Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванов Владимир Егорович
Место работы, должность: — МОУ «Тарханская СОШ» Батыревского района Чувашской Республики
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: — Повторение основных сведений по теме «Мехнанические колебания и волны».Добиться умения учащихся работать в группе.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемое оборудование: —
Осциллограф, генератор звуковой частоты, частотомер, громкоговоритель, мультимедийный проектор, волновая машина,математический маятник.
Краткое описание: — Урок проводится в виде виртуального путешествия в мир колебаний и волн.
— Урок повторения пройденного материала в 9 классе.
Тема урока: « Путешествие в мир механических колебаний и волн».
— — Оборудование: осциллограф, генератор звуковой частоты, частотомер, громкоговоритель, мультимедийный проектор, волновая машина, математический маятник.
— Ход урока.
— 1. Вводное слово учителя (руководителя группы путешественников).
• Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир механических колебаний и волн. В этом путешествии мы ознакомимся : примерами механических колебаний, основными характеристиками колебаний, видами колебаний, характеристиками волн, видами механических волн, звуковыми волнами, характеристиками звука.
— 2. Повторение и обобщение теории:
— • Учитель. Чтобы отправится в путешествие в мир механических колебаний и волн нам надо выяснить что из себя представляют механические колебания.
Ответ ученика.
— • Учитель. В своих дневниках путешественников запишем основные характеристики колебаний.
— Ученики комментируют свои записи — сформулируют определения: амплитуды, периода и частоты колебаний. На экране осциллографа появляется график колебаний, учитель меняет амплитуду, период колебаний; ученики комментируют увиденное.
• Учитель. Запишем основные формулы по теме « Механические колебания и волны».
— Ученики записывают основные формулы темы
• Учитель Что вычисляем по этим формулам, как зависит та или иная величина от величин, фигурирующих в формуле.
— Ученики комментируют каждую формулу, которая появляется на экране. Формулы проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора.
3. Групповая работа с карточками.
• Учитель. В путешествии возможны неожиданности. В нашем случае для дальнейшего передвижения, нам надо расшифровать шифр кодового замка, для этого надо получить общеизвестные словосочетании, взяв слово из левого столбца и подобрав слово из правого столбца
— Каждой паре учащихся предлагается набор слов, записанных в два столбика:
— 1.Генрих. 1. Звука.
2.Высота. 2. Волны.
3.Математический. 3. Тона.
4.Продольные. 4. Кривая.
5.График. 5. Резонанс.
6.Резонансная. 6. Герц
7.Акустический. 7. Смещение
8. Громкость. 8. Гюйгенс
9. Максимальное. 9.Колебаний
10. Христиан. 10.Маятник
— — Ученики работают парами и известные словосочетания записывают в тетрадях-дневниках путешественников. Для проверки выполненного задания на экран проектируются известные словосочетания.
* Учитель. Вспомним виды колебаний. Запишем виды колебаний в дневниках.
— Ученики записывают в тетрадях виды колебаний. Учитель демонстрирует свободные и вынужденные колебания пластины частотомера, явление механического резонанса. Ученики сформулируют определение резонанса и указывают роль резонанса.
* Учитель Далее мы выясним, что из себя представляют механические волны и запишем в тетрадях виды механических волн.
— Работа ведется по рисункам , где изображены упругий шнур и горизонтально подвешенная пружина, демонстрируются с помощью волновой машины продольные и поперечные волны.
* Учитель . К механическим волнам относятся звуковые волны. Вспомним характеристики звука и выясним, от чего зависят эти характеристики.
— Ученики записывают характеристики звука. Демонстрируются опыты с звуковым генератором — меняются громкость и высота тона звука. Ученики комментируют опыты.
— Учитель.. Позади трудности и неожиданности, значит можно и немножко расслабиться. Чтобы провести это свободное время с пользой для себя мы с вами поиграем в карты.
Далее учитель раздает по одной карте на группу учащихся. На отдельных картах нарисованы графики. В частности карты с следующими графиками: график гармонических колебаний, график затухающих колебаний, график вынужденных колебаний, резонансные кривые, график волны, график кинетической энергии колебаний математического маятника, график потенциальной энергии колебаний пружинного маятника. На экране появляются поочередно слайды с названиями колебаний- карты учителя. Ученики «бьют» карты учителя своими картами и комментируют — указывают что можно найти по графику.
• Учитель .На этом наше путешествие завершается . В дальнейшем нас ждет более увлекательное путешествие в мир электромагнитных колебаний и волн, но это будет чуть позже.
Далее учитель подводит итоги урока. Указывает на ошибки в ответах учащихся.
Имитация колебаний (физкультминутка).
1. Колебания вытянутых в сторону рук в вертикальной плоскости.
2. Колебания рук при согнутых локтевых суставах.
3. Колебания туловищ.( наклоны в сторону).
4. Колебания туловищ в вертикальной плоскости.
5. Вынужденные колебания головы и глаз.
6. Колебания век.
7. Имитации волны.
— —
Файлы: Путешествие в мир колебаний и волн.doc
Размер файла: 36352 байт.