Автор конспекта:
Автор(ы): — Шишенко Фаина Васильевна

Место работы, должность: — Средняя общеобразовательная школа №1,г.Мирный, учитель физики

Регион: — Республика Саха — Якутия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебная программа

Краткое описание ресурса: — Программа рассчитана на учащихся 9 классов. Программа курса содержит новые, современные методы программирования и решения задач, применяемых в технике, вызывает у учащихся познавательный интерес, способствует творческому и интеллектуальному развитию, путем составления, программирования и решения задач. Курс рассчитан на 10 часов в год.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

«РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ПОМОЩИ

ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ»

Составитель:

Шишенко Ф.В.

учитель физики

СОШ №1 г. Мирного

г. Мирный 2005 г.

Содержание

1. Предисловие…………………………………………………………………3 стр.

2. Введение…………………………………………………………………….4 стр.

3. Тематика курса……………………………………………………………..5 стр.

4. Содержание курса………………………………………………………6-7 стр.

5. Самостоятельная работа школьников…………………………………….7 стр.

6. Заключение…………………………………………………………………8 стр.

7. Литература………………………………………………………………….8 стр.

8. Примеры решения задач………………………………………………….8-9 стр.

Предисловие

В системе естественных наук физика занимает центральное место, так как является базисом развития и использования техники в жизни. Использование компьютерной техники в решении задач значительно облегчает интеллектуальный труд любого человека от школьника, студента, инженера до ученого.

Применение компьютерной техники для решения физических задач во время всеобщей компьютеризации общества развивает интерес учащихся, как к предмету физики, так и к компьютерной технике.

Главная цель

Сформировать научный и практический интерес к использованию компьютерной техники для решения технических задач, а также получения полезных технических знаний с помощью информационных программ.

Основные задачи курса:

  • Сориентировать учащихся в мире профессий на данном этапе развития общества.

  • Сформировать у учащихся познавательный интерес к технике.

  • Сформировать практический интерес к компьютерной технике

  • Научить способам решения основных типов задач с помощью электронных таблиц с целью формирования интереса учащихся к их будущей профессии.

  • С уважением учитель физики

    Шишенко Ф. В.

    Введение

    В наш мир все больше и больше проникает техника и, если ранее техника использовалась для облегчения физического труда человека, то в современном мире технические системы полностью проникли в интеллектуальный мир человека. Они в сотни раз повышают производительность интеллектуального труда, без них сейчас не обойтись в любой профессии. В любом объявлении о приеме на работу мы читаем:

    «…со знанием той или иной компьютерной системы…».

    Стремительно развивающийся экономический и технический прогресс обязывает обучить учащихся не только получать и записывать информацию, используя компьютерные системы, но и использовать их для решения практических задач.

    Программа рассчитана на учащихся 9 классов. Программа курса содержит новые, современные методы программирования и решения задач, применяемых в технике, вызывает у учащихся познавательный интерес, способствует творческому и интеллектуальному развитию, путем составления, программирования и решения задач.

    Курс рассчитан на 10 часов в год.

    Тематика курса

    /п.

    Тема

    Количество часов.

    Л

    П

    С

    Итого

    1

    Методы решения задач

    1

    1

    2

    Табличный процессор Excel

    1

    1

    3

    Способ заполнения таблиц

    1

    1

    4

    Введение физических формул в таблицы

    1

    1

    5

    Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение», составление графиков к ним с помощью Excel и транспортная служба

    1

    1

    6

    Решение задач по теме «Равномерное движение и составление графиков к ним»

    1

    1

    7

    Решение задач по теме «Работа и мощность». Применение в профессии

    1

    1

    8

    Решение задач по теме «Расход количества топлива в двигателях при выполнении работы»

    1

    1

    9

    Решение задач на составление и чтение графиков

    1

    1

    10

    Подведение итогов и систематизация знаний по курсу. Составление задач на тему «Я и моя будущая профессия»

    1

    1

    Содержание курса

    1. Методы решения задач

    а) аналитический (пример)

    б) графический (пример)

    в) табличный (пример)

    г) метод электронных таблиц

    2. Табличный процессор Excel

    а) принцип устройства табличного процессора Excel

    б) его характеристики

    в) возможности процессора Excel

    3. Способ заполнения таблиц

    а) знакомство со структурой электронных таблиц

    б) знакомство со знаками математических действий в таблицах

    4. Введение физических формул в таблицы

    а) ввод условия задач в таблицу

    б) перевод величин в систему СИ

    в) ввод основных формул

    г) перевод физических формул на язык компьютера

    д) получение ответа

    5. Решение задач «Прямолинейное равномерное движение». Составление графиков к ним.

    а) профессии, в которых используется задачи на движение(название профессий, примеры практических задач)

    б) задач на расчет пути, времени и скорости движения

    в) задачи на построение графиков движения и скорости

    6. Решение задач по теме «Равнопеременное движение и составление графиков к ним ».

    а) значение равномерного движения в нашей жизни

    б) решение задач на расчет ускорения, перемещения, скорости и времени движения

    в) решение задач на построения графиков скорости и движения

    г) работа по графикам

    7. Решение задач по теме «Работа и мощность».

    а) примеры профессий в которых используется задачи данной темы

    б) решение задач на вычисление

    в) решение задач на нахождение мощности двигателя

    г) решение задач на вычисление КПД двигателя

    8. Решение задач по теме «Расход количества топлива в двигателях при выполнение работы»

    а) значение топлива в транспорте и производстве

    б) вычисление количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива

    в) связь работы с количеством сгораемого топлива

    9. Решение задач на составление и чтение графиков

    а) построение графиков различных физических зависимостей

    б) возможности графиков и их чтения

    10. Подведение итогов и систематизация знаний по курсу. Составление задач на тему «Я и моя будущая профессия».

    Физические задачи:

    а) в транспорте

    б) в энергетике

    в) в теплоснабжении

    г) в экономике

    Самостоятельная работа школьников

    Самостоятельная работа школьников включает следующее составление и решение физических задач имеющих практический характер по выбранной школьниками профессии. Общий объем трудоемкости самостоятельной работы составляет 10 часов. Именно самостоятельной работе отводится главное значение подготовки учащихся к студенческой жизни.

    Самостоятельная работа примерный перечень:

    п\п.

    Наименование вида самостоятельной работы

    Количество часов

    1

    Подготовка к семинару по теме: «Я и моя будущая профессия». Составление и решение задач по данной теме.

    10

    Форма контроля.

    Участие каждого из учащихся в семинаре по составлению и решению задач по теме «Я и моя будущая профессия»:

    1. На вычисление КПД двигателя и затрат горючего

    2. На тему: «Использование электроэнергии»

    3. На использование теплоты

    4. На построение графика движения и скорости.

    Требования к уровню подготовки учащихся:

    1. Знать, как устроены таблицы Excel

    2. Уметь заполнять электронные таблицы

    3. Уметь переводить величины с систему Си с помощью компьютера

    4. Уметь составить формулу для компьютера при решении любой физической задачи и получить правильный ответ

    5. Уметь решать задачи на построение графиков.

    Заключение

    Представленный курс ориентирован на дидактические эвристические и программатическое развитие школьника с целью его выбора своей профессии.

    Знания получаемые учащимися в ходе обучения обязаны иметь прежде всего системный характер и взаимодействовать со всеми дисциплинами стандарта 9-х классов.

    Литература:

  • Лукашик В.И. Физическая Олимпиада.

  • Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов.

  • Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.

  • Касьянов В.А. Физика 11 класс.

  • Пинский А.А. Физика и астрономия 9 класс.

  • Семакин И.Г. Информатика.

  • Хеннер Е.К. Задачник практикум.

  • Примеры задач с их решениями, используемые на занятиях:

    Определите время в течении которого можно нагреть 2 кг воды на электроплитке мощностью 1250 Вт от температуры 20° до температуры кипения 100°С

    Необходимо решать задачи подобного вида электрику, инженеру, инженеру сетей теплоснабжения, экономисту, бухгалтеру, программисту.

    A

    B

    C

    D

    E

    1. обозначения

    2. m

    3. C

    4. t1°

    5. t2°

    6. P

    значения

    2

    4200

    20

    100

    1250

    един. измер.

    Кг

    Дж/кг°С

    °C

    °C

    Вт

    Формулы

    A=Pt

    A=Q

    Pt=mc(t2°- t1°)

    t= mc(t2°- t1°)/P

    Формула

    =B2*B3*(B5-B4)/B6

    537.7

    Найти массу бензина, необходимо для заправки автомобиля «Волга» на 1 час его работы N=70кВт=70000Вт Q=4,6*107Дж/кг=46000000Дж/кг

    Данные задачи необходимы в любой транспортной схеме для любых профессий шофера, летчика, автомеханика, инженера, экономиста и бухгалтера и в других профессиях.

    Таблица в компьютере

    A

    B

    C

    D

    E

    1. обозначения

    2. N

    3. t

    4. q

    Значения

    70000

    3600

    46000000

    Един. измер.

    Вт

    С

    Дж/кг

    Формулы

    A=Nt

    Q=mg

    A=Q

    Nt=mq

    M=Nt/q

    Формулы

    =B2*B3/B4

    5.49кг

    Движение тела задано уравнением X=5+3t+2t2. Построить его график.

    Подобные задачи приходится решать всем транспортным службам профессий диспетчера, инженера, экономиста, службам космонавтики, астрономам.

    A

    B

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    Шаг табуляции

    Аргумент t

    0

    A3+$B$1

    A4+$B$1

    A5+$B$1

    A6+$B$1

    A7+$B$1

    0.2

    Функция F(t)

    =A3+5+A3*A3^2*2

    =A4+5+A4*A4^2*2

    =A5+5+A5*A5^2*2

    =A6+5+A6*A6^2*2

    =A7+5+A7*A7^2*2

    =A8+5+A8*A8^2*2

    Файлы: программа Шишенко Ф.В..doc
    Размер файла: 105472 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология