Автор конспекта:
Автор(ы): — Бойко Елена Юльяновна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №3″ г.Нефтеюганск, учитель географии

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Культурология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: — Спланирована работа по изучению самых выдающихся по значимости культурных и природных достопримечательностей планеты.

Программа

Элективного курса « География Всемирного наследия»

Пояснительная записка

В последние годы в географическом образовании большое внимание уделяется гуманитаризации, т.е. осуществления повышенного интереса к духовной и материальной культуре человечества, к человеческим ценностям, к очеловеченной картине мира. Из гуманитаризации образования непосредственно вытекает широкий культурологический подход к нему. Он предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными компетенциями современного человека. элементами политической, экономической, экологической, правовой, художественно-эстетической культуры.

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечательности, которые необходимо сохранять оберегать в течение неограниченно длительного времени. Это, естественно, предполагает их изучение, познание и использование. Знакомство с объектами Всемирного наследия играет огромную роль в расширении кругозора, в формировании личности, владеющей элементами политической, экономической, экологической, правовой, художественно-эстетической культуры, в усвоении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности. Изучение учащимися культурного и природного Всемирного наследия позволит усилить их познавательные интересы к знаниям вообще и к геоисторическим к частности. Курс предполагает создание условий для формирования компетенций ученика средней школы: информационно – коммуникативной, познавательной, рефлексивной и углубление содержания основного курса географии в 10 классе «Социальная и экономическая география мира».

Курс рассчитан на изучение по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Программа элективного курса «География Всемирного наследия» построена на основе

программы кандидата педагогических наук, доцента Курганского государственного университета Шатных А.В.

Цель курса: развитие познавательных интересов посредством ознакомления со Всемирным природным и культурным наследием мира, его регионов и крупнейших стран; формирование географической культуры обучающихся.

Основные задачи курса:

1.Формирование знаний о Всемирном наследии, географических особенностях размещениях объектов Всемирного культурного и природного наследия по регионам и станам мира.

2.Показать учащимся многообразие культурных направлений в развитии человечества в различные исторические эпохи, в различных природных, социально-экономических условиях.

3.Способствовать формированию у учащихся убеждённости в необходимости изучать культуру различных стран и народов и на этой основе воспитывать чувства уважения к ним.

4.Показать главные черты объектов Всемирного населения родной страны.

5.Формировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения природного и культурного наследия и правил цивилизационного общения и общежития.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие «культура»;

- понятие «культурное и природное наследие;

-понятие «природное наследие»;

-понятие «геокультурный регион»;

- основные положения «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия»

- виды охраняемых природных территорий: национальные парки, природные заповедники, уникальные ландшафты;

-классификацию объектов Всемирного культурного наследия;

-географию природного наследия

-географию культурного наследия.

В результате выполнения данной программы развивается:

информационно – коммуникативная компетенция. Обучающиеся должны уметь:

-называть и показывать объекты, упоминающиеся в программе;

- описывать географию природного наследия и культурного наследия;

- извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма)

-самостоятельно составлять и оформлять картосхемы, диаграммы, таблицы;

Познавательная компетенция:

- исследовать несложные реальные связи в зависимости; определять характеристики изучаемых объектов (объектов природного и культурного наследия);

-участвовать в проектной деятельности по разработке туристического маршрута; оформлению рекламного плаката о туристическом маршруте; по разработке проект-предложения о включении в список других объектов;

Рефлексивная компетенция:

- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

- определение собственного отношение к явлениям современной жизни;

- участие в коллективной деятельности.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

· междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения (с историей и литературой)

· интерактивность (работа в малых группах, деловые игры)

· коллективные способы обучения;

· индивидуализация и дифференциация обучения.

.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения, изученные на лекциях и семинарах, сопровождаются выполнением практических работ. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу, где каждый ученик может выполнить задание самостоятельно и принять участие в работе группы. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему для оценивания в объеме курса. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Тематическое планирование

элективного курса «География Всемирного культурного наследия»

№ п./п.

Наименование тем

Количество часов

Формы работы

Практические работы

Контроль

1

Введение.

1 Задачи курса, его структура и источники информации.

1

Лекция

2

Тема 1. Система Всемирного наследия.

2 Сущность и виды наследия.

1

Практикум

№1

3

Тема 2. Всемирное природное наследие.

3 Виды охраняемых природных территорий планеты

1

Практикум

№2

4

Тема 3. География Всемирного природного наследия.

4-5 Характеристика объектов природного наследия Европы

6-7 Характеристика объектов природного наследия Азии.

8 Объекты природного наследия Австралии

9-10 Национальные парки Африки.

11-12 Объекты природного наследия Америки

9

Практикум

Практикум

Семинар

Семинар

Семинар

№3

№4


5

Тема 4. Всемирное природное наследие России

13 Разнообразие и мировое значение природы России.

14-15Характеристики объектов Всемирного природного наследия России

3

Лекция

Семинар

Реферат

6

Тема 5. Всемирное культурное наследие.

16 Классификация объектов Всемирного культурного наследия.

17 Особое место городов в системе Всемирного культурного наследия.

18 Архитектурные объекты церковного и гражданского назначения.

19 Уникальные памятники инженерного искусства.

20 Памятники дворцово-садово-парковой архитектуры.

5

Лекция

Практикум

Семинар

Семинар

Практикум

№5

№6

7

Тема 6. Геокультурные, цивилизационные регионы мира.

21 Состав регионов мира. Основные исторические этапы в формировании и развитии отдельных геоисторических регионов мира.

1

Практикум

№7

8

Тема 7. География Всемирного культурного наследия.

22-23. Характеристика объектов культурного наследия Европы

24-25 Характеристика объектов культурного наследия Азии.

26-27 Объекты культурного наследия Африки.

28-29 Объекты культурного наследия Америки

8

Практикум

Практикум

Семинар

Практикум

№8,9

№10

№11

Реферат

9

Тема 8. Объекты культурного наследия в России и других странах СНГ.

30-31 География памятников России.

2

Практикум

№12

10

Тема 9. Всемирное культурное наследие и туризм (обобщение знаний)

32-33 Роль объектов в формировании мировых и российских туристических районов.

34 Презентация проектов.

3

Практикум

№13

Проект

Всего

34

13

Содержание курса

Введение

Задачи курса, его структура и источники информации. Связи курса с историей, географией и литературой. Понятие о культуре. Культура материальная и духовная.

Тема 1. Система Всемирного наследия

Сущность и виды наследия. Наследие культурное и природное. Направления деятельности Юнеско. История создания нормативных документов о Всемирном наследии. Цели и принципы создания системы Всемирного наследия. Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия.

Понятие «культурное наследие». Памятники, ансамбли, достопримечательные места, их виды и условия внесения в список всемирного населения.

Понятие «природное наследие». Природные памятники, геологические и физико-географические образования и зоны, природные достопримечательные места. Критерии отнесения объектов к Всемирному природному наследию.

Практическая работа 1. Изучение материалов Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия.

Тема 2. Всемирное природное наследие

Виды охраняемых природных территорий планеты: национальные парки, природные заповедники, уникальные ландшафты и природные объекты, заповедники дикой природы островов.

Практическая работа 2. Составление схемы « Виды охраняемых природных территорий Земли».

Тема 3. География Всемирного природного наследия.

Объекты стран Европы, Азии, Австралии и Океании, Африки, Америки.

Характеристика объектов природного наследия Европы: острова Хендерсон и Гоф Великобритании; национальные парки Хортобадь (Венгрия), Пирин (Болгария), Беловежская Пуща (Польша- Белоруссия), Дурмитор (Югославия), Мессельский карьер ископаемых достопримечательностей (Германия), пещеры Аггелекский Карст и Словацкий Карст (Венгрия и Словакия).

