Автор конспекта:
Автор(ы): — Владыкина Н. В.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №8 МО «Ахтубинский район», учитель русского языка и литературы.

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — 1. Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Фонетика»; расширение знаний о гласных и согласных, об алфавите, умение составить рассказ на грамматическую тему, делать выводы по теме; 2. Развивающие: развить наглядно-образное мышление; развитие исследовательских и творческих навыков. 3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку истории нашей страны.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: — 1. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Г.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. – 33-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 2006. – 317 с. 2. Русский язык 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5 класс» / авт.-сост. И.В.Карасева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 139 с. 3. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М.Разумовской и др. (М.: Дрофа): 5 класс – М.: ВАКО, 2007. 384с. – (В помощь школьному учителю). 4. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006.

Используемое оборудование: — 1. Мультимедийный аппарат.

Используемые ЦОР: — 1. Мультимедийная презентация.

Краткое описание: — Урок — путешествие. Ребята вспоминают расположение букв в алфавите, гласные и согласные. Узнают об истории алфавита. Вспоминают порядок синтаксического разбора, правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Урок содержит элемент игры.

Содержание . I. Организационный момент -Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие за тридевять земель в страну «Алфавития». II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока — На уроке мы повторим изученные сведения из раздела «Фонетика», научимся отличать устную речь от письменной, звуки и буквы, правильно произносить название букв, побываем на виртуальном экзамене по русскому языку. СЛАЙД № 1 Эпиграфом к нашему уроку послужит пословица: «Азбука – к мудрости ступенька». — Запишите: число, классная работа, тему урока и эпиграф к нему. Подумайте, почему в предложении (эпиграф) поставлено тире. (Синтаксический разбор предложения на доске – 1 ученик) — Из каких частей состоит слово «ступенька»? (Разобрать слово по составу: ступенька, один ученик выполняет на доске, остальные — в тетради). Слайд №2. — В путешествии мы совершим несколько остановок (их названия вы видите на доске), познакомимся с историей наших букв, научимся различать звуки и буквы, правильно называть буквы, вспомним алфавит и узнаем, для чего оно нужен. СЛАЙД № 3 — Что такое фонетика? (Это раздел науки о языке, который изучает звуки.) СЛАЙД № 4 — Какие жители живут в стране «Фонетика»? (Звуки. Гласные и согласные) — Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков. (Гласные. Состоят только из голоса. Воздух проходит через рот свободно. Согласные. В каждом согласном звуке есть шум . Воздух преодолевает препятствия: язык, нёбо, зубы, губы). Слайд №5. — Какие твердые и какие мягкие согласные не имеют парных звуков? (Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц]. Не имеют парных звуков мягкие согласные [ч'], [щ'], [й']). СЛАЙД № 6 — Итак, кто же главные жители страны Алфавития? (Буквы). IV. Воспроизведение знаний на новом уровне — Долгими извилистыми путями шло развитие письменности: от рисунков предметов к буквам. Много интересного могла бы рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобрели тот рисунок, который нам кажется настолько привычным, что мы и не предполагаем того, что буквы выглядели тогда иначе. — Мы добрались до остановки «Этимологическая». СЛАЙД № 7 — Из древности дошли до нас сведения, что славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и ризов», то есть черточек и зарубок. К нам дошли 2 поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации, существовавших у наших предков. Перед вами зашифрованные надписи. 1. Изображение платка с завязанным узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: завяжиузелокнапамять 2. Изображение топора, а по рисунку, образуя замкнутый квадрат, записаны буквы, но от начала к концу фразы надо читать (против) по часовой стрелке:’зарубинаносу Вы должны найти начало фразы и прочесть её. (работа на доске) — Следующая остановка «Старославянская». СЛАЙД №8. Слово учителю. В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг. За этот подвиг братья, позже, уже после смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки – «кириллица». Но некоторые буквы из той первой славянской азбуки исчезли из нее. А это что за странные буквы? Они оказывается, тоже из кириллицы, да вот до наших дней не дошли. Это буквы «ЯТЬ», «ЮС», (большой и малый), «КСИ», «ИЖИЦА». Были еще «ФИТА» и «ФЕРТ», которые обозначали один и тот же звук «ф», с той лишь разницей, что «ФИТА» употреблялась исключительно в словах греческого происхождения, а «ФЕРТ» — во всех остальных. Теперь ни названия «ФИТА», ни самой этой буквы в нашем алфавите и в помине нет. И названия «ФЕРТ» тоже нет, а сама буква, ее начертание (к примеру , в слове «фамилия») существует и поныне. СЛАЙД № 9. Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года: П о д о р о г ђ н е с л у ч и л о с ь н и к а к и х ъ с о б ы т i й . — Сколько вы видите отличий от того, как пишется это предложение сегодня? (Ответ: три). — А кто из вас знает человека, который первым на Руси напечатал азбуку? (Иван Фёдоров) СЛАЙД № 10 Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом. Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука». — А сейчас нас ждет, как в любой волшебной стране, самое необычное… прокатнемся на еже, оседлаем петуха, найдем себе верных друзей. (Песенка-азбука Б.Заходера «Алфавит»). Прослушаем стихотворение, научимся правильно произносить буквы. (ученик) Алфавит Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, славные сестрицы, Очень просят всех ребят с ними подружиться! А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ – прикатили на еже. Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно. Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха. Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья. Пять сестрёнок опоздали – заигрались в прятки. А теперь все буквы встали в азбучном порядке. Познакомьтесь с ними, дети: вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком. — Какие же буквы опоздали? Найдите их место в азбуке. (ё, й, ъ, ь, ы) — Пора и нам отдохнуть, а отдых наш – физкультминутка. Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места (круговые движения кистями рук) Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли, Сели, встали, сели, встали, Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь (прыжки на месте), Будто мой упругий мяч. — А теперь продолжим, мы все еще на «Алфавитной». Пред нами современный алфавит. Давайте еще раз правильно произнесем некоторые из них (выделены красным шрифтом). СЛАЙД № 12 — Сколько же всего букв в русском алфавите (33), гласных (10), согласных (21), какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ). — Запишите в тетрадь слова «алфавит, азбука», разберите по составу. (Один ученик работает у доски) (историч. – алфа-вит, аз-бук-а, современ. – алфавит-, азбук-а). — Остановка «Лексическая». СЛАЙД № 11 Перед вами слова: Алфавит, азбука, библиотека. — Составьте с ними предложения, одно запишите в тетрадь. (Первую азбуку напечатал Иван Федоров. Знание алфавита помогает в жизни. Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.) V. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений — Остановка «Лингвистическая». СЛАЙД № 12 Вы знаете, что такое библиотека, знаете, как располагаются книги на полках, слова в словарях и справочниках, фамилии учеников в классных журналах. (По алфавиту) — А сейчас один из вас поработает библиотекарем, расставит книги на нашей полке в алфавитном порядке. (У доски работает один ученик. Остальные — самостоятельно по вариантам. Задание записано на доске.) — В алфавитном ли порядке записаны слова? Исправьте ошибки, (если есть), запишите слова по алфавиту, подчеркните орфограммы. 1 вариант. Космос, кукуруза, компьютер. 2 вариант. Пирамида, погода, пластинка. Проверка работы «библиотекаря». — А теперь обратимся к учебнику, к одному из старожилов страны Алфавития. СЛАЙД № 13 Упражнение 285 (устно). VI. Итоги, оценки, домашнее задание СЛАЙД №14 — Итак, что мы знаем по теме «Фонетика»? — Чем отличаются звуки от букв? — сколько в русском языке букв? — Чем отличаются буквы Ъ и Ь от остальных букв? — Как располагаются слова в словарях? (в алфавитном порядке) — А что мы теперь умеем? (продолжают дети) — Различать буквы и звуки; — Правильно произносить буквы; — Находить и исправлять ошибки в названиях букв; — Располагать слова по алфавиту. — Наше путешествие заканчивается, откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 58, упражнение 291, это упражнение не должно вызвать у вас затруднений, так как на уроке сегодня подобную работу мы выполняли. Дополнительно (по времени): составить мини-рассказ на тему урока «За тридевять земель в Алфавитию» или нарисовать (по теме урока).
Файлы: урок.zip
Размер файла: 385450 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология