Автор конспекта:
Автор(ы): — Паршин Александр Александрович
Место работы, должность: —
филиал МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" в с. Хобот- Богоявленское Первомайского района Тамбовской области
Регион: — Тамбовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — проект
Краткое описание ресурса: —
Разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе комплексного использования возможностей современных педагогических технологий(технологии развития критического мышления, кейс- технологии и технологии дебатов).
Проект
Методика реализации деятельностного подхода
в преподавании истории
Актуальность
- Новизна и практическая значимостьисследования заключается в разработке модели преподавания истории, интегрирующей развивающие возможности технологии развития критического мышления, технологии дебатов, технологии case-study на основе деятельностного подхода.
Цель работы– разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе комплексного использования возможностей современных педагогических технологий (технологии развития критического мышления, кейс-технологии и технологии дебатов).
- Объектом настоящего исследования является процесс обучения школьников истории в общеобразовательной школе.
- Предмет исследования– деятельность учителя по формированию системы условий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в преподавании истории.
Задачи исследования:
на основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность деятельностного подхода и его взаимосвязь с технологиями развивающего обучения;
определить основные черты интерактивного обучения как средства реализации деятельностного подхода;
проанализировать возможности использования технологии развития критического мышления, технологии дебатов и технологии case-studyв достижении современных результатов общего образования;
разработать условия продуктивной интеграции указанных педагогических технологий в рамках системы обучения школьников истории, направленной на формирование ключевых компетенций личности.
Методологической основойисследования являются:
принципы гуманистического направления психологии (К. Роджерс и др.) утверждающие значимость восприятия ребенком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;
теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
положения деятельностного и системно-деятельностного подхода в обучении;
Сущность деятельностного подхода
- Деятельностный подходв обучении представляет собой планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, ориентированных на заданный результат.
- Деятельностный подход основывается на представлении об ученике не как о пассивном объекте педагогического воздействия, а как о познающем, активно действующем субъекте. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход.
Пассивный метод
Активный метод
Интерактивный метод
Теоретические основы деятельностного подхода в изучении истории
Переход к новой образовательной парадигме
Практическое выполнение учебных задач по индивидуальной траектории (учебные операции, процедуры, приемы).Здесь можно использовать технологию деятельностного метода , предложенного авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…»
Ключевые компетенции
- ценностно-смысловая компетенция
- информационно-технологическая компетенция
- Коммуникативная компетенция
- Учебно- познавательная компетенция
- Социально- трудовая компетенция
- Общекультурная компетенция
- Компетенция личного самосовершенствования
Формирование компетенций
- Умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализация принципов ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.
Системно- деятельностный подход
- Создает необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования.
- Универсальные учебные действия- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Определение понятия компетенции
- Компетентность — основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. И.А.Зимняя
- Компетенция — самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики. А.В. Баранников
- Компетенция — способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире В.В. Сериков
Системно- деятельностный подход создаёт
- Необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования.
- Универсальные учебные действия- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции трёх стадий технологии развития критического мышления
- Стадия (фаза)
- Функции
- Вызов
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
- Осмысление содержания
- Информационная (получение новой информации по теме).
- Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
- Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
- Рефлексия
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
- Информационная (приобретение нового знания).
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Развитие личностных, коммуникативных и познавательных УУД посредством технологии дебатов
- Нападение Германии на Советский Союз было внезапным
Аргументы «за» Аргументы «против»
- Аргумент 1 Аргумент 1
- Аргумент 2 Аргумент 2
- Аргумент 3 Аргумент 3
Реализация деятельностного подхода к обучению в рамках технологии case-study
- Кейс-метод (сase study) представляет собой технологию обучения, основанную на использовании описания конкретных ситуаций.
- Название технологии производно от английского слова «case», что в переводе означает «случай». Соответственно, под кейсом в узком значении слова понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.
- В основе case-studyлежит экспериментально подтвержденная психологическая закономерность усвоения знаний: знания более эффективно формируются в сознании субъекта учения в процессе применения их на практике.
Выводы
- Элементы указанных образовательных технологий вполне могут быть интегрированы в систему обучения истории, построенную на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Их продуманное сочетание способствует развитию ключевых компетенций обучающихся.
Файлы: типы обществ.ppt
Размер файла: 189952 байт.