собой в команде. Возьмите со стола теперь уже вам адресованные вам задания. Просмотрите их содержимое.
Теперь внимание: задачи игры (слайд 4-6)
-быстро и качественно решить задачи;
-качественно осуществить контроль, т.е. произвести проверку решения задачи;
-презентовать свою группу (проявить артистизм).
2.Выполнение предложенных заданий(10 мин.)
Каждый решает на своём листочке задачу, предложенную именно для этой роли.
Слайды с 7 по 16.(показ слайдов сопровождается 10-минутным проигрыванием музыки: Моцарт, симфония №40.
3.Проверка заданий и подготовка к презентации(5 мин).
Проверяющие (Менеджер магазина, Аудитор, Старший кассир, Управляющий, Председатель счётной комиссии) забирают решения игроков, сравнивают со своим решением и с правильным решением, исправляя ошибки, если они есть. Остальные члены команды готовят презентацию. То есть им нужно оживить своих героев и свои задания. Придумать способ общения между действующими лицами, обязательно в процессе игры озвучить условие и ответ задачи, примерить на себя роль конкретного человека в жизненной ситуации.(листы для самопроверки прилагаются)
4.Просмотр презентаций каждой команды(20 мин по 4 мин.на группу).
Просмотр презентаций команд сопровождается показом слайдов:
1.команда «Распродажа»(слайд17,18,19).
2команда «Тарифы» (слайд 20,21,22)
3команда «Штрафы» (слайд 23,24,25)
4 команда «Банковские операции» (слайд26,27,28)
5 команда «Голосование» (слайд 29,30,31)
5.Подведение итогов. (Рефлексия).(5 мин)
Задание на дом: на буклетах помещены типичные задачи на % в КИМах ЕГЭ (с самопроверкой-ответы есть).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1. Роли в команде.
1 команда «Распродажа».(жёлтый)
Роль в группе
Что делает?
1.Менеджер магазина.
Проверяющий
2.Продавец антикварного отдела.
Решает задачу
3.Продавец обувного отдела.
Решает задачу
4.Покупатель
Решает задачу
2команда «Тарифы». (синий)
Роль в группе
Что делает?
1.Аудитор
Проверяющий
2Сотрудник коммунального отдела.
Решает задачу
3.Продавец мобильных телефонов.
Решает задачу
4.Квартиросъёмщик.
Решает задачу
3 команда «Штрафы».(розовый)
Роль в группе
Что делает?
1.Старший кассир.
Проверяющий
2.Кассир1.
Решает задачу
3.Кассир2.
Решает задачу
4.Водительмашины.
Решает задачу
4 команда «Банковские операции».(зелёный цвет)
Роль в группе
Что делает?
1.Управляющий.
Проверяющий
2.Бухгалтер.
Решает задачу
3.Экономист.
Решает задачу
4.Вкладчик.
Решает задачу
5 команда «Голосование». (красный цвет)
Роль в группе
Что делает?
1.Председатель счётной комиссии.
Проверяющий
2.Участник ученического совета.
Решает задачу
3.Член избирательной комиссии.
Решает задачу
4.Избиратель.
Решает задачу
Приложение 2. Задания для команд .
Приложение 3. Буклет.
Приложение 4. Фотки с урока:
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Приложение 5. Презентация .
Задачи для команд.(разложить на столы:у каждой команды свой цвет)
РАСПРОДАЖА(жёлтый)
Менеджер магазина. Вам предстоит эти задачи решить и проверить как решили члены команды. Оценить их.
Задача № 1.1. Антикварный магазин приобрел старинный предмет за 30 тыс.р.. и выставил его на продажу, повысив цену на 60 %. Но этот предмет был продан лишь через неделю, когда магазин снизил его новую цену на 20 %. Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного предмета ?
Задача № 1.2. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на 24 %, а потом еще на 10 %. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 руб. ?
РАСПРОДАЖА
Продавец антикварного отдела.
Задача № 1.1. Антикварный магазин приобрел старинный предмет за 30 тыс.р.. и выставил его на продажу, повысив цену на 60 %. Но этот предмет был продан лишь через неделю, когда магазин снизил его новую цену на 20 %. Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного предмета ?
РАСПРОДАЖА
Продавец обувного отдела.
Задача № 1.2. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на 24 %, а потом еще на 10 %. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 руб. ?
РАСПРОДАЖА
Покупатель Вам всем вместе придётся презентовать решение задач.Постарайтесь как можно ярче представить содержание задачи(чтобы всем было понятно) Распределите роли между членами команды, чтобы все поняли о чём идёт речь. Содержание задач тоже нужно рассказать как ситуацию: Почему вы сюда пришли? Куда вы пришли? Зачем? Почему?
Вы любите заниматься спортом и старинные вещи, а также посещать магазины во время распродажи. Вам примерно 40 лет. Зайдя в магазин на распродажу, обратитесь за советом к менеджеру: «Где дешевле приобрести антикварную вещь и кроссовки ?». Потом у продавцов поинтересуйтесь: «Сколько же вы получили прибыли от моей покупки ?» и «Сколько рублей я сэкономлю на кроссовках ?».Ответы должны прозвучать чётко, так как это ответы к задачам. И сделать выводы ; «Зачем нужно уметь считать проценты?»
ТАРИФЫ(зелёный)
Аудитор.Вам предстоит эти задачи решить и проверить как решили члены команды. Оценить их.
Задача № 2.1. В начале года тариф на электроэнергию составлял 40 коп. за 1 кВт-ч. В середине года он увеличился на 50 %, а в конце года – еще на 50 %. Как вы считаете, увеличился ли тариф на 100 %, менее чем на 100 %, более чем на 100 % ?
Задача № 2.2. Тарифы для мобильных телефонов зависят от систем оплаты. В 2008г. тарифы оплаты по системе К и М были одинаковыми, а в следующие три года последовательно либо увеличивались, либо уменьшались (см. таблицу). Сравните тарифы в 2010 г.
Тарифы
Г о д ы
2008
2009
2010
По системе К
увеличен на 10 %
уменьшен на 3 %
уменьшен на 3 %
По системе М
уменьшен на 5 %
увеличен на 3 %
увеличен на 4 %
ТАРИФЫ
Сотрудник коммунального отдела. Вы решаете эту задачу.
Задача № 2.1. В начале года тариф на электроэнергию составлял 40 коп. за 1 кВт-ч. В середине года он увеличился на 50 %, а в конце года – еще на 50 %. Как вы считаете, увеличился ли тариф на 100 %, менее чем на 100 %, более чем на 100 % ?
ТАРИФЫ
Продавец мобильных телефонов. Вы решаете эту задачу.
Задача № 2.2. Тарифы для мобильных телефонов зависят от систем оплаты. В 2008г. тарифы оплаты по системе К и М были одинаковыми, а в следующие три года последовательно либо увеличивались, либо уменьшались (см. таблицу). Сравните тарифы в 2010 г.
Тарифы
Г о д ы
2008
2009
2010
По системе К
увеличен на 10 %
уменьшен на 3 %
уменьшен на 3 %
По системе М
уменьшен на 5 %
увеличен на 3 %
увеличен на 4 %
ТАРИФЫ
Квартиросъемщик.Вам всем вместе придётся презентовать решение задач.Постарайтесь как можно ярче представить содержание задачи(чтобы всем было понятно) Распределите роли между членами команды, чтобы все поняли о чём идёт речь. Содержание задач тоже нужно рассказать как ситуацию: Почему вы сюда пришли? Куда вы пришли? Зачем? Почему?
Вы следите за изменением цен, и вас заинтересовало повышение тарифов на электро-энергию, а также вы хотите перейти на новый тариф сотовой связи. Вы молоды. обратитесь сначала к сотруднику коммунального отдела: «Как вы считаете, тариф на электроэнергию увеличился менее чем на 100 % ?». Затем обратитесь к продавцу мобильных телефонов: «Я был на тарифе К, вот не знаю, остаться на нем или перейти на другой. Посоветуйте».
Ответы должны прозвучать чётко, так как это ответы к задачам. И сделать выводы «Зачем нужно уметь считать проценты?»
ШТРАФЫ.(синий)
Старший кассир. Вам предстоит эти задачи решить и проверить как решили члены команды. Оценить их.
Задача № 3.1. Если водитель не прошел техосмотр автомашины, то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на ½ минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра составляет примерно 150 рублей, а размер минимальной заработной платы 500 рублей. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3 % за услуги банка ?
Задача № 3.2. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 руб. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4 % от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю ?
ШТРАФЫ.
Кассир №1.
Задача № 3.1. Если водитель не прошел техосмотр автомашины, то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на ½ минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра составляет примерно 150 рублей, а размер минимальной заработной платы 500 рублей. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3 % за услуги банка ?
ШТРАФЫ.
Кассир №2.
Задача № 3.2. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 руб. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4 % от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю ?
ШТРАФЫ.
Водитель машины Вам всем вместе придётся презентовать решение задач. Постарайтесь как можно ярче представить содержание задачи (чтобы всем было понятно) Распределите роли между членами команды, чтобы все поняли о чём идёт речь. Содержание задач тоже нужно рассказать как ситуацию: Почему вы сюда пришли? Куда вы пришли? Зачем? Почему?
Вы хороший водитель, но вот техосмотр не прошли, вместо талона у вас висит календарик, вот вас и оштрафовали. Обратитесь к кассиру 1: «Вы не могли бы посчитать, на сколько процентов я заплачу штрафа больше от суммы техосмотра». Затем вы вспоминаете, что забыли заплатить за занятия ребенка в музыкальной школе. Обратитесь к кассиру 2: «Я просрочил оплату на неделю, сколько же теперь придется заплатить ?».
Ответы должны прозвучать чётко, так как это ответы к задачам. И сделать выводы ; «Зачем нужно уметь считать проценты?»
Банковские операции.(розовый)
Управляющий. Вам предстоит эти задачи решить и проверить как решили члены команды. Оценить их.
Задача № 4.1. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8 % годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 руб. и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счету вкладчика через год, через пять лет ?
Задача № 4.2.На данной диаграмме изображён рост вклада в сбербанке. С помощью диаграммы определите величину первоначального вклада и процентную ставку. Запишите формулу увеличения вклада и вычислите, какую сумму получит вкладчик через 12 лет?
Банковские операции.
Бухгалтер. Вам решать эту задачу.
Задача № 4.1. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8 % годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 руб. и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счету вкладчика через год, через пять лет ?
Банковские операции.
Экономист. Вам решать эту задачу.
Задача № 4.2.На данной диаграмме изображён рост вклада в сбербанке. С помощью диаграммы определите величину первоначального вклада и процентную ставку. Запишите формулу увеличения вклада и вычислите, какую сумму получит вкладчик через 12 лет?
Банковские операции.
Вкладчик.Вам всем вместе придётся презентовать решение задач.Постарайтесь как можно ярче представить содержание задачи(чтобы всем было понятно) Распределите роли между членами команды, чтобы все поняли о чём идёт речь. Содержание задач тоже нужно рассказать как ситуацию: Почему вы сюда пришли? Куда вы пришли? Зачем? Почему?
Вы любите делать вклады, покупать ценные бумаги. В данном банке у вас два счёта. Обратитесь к главному бухгалтеру с вопросом: «Сколько у меня будет денег через год?». А к экономисту: «Вы не подскажите, я не помню, какую сумму первоначально положил на счёт и сколько будет денег через 12 лет на счёте?». Ответы должны прозвучать чётко, так как это ответы к задачам. И сделать выводы ; «Зачем нужно уметь считать проценты?»
ГОЛОСОВАНИЕ.(красный)
Председатель счётной комиссии. Вам предстоит эти задачи решить и проверить как решили члены команды. Оценить их.
Задача 5.1.В 2004 году на выборах Президента РФ на избирательном участке №356 приняло участие 56% избирателей от общего числа 2844 человека. За Путина В.В. отдали голоса 1069 пришедших на выборы избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовали 78 человек. Выборы считаются состоявшимися. Кто из кандидатов победил на этом участке (победитель должен преодолеть 50% барьер) и на сколько процентов обогнал своего соперника?
Задача 5.2. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении ученического совета участвовали 88% учащихся. На вопрос референдума 75% принявших участие в голосовании ответили «Да». Какой процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?»
ГОЛОСОВАНИЕ.Член избирательной комиссии.
Задача 5.1.В 2004 году на выборах Президента РФ на избирательном участке №356 приняло участие 56% избирателей от общего числа 2844 человека. За Путина В.В. отдали голоса 1069 пришедших на выборы избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовали 78 человек. Выборы считаются состоявшимися. Кто из кандидатов победил на этом участке (победитель должен преодолеть 50% барьер) и на сколько процентов обогнал своего соперника?
ГОЛОСОВАНИЕ.Участник ученического совета.
Задача 5.2. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении ученического совета участвовали 88% учащихся. На вопрос референдума 75% принявших участие в голосовании ответили «Да». Какой процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?»
ГОЛОСОВАНИЕ.Избиратель.Вам всем вместе придётся презентовать решение задач.Постарайтесь как можно ярче представить содержание задачи(чтобы всем было понятно) Распределите роли между членами команды, чтобы все поняли о чём идёт речь. Содержание задач тоже нужно рассказать как ситуацию: Почему вы сюда пришли? Куда вы пришли? Зачем? Почему?
Вы очень любите ходить на всякие митинги, собрания. Вот и тогда, после выборов вас интересовал вопрос: «Кто из кандидатов победил на вашем избирательном участке и на сколько процентов опередил своего соперника?». Обратитесь с этим вопросом к члену избирательной комиссии. Но вы также хотите узнать, как прошёл школьный референдум «Сколько же процентов учащихся проголосовало за введение ученического совета?». Обратитесь с этим вопросом к участнику ученического совета. Ответы должны прозвучать чётко, так как это ответы к задачам. И сделать выводы ; «Зачем нужно уметь считать проценты?»
Файлы: Комплекс устных упражнений.docx
Размер файла: 512473 байт.