Характеристика объектов природного наследия Азии: национальные парки Индонезии (Уджунг Кулон, Комодо), Индии (Казиранга, Нанда Деви). Долина Джюзхейгоу (Китай), заповедник арабского сернобыка (Оман), морской прак риф Туббатаха (Филиппины).

Объекты природного наследия Австралии: национальный парк Какаду, Большой Барьерный риф, дикая природа Тасмании и др.

Национальные парки Африки: Вирунга, Гарамба (Конго), водопад Виктория, Маунт (Кения), Озеро Малави, Нгоронгоро, Килиманджаро (Танзания).

Объекты природного наследия Америки: Йеллоустоун, Грейт-Смоуки-Маунтинз, Йесемит, Гавайские вулканы (национальные Парки США), Галапагосские острова (Эквадор), Китовый заповедник Эль – Визкаино (Мексика), национальный парк Игуасу (Бразилия).

Практическая работа 3. Составление физико-географической характеристики национального парка.

Практическая работа 4. Оформление контурной карты «Национальные парки мира»

Тема 4. Всемирное природное наследие России

Разнообразие и мировое значение природы России.

Характеристики объектов Всемирного природного наследия России. Девственные леса Коми. Озеро Байкал. Вулканы Камчатки. Проблемы сохранения природных объектов России.

Тема 5. Всемирное культурное наследие

Классификация объектов Всемирного культурного наследия по типам и историческим этапам.

Особое место городов в Системе Всемирного культурного наследия Категории городов, внесённых в Список: города в настоящее время не заселённые (исторические памятники археологии); новые города 20 века; исторические центры городов, представляющие культурно-историческую ценность в качестве архитектурных ансамблей или их сочетаний.

Отдельные уникальные архитектурные объекты церковного и гражданского назначения.

Уникальные памятники инженерного искусства: акведуки, мосты, башни и др.

Древние культовые сооружения; археологические памятники первобытности и Древнего мира.

Памятники дворцово-садово-парковой архитектуры; мемориалы памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих людей или выдающимися событиями. Объекты наследия «со знаком минуса», обнажающие самые теневые стороны человеческой цивилизации.

Практическая работа 5. Оформление картосхемы «Города и центры городов – памятники Всемирного культурного наследия».

Практическая работа 6. Планирование городского экскурсионного маршрута «Объекты Всемирного Культурного наследия Рима (Парижа, Лондона, Пекина и т.п.)».

Тема 6. Геокультурные, цивилизационные региона мира

Понятие «Геокультурный (геоисторический) регион». Геоистарические культурные регионы мира. Состав регионов мира: политическая карта, религии, языковые семьи и группы народов, крупнейшие национальности. Основные исторические этапы в формировании и развитии отдельных геоисторических регионов мира.

Практическая работа 7. Этногеографическая характеристика геокультурного региона.

Тема 7. География Всемирного культурного наследия

Географические особенности размещения объектов культурного наследия. Причины неравномерности размещения объектов Всемирного культурного наследия.

Практическая работа 8. Оформление круговой диаграммы «Географические особенности размещения объектов Всемирного культурного наследия».

Характеристика объектов культурного наследия Европы. География объектов первобытности на территории Западной Европы. (Стоунхендж – «висячие камни»- древняя обсерватория; наскальная живопись пещеры Альтамира и др..) Памятники античности Средиземноморья: памятники Древней Греции (Афинский Акрополь, археологические памятники Олимпии), памятники Древнего Рима. Объекты наследия средневековья в Зарубежной Европе (исторический центр Кордовы, средневековый Париж, Кёльнский собор, «Вестминстер», Лондонский Тауэр, исторические центры Таллина. Риги, Кракова, Праги, Неаполя, Берна, Толедо, Порту). Адреса шедевров эпохи возрождения: Флоренция, Венеция, Ватикан, Париж, Валетта. Памятники нового времени: дворец и парк в Версале, Зальцбург, дворцы и парки Потсдама, Берлина, Эдинбург, Варшава, Вильнюс, Будапешт. Памятники инженерного искусства.

Практическая работа №9 Разработка туристического маршрута "Памятники Всемирного культурного наследия стран Европы» (по выбору)

Характеристика объектов культурного наследия Азии. Южная Азия – рекордсмен по количеству и разнообразию памятников культурного наследия в Азии. Полуостровной Индокитай и островная Азия: храмовые комплексы и исторические города, рисовые терассы в филиппинских Кордильерах. Памятники Китая, Кореи, Японии: черты сходства историко-архитектурной специфики. Мемориал в Хиросиме – горький отголосок новейшего времени. Памятники Передней Азии: старые кварталы Стамбула, Мейдане-Шах – центральная площадь в Исфахане.

Объекты культурного наследия Африки.

Ближний Восток и Северная Африка – перекрёсток культур. Наследство древних цивилизаций: Пальмира, Бусра, Тир, Баальбек, Иерусалим, Карфаген, Мемфис и его некрополи – район пирамид от Гизы до Дахшура, древние Фивы, Абу-менас. Памятники арабо-мусульманской культуры (памятники мусульманского зодчества в Каире, Тунисе, Алжире, Марокко, Сирии, Иордании, на Аравийском полуострове).

Культурное наследие Африки к югу от Сахары.

Практическая работа №10. Оформление картосхем «Памятники арабо-му-сульманской культуры».

Объекты культурного наследия Америки. Памятники аборигенного происхождения на территории США и Канады: «пропасть, где разбиваются бизоны», остров Энтони, древние городища и поселения индейцев. Памятники, связанные с европейской колонизацией. Объекты культурного наследия в латинской Америке: памятники доисторического времени (национальный парк Сера-да-Капивара); наследие доколумбовской эпохи в Мексике и Перу (города Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица, Куско). Отражение послеколумбовской эпохи в объектах Всемирного наследия (колониальный город Санто-Доминго, старая Гавана, исторический центр Мехико, Панамы, Лимы, Сукре, Сальвадора, города Кито, Куско, Потоси). Город Бразилиа-единственный памятник новейшего времени.

Практическая работа №11. Сочинение «мои представления о жизни людей в древнем городе индейцев»

Тема 8. Объекты культурного наследия в России и других странах СНГ.

География памятников России:Москва, Коломенское, Владимиро-Суздальская земля, Сергиев посад, Великий Новгород, Санкт-Петербург и его ансамбли, Соловки, Кижи.

Памятники Украины (Собор Святой Софии и Киево-Печерская лавра, исторический центр Львова). Памятники Закавказья( верхняя Сванетия, музей-заповедник Мцхета, соборы и монастыри Грузии, Армении). Города-музеи Средней Азии: Хива, Бухара, Мерв.

Практическая работа №12. Защита проекта-предложения о включении в Список Всемирного культурного наследия других объектов России и стран СНГ.

Тема 9. Всемирное культурное наследие и туризм (обобщение знаний)

Основные объекты Всемирного наследия, имеющие значение для международного и внутреннего туризма. Роль объектов в формировании мировых и российских туристических районов. Примеры туристических маршрутов с активным включением памятников Всемирного наследия. Перспективы развития туризма и проблемы охраны объектов всемирного наследия.

Практическая работа №13 Оформление рекламного плаката о туристическом маршруте, включающем посещение объектов Всемирного наследия.

Литература:

1. Атлас чудес света. М., 1985

2. Борисов В.А. и др.Охраняемые природные территории мира. М.,1985

3. Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия. (Международные нормативные акты ЮНЕСКО). М., 1993.

4. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие.-М.,2000.

5. Серия «Страны и народы мира»

6. Планета чудес и загадок. Большое путешествие по самым удивительным местам Земли.- М.,1997.

Файлы: 755898.mp3
Размер файла: 4678512 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология