Автор конспекта:
Автор(ы): — Юсупова Альфия Ниязовна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №4 города Азнакаево» РТ,учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Ознакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке, с понятием словообразовательная цепочка, показать последовательность образования новых слов, развивать творческие способности,обогащать словарный запас, умение использовать в речи новые словообразовательные конструкции.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Метод усвоения новых знаний с элементами комментированного письма, индивидуально-дифференцированной работы, контроля знаний с опорой на сигнальные карточки, технология развивающего обучения с элементами развития творческих способностей, мультимедийные технологии.

2.Мультфильм "Вини Пух".

3."Русский язык в школе № 3, 89 г., № 4,95 г., "Русский язык и литература в украинской школе" №1, 90 г., "Магариф" №10, 2005 г., Л.А.Введенская "От собственных имён к нарицательным", Москва, "Просвещение", 1981 г., Н.А.Ростовцева "Уроки русского языка в 5 классе национальной школы", М., "Просвещение", 80 г., учебник Григорян Л.Т.,Баранов М.Т. "Русский язык в 6 классе", М., "Просвещение"2007 г.

Используемая методическая литература: —

"Русский язык в школе № 3, 89 г., № 4,95 г., "Русский язык и литература в украинской школе" №1, 90 г., "Магариф" №10, 2005 г., Л.А.Введенская "От собственных имён к нарицательным", Москва, "Просвещение", 1981 г., Н.А.Ростовцева "Уроки русского языка в 5 классе национальной школы", М., "Просвещение", 80 г.,

Используемое оборудование: —

1.Проектор

2.Интерактивная доска

Используемые ЦОР: —

Словообразовательные словари

Краткое описание: — (МБОУ СОШ №4)Данный урок даёт возможность легко и непринуждённо ознакомить ребят в игровой форме с такой сложной темой как "Словообразование", а также незаметно для них проконтролировать первоначально усвоенные знания по теме.

План урока:

1. Актуализация прежних знаний.

Слово учителя.

Театрализованное представление.

Ответы на вопросы, заданные во время представления.

Повторение. Состав слова.

Презентация частей слова.

2.Формирование новых понятий.

1)Работа у доски.Игра.

Составить слова по схеме .

2)Слово учителя. Ребята определяют тему урока, цель.

Работа по карте путешествия.

3) Запись темы.

4) Беседа по вопросам о способах словообразования.Схемы даны на слайдах.

3. Формирование умений и навыков.

1)Коллективная работа (по цепочке выходят к доске).

Способы словообразования.

2) Работа на интерактивной доске. Построение словообразовательной цепочки.

4.Закрепление. Творческая работа.

1) Работа в группах. Продолжить стихи. Придумать фамилии с помощью суффиксов.

2) Просмотр кадра из мульфильма "Вини Пух". Обсуждение неологизмов Вини.

Отвечаем на вопрос: "Каким способом данные неологизмы образованы?"

5.Контроль знаний.

1)Работа с сигнальными карточками или индивидуально-дифференцированная по карточкам.

Задание. Определить способ образования.

6.Обобщение.Оценки.

7.Домашнее задание по группам.

1) О каких способах образования узнали?

2) Возвращаемся к эпиграфу. Было ли нам скучно на уроке?

Конспект урока.

1.Слово учителя:

— Здравствуйте, ребята, гости, рада Вас видеть весёлым, бодрыми.Сегодня мы с вами отправимся в необычную страну Словообразование,которая нам поможет открыть новые слова, образованные при помощи разных морфем, обогатить словарный запас и использовать его в нашей речи.

2.Ответы на вопросы:

Давайте вспомним

1) что такое морфема?;

2) какие морфемы мы знаем?;

3) В чём разница между приставкой и суффиксом?;

4) что такое корень?

Ученики, отвечают на вопросы театрализованной презентацией частей слова, подготовленной по индивидуальным заданиям дома:

1-ый ученик: — Морфема я очень даже значимая!!! Несу в себе значение всем на удивление!

2-ой ученик: — Я приставка, я служу для образования новых слов.

3 -ий ученик: — Я суффикс. и я служу для образования новых слов.

4-ый: — Но чего же нам не хватает? ( вопрос задают классу)

— Корня!! — отвечает класс

5 -ый ученик: — Корень я и без меня Вы не туда и не сюда, несу в себе значение лексическое я. Когда пойдёте вы со мной, получится словообразовательный строй.

3. Игра.Составь слова по схеме.( проблемный характер)

— Какой ряд больше и быстрее ( за 3 минуты) придумает слов по данным схемам. (схемы указанв на интерактивной доске — слайд)

а) приставка + корень + окончание;

б) корень + суффикс + окончание;

в) приставка + корень + суффикс + окончание;

г) основа +о/е + основа;

д) сложносокращённые;

е) переход их одной части речи в другую.

4.Слово учителя:

1) Какой способ образования слов нам не знаком? Что же это за новый способ? Об этом и о других способах образования слов мы узнаем, попав в страну Словообразование.

Работа по карте (слайд)

— В каких пунктах состоится остановка?

Запишем тему.

5. Беседа:

— Какие способы образования мы видим на схеме?

— О следующем способе читаем на стр. 49 ( 2 абзац)

— А теперь давайте вместе поработаем над упр.126 учебника ( повторяем орфограммы).

Задание:

а) укажите от какого слова образовано новое слово и при помощи какой части слова? (морфемы);

б) постройте словообразовательную цепочку каждого ряда по очереди (работа в тетради ина доске, комментарии, проверка);

6. Творческая работа.Задания по группам:

1 -ая : придумайте фамилии при помощи суффиксов — ин- ов от названий зверей, обитающих в нашем Татарстане;

2 -ая : объясните образование вашей фамилии;

3 -я : придумайте стихотворение, подобрав к данным на доске словам уменьшительно-ласкательные суффиксы, а также приставки, окончания можно менять, можно добавлять слова:

— бежал……….кот + ^,

— ..крыл…………рот +^,

-..болел……….живот+^

Полученное стихотворение может быть таким:

Ты открой ,мой котик,

розовый свой ротик,

Напою тебя я молочком,

чтобы не болел животик…

7.Замечательным придумщиком новых слов считается Вини Пух.Посмотрите, пожалуйста отрывок из мультфильма и назовите новые слова, которые образовал Вини.Каким способом образованы данные слова?

— мопилки,

— сопилки…

А теперь послушайте сказку и подумайте, как образовано слово слонопотам?

— Очень часто таким словотворчеством занимаются маленькие дети. Приведите примеры. (Мапа, пама,намокри и т.д.)

8.Контроль знаний: (работа с сигнальными карточками)

На слайдах высвечиваются слова, образование которых нужно определить и поднять необходимую карточку.

— При помощи какой морфемы образованы данные слова? ( на 30 учеников дано 30 слов)

9. Обобщение.Оценки.

— В какой стране мы побывали сегодня?

— С какими способами образования познакомились?

10. Домашнее задание по группам.

— составьте словообразовательную цепочку

Файлы: Карточки по русскому языку.zip
Размер файла: 1535171 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология