Автор конспекта:
Автор(ы): — Логинова Светлана Юрьевна

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

1. Обобщить знания о кастах, подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ, делать выводы, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Используемое оборудование: —

атрибуты к играм (мифам), ватман, фломастеры.

Краткое описание: — презентация для пятых классов на тему "Путешествие в Древнюю Индию"

Ход урока.

Вводное слово учителя. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в Древнюю Индию. Об Индии мы узнали много сведений. Как вы думаете, в ходе этого путешествия, какие знания об Индии мы сможем закрепить? Итак, исходя из ваших ответов, мы ставим перед собой следующие цели игры (см. выше).

I Наше путешествие начинается с мифов. Видение мира, представления о природных явлениях, об отношениях между людьми мы узнаем из древнеиндийских мифов. Каждая команда рассказывает свой миф, а все остальные должны внимательно слушать, потому что каждый миф таит свои вопросы, на которые вы должны будете ответить. Наивысший балл-5.

Итак, мифы:

  • «Сказание о потопе».
  • «Сказание о Шакунтале».
  • «Поучение Дхиры».
  • (Каждая команда по очереди показывает сценки)

    Вопросы:

  • Миф «Сказание о потопе». Является ли сказание о потопе особенностью лишь древнеиндийской мифологии или можно привести примеры из мифов других народов?
  • Миф «Сказание о Шакунтале». Докажите, что мифы подтверждают мнения современных ученых об определяющей роли религиозных верований на жизнь общества?
  • Миф «Поучение Дхиры». Соответствуют ли представления древних индийцев взглядом современных ученых о чувственном познании как начальной ступени познания мира и в чем?
  • II. Переходим ко второму этапу нашего путешествия. Конкурс называется «Представление команд». Следует кратко сообщить о положении жрецов, земледельцев, воинов, представит эмблему, девиз. (Каждая команда по очереди представляет свою касту). А сейчас следующее задание: нарисовать структуру древнеиндийского общества (дается 1 минута).

    Сословия (варны)

    Жрецы (брахманы)

    Воины (кшатрии)

    Земледельцы (вайшьи)

    Слуги (шудры)

    III. Конкурс «Занимательные вопросы». Сейчас проверим ваши знания про Древнюю Индию. Каждая команда читает свой вопрос и в течение одной минуты обсуждает, затем дает ответ. За каждый правильный ответ- 1 балл.

  • Почему мы эту страну называем Индия, а не Гангия?
  • Было ли в Древнем Египте или в Древнем Двуречье нечто подобно индийской системе каст?
  • Почему распространение буддизма не привело к исчезновению в Индии других религий и разных каст?
  • IV. Подведение итогов. Что интересного мы узнали? Итоги конкурсов подводит экспертная группа.

    Миф «Сказание о потопе».

    Ведущая: Однажды утром принесли Ману воды для омовения. Когда он омывался, в руки его попала рыба.

    Рыба: Вырасти меня и я спасу тебя.

    Ману: От чего же ты спасешь меня?

    Рыба: Будет потоп, который унесет с собой все живое. От него я тебя спасу.

    Ману: Как же мне тебя вырастить?

    Рыба: Пока мы малы, нам всем грозит гибель: рыба пожирает рыбу. Помести меня сначала в кувшин с водою, а когда он станет мне тесен, выкопай яму и содержи меня в ней. Когда же и она станет тесной, пусти меня в море. Тогда не страшна мне будет никакая опасность.

    Ведущая: Прошло некоторое время, и рыба стала громадной.

    Рыба: В такой-то год будет потоп. Потому снаряди корабль и жди меня. А когда потоп начнется, взойди на корабль и я тебя спасу.

    Ведущая: Ману снарядил корабль и стал поджидать рыбу в тот самый год, какой она назвала. Как только начался потоп, Ману взошел на корабль и стал ждать рыбу.

    Ману: Рыба, ты приплыла, чтобы спасти меня!

    Ведущая: Ману к рогу рыбы привязал веревку от своего корабля, и рыба привела его к Северной горе.

    Рыба: Я спасла тебя. Теперь привяжи корабль к дереву, а когда будешь на горе, смотри, чтобы тебя не смыло водой. Лишь только вода начнет спадать, и ты сходи вслед за нею.

    Ведущая: И вот шаг за шагом Ману сошел вниз. С тех пор этот склон Северной горы называется «Маноравасарпана»- Схождение Ману. Тем временем потоп унес с собою все живое. Ману на земле остался один. И он был единственным из смертных, который спасся во время великого потопа – он и стал прародителем человечества.

    Миф «Сказание о Шакунтале».

    Ведущая: Душьянта был могущественным царем. В то время, когда он правил, на земле царили справедливость и благочестие. Царь, могучий и отважный воин, очень любил охоту. Однажды он со своей свитой отправился в лес поохотиться на антилопу. В лесу он наткнулся на хижину, из которой вышла девушка невиданной красоты.

    Шакунтала: Как твое здоровье, царь? Чем я могу услужить тебе? (подает кувшин с водой для омовения ног и кувшин с медвяным напитком)

    Ведущая: Царь, воспламененной страстью, пожелал немедленно взять Шакунталу в жены по обычаю гандхарвов, согласно которому излюбленные женятся, не ожидая решения родителей.

    Шакунтала:Я согласна, но ты должен обещать мне, что сын, который у меня родиться, унаследует твое царство.

    Царь:Я согласен.

    Ведущая: Царь, прощаясь, обещал Шакунтале, что пришлет за ней свою свиту и войско и введет ее в свой дворец как царицу. Прошло время, у Шакунталы родился сынСардвадамана, Всеукрощающий. Шли годы, а царь все не посылал обещанной свиты.

    Шакунтала: Я пойду со своим сыном во дворец.

    Ведущая: Шакунтала и ее сын предстают перед царем.

    Шакунтала: Вот твой сын, государь! Настало время объявить его наследником престола.

    Царь: Ступай прочь, отшельница! Я не знаю тебя! Уходи, покинь мои покои!

    Шакунтала: Я пойду, если ты меня гонишь, и вернусь в свою обитель, но сына оставлю тебе. Ты не смеешь от него отказаться! (уходит)

    Ведущая: Тут раздался голос с неба: «Сын принадлежит отцу. Вырасти его и воспитай! И пусть будет имя его Бхарата, Возвращенный.

    Царь:( обрадовано) Я ждал только этого голоса с неба, чтобы признать своего сына. Я знал, что это мой сын, но опасался, что мои подданные усомнятся и не признают его происхождения. Приведите сюда Шакунталу, я хочу попросить у нее прощения.

    Ведущая: Душьянта объявил Бхарату наследником престола. И когда могучий Бхарата взял

    в руки бразды правления, он победил всех соседних царей и дал свое имя Бхаратаварше – стране, лежащей в середине вселенной

    .Миф «Поучение Дхиры» .

    Ведущая: Дхира пришел к Махашале.

    Махашала: Какое знание ты принес мне?

    Дхира: Я знаю Агни – бога священного огня и домашнего очага.

    Махашала: Кто тот Агни, которого ты знаешь?

    Дхира: Он – Речь.

    Махашала: Что станется с тем, кто познает этого Агни?

    Дхира: Он овладеет речью, и речь его не покинет.

    Махашала: Ты знаешь Агни. Какое знание ты принес мне?

    Дхира: Я знаю Агни. Он – Зрение.

    Махашала: Что станется с тем, кто познает этого Агни?

    Дхира: Он овладеет зрением, и зрение его не покинет. Агни – он Разум.

    Махашала: Что станется с тем, кто познает этого Агни?

    Дхира: Он овладеет разумом, и разум его не покинет. Агни – он Слух. Кто овладеет слухом, и слух его не покинет.

    Махашала: Ты знаешь Агни. Какое знание ты принес мне?

    Дхира: Я знаю Агни. Он все, что ни есть на свете.

    Махашала: Этому Агни научи меня, высокочтимый.

    Дхира: Агни – это дыхание. Ибо когда человек спит, речь его умирает в дыхании, и разум, и слух. А когда человек просыпается, все они возникают вновь из дыхания.

    Ведущая: Будучи речью, Агни – это Огонь, будучи зрением – Солнце, будучи разумом – Луна, будучи слухом – Страны света, будучи дыханием – Ветер. Вот кто такой Агни.

    Логинова С.Ю., учитель истории «МБОУ СОШ № 61» г. Чебоксары

    Файлы: Ролевая игра Путешествие в Древнюю Индию.ppt
    Размер файла: 312320 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология