Автор конспекта:
Автор(ы): — Паршин Александр Александрович

Место работы, должность: —

филиал МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" в с. Хобот- Богоявленское Первомайского района Тамбовской области

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе комплексного использования возможностей современных педагогических технологий(технологии развития критического мышления, кейс- технологии и технологии дебатов).

Проект

Методика реализации деятельностного подхода
в преподавании истории

Актуальность

  • Новизна и практическая значимостьисследования заключается в разработке модели преподавания истории, интегрирующей развивающие возможности технологии развития критического мышления, технологии дебатов, технологии case-study на основе деятельностного подхода.

Цель работы– разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе комплексного использования возможностей современных педагогических технологий (технологии развития критического мышления, кейс-технологии и технологии дебатов).

  • Объектом настоящего исследования является процесс обучения школьников истории в общеобразовательной школе.
  • Предмет исследования– деятельность учителя по формированию системы условий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в преподавании истории.

Задачи исследования:
на основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность деятельностного подхода и его взаимосвязь с технологиями развивающего обучения;
определить основные черты интерактивного обучения как средства реализации деятельностного подхода;
проанализировать возможности использования технологии развития критического мышления, технологии дебатов и технологии case-studyв достижении современных результатов общего образования;
разработать условия продуктивной интеграции указанных педагогических технологий в рамках системы обучения школьников истории, направленной на формирование ключевых компетенций личности.

Методологической основойисследования являются:
принципы гуманистического направления психологии (К. Роджерс и др.) утверждающие значимость восприятия ребенком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;
теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
положения деятельностного и системно-деятельностного подхода в обучении;

Сущность деятельностного подхода

  • Деятельностный подходв обучении представляет собой планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, ориентированных на заданный результат.
  • Деятельностный подход основывается на представлении об ученике не как о пассивном объекте педагогического воздействия, а как о познающем, активно действующем субъекте. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход.

Пассивный метод

Активный метод

Проект "Методика реализации деятельностного подхода в преподавании истории"

Интерактивный метод

Проект "Методика реализации деятельностного подхода в преподавании истории"

Теоретические основы деятельностного подхода в изучении истории
Переход к новой образовательной парадигме

Практическое выполнение учебных задач по индивидуальной траектории (учебные операции, процедуры, приемы).Здесь можно использовать технологию деятельностного метода , предложенного авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…»

Ключевые компетенции

  • ценностно-смысловая компетенция
  • информационно-технологическая компетенция
  • Коммуникативная компетенция
  • Учебно- познавательная компетенция
  • Социально- трудовая компетенция
  • Общекультурная компетенция
  • Компетенция личного самосовершенствования

Формирование компетенций

  • Умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализация принципов ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.

Системно- деятельностный подход

  • Создает необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования.
  • Универсальные учебные действия- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Определение понятия компетенции

  • Компетентность — основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. И.А.Зимняя
  • Компетенция — самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики. А.В. Баранников
  • Компетенция — способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире В.В. Сериков

Системно- деятельностный подход создаёт

  • Необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования.
  • Универсальные учебные действия- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции трёх стадий технологии развития критического мышления

  • Стадия (фаза)
  • Функции
  • Вызов
  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
  • Осмысление содержания
  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
  • Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
  • Рефлексия
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Развитие личностных, коммуникативных и познавательных УУД посредством технологии дебатов

  • Нападение Германии на Советский Союз было внезапным

Аргументы «за» Аргументы «против»

  • Аргумент 1 Аргумент 1
  • Аргумент 2 Аргумент 2
  • Аргумент 3 Аргумент 3

Реализация деятельностного подхода к обучению в рамках технологии case-study

  • Кейс-метод (сase study) представляет собой технологию обучения, основанную на использовании описания конкретных ситуаций.
  • Название технологии производно от английского слова «case», что в переводе означает «случай». Соответственно, под кейсом в узком значении слова понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.
  • В основе case-studyлежит экспериментально подтвержденная психологическая закономерность усвоения знаний: знания более эффективно формируются в сознании субъекта учения в процессе применения их на практике.

Выводы

  • Элементы указанных образовательных технологий вполне могут быть интегрированы в систему обучения истории, построенную на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Их продуманное сочетание способствует развитию ключевых компетенций обучающихся.

Файлы: типы обществ.ppt
Размер файла: 189952 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология