Автор конспекта:
Автор(ы): — Илларионова Н.М.
Место работы, должность: — МАОУ СОШ п. Волгино, учитель информатики
Регион: — Новгородская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — учебная программа
Краткое описание ресурса: — программа кружка по информатике для учащихся начальной школы
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Волгино
Утверждено
педагогическим советом
МОУ СОШ п. Волгино
от 28 августа 2009 года
протокол №1
Директор МОУ СОШ п. Волгино
______________ Т.В.Павлова
«Основы компьютерной грамотности»
(для учащихся 1 -4 классов)
Объем программы – 72 часа
Составила: Илларионова Наталья
Михайловна, учитель информатики
2009 год
Пояснительная записка.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
В рамках дополнительного образования имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика».
Программа для учащихся I- IV классов рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю). Основная цель программы :
• дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального
мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в
научных исследованиях;
• сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством
решения практических задач;
• подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях
технологически развитого общества;
• создание условий для внедрения новых информационных технологий в
учебно-воспитательный процесс школы.
• реализовать в наиболее полной мере возрастающий интерес учащихся к
углубленному изучению программирования через совершенствование их
алгоритмического и логического мышления;
• освоить работу в основных офисных пакетах и базовых программах М8
Задачи.
• формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе,
технике, обществе;
• формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники
в развитии общества и в изменении характера труда человека;
• формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах
передачи информации;
• формирование знаний об основных этапах информационной технологии
решения задач в широком смысле;
• формирование умений моделирования и применения его в разных
предметных областях;
• формирование умений и навыков самостоятельного использования
компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или практических заданий. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований техники безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.
Программа предусматривает получение учащимися теоретических знаний и практического навыка работы на компьютере.
В основе программы используется такой тип воспитательной системы, как индивидуально — личностной ориентации учащихся. Видом воспитательной системы является развитие индивидуальности и самореализация при создании информационных ресурсов.
Организационные условия реализации программы.
Программа рассчитана на детей 1-4 классов, обладающих характерным для данного возраста уровнем развития. Срок реализации программы — 1 год. Программа построена на принципах:
• Доступности ~ при изложении материала учитываются возрастные
особенности детей, один и тот же материал по- разному преподаётся, в
зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал
располагается от простого к сложному. При необходимости допускается
повторение части материала через некоторое время.
• Наглядности — человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее
информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как
наглядные материалы, так и обучающие программы.
• Сознательности и активности — для активизации деятельности детей
используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы,
совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного
творчества.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Правила техники безопасности.
1
1
1.
Освоение системной среды Windows
1.1Прогулки по столу. Представление о файле и папке.
1
0,5
0,5
1.2 Настройка рабочего стола: фон.
1
1
1.3 Мышь. Пиктограммы. Проводник.
1
0,5
0,5
1.4 Графика. Приложение и документ.
1
0,5
0,5
1.5 Клавиатура. Работа на клавиатуре. Организация обмена данными.
1
0,5
0,5
1.6 Работа на клавиатуре. Антивирусная защита дисков.
1
0,5
0,5
7
3,5
3,5
2.
Графические возможности компьютера.
Простая «рисовалка» Paint. Чем рисуют в Paint
1
0,5
0,5
Чертежные инструменты.
1
0,5
0,5
Текст на рисунке, операции редактирования.
1
0,5
0,5
Практическое занятие. Освоение работы в Paint.
2
0,5
1,5
5
2
3
3.
Текстовый процессор Мicrosoft Word
3.1 Новый документ. Набор текста. Компьютерный тренажер в режиме ввода слов.
2
1
1
3.2 Перемещение по тексту. Компьютерный тренажер в режиме ввода слов.
1
0,5
0,5
3.3 Выделение фрагментов. Правка.
1
0,5
0,5
3.4. Использование шрифтов.
1
0,5
0,5
3.5. Оформление абзаца. Работа с блоками.
1
0,5
0,5
3.6. Что такое файл. Типы файлов. Компьютерный тренажер в режиме ввода предложений.
1
0,5
0,5
3.7. Сохранение файлов. Компьютерный тренажер в режиме ввода предложений.
1
0,5
0,5
3.8. Форматы файлов. Загрузка файлов с диска. Компьютерный тренажер в режиме ввода предложений.
1
0,5
0,5
3.9. Практическое занятие. Создание. Сохранение, удаление файла. Загрузка файла с диска.
1
1
3.10. Проверка орфографии. Номера страниц.
2
0,5
1,5
3.11. Параметры страницы. Печать. Компьютерный тренажер в режиме ввода предложений
2
0,5
1,5
3.12. Подготовка документов к печати.
2
0,5
1,5
3.13. Создание пустой таблицы.
1
0,5
0,5
3.15. Выделение фрагментов.
1
0,5
0,5
3.16. Изменение ширины и высоты.
1
0,5
0,5
3.17. Операции редактирования и оформления.
2
1
1
3.18. Создание, редактирование и оформление таблицы.
2
0,5
1,5
23
9
14
4
Электронные таблицы Excel
4.1. Перемещение по таблице
1
0,5
0,5
4.2. Заполнение таблицы
1
0,5
0,5
4.3. Страницы и книги. Переименование.
1
0,5
0,5
4.4. Использование формул
2
1
1
4.5. Построение диаграмм
4
1
3
4.6. Редактирование диаграмм
1
0,5
0.5
4.7. Решение задач с применением функций
5
2
3
4.8. Работа с дисками
2
1
1
17
7
10
5
Составление презентаций в Microsoft PowerPoint.
5.1. Назначение программы PowerPoint. Компьютерные презентации
1
0,5
0,5
5.2. Дизайн презентации и макеты слайдов.
1
0,5
0,5
5.3. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок.
1
0,5
0,5
5.4. Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами.
2
0,5
1,5
5
2
3
6
Алгоритмы.
6.1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
1
0,5
0,5
6.2 Представление алгоритмов.
1
0,5
0,5
6.3 Виды структур алгоритмов.
1
0,5
0,5
6.4 Графические возможности языка программирования QBasic.
7
2
5
10
3,5
6,5
7
Повторение
Создание текстовых объектов
2
2
Создание словесных моделей
2
2
Резервное время
1
1
5
5
72
28,5
43,5
Содержание программы
1. Освоение системной среды Windows —7 часов.
Представление о файле и папке. Действия над папками и файлами. Работа с дискетой.
Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Запуск приложений. Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными.
Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов. Учащиеся должны знать:
• что такое папка и файл;
• основные действия над папкой и файлом;
• алгоритм работы с дискетой;
• представление о приложении, документе, задаче;
• назначение и структуру графического интерфейса;
• назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления
• технологию обмена данными ОLЕ и через буфер обмена;
• назначение антивирусных программ;
• назначение архивации файлов и папок.
Учащиеся должны уметь:
• просматривать информацию о параметрах папки и файла;
• выполнять разными способами стандартные действия с папками и
файлами;
• работать в программе Проводник;
• выполнять стандартные действия с окнами;
• изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
• осуществлять запуск приложений и открытие документов и
переключаться между задачами;
• работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad, Раint;
• создавать составной документ, используя различные технологии
обмена данными;
• производить проверку файлов на наличие вируса;
• производить архивацию и разархивацию файлов и папок.
2. Графические возможности компьютера — 5 часов.
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые
действия с объектами. Инструменты графического редактора. Создание растровой и векторной графики.
Учащиеся должны знать:
• Возможности графического редактора;
• особенности растровой и векторной графики;
• основные графические объекты-примитивы, использующиеся для
создания рисунков;
• технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
• создавать и редактировать любой графический объект;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом..
3. Текстовый процессор Мicrosoft Word. — 23 час.
Текстовый процессор Мicrosoft Word: назначение и основные функции. Этапы подготовки документа на компьютере.
Учащиеся должны знать:
• назначение и основные функции текстового процессора Мicrosoft Word;
• основные этапы подготовки документа;
• способы «перемещения» по большому текстовому документу;
• правила набора текста.
Учащиеся должны уметь:
• Загрузить текстовый процессор;
• управлять документами (создавать, сохранять, открывать,
закрывать и сливать документы);
• набирать документы;
• использовать различные шрифты и устанавливать для них
параметры;
• работать с блоками (выделять, копировать, перемещать, удалять);
• форматировать абзацы;
• создавать таблицы и списки и оформлять их;
• вставлять объекты в документ с помощью буфера обмена;
• готовить документы к печати и печатать документы.
4. Электронные таблицы Excel — 17 часов.
Электронные таблицы Excel: назначение и основные функции. Этапы подготовки документа на компьютере.
Учащиеся должны знать:
• назначение и основные функции электронной таблицы;
• Основные этапы подготовки документа;
• Правила заполнения документа.
Учащиеся должны уметь:
• Загрузить документ;
• Управлять документом (создать, сохранить, открыть, закрыть, переименовать);
• Заполнять таблицу;
• Оформлять таблицу;
• Использовать формулы;
• Строить диаграммы (графики, круговые диаграммы, гистограммы)
• Готовить документ к печати и печатать документ..
5. Составление презентаций в Microsoft PowerPoint; — 5 часов.
Назначение программы PowerPoint. Основные объекты. Анимация. Переход
слайдов. Создание кнопок. Гиперссылки.
Учащиеся должны знать:
• назначение программы PowerPoint;
• технологию работы с программой PowerPoint;
• понятие гиперссылки.
Учащиеся должны уметь:
• создавать слайды;
• объекты на слайдах;
• анимацию на объекты и слайды
• кнопки;
• гиперссылки.
6. Алгоритмы — 10 часов.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Графические возможности языка программирования QBasic.
Учащиеся должны знать:
• назначение алгоритма и его определение;
• типовые конструкции алгоритма;
• представление алгоритма в виде блок-схемы;
• операторы языка программирования QBasic.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
• составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде
блок-схем;
• создавать графические объекты в среде QBasic.
Учебно-методический комплекс, дидактическое обеспечение, информационно-техническое и материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы имеется компьютерный класс, необходимое программное обеспечение. Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал, наработанный в области информационных технологий, дополнительная литература, обучающие мультимедийные программы.
Методические условия реализации программы
Технологии и формы обучения и воспитания
• теоретические занятия;
• практические занятия;
• свободное творчество.
Формы и методы отслеживания промежуточного результата:
• зачетные занятия;
• контрольные работы,
• тестирование.
При проведении занятий используются три формы работы:
• демонстрационная, когда ученики слушают объяснения учителя и
наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров
на ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда ученики синхронно работают под управлением
учителя;
• самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в
течение части занятия или нескольких занятий.
Файлы: site.rar
Размер файла: 322746 байт.