Автор конспекта:
Автор(ы): — Дмитриев Виктор Николаевич

Место работы, должность: — преподаватель истории, Петушинский промышленно-строительный техникум. г. Петушки

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Изучение нового материала и первичное закрепление его в ходе работы студентов с презентацией и самостоятельной работы с раздаточным матералом в конце урока.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

О.Н. Журавлева; Т.И. Пашкова; Д.В.Кузин. "История России" с древнейших времен до середины 19 века. М. 2011г.

Используемое оборудование: —

компьютер, медиапроектор, видеоплеер, электронные книги.

Используемые ЦОР: —

учебная презентация

Краткое описание: — Урок проводится на 1 курсе техникума или в 10 классе школы. Особенность урока состоит в изучении нового материала при помощи презентации. Презентация используется в качестве видеоряда объясняемого материала и для самостоятельной работы студентов.

Урок истории

" ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН".

Задачи для учителя:

помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён;

развивать у учащихся познавательный интерес к предмету “история России” и использовать ранее приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а также сопоставлять их с новым материалом через создание системы опережающих групповых заданий по выбору учащихся;

развивать аналитическое мышление учащихся посредством анализа текста хрестоматии, учебника по известному алгоритму, составления и заполнения таблицы;

развивать у учащихся умения и навыки работы с исторической картой;

содействовать воспитанию у учащихся следующих нравственных качеств: толерантность, уважение, беспристрастность.

Задачи для учащихся:

Знать историю и особенности жизни народов и государств, соседствующих со славянами;

Охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами;

Уметь показать на исторической карте территории расселения народов, соседствующих со славянами, границы государств, города;

Использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры и национальной принадлежности.

Тип урока: формирование новых знаний

Основные понятия: арии, славяне, вервь, горница, натуральное хозяйство, подсечное и переложное земледелие, балты, варяги, хазары.

Ход урока

I. Организационный момент: 2 мин.

Учитель приветствует учеников, активизирует внимание, настраивает на урок.

Ученики настраиваются на урок, актуализируют внимание.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами должны исследовать тему происхождения славян, их расселения и разделение на три группы.

Затем мы поговорим об устройстве славянского общества, занятиях и соседях восточных славян.

Для изучения темы мы будем использовать мультимедийные средства и отрывок из научно-популярно-

го сериала.

Для понимания новой темы вспомните то, что вы изучали ранее о происхождении и расселении славян.

Внимательно рассматривайте слайды.

II. Изучение нового материала.

Слайд 1

Учитель просит учеников рассмотреть таблицу на слайде 1 и ответить на вопросы

1) К какой семье народов принадлежат славяне?

2) Кто входит в балто-славянскую группу народов?

Слайд 2

Учитель просит учеников рассмотреть портреты восточных славян и дать их описание.

Ученики описывают внешний облик славян по портретам.

После ответа учеников учитель открывает в слайде текст с описанием внешнего облика

славян

Слайд 3.

Учительпредлагает ученикам рассмотреть карту и ответить на вопросы:

1) Где находится прародина славян?

2) Какие территории заняли славяне в ходе расселения?

После ответа ученики проверяют правильность ответа при помощи текста в слайде.

Слайд 4.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть карту и назвать 13 племенных союзов восточных славян?

Слайд 5

Учитель просит учеников ответить на вопросы:

1) Как управлялась вервь?

2) Кто оборонял вервь?

3) Как распределялась имущество в верви?

Слайд 6

Учитель рассказывает ученикам о жилище славян и объясняет что такое «топить по черному»,

«голбец», «горница».

Слайд 7

Учитель просит учеников рассмотреть иллюстрации на слайде и рассказать чем занимались славяне.

Затем учитель объясняет ученикам что такое «натуральное» хозяйство, «переложное» и «подсечное» земледелие.

Слайд 8

Учитель просит учеников рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос что такое «переволока»

Затем учитель рассказывает ученикам о том, как развивалась торговля у славян.

После рассмотрения карты учитель предлагает одному из учеников показать на карте «Путь из варяг в греки».

Слайд 9

Учитель просит учеников рассмотреть карту и ответить кто был соседями восточных славян на западе, северо-западе и востоке.

Затем учитель объясняет ученикам, что такое ассимиляция.

Ассимиляция — мирное поглощение одного народа другим с потерей поглощаемым народом своего языка, культуры и национального самосознания.

Слайд 10

Учитель рассказывает ученикам об отношениях славян с хазарами и печенегами.

Затем учитель просит учеников ответить на вопрос почему союзы славян и печенегов были недолговечными.

Слайд 11

Учитель рассказывает о том, что в 8 веке на земли словен и кривичей нападают дружины воинственных варягов.

Учитель задает ученикам вопрос: Почему варяги нанимались на военную службу к славянам и даже становились их князьями?

Слайд 12

Учительрассказывает о том, когда начали устанавливаться отношения восточных славян с Византийской империей.

Учитель задает ученикам вопрос. Почему византийский император хотел сделать славян своими союзниками?

Слайд 13 Заключение.

Учитель просит учеников проанализировать изученный материал и сделать вывод по уровню развития восточных славян.

Затем он озвучивает заключение и спрашивает учеников, кто из них согласен или не согласен с ним.

Слайд 14 Основные мысли.

Учитель предлагает ученикам прочитать основные мысли урока и если необходимо записать их.

Слайд 15

Учитель предлагает ученикам посмотреть учебный фильм о славянах.

III. Заключение и закрепление.

Самостоятельная работа.

В заключительной части урока учитель предлагает ученикам ответить на вопросы, используя конспект по теме.

Домашнее задание:

Прочитать 2 параграф учебника О.Н. Журавлева; Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин. «История России» и ответить на вопросы параграфа.

Файлы: 1- ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН.pptx
Размер файла: 6543551 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология