Автор конспекта:
Автор(ы): — Сатиев А.Н.

Место работы, должность: —

Преподаватель организатор ОБЖ МБОУ "СОШ №10 п. Каменский"

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Проект Велосипед — транспортное средство

МБОУ «СОШ №10 п. Каменский»

II Муниципальный Фестиваль проектов «Планета Знаний»

Велосипед – транспортное средство

Практико-ориентированный проект

Авторы:

Миронов Александр,

учащийся 6 класса

МБОУ «СОШ №10 п. Каменский»

Руководитель:

Сатиев Алексей Николаевич, преподаватель-организатор ОБЖ Первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №10 п. Каменский».

. п. Каменский

2014 год.

Оглавление

  • Введение……………………………………………………….. 3
  • Описание проектной работы и результаты
  • 2.1. История возникновения велосипеда……………… 4-5

    2.2. Виды, модели велосипеда…………………………… 5

    2.3. Безопасность на дорогах ……………………………. 6

    2.4. Результаты статистики……………………………… 6

    2.5. Результаты анкетирования ….……………………… 6

    2.6. Результаты наблюдении …………………………….. 7

    2.6. Выводы ……………….………………………………. 7

    2.7. Продукт проекта………… ………………………….. 7-9

    3. Заключение (рефлексивная деятельность)……….. 9

    4. Список использованной литературы ………………… 9

    5. Приложение ……………………………………………….. 10

    1. Введение

    Первым транспортным средством, которым управляет современный человек, обычно является велосипед. Велосипед — транспортное средство, имеющее два и более колеса и приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нём. В настоящее время люди больше стали уделять внимание велосипеду, велосипед – прекрасное средство для отдыха, развлечений и занятий спортом и ещё удобный вид транспорта- не надо подолгу стоять в городских пробках и искать место для парковки. У него много преимуществ перед другими видами транспорта. Он дешев, дает хорошую физическую нагрузку, не загрязняет природу и позволяет любоваться ее прелестями. Кроме того, велосипед дает ощущение собственной независимости.

    Сейчас выпускают велосипеды самых разных конструкций: начиная от трехколесных для малышей и кончая спортивными и др.

    В нашем посёлке почти у всех детей имеются велосипеды и мокинги. В тёплое время года, особенно весной, от мала до велика все выезжают на улицу- просто покататься, есть женщины, которые ездят на работу в КПБ из с. Карамышевка и на переезд Суворовский из посёлка. Обратил внимание на то, что многие взрослые и дети ездят как хотят и где хотят, не обращают внимания на других участников движения, что может привести к плачевным результатам. Вот поэтому решил посвятить свою практико- ориентированную работу на решение этой неотложной проблемы. Тема моей работы: «Велосипед – транспортное средство».

    Цель работы:

    1. Выявить причины не соблюдения ПДД и разработать правила и рекомендации

    с целью предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.

    Задачи:

    1. Узнать историю возникновения велосипеда;

    2. Изучить виды, модели велосипеда и его устройство;

    3. Уметь проводить технический осмотр и ремонт велосипеда.

    4. Провести анкетирование среди учащихся 1-8 классов с целью выявления причины

    не соблюдения ПДД велосипедистами ( школьниками младших и средних классов).

    5. Проанализировать полученные данные.

    6. Предложения и рекомендации для решения проблемы.

    Исходя из цели и задач, стоящих передо мной, работу провожу по следующему плану:

  • История велосипеда.
  • Виды и модели велосипеда.
  • Определение ДТП и статистические данные о гибели и о пострадавших в мире, по РФ, по Саратовской области.
  • Результаты анкетирования и наблюдений
  • Выводы
  • Предложения для выхода из создавшейся ситуации
  • Условия, необходимые средства и материалы.

  • Фотоаппарат.
  • Компьютер с выходом в интернет.
  • Принтер.
  • Офисная бумага.
  • 2. Описание проектной работы и его результаты.

    2.1. История возникновения велосипеда.

    Прообраз современного велосипеда – селерифер (дословно «производитель скорости») впервые появился во Франции в 1791 г. Это изобретение графа Меде де Сиврака мало напоминало сегодняшнюю модель: двухколёсный самокат с деревянной рамой без педалей и руля. Переднее колесо не поворачивалось, а потому ехали на нем только прямо, отталкиваясь от земли ногами. Очень быстро новинка стала модным развлечением в Англии, где ее назвали «хобби-хорз» («игрушечная лошадка»), затем и в Германии. Оказавшись после Отечественной войны 1812 года во Франции, офицеры русской армии впервые увидели селериферы: парижане катались на них по Елисейским полям.

    В 1792 г. немецкий офицер, камергер и лесничий князя Баденского Карл Фридрих Дрез оснастил селерифер управляемым передним колесом, а в 1830 г. Его соотечественник Филипп Фишер построил экипаж с двухметровым передним колесом, снабженными педалями, и маленьким задним. Вилки колёс он соединил штангой и на ней расположил седло. Спустя 50 лет такие машины стали гораздо элегантнее. За ажурные ободья колёс, тончайшие спицы и быструю по меркам того времени езду их прозвали «пауками».

    В том же году англичанин Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал новинку: качающиеся педали соединил рычажным механизмом с задним колесом, которое сделал больше переднего, на оба колеса надел железные обручи. Облегчить конструкции и повысить ее маневренность удалось лишь в 1847 г., когда пустотелыми шинами с надувными камерами лорда Лорена заменили сплошные резиновые шины шотландца Р.Томсона.

    В 1853 г. немец Мориц Фишер построил экипаж с педалями на переднем колесе и тормозов на заднем. В Германии не заинтересовались этим изобретением, зато французы охотно приняли аналогичную конструкцию парижского каретного мастера Пьера Мишо, названную в его честь «мишолиной». Примерно в то же время новую машину стали повсеместно называть по-французски – «велосипед» ( от лат. быстрые ноги).

    В конце 60-х гг. велосипед продолжали активно модернизировать. Англичане Медисон и Каупер установили на нём лёгкие металлические колёса с тонкими стальными спицами, а Старлей придумал цепную передачу.

    Во второй половине Х1Х в. появилось множество новинок: шарикоподшипники, пневматические шины, крылья над колёсами (пыльники), счётчик пройденного пути (цикломер), обгонная муфта (трещотка), механизм переключения скоростей. Пожалуй, наиболее важным для дальнейшего совершенствования и распространения велосипеда стало применение одинаковых колес. Впервые такие велосипеды начала выпускать английская фирма «Ровер» в 1885 г. Ездить на них было значительно безопаснее.

    В ХХ в. велосипеды делят по различным признакам. По возрасту потребителей – на детские, подростковые и взрослые; по числу колёс – на одно-, двух-, трёх- и четырехколесные; по количеству ездоков – на одиночные, тандемы, триплеры и с большим числом мест; по предназначению – на мужские и дамские, дорожные, складные, туристские, спортивные и специальные. Кроме того, в каждой из этих групп существует собственная классификация. Так, спортивные велосипеды подразделяются на шоссейные, трековые, горные, для гонки за лидером, рекордно-гоночные и т.д. Горные велосипеды – мода наших дней. На их удобно ездить и по улицам города, и плохим дорогам в сельской местности, а также участвовать в соревнованиях на холмистых трассах в особом виде спорта, называемом «триал».

    По сравнению с другими видами транспорта у велосипеда есть неоспоримые преимущества. Он дешев, не нуждается в топливе, не загрязняет атмосферу, манёврен и мобилен (это достоинство особенно важно для крупных городов, где избыточное автомобильное движение приводит к частым пробкам). Кроме того, езда на велосипеде уменьшает вредное воздействие на организм человека гиподинамии (малоподвижного образа жизни). Не случайно велосипедисты в среднем живут на пять лет дольше автомобилистов. Все это способствует неуклонному росту популярности велосипеда в самых разных странах. Лидирует по числу велосипедов Голландия: здесь на 14 млн. жителей приходится около 10 млн. велосипедов.

    Первый велосипед с педалями и рулем был построен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил от Верхотурья на Урале в Москву. Толпа людей, собравшихся на Ходынском поле, с изумлением наблюдала за удивительной двухколесной тележкой Артамонова. Тот далекий теперь уже день 15 сентября 1801 г. И считается «днем рождения» велосипеда.

    Судьба тележки Артамонова оказалась печальной: она была присоединена к царской коллекции редкостей и вскоре забыта. Второе рождение велосипеда состоялось в 1808 г.

    Вскоре после этого в мире начался настоящий велосипедный «бум». В одном только 1892 г. Во Франции было выдано 1000 патентов на новые велосипедные конструкции, в Англии – 2400, в США – 4000!И к концу Х1Х в. Велосипед обретает вполне современные очертания. Англичанин В. Томсон придумал, а шотландец Данлоп приспособил для велосипеда пневматические шины. Наш соотечественник Г. Иванов усовершенствовал их, предложив раздельно изготовляемые камеру и покрышку.

    2.2. Виды, модели велосипеда.

    В наши дни на свете существует великое множество велосипедов самых различных размеров и конструкций. Велосипеды грузовые, с прицепной коляской, позволяют перевезти сразу несколько десятков килограммов груза. Велосипеды почтовые намного ускоряют доставку адресатам писем и газет. А складные велосипеды очень удобны городским жителям. Доехал на таком велосипеде от своего дома до автобусной остановки, за несколько минут упаковал велосипед в небольшую сумку и поехал дальше уже городским транспортом.

    На детских велосипедах многие начинают кататься, едва научившись ходить. Вы подросли – и ваш велосипед теперь называется подростковым.

    Очень большой популярностью пользуется велосипед и как спортивный снаряд для тренировки ног. Легкие и прочные гоночные велосипеды позволяют спортсменам за несколько дней проехать по шоссе свыше 1000км. Велосипед для гонок по кольцу на специально оборудованном велодроме – треке-каждый может поднять одной рукой. На таких велосипедах гонщики разгоняются до скоростей свыше 60 км/ч. На некоторых гоночных велосипедах – тандемах – по 2 седока. Тандемы позволяют мчаться еще быстрее.

    В последнее время стали появляться уже совсем необычные «велосипеды»: водные, воздушные и даже подводные.

    Велосипед состоит из нескольких простых механизмов. Например, педали и шестерни – это механизмы, которые позволяют нам без труда вращать колёса велосипеда. Тормоза тоже представляют собой несложный механизм, который останавливает велосипед.

    Современная промышленность выпускает велосипеды различной конструкции и назначения: дорожные, легкодорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные.

    Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль, вес около 16кг. На колесах обычно устанавливаются щитки, на других частях велосипеда – багажник, звонок, зеркальце, насос и подсумок с инструментами.

    Для облегчения такого велосипеда все это дополнительное оборудование перед соревнованиями разрешается снять. Легкодорожные велосипеды весят 14кг, сечение шин – уменьшенное, оснащены ручными тормозами.

    Спортивные велосипеды имеют облегченную конструкцию 8 – 11кг из легированных сталей и дуралюмина, низко опущенный руль, широкое седло. Это создает удобство для спортсменов, которые иногда находятся в пути по нескольку часов. К рулю и к раме крепят бачки с питанием. Шоссейные гоночные велосипеды снабжены переключателем скорости и ручными тормозами. Трековые – без тормозов и свободного хода. Потому спортсмен должен постоянно крутить педали. Педали оборудованы ремнями для закрепления ног. Шины велосипеда делаются из тонких хлопчато — бумажных ниток и хирургического шелка. Вес современного велосипеда для гонок на треке 6 – 7кг. Разновидность спортивных велосипедов — тандем – двухместный, двухколесный велосипед с двойной сблокированный передачей. Экипаж тандема способен развивать скорость до 70км/ч. При выборе велосипеда надо учитывать рост спортсмена.

    2.3. Безопасность на дорогах

    Вы знаете, что ежедневно на дорогах России происходит большое количество дорожно- транспортных происшествий (ДТП) с тяжёлыми последствиями для людей.

    Дорожно- транспортное происшествие (ДТП)- событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.

    Первое в истории, зарегистрированное ДТП, произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: электромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвелина Томоса, который отделался переломом ноги.

    Первое ДТП связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899году.

    В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от ДТП во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и 10 млн. получают телесные повреждения.

    По данным МЧС России в стране наметилась тенденция увеличения общего количества ДТП, в 2013году составила 486 378.

    За этот период в Российской Федерации произошло 8787 ДТП с участием детей, 332 ребёнка погибли, а 9 135 детей получили ранения.

    За 7 месяцев 2013году на территории Саратовской области зарегистрировано129 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 6 детей погибли, 134 получили травмы различной степени тяжести, из них 18 пассажиров и 3 водителя мотоциклов и скутеров.

    2.4. Результаты статистики.

    Основной причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств (мокингов, мопедов и велосипедов) и пешеходами.

    Другой причиной является быстрый рост численности мокингов, мопедов и велосипедов в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителя так и для пешехода, которые оказались к этому плохо подготовлены.

    Третьей причиной является без ответственность, особой категории водителей транспортных средств- велосипедистов.

    2.5. Результаты анкетирования

    Я провел опрос и выявил:

    1) из 118 учеников 1-8 классов, в анкетировании участвовало 104 ученика: из них имеют велосипеды: – 92.

    Из этих велосипедов мужских – 25, подростковых – 67.

    2) из 15 детей детского сада имеют велосипеды:- трехколесных велосипедов – 13.

    3) никто из родителей не провёл беседу по правилам безопасного поведения на улице с интенсивным движением;

    4) из анкеты видно, что почти 30% детей ездиют на велосипедах не соответствующих их росту, т.е. купленных на вырост, что тоже отрицательно сказывается на безопасности движения.

    2.6. Результаты наблюдения.

    1. Дети, зачастую и взрослые ездят по улицам посёлка на неисправных велосипедах с нарушением правил дорожного движения.

    2. Не все дети имеют подростковые велосипеды (и это же видно из результатов анкетирования).

    3. Ни кто не знает и не умеет подгонять велосипед по росту. В некоторых случаях родители просто на глаз поднимают сидения велосипеда.

    4. Никто не знает, как сделать седло и руль удобным для езды.

    5. У всех водителей велосипеда отсутствуют шлемы.

    2.7. Выводы.1. Дети, как водители транспортного средства, являются основными нарушителями правил дорожного движения:

    А) не знание и не соблюдение ПДД: (движение навстречу движущемуся транспорту, поворот налево и разворот, движение по всей ширине дороги-несколькими велосипедистами, не уступают дорогу движущемуся по главной дороге транспортному средству, перевозят пассажиров на раме или багажнике велосипеда, перевозят не габаритные грузы т.д. и т.п.

    Б) родители прежде, чем купить и посадить ребёнка за руль велосипеда не инструктирует;

    В) необдуманные поступки и баловство (акробатические номера при езде на велосипеде по улицам посёлка).

    Г) неисправность велосипеда (неисправность тормозов, не все отражатели: особенно отсутствуют отражатели спереди-белый и сзади-красный)

    2.8. Продукт проекта:

    1. провёл и выпустил памятку с целью популяризации безопасной езды на велосипеде – ознакомить на линейке учащихся типичными нарушениями ПДД и провести инструктаж по правилам безопасной езды на велосипеде:

    1. Правила безопасной езды на велосипеде;

    2. Рекомендации велосипедистам.

    3. Буклеты.

    4. Памятки.

    2. Ознакомил на линейке учащихся школы с типичными нарушениями ПДД и провел инструктаж по правилам безопасной езды на велосипедах по улицам нашего посёлка с целью популяризации безопасной езды на велосипедах.

    Содержание памятки:

    Правила безопасности

    Кататься на велосипеде – огромное удовольствие, но это занятие может оказаться и опасным, особенно на автомобильных дорогах. Соблюдай правила безопасности, и все будет хорошо.

    - Выучи дорожные знаки, транспортные сигналы и всегда им подчиняйся, т.е. велосипедист обязан прекрасно знать дорожные знаки и правила дорожного движения, подчинятся им.;

    - Понаблюдай, как ведут себя водители других транспортных средств, и научись правильно подавать сигналы;

    - Надевай яркую одежду, чтобы тебя днем и ночью хорошо было видно.

    - Надевай велосипедный шлем;

    - Убедись, что спереди и сзади у твоей машины хорошие светоотражатели и огни. Всегда ими пользуйся в темное время суток.

    - По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить с 14 лет;

    - Перед поездкой на велосипеде сообщи взрослым о своем маршруте.

    Водителям велосипеда запрещается:

    - Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.

    - Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.

    - Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.

    - Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.

    - Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.

    - Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в одном направлении.

    - Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.

    - Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар-дорога для пешехода).

    Основные обязанности велосипедиста:

    - На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.

    - Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющем более одной полосы для движения в данном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила для пешехода.

    - При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой.

    - На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

    Рекомендации велосипедистам:

    Независимо от типа велосипеда, он должен быть подходящего для тебя размера. Подели свой рост на три – получишь идеальный размер велосипедной рамы от рычага педали до основания седла. Высоту сидения регулируют с таким расчётом, когда ты сидишь на сиденье велосипеда, то кончики пальцев обеих ног должны доставать до земли.

    Руль должен быть на одном уровне с сиденьем и хорошо закреплён т.е. не крутиться и не опускаться.

    Научись ухаживать за велосипедом и содержать его в исправном состоянии. Для такой работы требуется специальные инструменты: гаечные ключи, отвертки, рычаги для демонтажа шины, ремонтный набор для камеры и насос. Чтобы выполнить более серьезный ремонт, могут потребоваться и другие инструменты. Но не пытайся исправить то, в чем не разбираешься, — неправильные действия могут привести к аварии.

    Основные требования к техническому состоянию велосипеда:

  • Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок и руль).
  • При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или светоотражателем красного цвета, с боковых сторон светоотражателями оранжевого или красного цвета.
  • Велосипед – не только прекрасное средство для отдыха, развлечений и занятий спортом, но и удобный способ передвижения. У него много преимуществ перед другими видами транспорта. Он дешев, не теряешь драгоценное время в городских пробках и в поисках места для парковки, дает хорошую физическую нагрузку, не загрязняет природу и позволяет любоваться ее прелестями. Кроме того, велосипед дает ощущение собственной независимости. Но должны помнить, что управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом –не моложе 16 лет.

    Кататься на велосипеде – это огромное удовольствие, но при этом нужно строго соблюдать правила безопасности.

  • Рефлексивная деятельность.
  • Получил определённые навыки работы над проектом, научился самостоятельно добывать нужные знания, получил удовлетворение от сделанной работы и от результатов своей проектной деятельности, т.е. от продукта — правила безопасной езды на велосипеде, рекомендации велосипедистам, памятки и буклеты с целью популяризации безопасной езды на велосипеде по улицам посёлка. Пополнил свои знания в области использования ИКТ и Интернет ресурсов. Так же я понял, что проектная деятельность состоит и в формировании умения эффектно представлять свою работу.

    4. Список использованной литературы

    1. Роджер Кут. Книжка для мальчишек.- М.: Махаон, 1994. – 256 С.: ил.

    2. Саманта Армстрон, Эйми Блит. Юному эрудиту обо всем: энциклопедия для детей. — Москва: Махаон, 2004 . – 112 С.: ил.

    3. Cосновский И.Ю. Энциклопедический словарь юного спортсмена. – м: педагогика, 1980 – 478 С.: ил.

    4. Филипп Брукс, Сара Рид, Барбара Тейлор. Новая книга знаний: в вопросах и ответах.-М.:Махаон,2007.- 160 С.: ил.

    5. Энциклопедический словарь юного техника/ Б.В.Зубкова, С.В.Чумаков. – М.: Педагогика,1980. – 512 С.: ил.

    6. Основы безопасности жизнедеятельности. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. –М.:Просвещение, 2008.-224с.

    Интернет- ресурсы

    7. http://www.priroda.su/item/1053

    8. http://pddmaster.ru/pdd/pdd-dlya-velosipedistov.html

    9. http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library…

    10. http://www.myshared.ru/slide/213801/ -презентация

    Файлы: 6 кл. Материалы к зачету по ОБЖ.doc
    Размер файла: 87552 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология