Автор конспекта:
Автор(ы): — Владыкина Н. В.
Место работы, должность: — МОУ «СОШ №8 МО «Ахтубинский район», учитель русского языка и литературы.
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — 1. Образовательные: обобщение и повторение знаний по теме «Фонетика»; расширение знаний о гласных и согласных, об алфавите, умение составить рассказ на грамматическую тему, делать выводы по теме; 2. Развивающие: развить наглядно-образное мышление; развитие исследовательских и творческих навыков. 3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку истории нашей страны.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: — 1. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Г.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. – 33-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 2006. – 317 с. 2. Русский язык 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5 класс» / авт.-сост. И.В.Карасева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 139 с. 3. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М.Разумовской и др. (М.: Дрофа): 5 класс – М.: ВАКО, 2007. 384с. – (В помощь школьному учителю). 4. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006.
Используемое оборудование: — 1. Мультимедийный аппарат.
Используемые ЦОР: — 1. Мультимедийная презентация.
Краткое описание: — Урок — путешествие. Ребята вспоминают расположение букв в алфавите, гласные и согласные. Узнают об истории алфавита. Вспоминают порядок синтаксического разбора, правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Урок содержит элемент игры.
Содержание . I. Организационный момент -Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие за тридевять земель в страну «Алфавития». II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока — На уроке мы повторим изученные сведения из раздела «Фонетика», научимся отличать устную речь от письменной, звуки и буквы, правильно произносить название букв, побываем на виртуальном экзамене по русскому языку. СЛАЙД № 1 Эпиграфом к нашему уроку послужит пословица: «Азбука – к мудрости ступенька». — Запишите: число, классная работа, тему урока и эпиграф к нему. Подумайте, почему в предложении (эпиграф) поставлено тире. (Синтаксический разбор предложения на доске – 1 ученик) — Из каких частей состоит слово «ступенька»? (Разобрать слово по составу: ступенька, один ученик выполняет на доске, остальные — в тетради). Слайд №2. — В путешествии мы совершим несколько остановок (их названия вы видите на доске), познакомимся с историей наших букв, научимся различать звуки и буквы, правильно называть буквы, вспомним алфавит и узнаем, для чего оно нужен. СЛАЙД № 3 — Что такое фонетика? (Это раздел науки о языке, который изучает звуки.) СЛАЙД № 4 — Какие жители живут в стране «Фонетика»? (Звуки. Гласные и согласные) — Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков. (Гласные. Состоят только из голоса. Воздух проходит через рот свободно. Согласные. В каждом согласном звуке есть шум . Воздух преодолевает препятствия: язык, нёбо, зубы, губы). Слайд №5. — Какие твердые и какие мягкие согласные не имеют парных звуков? (Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц]. Не имеют парных звуков мягкие согласные [ч'], [щ'], [й']). СЛАЙД № 6 — Итак, кто же главные жители страны Алфавития? (Буквы). IV. Воспроизведение знаний на новом уровне — Долгими извилистыми путями шло развитие письменности: от рисунков предметов к буквам. Много интересного могла бы рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобрели тот рисунок, который нам кажется настолько привычным, что мы и не предполагаем того, что буквы выглядели тогда иначе. — Мы добрались до остановки «Этимологическая». СЛАЙД № 7 — Из древности дошли до нас сведения, что славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и ризов», то есть черточек и зарубок. К нам дошли 2 поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации, существовавших у наших предков. Перед вами зашифрованные надписи. 1. Изображение платка с завязанным узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: завяжиузелокнапамять 2. Изображение топора, а по рисунку, образуя замкнутый квадрат, записаны буквы, но от начала к концу фразы надо читать (против) по часовой стрелке:’зарубинаносу Вы должны найти начало фразы и прочесть её. (работа на доске) — Следующая остановка «Старославянская». СЛАЙД №8. Слово учителю. В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг. За этот подвиг братья, позже, уже после смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки – «кириллица». Но некоторые буквы из той первой славянской азбуки исчезли из нее. А это что за странные буквы? Они оказывается, тоже из кириллицы, да вот до наших дней не дошли. Это буквы «ЯТЬ», «ЮС», (большой и малый), «КСИ», «ИЖИЦА». Были еще «ФИТА» и «ФЕРТ», которые обозначали один и тот же звук «ф», с той лишь разницей, что «ФИТА» употреблялась исключительно в словах греческого происхождения, а «ФЕРТ» — во всех остальных. Теперь ни названия «ФИТА», ни самой этой буквы в нашем алфавите и в помине нет. И названия «ФЕРТ» тоже нет, а сама буква, ее начертание (к примеру , в слове «фамилия») существует и поныне. СЛАЙД № 9. Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года: П о д о р о г ђ н е с л у ч и л о с ь н и к а к и х ъ с о б ы т i й . — Сколько вы видите отличий от того, как пишется это предложение сегодня? (Ответ: три). — А кто из вас знает человека, который первым на Руси напечатал азбуку? (Иван Фёдоров) СЛАЙД № 10 Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом. Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука». — А сейчас нас ждет, как в любой волшебной стране, самое необычное… прокатнемся на еже, оседлаем петуха, найдем себе верных друзей. (Песенка-азбука Б.Заходера «Алфавит»). Прослушаем стихотворение, научимся правильно произносить буквы. (ученик) Алфавит Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, славные сестрицы, Очень просят всех ребят с ними подружиться! А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ – прикатили на еже. Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно. Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха. Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья. Пять сестрёнок опоздали – заигрались в прятки. А теперь все буквы встали в азбучном порядке. Познакомьтесь с ними, дети: вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком. — Какие же буквы опоздали? Найдите их место в азбуке. (ё, й, ъ, ь, ы) — Пора и нам отдохнуть, а отдых наш – физкультминутка. Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места (круговые движения кистями рук) Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли, Сели, встали, сели, встали, Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь (прыжки на месте), Будто мой упругий мяч. — А теперь продолжим, мы все еще на «Алфавитной». Пред нами современный алфавит. Давайте еще раз правильно произнесем некоторые из них (выделены красным шрифтом). СЛАЙД № 12 — Сколько же всего букв в русском алфавите (33), гласных (10), согласных (21), какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ). — Запишите в тетрадь слова «алфавит, азбука», разберите по составу. (Один ученик работает у доски) (историч. – алфа-вит, аз-бук-а, современ. – алфавит-, азбук-а). — Остановка «Лексическая». СЛАЙД № 11 Перед вами слова: Алфавит, азбука, библиотека. — Составьте с ними предложения, одно запишите в тетрадь. (Первую азбуку напечатал Иван Федоров. Знание алфавита помогает в жизни. Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.) V. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений — Остановка «Лингвистическая». СЛАЙД № 12 Вы знаете, что такое библиотека, знаете, как располагаются книги на полках, слова в словарях и справочниках, фамилии учеников в классных журналах. (По алфавиту) — А сейчас один из вас поработает библиотекарем, расставит книги на нашей полке в алфавитном порядке. (У доски работает один ученик. Остальные — самостоятельно по вариантам. Задание записано на доске.) — В алфавитном ли порядке записаны слова? Исправьте ошибки, (если есть), запишите слова по алфавиту, подчеркните орфограммы. 1 вариант. Космос, кукуруза, компьютер. 2 вариант. Пирамида, погода, пластинка. Проверка работы «библиотекаря». — А теперь обратимся к учебнику, к одному из старожилов страны Алфавития. СЛАЙД № 13 Упражнение 285 (устно). VI. Итоги, оценки, домашнее задание СЛАЙД №14 — Итак, что мы знаем по теме «Фонетика»? — Чем отличаются звуки от букв? — сколько в русском языке букв? — Чем отличаются буквы Ъ и Ь от остальных букв? — Как располагаются слова в словарях? (в алфавитном порядке) — А что мы теперь умеем? (продолжают дети) — Различать буквы и звуки; — Правильно произносить буквы; — Находить и исправлять ошибки в названиях букв; — Располагать слова по алфавиту. — Наше путешествие заканчивается, откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 58, упражнение 291, это упражнение не должно вызвать у вас затруднений, так как на уроке сегодня подобную работу мы выполняли. Дополнительно (по времени): составить мини-рассказ на тему урока «За тридевять земель в Алфавитию» или нарисовать (по теме урока).
Файлы: урок.zip
Размер файла: 385450 байт.