Автор конспекта:
Автор(ы): — Логинова Светлана Юрьевна
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
1. Обобщить знания о кастах, подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ, делать выводы, давать устный отзыв на ответы других учащихся.
Используемое оборудование: —
атрибуты к играм (мифам), ватман, фломастеры.
Краткое описание: — презентация для пятых классов на тему "Путешествие в Древнюю Индию"
Ход урока.
Вводное слово учителя. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в Древнюю Индию. Об Индии мы узнали много сведений. Как вы думаете, в ходе этого путешествия, какие знания об Индии мы сможем закрепить? Итак, исходя из ваших ответов, мы ставим перед собой следующие цели игры (см. выше).
I Наше путешествие начинается с мифов. Видение мира, представления о природных явлениях, об отношениях между людьми мы узнаем из древнеиндийских мифов. Каждая команда рассказывает свой миф, а все остальные должны внимательно слушать, потому что каждый миф таит свои вопросы, на которые вы должны будете ответить. Наивысший балл-5.
Итак, мифы:
(Каждая команда по очереди показывает сценки)
Вопросы:
II. Переходим ко второму этапу нашего путешествия. Конкурс называется «Представление команд». Следует кратко сообщить о положении жрецов, земледельцев, воинов, представит эмблему, девиз. (Каждая команда по очереди представляет свою касту). А сейчас следующее задание: нарисовать структуру древнеиндийского общества (дается 1 минута).
Сословия (варны)
Жрецы (брахманы)
Воины (кшатрии)
Земледельцы (вайшьи)
Слуги (шудры)
III. Конкурс «Занимательные вопросы». Сейчас проверим ваши знания про Древнюю Индию. Каждая команда читает свой вопрос и в течение одной минуты обсуждает, затем дает ответ. За каждый правильный ответ- 1 балл.
IV. Подведение итогов. Что интересного мы узнали? Итоги конкурсов подводит экспертная группа.
Миф «Сказание о потопе».
Ведущая: Однажды утром принесли Ману воды для омовения. Когда он омывался, в руки его попала рыба.
Рыба: Вырасти меня и я спасу тебя.
Ману: От чего же ты спасешь меня?
Рыба: Будет потоп, который унесет с собой все живое. От него я тебя спасу.
Ману: Как же мне тебя вырастить?
Рыба: Пока мы малы, нам всем грозит гибель: рыба пожирает рыбу. Помести меня сначала в кувшин с водою, а когда он станет мне тесен, выкопай яму и содержи меня в ней. Когда же и она станет тесной, пусти меня в море. Тогда не страшна мне будет никакая опасность.
Ведущая: Прошло некоторое время, и рыба стала громадной.
Рыба: В такой-то год будет потоп. Потому снаряди корабль и жди меня. А когда потоп начнется, взойди на корабль и я тебя спасу.
Ведущая: Ману снарядил корабль и стал поджидать рыбу в тот самый год, какой она назвала. Как только начался потоп, Ману взошел на корабль и стал ждать рыбу.
Ману: Рыба, ты приплыла, чтобы спасти меня!
Ведущая: Ману к рогу рыбы привязал веревку от своего корабля, и рыба привела его к Северной горе.
Рыба: Я спасла тебя. Теперь привяжи корабль к дереву, а когда будешь на горе, смотри, чтобы тебя не смыло водой. Лишь только вода начнет спадать, и ты сходи вслед за нею.
Ведущая: И вот шаг за шагом Ману сошел вниз. С тех пор этот склон Северной горы называется «Маноравасарпана»- Схождение Ману. Тем временем потоп унес с собою все живое. Ману на земле остался один. И он был единственным из смертных, который спасся во время великого потопа – он и стал прародителем человечества.
Миф «Сказание о Шакунтале».
Ведущая: Душьянта был могущественным царем. В то время, когда он правил, на земле царили справедливость и благочестие. Царь, могучий и отважный воин, очень любил охоту. Однажды он со своей свитой отправился в лес поохотиться на антилопу. В лесу он наткнулся на хижину, из которой вышла девушка невиданной красоты.
Шакунтала: Как твое здоровье, царь? Чем я могу услужить тебе? (подает кувшин с водой для омовения ног и кувшин с медвяным напитком)
Ведущая: Царь, воспламененной страстью, пожелал немедленно взять Шакунталу в жены по обычаю гандхарвов, согласно которому излюбленные женятся, не ожидая решения родителей.
Шакунтала:Я согласна, но ты должен обещать мне, что сын, который у меня родиться, унаследует твое царство.
Царь:Я согласен.
Ведущая: Царь, прощаясь, обещал Шакунтале, что пришлет за ней свою свиту и войско и введет ее в свой дворец как царицу. Прошло время, у Шакунталы родился сынСардвадамана, Всеукрощающий. Шли годы, а царь все не посылал обещанной свиты.
Шакунтала: Я пойду со своим сыном во дворец.
Ведущая: Шакунтала и ее сын предстают перед царем.
Шакунтала: Вот твой сын, государь! Настало время объявить его наследником престола.
Царь: Ступай прочь, отшельница! Я не знаю тебя! Уходи, покинь мои покои!
Шакунтала: Я пойду, если ты меня гонишь, и вернусь в свою обитель, но сына оставлю тебе. Ты не смеешь от него отказаться! (уходит)
Ведущая: Тут раздался голос с неба: «Сын принадлежит отцу. Вырасти его и воспитай! И пусть будет имя его Бхарата, Возвращенный.
Царь:( обрадовано) Я ждал только этого голоса с неба, чтобы признать своего сына. Я знал, что это мой сын, но опасался, что мои подданные усомнятся и не признают его происхождения. Приведите сюда Шакунталу, я хочу попросить у нее прощения.
Ведущая: Душьянта объявил Бхарату наследником престола. И когда могучий Бхарата взял
в руки бразды правления, он победил всех соседних царей и дал свое имя Бхаратаварше – стране, лежащей в середине вселенной
.Миф «Поучение Дхиры» .
Ведущая: Дхира пришел к Махашале.
Махашала: Какое знание ты принес мне?
Дхира: Я знаю Агни – бога священного огня и домашнего очага.
Махашала: Кто тот Агни, которого ты знаешь?
Дхира: Он – Речь.
Махашала: Что станется с тем, кто познает этого Агни?
Дхира: Он овладеет речью, и речь его не покинет.
Махашала: Ты знаешь Агни. Какое знание ты принес мне?
Дхира: Я знаю Агни. Он – Зрение.
Махашала: Что станется с тем, кто познает этого Агни?
Дхира: Он овладеет зрением, и зрение его не покинет. Агни – он Разум.
Махашала: Что станется с тем, кто познает этого Агни?
Дхира: Он овладеет разумом, и разум его не покинет. Агни – он Слух. Кто овладеет слухом, и слух его не покинет.
Махашала: Ты знаешь Агни. Какое знание ты принес мне?
Дхира: Я знаю Агни. Он все, что ни есть на свете.
Махашала: Этому Агни научи меня, высокочтимый.
Дхира: Агни – это дыхание. Ибо когда человек спит, речь его умирает в дыхании, и разум, и слух. А когда человек просыпается, все они возникают вновь из дыхания.
Ведущая: Будучи речью, Агни – это Огонь, будучи зрением – Солнце, будучи разумом – Луна, будучи слухом – Страны света, будучи дыханием – Ветер. Вот кто такой Агни.
Логинова С.Ю., учитель истории «МБОУ СОШ № 61» г. Чебоксары
Файлы: Ролевая игра Путешествие в Древнюю Индию.ppt
Размер файла: 312320 байт.