Автор конспекта:
Автор(ы): — Николаева Н. Ю.

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №35″

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Предмет(ы): — Алгебра
Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

  • Воспитывать способность беречь и охранять природу.
  • Заинтересовать учащихся с нестандартными бытовыми задачами.
  • Закрепить знания учащихся по пройденным темам курса школьной программы

Используемые ЦОР: —

www.school-collection.edu.ru

Краткое описание: — План урока

Работа учителя математики МБОУ СОШ№35 Николаевой Наталии Юриевны.

Тема урока: Математическое путешествие на природу.

• Цели урока:

• Воспитывать способность беречь и охранять природу.

• Заинтересовать учащихся с нестандартными бытовыми задачами.

• Закрепить знания учащихся по пройденным темам курса школьной программы.

В этом году у нас год … поэтому мы совершим путешествие на природу. Побудем в математических объектах нашей природы. Да, дорогие друзья, нас много, а природа у нас одна. Каждый пользуется ее услугами, но забываем платить ей добротой за ее щедрость. Но часто мы забываем платить добротой природе за ее щедрость, а порой наносим ей вред.. Загрязнение рек, вырубка лесов ведут к исчезновению многих видов животных. Нам всем следует серьезно подумать, что сделать, чтобы выжить.. останется ли планета Земля зеленой зависит от тебя и от меня.

Мы выезжаем из нашей школы на газелях. Машины поданы к школе. Вперед, в путь!

I. На обочине дороги виднеется Замок Кроссвордный. Мы должны разгадать кроссворды. Названия наших команд будут в вертикальных клетках кроссворда.

1

2

3

4

  • Геометрическая фигура.
  • Числа, которые правее нуля.
  • Китайская денежная единица.
  • Обозначение количества.
  • 1

    2

    3

    4

    5

  • Математическое действие.
  • Числа, которые левее нуля.
  • Если прямые находятся под углом 900, то они…
  • Результат сложения.
  • Углы, сумма которых равна 1800.
  • 1

    2

    3

    4

    5

  • Один из авторов вашего учебника.
  • Одна сотая часть чего-либо.
  • Геометрическая фигура.
  • Дробь, которая записывается в виде числителя и знаменателя.
  • Математический знак.
  • Ответы

    п

    р

    я

    м

    а

    я

    п

    о

    л

    о

    ж

    и

    т

    е

    л

    ь

    н

    ы

    е

    н

    ю

    а

    н

    ь

    ч

    и

    с

    л

    о

    у

    м

    н

    о

    ж

    е

    н

    и

    е

    о

    т

    р

    и

    ц

    а

    т

    е

    л

    ь

    н

    ы

    е

    п

    е

    р

    п

    е

    н

    д

    и

    к

    у

    л

    я

    р

    н

    ы

    е

    с

    у

    м

    м

    а

    с

    м

    е

    ж

    н

    ы

    е

    Д

    о

    р

    о

    ф

    е

    е

    в

    п

    р

    о

    ц

    е

    н

    т

    у

    г

    о

    л

    о

    б

    ы

    к

    н

    о

    в

    е

    н

    н

    а

    я

    б

    о

    л

    ь

    ш

    е

    II. 1. Проезжаем мимо гор Мозгодром. Здесь есть горы и с тупыми вершинами и с острыми. Однажды в горы забрела юная путешественница – Биссектриса. Она любит играть в прятки. Спрячется где-нибудь среди лучей с общим началом- поди-ка, разыщи ее. Кто найдет биссектрису?

    2. Спускаемся с горы к лесу. Какое колесо не вращается при спуске? (запасное)

    III. Проезжаем мимо леса загадок. Лес это сказочный мир царя Берендея. Он полон загадок и тайн. В лесу живут разные звери, птицы, жуки, бабочки. А сколько разнообразных ягод и грибов. Пользуясь дарами леса, мы должны оставить только следы нашей обуви и ни соринки. Разгадаем загадки леса.

    1) В лесу растет шапка без головы с одной ногой без сапога. Что же это? (Гриб) Ребята в лесу нельзя собирать грибы, которых вы не знаете.

    2) На поляне Костя нашел три кустика земляники, с двух он сорвал ягоды. Сколько кустов осталось? (3)

    3) Вон ребята среди деревьев стоит дрозд на одной ноге, весы показывают 4кг. Сколько он будет весить, если будет стоять на двух ногах.

    Ребята, когда вы выходите из леса, ничего не оставляйте за собой, кроме следов своих сапог.

    .

    IV. Мы едем дальше. Если мы хотим быть здоровыми, иметь друзей, пользоваться уважением, то мы должны уважительно относиться к окружающему миру. Доехали до озера Уравнений. Я хочу посмотреть, как вы умеете решать уравнения. Кто решит, тому ягодка.

    2х-4=6

    9-2х=3

    17-3х=5

    6+2х=2

    12-3х=-6

    6+2х=2

    18-5х=12

    7-4х=19

    18+4х=2

    5-2х=7

    12+х=4

    15+3х=15

    2х-4=6

    9-2х=3

    17-3х=5

    6+2х=2

    12-3х=-6

    6+2х=2

    18-5х=12

    7-4х=19

    18+4х=2

    5-2х=7

    12+х=4

    15+3х=15

    2х-4=6

    9-2х=3

    17-3х=5

    6+2х=2

    12-3х=-6

    6+2х=2

    18-5х=12

    7-4х=19

    18+4х=2

    5-2х=7

    12+х=4

    15+3х=15

    V. Доезжаем до поляны Спортивной. Все мы устали сидеть на сидениях. Пора поразмяться. Вот и передохнули, а теперь- снова в путь. Физкультминутка.

    2) Чтобы доехать до деревни нам надо проехать полтора трети километра. Сколько нам еще надо проехать? (0,5км полкилометра)

    VI. 1) Смотрим, а у Саши нет головы в салоне газели. Когда Саша может быть без головы в салоне? (Голову высунул из окна). Сказать ребятам, что во время езды нельзя высовывать голову из салона.

    VII. Доехали до деревни Быстринка. Деревня – это малая родина ваших родителей, бабушек и дедушек. Многие из вас на каникулы едете в деревню.

    1) У дедушки в деревне живут очень загадочные птицы. Каждое из них состоит из четверти кузнечика, из четверти ставриды и половины овцы. Что же это за птицы?

    2) В деревне живут проворные люди. Они должны все успеть за день. И корову подоить, прогнать в стадо, убраться в доме, сходить на работу, прополоть в огороде. Я хочу посмотреть, какие же вы проворные люди? Я задаю вопросы, вы должны ответить одним или двумя словами. А если не знаете, то отвечать дальше.

    3)

    Примеры на краткий ответ (быстро-быстро, точно-точно, дальше- дальше)

    Для 1 команды

    1) Число называется положительным, если на числовой прямой стоит … (правее нуля)

    2) Если а < 0, то а … (отрицательное число)

    3) Чтобы сложить отрицательные числа надо.. (поставить знак -, модули сложить)

    4) От прибавления нуля любое число … (не изменится)

    5) Сумма двух положительных чисел является числом … (положительным)

    6) Произведение -7 и 0 равно.. (0)

    7) При сложении обыкновенных дробей надо .. (найти общий знаменетель)

    8) Чтобы делить две дроби … (делимое умножить на дробь, обратную делителю.)

    9) 1/ 100 часть какой либо величины это … (1%)

    10) Когда в перерыв из класса вышли полкласса, то в классе осталось сколько процентов? (50%)

    11) 1 / 10 класса это сколько процентов? (10%)

    12) 1% от 200 это … (2)

    13) Сравни с нулем 1,3

    14) Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную …( несмотря на запятые умножить, и поставить запятую так, чтобы в ответе после запятых было столько знаков, сколько знаков у множителей)

    Для 2 команды

    1) ) Число называется отрицательным, если на числовой прямой стоит … (левее нуля)

    2) Если а > 0, то а … (положительное число)

    3) Чтобы сложить положительные числа надо.. (поставить знак +, модули сложить

    4) Если умножить число на нуль, то … (будет нуль)

    5) Сумма двух отрицательных чисел будет … (отрицательным)

    6) Произведение -2 и -4 равно … (8)

    7) При умножении обыкновенных дробей надо … (числитель умножить на числитель, записать в числителе, знаменатель умножить на знаменатель, записать в знаменателе.)

    8) Чтобы найти дробь от числа, надо…. (это число умножить на дробь)

    9) 1/ 5 составляет сколько процентов? (20%)

    10) 2% от 200 это … (4)

    11) Сравни с нулем -2,4

    12) Вертикальные углы … (равны)

    13) Две прямые параллельны, если … (не пересекаются и лежат в одной плоскости)

    Для 2 команды

    1) При умножении отрицательного числа на отрицательное число будет … (положительное число)

    2)При сложении положительного и отрицательного числа будет … ( число с тем знаком, у которого модуль больше)

    3) На числовой прямой где расположено отрицательное число? (левее нуля)

    4) когда в школе четверть учащихся учатся во вторую смену это будет сколько процентов? ( 25%)

    5) Какое число, если больше нуля? (положительное)

    6) Сравни отрицательное и положительное число.

    7) При умножении отрицательного числа получится … (положительное число)

    8) 5% от 500 это … (25)

    9) Два числа называются противоположными, если … (отличаются знаками)

    10) Сравни с нулем -7

    11) Сумма смежных углов равна … (1800

    12) Прямые перпендикулярны, если составляют … (90 0)

    13) Чтобы сложить десятичные дроби, надо … (запятую писать под запятой)

    В деревне, по сравнению с городом, воздух чист, вода родниковая, продукты натуральные. Если у вас есть бабушки и дедушки, старайтесь летом жить в деревне, помогайте в хозяйстве, в огороде.

    VIII. Недалеко от деревни на отшибе хутор Рассказалка. Здесь живут прямоугольник, треугольник и квадрат. Никого больше нет. Им очень хочется общаться с другими жителями. Видите, как они скучают. Никто о них не вспоминает. Давайте порадуем их. Расскажем о свойствах этих фигур. Пусть обрадуются.

    Видите, как они обрадовались. А нам пора продолжить наше путешествие.

    VIII. Мы вышли к реке Геометрия. Река полноводная. Очень много геометрических понятий. Мы пока знаем только малую частичку этих понятий. Попробуем показать свои первые знания об этом предмете. Каждая команда по очереди говорит определение какого либо понятия. За каждую правильную формулировку получите по одной ягодке.

    IX. Проезжаем мимо пруда Формул. Ребята, никогда не купайтесь в незнакомом пруду. Там могут быть много неприятностей. Вы можете заболеть разными инфекционными заболеваниями. А наш пруд математический. Там плавают разные формулы. Вы должны рассказать, для чего они нужны. S=a2 P=2 (a+b) P=a+b+c P=4a

    Мы все пользуемся услугами природы. Мы все с удовольствием купаемся в реке, спешим в лес за грибами, ягодами. Все деревянные изделия, окружающие нас тоже из дерева. А порой мы наносим ей непоправимый вред

    Х. Луг частушек

    Пора сделать еще привал. Отдохнем на природе. Оказывается это луг частушек. Посмотрим, чем же вы порадуете нас.

    Математика- наука

    Замечательная штука,

    Будем все мы изучать

    Математику на пять.

    Таня алгебру учила

    Все, что надо зазубрила

    Зазубрила- не поймешь

    Ничего не разберешь.

    Степа, Степушка- дружок

    Ведь сейчас идет урок

    Не зевай и не мечтай-

    Больше руку поднимай.

    В наше время чтобы строить

    И машиной управлять

    Прежде нужно чтобы в школе

    Математику познать.

    Если стала ты решать

    Нужно сразу забывать

    Про компьютер, эскимо

    Телевизор и кино.

    Математика родная

    Ты царица всех наук

    Как мы очень любим вас

    И не можем жить без вас.

    Ну вот, мы и передохнули, а теперь снова в путь.

    Вывод: Наше путешествие подходит к концу. Подведем итоги урока Нам всем надо задуматься, что каждому сделать, чтобы планета Земля осталась зеленой и цветущей. И все это зависит от тебя и от меня, дорогой друг. Нам всем следует серьезно подумать, что следует сделать, чтобы планета Земля оставалась зеленой и цветущей.

    Спасибо всем, дорогие друзья! Пусть наше путешествие не останется лишь красивым воспоминаньем. Всем нам надо постараться сохранить родную природу. Совершая математическое путешествие на природу мы выяснили, что ничего на ценится так дорого, как знание.

    Вам урок понравился? Вы все у меня умные дети. Я рада ,что урок понравился.

    Работа учителя математики МБОУ СОШ№35 Николаевой Наталии Юриевны.

    Тема урока: Математическое путешествие на природу.

    • Цели урока:

    • Воспитывать способность беречь и охранять природу.

    • Заинтересовать учащихся с нестандартными бытовыми задачами.

    • Закрепить знания учащихся по пройденным темам курса школьной программы.

    В этом году у нас год … поэтому мы совершим путешествие на природу. Побудем в математических объектах нашей природы. Да, дорогие друзья, нас много, а природа у нас одна. Каждый пользуется ее услугами, но забываем платить ей добротой за ее щедрость. Но часто мы забываем платить добротой природе за ее щедрость, а порой наносим ей вред.. Загрязнение рек, вырубка лесов ведут к исчезновению многих видов животных. Нам всем следует серьезно подумать, что сделать, чтобы выжить.. останется ли планета Земля зеленой зависит от тебя и от меня.

    Мы выезжаем из нашей школы на газелях. Машины поданы к школе. Вперед, в путь!

    I. На обочине дороги виднеется Замок Кроссвордный. Мы должны разгадать кроссворды. Названия наших команд будут в вертикальных клетках кроссворда.

    1

    2

    3

    4

  • Геометрическая фигура.
  • Числа, которые правее нуля.
  • Китайская денежная единица.
  • Обозначение количества.
  • 1

    2

    3

    4

    5

  • Математическое действие.
  • Числа, которые левее нуля.
  • Если прямые находятся под углом 900, то они…
  • Результат сложения.
  • Углы, сумма которых равна 1800.
  • 1

    2

    3

    4

    5

  • Один из авторов вашего учебника.
  • Одна сотая часть чего-либо.
  • Геометрическая фигура.
  • Дробь, которая записывается в виде числителя и знаменателя.
  • Математический знак.
  • Ответы

    п

    р

    я

    м

    а

    я

    п

    о

    л

    о

    ж

    и

    т

    е

    л

    ь

    н

    ы

    е

    н

    ю

    а

    н

    ь

    ч

    и

    с

    л

    о

    у

    м

    н

    о

    ж

    е

    н

    и

    е

    о

    т

    р

    и

    ц

    а

    т

    е

    л

    ь

    н

    ы

    е

    п

    е

    р

    п

    е

    н

    д

    и

    к

    у

    л

    я

    р

    н

    ы

    е

    с

    у

    м

    м

    а

    с

    м

    е

    ж

    н

    ы

    е

    Д

    о

    р

    о

    ф

    е

    е

    в

    п

    р

    о

    ц

    е

    н

    т

    у

    г

    о

    л

    о

    б

    ы

    к

    н

    о

    в

    е

    н

    н

    а

    я

    б

    о

    л

    ь

    ш

    е

    II. 1. Проезжаем мимо гор Мозгодром. Здесь есть горы и с тупыми вершинами и с острыми. Однажды в горы забрела юная путешественница – Биссектриса. Она любит играть в прятки. Спрячется где-нибудь среди лучей с общим началом- поди-ка, разыщи ее. Кто найдет биссектрису?

    2. Спускаемся с горы к лесу. Какое колесо не вращается при спуске? (запасное)

    III. Проезжаем мимо леса загадок. Лес это сказочный мир царя Берендея. Он полон загадок и тайн. В лесу живут разные звери, птицы, жуки, бабочки. А сколько разнообразных ягод и грибов. Пользуясь дарами леса, мы должны оставить только следы нашей обуви и ни соринки. Разгадаем загадки леса.

    1) В лесу растет шапка без головы с одной ногой без сапога. Что же это? (Гриб) Ребята в лесу нельзя собирать грибы, которых вы не знаете.

    2) На поляне Костя нашел три кустика земляники, с двух он сорвал ягоды. Сколько кустов осталось? (3)

    3) Вон ребята среди деревьев стоит дрозд на одной ноге, весы показывают 4кг. Сколько он будет весить, если будет стоять на двух ногах.

    Ребята, когда вы выходите из леса, ничего не оставляйте за собой, кроме следов своих сапог.

    .

    IV. Мы едем дальше. Если мы хотим быть здоровыми, иметь друзей, пользоваться уважением, то мы должны уважительно относиться к окружающему миру. Доехали до озера Уравнений. Я хочу посмотреть, как вы умеете решать уравнения. Кто решит, тому ягодка.

    2х-4=6

    9-2х=3

    17-3х=5

    6+2х=2

    12-3х=-6

    6+2х=2

    18-5х=12

    7-4х=19

    18+4х=2

    5-2х=7

    12+х=4

    15+3х=15

    2х-4=6

    9-2х=3

    17-3х=5

    6+2х=2

    12-3х=-6

    6+2х=2

    18-5х=12

    7-4х=19

    18+4х=2

    5-2х=7

    12+х=4

    15+3х=15

    2х-4=6

    9-2х=3

    17-3х=5

    6+2х=2

    12-3х=-6

    6+2х=2

    18-5х=12

    7-4х=19

    18+4х=2

    5-2х=7

    12+х=4

    15+3х=15

    V. Доезжаем до поляны Спортивной. Все мы устали сидеть на сидениях. Пора поразмяться. Вот и передохнули, а теперь- снова в путь. Физкультминутка.

    2) Чтобы доехать до деревни нам надо проехать полтора трети километра. Сколько нам еще надо проехать? (0,5км полкилометра)

    VI. 1) Смотрим, а у Саши нет головы в салоне газели. Когда Саша может быть без головы в салоне? (Голову высунул из окна). Сказать ребятам, что во время езды нельзя высовывать голову из салона.

    VII. Доехали до деревни Быстринка. Деревня – это малая родина ваших родителей, бабушек и дедушек. Многие из вас на каникулы едете в деревню.

    1) У дедушки в деревне живут очень загадочные птицы. Каждое из них состоит из четверти кузнечика, из четверти ставриды и половины овцы. Что же это за птицы?

    2) В деревне живут проворные люди. Они должны все успеть за день. И корову подоить, прогнать в стадо, убраться в доме, сходить на работу, прополоть в огороде. Я хочу посмотреть, какие же вы проворные люди? Я задаю вопросы, вы должны ответить одним или двумя словами. А если не знаете, то отвечать дальше.

    3)

    Примеры на краткий ответ (быстро-быстро, точно-точно, дальше- дальше)

    Для 1 команды

    1) Число называется положительным, если на числовой прямой стоит … (правее нуля)

    2) Если а < 0, то а … (отрицательное число)

    3) Чтобы сложить отрицательные числа надо.. (поставить знак -, модули сложить)

    4) От прибавления нуля любое число … (не изменится)

    5) Сумма двух положительных чисел является числом … (положительным)

    6) Произведение -7 и 0 равно.. (0)

    7) При сложении обыкновенных дробей надо .. (найти общий знаменетель)

    8) Чтобы делить две дроби … (делимое умножить на дробь, обратную делителю.)

    9) 1/ 100 часть какой либо величины это … (1%)

    10) Когда в перерыв из класса вышли полкласса, то в классе осталось сколько процентов? (50%)

    11) 1 / 10 класса это сколько процентов? (10%)

    12) 1% от 200 это … (2)

    13) Сравни с нулем 1,3

    14) Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную …( несмотря на запятые умножить, и поставить запятую так, чтобы в ответе после запятых было столько знаков, сколько знаков у множителей)

    Для 2 команды

    1) ) Число называется отрицательным, если на числовой прямой стоит … (левее нуля)

    2) Если а > 0, то а … (положительное число)

    3) Чтобы сложить положительные числа надо.. (поставить знак +, модули сложить

    4) Если умножить число на нуль, то … (будет нуль)

    5) Сумма двух отрицательных чисел будет … (отрицательным)

    6) Произведение -2 и -4 равно … (8)

    7) При умножении обыкновенных дробей надо … (числитель умножить на числитель, записать в числителе, знаменатель умножить на знаменатель, записать в знаменателе.)

    8) Чтобы найти дробь от числа, надо…. (это число умножить на дробь)

    9) 1/ 5 составляет сколько процентов? (20%)

    10) 2% от 200 это … (4)

    11) Сравни с нулем -2,4

    12) Вертикальные углы … (равны)

    13) Две прямые параллельны, если … (не пересекаются и лежат в одной плоскости)

    Для 2 команды

    1) При умножении отрицательного числа на отрицательное число будет … (положительное число)

    2)При сложении положительного и отрицательного числа будет … ( число с тем знаком, у которого модуль больше)

    3) На числовой прямой где расположено отрицательное число? (левее нуля)

    4) когда в школе четверть учащихся учатся во вторую смену это будет сколько процентов? ( 25%)

    5) Какое число, если больше нуля? (положительное)

    6) Сравни отрицательное и положительное число.

    7) При умножении отрицательного числа получится … (положительное число)

    8) 5% от 500 это … (25)

    9) Два числа называются противоположными, если … (отличаются знаками)

    10) Сравни с нулем -7

    11) Сумма смежных углов равна … (1800

    12) Прямые перпендикулярны, если составляют … (90 0)

    13) Чтобы сложить десятичные дроби, надо … (запятую писать под запятой)

    В деревне, по сравнению с городом, воздух чист, вода родниковая, продукты натуральные. Если у вас есть бабушки и дедушки, старайтесь летом жить в деревне, помогайте в хозяйстве, в огороде.

    VIII. Недалеко от деревни на отшибе хутор Рассказалка. Здесь живут прямоугольник, треугольник и квадрат. Никого больше нет. Им очень хочется общаться с другими жителями. Видите, как они скучают. Никто о них не вспоминает. Давайте порадуем их. Расскажем о свойствах этих фигур. Пусть обрадуются.

    Видите, как они обрадовались. А нам пора продолжить наше путешествие.

    VIII. Мы вышли к реке Геометрия. Река полноводная. Очень много геометрических понятий. Мы пока знаем только малую частичку этих понятий. Попробуем показать свои первые знания об этом предмете. Каждая команда по очереди говорит определение какого либо понятия. За каждую правильную формулировку получите по одной ягодке.

    IX. Проезжаем мимо пруда Формул. Ребята, никогда не купайтесь в незнакомом пруду. Там могут быть много неприятностей. Вы можете заболеть разными инфекционными заболеваниями. А наш пруд математический. Там плавают разные формулы. Вы должны рассказать, для чего они нужны. S=a2 P=2 (a+b) P=a+b+c P=4a

    Мы все пользуемся услугами природы. Мы все с удовольствием купаемся в реке, спешим в лес за грибами, ягодами. Все деревянные изделия, окружающие нас тоже из дерева. А порой мы наносим ей непоправимый вред

    Х. Луг частушек

    Пора сделать еще привал. Отдохнем на природе. Оказывается это луг частушек. Посмотрим, чем же вы порадуете нас.

    Математика- наука

    Замечательная штука,

    Будем все мы изучать

    Математику на пять.

    Таня алгебру учила

    Все, что надо зазубрила

    Зазубрила- не поймешь

    Ничего не разберешь.

    Степа, Степушка- дружок

    Ведь сейчас идет урок

    Не зевай и не мечтай-

    Больше руку поднимай.

    В наше время чтобы строить

    И машиной управлять

    Прежде нужно чтобы в школе

    Математику познать.

    Если стала ты решать

    Нужно сразу забывать

    Про компьютер, эскимо

    Телевизор и кино.

    Математика родная

    Ты царица всех наук

    Как мы очень любим вас

    И не можем жить без вас.

    Ну вот, мы и передохнули, а теперь снова в путь.

    Вывод: Наше путешествие подходит к концу. Подведем итоги урока Нам всем надо задуматься, что каждому сделать, чтобы планета Земля осталась зеленой и цветущей. И все это зависит от тебя и от меня, дорогой друг. Нам всем следует серьезно подумать, что следует сделать, чтобы планета Земля оставалась зеленой и цветущей.

    Спасибо всем, дорогие друзья! Пусть наше путешествие не останется лишь красивым воспоминаньем. Всем нам надо постараться сохранить родную природу. Совершая математическое путешествие на природу мы выяснили, что ничего на ценится так дорого, как знание.

    Вам урок понравился? Вы все у меня умные дети. Я рада ,что урок понравился.

    Файлы: Алгебра.ppt
    Размер файла: 2081792 байт.

    Рубрики: Математика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология