Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванов Владимир Егорович

Место работы, должность: — МОУ «Тарханская СОШ» Батыревского района Чувашской Республики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — Повторение основных сведений по теме «Мехнанические колебания и волны».Добиться умения учащихся работать в группе.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемое оборудование: —

Осциллограф, генератор звуковой частоты, частотомер, громкоговоритель, мультимедийный проектор, волновая машина,математический маятник.

Краткое описание: — Урок проводится в виде виртуального путешествия в мир колебаний и волн.


Урок повторения пройденного материала в 9 классе.
Тема урока: « Путешествие в мир механических колебаний и волн».
— — Оборудование: осциллограф, генератор звуковой частоты, частотомер, громкоговоритель, мультимедийный проектор, волновая машина, математический маятник.
Ход урока.
1. Вводное слово учителя (руководителя группы путешественников).
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир механических колебаний и волн. В этом путешествии мы ознакомимся : примерами механических колебаний, основными характеристиками колебаний, видами колебаний, характеристиками волн, видами механических волн, звуковыми волнами, характеристиками звука.
2. Повторение и обобщение теории:
Учитель. Чтобы отправится в путешествие в мир механических колебаний и волн нам надо выяснить что из себя представляют механические колебания.
Ответ ученика.
Учитель. В своих дневниках путешественников запишем основные характеристики колебаний.
Ученики комментируют свои записи — сформулируют определения: амплитуды, периода и частоты колебаний. На экране осциллографа появляется график колебаний, учитель меняет амплитуду, период колебаний; ученики комментируют увиденное.
Учитель. Запишем основные формулы по теме « Механические колебания и волны».
Ученики записывают основные формулы темы
Учитель Что вычисляем по этим формулам, как зависит та или иная величина от величин, фигурирующих в формуле.
Ученики комментируют каждую формулу, которая появляется на экране. Формулы проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора.
3. Групповая работа с карточками.
Учитель. В путешествии возможны неожиданности. В нашем случае для дальнейшего передвижения, нам надо расшифровать шифр кодового замка, для этого надо получить общеизвестные словосочетании, взяв слово из левого столбца и подобрав слово из правого столбца
Каждой паре учащихся предлагается набор слов, записанных в два столбика:
1.Генрих. 1. Звука.
2.Высота. 2. Волны.
3.Математический. 3. Тона.
4.Продольные. 4. Кривая.
5.График. 5. Резонанс.
6.Резонансная. 6. Герц
7.Акустический. 7. Смещение
8. Громкость. 8. Гюйгенс
9. Максимальное. 9.Колебаний
10. Христиан. 10.Маятник
— — Ученики работают парами и известные словосочетания записывают в тетрадях-дневниках путешественников. Для проверки выполненного задания на экран проектируются известные словосочетания.
* Учитель. Вспомним виды колебаний. Запишем виды колебаний в дневниках.
Ученики записывают в тетрадях виды колебаний. Учитель демонстрирует свободные и вынужденные колебания пластины частотомера, явление механического резонанса. Ученики сформулируют определение резонанса и указывают роль резонанса.
* Учитель Далее мы выясним, что из себя представляют механические волны и запишем в тетрадях виды механических волн.
Работа ведется по рисункам , где изображены упругий шнур и горизонтально подвешенная пружина, демонстрируются с помощью волновой машины продольные и поперечные волны.
* Учитель . К механическим волнам относятся звуковые волны. Вспомним характеристики звука и выясним, от чего зависят эти характеристики.
Ученики записывают характеристики звука. Демонстрируются опыты с звуковым генератором — меняются громкость и высота тона звука. Ученики комментируют опыты.
Учитель.. Позади трудности и неожиданности, значит можно и немножко расслабиться. Чтобы провести это свободное время с пользой для себя мы с вами поиграем в карты.
Далее учитель раздает по одной карте на группу учащихся. На отдельных картах нарисованы графики. В частности карты с следующими графиками: график гармонических колебаний, график затухающих колебаний, график вынужденных колебаний, резонансные кривые, график волны, график кинетической энергии колебаний математического маятника, график потенциальной энергии колебаний пружинного маятника. На экране появляются поочередно слайды с названиями колебаний- карты учителя. Ученики «бьют» карты учителя своими картами и комментируют — указывают что можно найти по графику.
Учитель .На этом наше путешествие завершается . В дальнейшем нас ждет более увлекательное путешествие в мир электромагнитных колебаний и волн, но это будет чуть позже.
Далее учитель подводит итоги урока. Указывает на ошибки в ответах учащихся.
Имитация колебаний (физкультминутка).
1. Колебания вытянутых в сторону рук в вертикальной плоскости.
2. Колебания рук при согнутых локтевых суставах.
3. Колебания туловищ.( наклоны в сторону).
4. Колебания туловищ в вертикальной плоскости.
5. Вынужденные колебания головы и глаз.
6. Колебания век.
7. Имитации волны.
— —

Файлы: Путешествие в мир колебаний и волн.doc
Размер файла: 36352 байт.

Рубрики: Физика Метки:, ,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология