Автор конспекта:
Автор(ы): — Юсупова Альфия Ниязовна
Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №4 города Азнакаево» РТ,учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Ознакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке, с понятием словообразовательная цепочка, показать последовательность образования новых слов, развивать творческие способности,обогащать словарный запас, умение использовать в речи новые словообразовательные конструкции.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Используемые учебники и учебные пособия: —
1.Метод усвоения новых знаний с элементами комментированного письма, индивидуально-дифференцированной работы, контроля знаний с опорой на сигнальные карточки, технология развивающего обучения с элементами развития творческих способностей, мультимедийные технологии.
2.Мультфильм "Вини Пух".
3."Русский язык в школе № 3, 89 г., № 4,95 г., "Русский язык и литература в украинской школе" №1, 90 г., "Магариф" №10, 2005 г., Л.А.Введенская "От собственных имён к нарицательным", Москва, "Просвещение", 1981 г., Н.А.Ростовцева "Уроки русского языка в 5 классе национальной школы", М., "Просвещение", 80 г., учебник Григорян Л.Т.,Баранов М.Т. "Русский язык в 6 классе", М., "Просвещение"2007 г.
Используемая методическая литература: —
"Русский язык в школе № 3, 89 г., № 4,95 г., "Русский язык и литература в украинской школе" №1, 90 г., "Магариф" №10, 2005 г., Л.А.Введенская "От собственных имён к нарицательным", Москва, "Просвещение", 1981 г., Н.А.Ростовцева "Уроки русского языка в 5 классе национальной школы", М., "Просвещение", 80 г.,
Используемое оборудование: —
1.Проектор
2.Интерактивная доска
Используемые ЦОР: —
Словообразовательные словари
Краткое описание: — (МБОУ СОШ №4)Данный урок даёт возможность легко и непринуждённо ознакомить ребят в игровой форме с такой сложной темой как "Словообразование", а также незаметно для них проконтролировать первоначально усвоенные знания по теме.
План урока:
1. Актуализация прежних знаний.
Слово учителя.
Театрализованное представление.
Ответы на вопросы, заданные во время представления.
Повторение. Состав слова.
Презентация частей слова.
2.Формирование новых понятий.
1)Работа у доски.Игра.
Составить слова по схеме .
2)Слово учителя. Ребята определяют тему урока, цель.
Работа по карте путешествия.
3) Запись темы.
4) Беседа по вопросам о способах словообразования.Схемы даны на слайдах.
3. Формирование умений и навыков.
1)Коллективная работа (по цепочке выходят к доске).
Способы словообразования.
2) Работа на интерактивной доске. Построение словообразовательной цепочки.
4.Закрепление. Творческая работа.
1) Работа в группах. Продолжить стихи. Придумать фамилии с помощью суффиксов.
2) Просмотр кадра из мульфильма "Вини Пух". Обсуждение неологизмов Вини.
Отвечаем на вопрос: "Каким способом данные неологизмы образованы?"
5.Контроль знаний.
1)Работа с сигнальными карточками или индивидуально-дифференцированная по карточкам.
Задание. Определить способ образования.
6.Обобщение.Оценки.
7.Домашнее задание по группам.
1) О каких способах образования узнали?
2) Возвращаемся к эпиграфу. Было ли нам скучно на уроке?
Конспект урока.
1.Слово учителя:
— Здравствуйте, ребята, гости, рада Вас видеть весёлым, бодрыми.Сегодня мы с вами отправимся в необычную страну Словообразование,которая нам поможет открыть новые слова, образованные при помощи разных морфем, обогатить словарный запас и использовать его в нашей речи.
2.Ответы на вопросы:
Давайте вспомним
1) что такое морфема?;
2) какие морфемы мы знаем?;
3) В чём разница между приставкой и суффиксом?;
4) что такое корень?
Ученики, отвечают на вопросы театрализованной презентацией частей слова, подготовленной по индивидуальным заданиям дома:
1-ый ученик: — Морфема я очень даже значимая!!! Несу в себе значение всем на удивление!
2-ой ученик: — Я приставка, я служу для образования новых слов.
3 -ий ученик: — Я суффикс. и я служу для образования новых слов.
4-ый: — Но чего же нам не хватает? ( вопрос задают классу)
— Корня!! — отвечает класс
5 -ый ученик: — Корень я и без меня Вы не туда и не сюда, несу в себе значение лексическое я. Когда пойдёте вы со мной, получится словообразовательный строй.
3. Игра.Составь слова по схеме.( проблемный характер)
— Какой ряд больше и быстрее ( за 3 минуты) придумает слов по данным схемам. (схемы указанв на интерактивной доске — слайд)
а) приставка + корень + окончание;
б) корень + суффикс + окончание;
в) приставка + корень + суффикс + окончание;
г) основа +о/е + основа;
д) сложносокращённые;
е) переход их одной части речи в другую.
4.Слово учителя:
1) Какой способ образования слов нам не знаком? Что же это за новый способ? Об этом и о других способах образования слов мы узнаем, попав в страну Словообразование.
Работа по карте (слайд)
— В каких пунктах состоится остановка?
Запишем тему.
5. Беседа:
— Какие способы образования мы видим на схеме?
— О следующем способе читаем на стр. 49 ( 2 абзац)
— А теперь давайте вместе поработаем над упр.126 учебника ( повторяем орфограммы).
Задание:
а) укажите от какого слова образовано новое слово и при помощи какой части слова? (морфемы);
б) постройте словообразовательную цепочку каждого ряда по очереди (работа в тетради ина доске, комментарии, проверка);
6. Творческая работа.Задания по группам:
1 -ая : придумайте фамилии при помощи суффиксов — ин- ов от названий зверей, обитающих в нашем Татарстане;
2 -ая : объясните образование вашей фамилии;
3 -я : придумайте стихотворение, подобрав к данным на доске словам уменьшительно-ласкательные суффиксы, а также приставки, окончания можно менять, можно добавлять слова:
— бежал……….кот + ^,
— ..крыл…………рот +^,
-..болел……….живот+^
Полученное стихотворение может быть таким:
Ты открой ,мой котик,
розовый свой ротик,
Напою тебя я молочком,
чтобы не болел животик…
7.Замечательным придумщиком новых слов считается Вини Пух.Посмотрите, пожалуйста отрывок из мультфильма и назовите новые слова, которые образовал Вини.Каким способом образованы данные слова?
— мопилки,
— сопилки…
А теперь послушайте сказку и подумайте, как образовано слово слонопотам?
— Очень часто таким словотворчеством занимаются маленькие дети. Приведите примеры. (Мапа, пама,намокри и т.д.)
8.Контроль знаний: (работа с сигнальными карточками)
На слайдах высвечиваются слова, образование которых нужно определить и поднять необходимую карточку.
— При помощи какой морфемы образованы данные слова? ( на 30 учеников дано 30 слов)
9. Обобщение.Оценки.
— В какой стране мы побывали сегодня?
— С какими способами образования познакомились?
10. Домашнее задание по группам.
— составьте словообразовательную цепочку
Файлы: Карточки по русскому языку.zip
Размер файла: 1535171 байт.