Автор конспекта:
Автор(ы): — Дмитриев Виктор Николаевич
Место работы, должность: — преподаватель истории, Петушинский промышленно-строительный техникум. г. Петушки
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Уровень образования: — среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Изучение нового материала и первичное закрепление его в ходе работы студентов с презентацией и самостоятельной работы с раздаточным матералом в конце урока.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
О.Н. Журавлева; Т.И. Пашкова; Д.В.Кузин. "История России" с древнейших времен до середины 19 века. М. 2011г.
Используемое оборудование: —
компьютер, медиапроектор, видеоплеер, электронные книги.
Используемые ЦОР: —
учебная презентация
Краткое описание: — Урок проводится на 1 курсе техникума или в 10 классе школы. Особенность урока состоит в изучении нового материала при помощи презентации. Презентация используется в качестве видеоряда объясняемого материала и для самостоятельной работы студентов.
Урок истории
" ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН".
Задачи для учителя:
помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён;
развивать у учащихся познавательный интерес к предмету “история России” и использовать ранее приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а также сопоставлять их с новым материалом через создание системы опережающих групповых заданий по выбору учащихся;
развивать аналитическое мышление учащихся посредством анализа текста хрестоматии, учебника по известному алгоритму, составления и заполнения таблицы;
развивать у учащихся умения и навыки работы с исторической картой;
содействовать воспитанию у учащихся следующих нравственных качеств: толерантность, уважение, беспристрастность.
Задачи для учащихся:
Знать историю и особенности жизни народов и государств, соседствующих со славянами;
Охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами;
Уметь показать на исторической карте территории расселения народов, соседствующих со славянами, границы государств, города;
Использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры и национальной принадлежности.
Тип урока: формирование новых знаний
Основные понятия: арии, славяне, вервь, горница, натуральное хозяйство, подсечное и переложное земледелие, балты, варяги, хазары.
Ход урока
I. Организационный момент: 2 мин.
Учитель приветствует учеников, активизирует внимание, настраивает на урок.
Ученики настраиваются на урок, актуализируют внимание.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами должны исследовать тему происхождения славян, их расселения и разделение на три группы.
Затем мы поговорим об устройстве славянского общества, занятиях и соседях восточных славян.
Для изучения темы мы будем использовать мультимедийные средства и отрывок из научно-популярно-
го сериала.
Для понимания новой темы вспомните то, что вы изучали ранее о происхождении и расселении славян.
Внимательно рассматривайте слайды.
II. Изучение нового материала.
Слайд 1
Учитель просит учеников рассмотреть таблицу на слайде 1 и ответить на вопросы
1) К какой семье народов принадлежат славяне?
2) Кто входит в балто-славянскую группу народов?
Слайд 2
Учитель просит учеников рассмотреть портреты восточных славян и дать их описание.
Ученики описывают внешний облик славян по портретам.
После ответа учеников учитель открывает в слайде текст с описанием внешнего облика
славян
Слайд 3.
Учительпредлагает ученикам рассмотреть карту и ответить на вопросы:
1) Где находится прародина славян?
2) Какие территории заняли славяне в ходе расселения?
После ответа ученики проверяют правильность ответа при помощи текста в слайде.
Слайд 4.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть карту и назвать 13 племенных союзов восточных славян?
Слайд 5
Учитель просит учеников ответить на вопросы:
1) Как управлялась вервь?
2) Кто оборонял вервь?
3) Как распределялась имущество в верви?
Слайд 6
Учитель рассказывает ученикам о жилище славян и объясняет что такое «топить по черному»,
«голбец», «горница».
Слайд 7
Учитель просит учеников рассмотреть иллюстрации на слайде и рассказать чем занимались славяне.
Затем учитель объясняет ученикам что такое «натуральное» хозяйство, «переложное» и «подсечное» земледелие.
Слайд 8
Учитель просит учеников рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос что такое «переволока»
Затем учитель рассказывает ученикам о том, как развивалась торговля у славян.
После рассмотрения карты учитель предлагает одному из учеников показать на карте «Путь из варяг в греки».
Слайд 9
Учитель просит учеников рассмотреть карту и ответить кто был соседями восточных славян на западе, северо-западе и востоке.
Затем учитель объясняет ученикам, что такое ассимиляция.
Ассимиляция — мирное поглощение одного народа другим с потерей поглощаемым народом своего языка, культуры и национального самосознания.
Слайд 10
Учитель рассказывает ученикам об отношениях славян с хазарами и печенегами.
Затем учитель просит учеников ответить на вопрос почему союзы славян и печенегов были недолговечными.
Слайд 11
Учитель рассказывает о том, что в 8 веке на земли словен и кривичей нападают дружины воинственных варягов.
Учитель задает ученикам вопрос: Почему варяги нанимались на военную службу к славянам и даже становились их князьями?
Слайд 12
Учительрассказывает о том, когда начали устанавливаться отношения восточных славян с Византийской империей.
Учитель задает ученикам вопрос. Почему византийский император хотел сделать славян своими союзниками?
Слайд 13 Заключение.
Учитель просит учеников проанализировать изученный материал и сделать вывод по уровню развития восточных славян.
Затем он озвучивает заключение и спрашивает учеников, кто из них согласен или не согласен с ним.
Слайд 14 Основные мысли.
Учитель предлагает ученикам прочитать основные мысли урока и если необходимо записать их.
Слайд 15
Учитель предлагает ученикам посмотреть учебный фильм о славянах.
III. Заключение и закрепление.
Самостоятельная работа.
В заключительной части урока учитель предлагает ученикам ответить на вопросы, используя конспект по теме.
Домашнее задание:
Прочитать 2 параграф учебника О.Н. Журавлева; Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин. «История России» и ответить на вопросы параграфа.
Файлы: 1- ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН.pptx
Размер файла: 6543551 байт.