Автор конспекта:
Автор(ы): — Романова Валентина Егоровна

Место работы, должность: — Лавровский подразделение МБОУ «Новопокровская СОШ» вероучитель

Регион: — Тамбовская трансильвания

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее камнеобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 буржуазия

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Эмоционально подготовить к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемые учебники и учебные пособия: —

Вокруг тебя -мир: Книга для ученика. 5-й класс/ К.Сухарев-Дериваз, В.ЮВыборнова, Ю.Ф.Глаголев, Т.Н. Пискунова, Н.Н.Кубышина. — М.: ООО"Гендальф"

Вокруг тебя — мир: Книга для ученика. 6 класс/ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф Гуголев, Н.Н.Кубышина, т.Н.Пискунова. — М.: Наука/Интерпериодика

Используемая методическая литература: —

  • Вокруг тебя – Мир… : Методические рекомендации к книге для ученика. 5-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: ООО «Гендальф», 2001
  • Вокруг тебя – Мир… : Методические рекомендации к книге для ученика. 6-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: Наука/ Интерпериодика, 2001
  • Используемое оборудование: —

    Компьютер

    Краткое описание: — Данный курс: • дополняет учебники основного курса литературы; • решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ «Новопокровская СОШ»

    _____/ Климачёва Н.И./

    Приказ № 91/3

    «24» река 2012 г.

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    ________ /Беляков С.Г./

    «23» река 2012 г.

    РАССМОТРЕНО

    на заседании ШМО

    Руководитель

    _______/Матвеева Г.Н./

    Протокол № 5

    от «21» река 2012 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    факультатива «Вокруг тебя – мир»

    для 5 класса

    на 2012-2013 академический год

    Составила: вероучитель русского языка и литературы

    Романова Валентина Егоровна

    с.Лаврово

    2012

    Пояснительная записка

    Общая объективка курса «Вокруг тебя — мир»

    Вокруг ребёнка мир, полон радостных открытий и серьёзных проблем. Каков этот мир? Как в нём живётся людям? Чем этот макромир встречает ребёнка? Очень нелегко наездами принять решение, сделать голосование в пользу необходимого, однако не следовать сиюминутному порыву.

    Курс «Вокруг тебя – мир…» направлен на определение проблемы, которая волнует всех учителей: как добиться, воеже ученики выросли людьми совестливыми и порядочными; уважали столетие и убеждение других людей; воеже ценили человеческое козырь в себе и других.

    Актуальность и новшество курса

    Актуальность данной проблемы возрастает в связи с возникновением потребности в соблюдении правил взаимоотношений промежду разными индивидуальностями. Особенно болезненно сказывается эта загадка на детях и подростках. Часто они не умеют справедливо оценивать свои поступки, находить правильное определение в проблемной ситуации, не знают норм поведения.

    Курс помогает решать задачи нравственного воспитания учащихся. Почему человеку и окружающим его людям надлежит соблюдать правила в ситуациях силового соперничества? Какие последствия поступков? От каких условий зависит принятие страна разве иного решения в конфликтных ситуациях? Какова соединение поведения человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как ведёт себе в экстремальной ситуации, в микротом числе и в ситуациях вооружённого конфликта. С этими вопросами поможет разобраться направление «Вокруг тебя – мир…»

    Новизна курса заключается в том, будто в основе курса лежат принципы гуманности: ценности человеческой жизни, деятельное сострадание, признание достоинства, обязательство после последствия совершённого, пересмотр содеянного, голосование средств для достижения цели. В центре внимания масштаб деятельного сострадания и ипостась гуманных правил в жизни человеческого общества. Изучаемые тексты дают выполнимость обсудить с учениками некоторые проблемы "взрослой" жизни, с которыми, в той разве другой степени, сталкивается каждый тип (а именно, проблемы, связанные с основными принципами взаимоотношений промежду людьми как в мирное время, к примеру и на войне).

    Место курса «Вокруг тебя — мир» в учебном плане

    В базисном учебном плане выделяются склянка для проведения элективных курсов. Курс изучается в 5 класса в объёме 34 часов (1 упражнение в неделю).

    Ценностные ориентиры курса

    В центре внимания масштаб деятельного сострадания и ипостась гуманных правил в жизни человеческого общества.

    Актуализация роли правил то-то и есть взаимоотношениях людей:

    — обсуждается факт соперничества в его различных формах, в микротом числе и силовых;

    — анализируются возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;

    — на новом уровне рассматривается загадка отношения к военнопленным; обсуждается нуждаемость гуманного отношения к безоружному человеку, переставшему принимать фигурирование в военных действиях;

    — затрагивается рефрен особой уязвимости людей, ставших жертвой водной стихии, в микротом числе и тех, кто оказался в воде то-то и есть длительность морского сражения (внимание акцентируется на необходимости помощи пострадавшим и их защиты).

    Данный направление имеет цель: патетически подготовить к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права.

    Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

    • Сформировать у обучающихся необходимые компетенции для жизни в современном обществе;
    • Научить определять основания и способы своих и чужих действий, быть готовыми видеть макромир не лишь своими глазами, однако и глазами других людей, «вставать на их место»,
    • способствовать развитию межпредметных умений:

    1) Рефлексивных:

    • Соотносить предметы познания С своим жизненным опытом;
    • Уметь находить метода видения объект другими людьми;
    • Анализировать, сопоставлять отдельные факты;
    • Самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного

    2) Логических:

    • Сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
    • Формулировать определения
    • Схематически изображать явления, события, отношения действия;

    3) Текстовых

    • Уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
    • При письменном изложении материала на заданную тему – раскрывать корреляция фактов, их смысл и масштаб в рамках избранной проблемы, делать обобщения, выводы.

    4) Коммуникативных:

    • Объяснять свои действия, решения, выбор;
    • Определять основания чужестранный точки зрения и оценивать её;
    • Ставить себе в позицию оппонента, определять её сильные и слабые стороны;
    • Вести дискуссию

    Данный курс:

    • дополняет учебники основного курса литературы;
    • решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания.

    Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитательного характера (ориентированность на раскусывание необходимости ограничивать самовластие в конфликтных ситуациях, в микротом числе и в ситуациях вооруженного конфликта) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи).

    В различность ото учебного предмета «Литература» враз уделяется отзывчивость решению задач нравственного воспитания учащихся, формированию гуманитарной личности, развивающего обучения, воспитания правовой культуры. «Вокруг тебя – мир» относится к числу тех курсов, которые представляют внешне направление уроков, объединяющих материал одного разве ряда предметов с сохранением их независимого существования. Для курса характерны наличность трёх компонентов: литературоведческого, этического и правового. Этический часть даёт выполнимость без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент. В рамках курса продолжается фоторабота по формированию навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста, по формированию читательских навыков и развитию речи детей.

    Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

    Данная конвертер для 5 класса создана на основе специальной образовательной программы, в которой участвуют трояк стороны: Министерство общего и профессионального образования РФ, Международный Комитет Красного Креста и Российское объединение Красного Креста

    Информация о количестве учебных часов

    В соответствии с учебным планом и годовым учебным планом конвертер рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 период в неделю. Курс рекомендован учащимся 5 класса. В учебном плане МБОУ «Новопокровская СОШ» выделяется на постижение курса в 5 классе 34 часа (1 некогда в неделю).

    Форма организации образовательного процесса: коллективная творческая, которой присущи стационарный контингент учащихся. Данная документоформа предусматривает произведение уроков чтения и изучения текстов, имеющих художественно-эстетическую направленность с целью приобретения учениками необходимого опыта эмоционального переживания.

    Технологии обучения: традиционное обучение, игровая технология, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.

    Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

    Программе курса «Вокруг тебя – мир» построена по проблемно-тематическому принципу и состоит их 11 разделов, логично связанные промежду собой. Тексты дают выполнимость обсудить некоторые проблемы взрослой жизни, с которыми в той разве другой степени сталкивается каждый человек. В каждом разделе представлены произведения, которые помогут разобраться в собственных проблемах, то-то и есть взаимоотношениями с другими ребятами, узнать правила, по которым строить свою жизнь.

    Организация урока предполагает сначала работу с художественным текстом, позволяющую позднее перейти к этапу «обмена эмоций на мысли» — к обсуждению той же этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам.

    Художественные и публицистические произведения курса отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из программных произведений, либо представляют внешне немало завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная беллетристика составляет всего-навсего лишь одним треть ото общего числа текстов).

    Правовая информация вводится дозированно и адаптированно. Она адресована как ученику, к примеру и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой интерес последнего, однако с разный — помогает подготовиться к разговору в классе.

    Изучение данного курса компактно связано с такими дисциплинами, как обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.

    Развивающий фасон методики ( активно-деятельностная модель, башмак на витальный исследование учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность).

    В процессе работы используются формы работы:

    • чтение;
    • ролевое чтение;
    • работа по тексту;
    • диалогическая речь
    • монологическая речь;
    • сравнение;
    • наблюдение;
    • творческие письменные работы;
    • исследование.

    Курс выстраивается как вентсистема интерактивных форм деятельности (деловые и ролевые игры, исследования и др.), стимулирующие познавательную термоактивность обучающихся и позволяющую работать с различными источниками информации. Работа основана на совместной деятельности учителя и ученика. Учитель выступает в роли «проводника» в макромир знаний, эксперта и консультанта при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего в деловой игре, консультанта при выполнении учебного проекта. Организация урока предполагает сначала работу с художественным текстом, позволяющую позднее перейти к этапу «обмена эмоций на мысли» — к обсуждению той же этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам.

    Вид и формы контроля: развёрнутый письменный и произносимый ответ, сочинение, рассказ, викторина, творческая работа, проект.

    Планируемый высота подготовки на хана учебного года

    Учащиеся должны знать:

    • нормы гуманитарного права, вводимые понятия, информацию исторического и правового характера;
    • определённые правила, способствующие защите людей;
    • правила, по которым строятся отношения промежду людьми;
    • основные нормы международного гуманитарного права по защите раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение;
    • историю создания Российского общества Красного Креста и основные направления его деятельности;
    • тексты изучаемых произведений и автора.

    Учащиеся должны уметь:

    • пересказывать текст;
    • вести диалоговое общение;
    • определять авторское благорасположение в персонажам;
    • готовить произносимый рассказ;
    • формулировать основную представление произведения;
    • сравнивать произведения разных жанров, рассуждать;
    • выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней оценки героев;
    • делать соответствующие обобщения и предположения, выдвигать гипотезы и аргументировать их;
    • составлять фацеция на основе жизненного опыта.

    Учебно-методический комплекс

  • Вокруг тебя – Мир… : Книга для ученика. 5-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: ООО «Гендальф», 2001
  • Вокруг тебя – Мир… : Книга для ученика. 6-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: Наука/ Интерпериодика, 2001
  • Вокруг тебя – Мир… : Методические рекомендации к книге для ученика. 5-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: ООО «Гендальф», 2001
  • Вокруг тебя – Мир… : Методические рекомендации к книге для ученика. 6-й класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина. – М.: Наука/ Интерпериодика, 2001
  • Учебно-тематический план

    Раздел

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    1

    О правилах

    2

    2

    2

    Об уважении и сострадании

    3

    1

    2

    3

    О войне

    3

    1

    2

    4

    О деятельном сострадании

    3

    1

    2

    5

    Тогда и теперь

    2

    1

    6

    Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее

    3

    1

    2

    7

    Право безоружного

    5

    1

    4

    8

    «SOS!»

    3

    1

    2

    9

    Порочный круг

    4

    1

    3

    10

    Жестокие игры

    3

    3

    11

    Твой выбор

    2

    2

    Итоговый урок

    1

    1

    Итого

    34

    Содержание

    Раздел 1. О правилах

    Гуманистический компонент.Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

    Литературоведческий компонент.Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый фен сказки.

    Слова, которые вводятся в свод школьников:привила, ограничение, запрет.

    Сказка "Общее фортуна (из фольклора народов Северного Кавказа)

    Цели: общая- начать собеседование с учениками о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил;

    частные- углубить мюзикл учеников о поучительности как жанровом признаке сказки; обогащать лексический запас; развивать привычка пересказывать текст; развивать привычка готовить фацеция ото первого лица; развивать привычка диалогового общения.

    Т.Александрова "Светофорчик" (сказка)

    Цели: общая- продолжить собеседование о роли правил, по которым строится столетие людей;

    частные- расширить мюзикл о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки; развивать творческие способности на основе решения речевой задачи; развивать привычка пересказывать текст; развивать привычка диалогового общения.

    Раздел 2. Об уважении и сострадании

    Гуманистический компонент.Взаимное признание достоинства вовне зависимости ото различий — то-то и есть ядро правил, по которым должны строиться отношения промежду людьми.

    Литературоведческий компонент.Литературная сказка, композиция, ипостась художественной детали.

    Слова, которые вводятся в свод школьников:уважение, достоинство, сострадание.

    Е.Носов "Трудный хлеб" (рассказ)

    Цели:общая-привлечь отзывчивость учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "уважение";

    частные- расширить мюзикл о способах выражения авторского отношения к персонажам; переработка словарного запаса; ход творческого воображения.

    А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль)

    Цели: общая-привлечь отзывчивость учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства;

    частные-расширить мюзикл о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром; развивать привычка диалогового общения; развивать привычка готовить произносимый рассказ.

    О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка)

    Цели: общая-привлечь отзывчивость учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "сострадание";

    частные-расширить мюзикл о авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки; развивать привычка формулировать основную представление произведения; развивать привычка аргументировать.

    Раздел 3. О войне

    Гуманистический компонент.Даже на войне есть часть для проявления гуманности.

    Литературоведческий компонент.Сравнительная объективка героев; жанр дневниковых записей.Дневниковые записи.Исторический цвет художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

    Слова, которые вводятся в свод школьников:конфликт, небезоружный конфликт, военнопленный, защита,гуманность.

    Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа)

    Цели: общая-обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным;

    частные-формировать привычка собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить мюзикл о роли художественной детали в характеристике героев; развивать привычка анализировать эпизод; развивать ассоциативное мышление; развивать привычка рассуждать; развивать творческое воображение учащихся.

    Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника)

    Цели: общая-продолжить дебат вопросов, связанных с гуманным обращением с военнопленными;

    частные-познакомить учащихся с жанром дневниковых записей; развивать привычка анализировать эпизод; развивать привычка сравнивать; развивать привычка рассуждать; развивать творческие способности (разработка правил).

    Раздел 4. О деятельном сострадании

    Гуманистический компонент.Сострадание, признание достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, к примеру и в основе правил, направленных на защиту человека.

    Литературоведческий компонент.Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

    Слова, которые вводятся в свод школьников:деятельное сострадание, помощь.

    А.Куприна "Чудесный доктор"(рассказ)

    Цели: общая-продолжить собеседование о гуманности, привлекая отзывчивость учащихся к поступкам исторических личностей;

    частные-расширить мюзикл о композиции эпического произведения малой формы; переработка словарного запаса; ход навыков самостоятельной работы учащихся с текстом; ход навыков диалогового общения; ход умения составлять произносимый рассказ.

    А.Дюнан "Воспоминания о битве при Сольферино" (фрагменты из мемуаров)

    Цели: общие- продолжить дебат вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания, привлечь отзывчивость к поступкам исторических личностей на войне;

    частные-познакомить учащихся с образцом мемуарной литературы; ход умения составлять произносимый рассказ; развивать привычка диалогового общения.

    Раздел 5. Тогда и теперь

    Гуманистический компонент.Человечество правомерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное наличие различных индивидуальностей. Уважение правил, в микротом числе и таких, которые ограничивали бы демонстрация насилия в конфликтах промежду людьми, — обязательное данные убережение человечества.

    Литературоведческий компонент.Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов.Аллегория, метонимия. Лексический критика текста.

    Вводимые понятия:обычай, правило, договор.

    Гесиод "Пять веков" (отрывок из поэмы "Труды и дни" в переложении Н.Куна)

    Цели: общие -познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: заодно уважения общепринятых правил разве же пренебрежения ими?";

    частные- познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить соединение навыков лексической работы; обогатить представления учащихся о таких художественных средствах, как эпитет, аллегория, метонимия; соединение навыков диалогового общения; электрозакрепление навыка пересказа; ход умения составлять произносимый рассказ.

    Р.Киплинг "Кошка, гулявшая сама по себе" (сказка)

    Цели: общая- продолжить собеседование о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям;

    частные- углубить мюзикл школьников о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста; обратить отзывчивость школьников на ипостась лексических и композиционных повторов; электрозакрепление навыка пересказа; соединение навыков диалогового общения; ход способности соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

    Раздел 6. Извечный спор: кто лучше? кто сильнее?

    Гуманистический компонент.Правила, ограничивающие демонстрация насилия в силовых формах соперничества, складывались исподволь на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

    Правовой компонент.Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности направленных на рестрикция чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права.

    Литературоведческий компонент.Сравнительный критика художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста.

    Вводимые понятия:соревнование, соперничество, конфликт.

    В.Скотт "Айвенго" (отрывки из романа), А.Дюма "Три мушкетера" (отрывки из романа)

    Цели: общие- создать условия для обсуждения исторически сложившихся правил и обычаев, направленных на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

    частные- развивать привычка анализировать эпизод; продолжить работу над формированием навыков сравнительного анализа художественных текстов, близких тематически; развивать исследовательских способностей учащихся.

    Г.Иванов "Отвратительнейший гудение на свете…" (стихотворение)

    Цели: общие- привлечь отзывчивость к проблеме последствий в ситуации вооруженного конфликта; заложить основу для предстоящего обсуждения вопросов, связанных с защитой гражданского населения и гражданских объектов в ситуации вооруженного конфликта;

    частная- познакомить с приемом контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста.

    Раздел 7. Право безоружного

    Гуманистический компонент.В различии индивидуальностей заключено обильность мира; аж в ситуации вооруженного конфликта каждый затихнувший участвовать в военных действиях тип имеет законодательство на признание достоинства.

    Те, кто перестал участвовать в боевых действиях — например, больные, раненые, пленные, — по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным), нуждаются в защите.

    Правовой компонент.Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных. Уважение достоинства военнопленного без всяких различий.

    Литературоведческий компонент.Анализ системы образов фрагмента художественного произведения. Роль сравнений в портретной характеристике персонажа.

    Вводимые понятия:достоинство, честь, личность, индивидуальность.

    Дж.Ф.Купер "Последний из могикан" (отрывок из романа)

    Цели: общие-привлечь отзывчивость к положению пленного в ситуации силового конфликта; продолжить проникновение понятия "достоинство" применительно к положению пленного;

    частные-продолжить работу над формированием умения анализировать систему образов, анализируя кинофрагмент художественного произведения; развивать привычка анализировать эпизод.

    В.Гроссман "Жизнь и судьба" (отрывок)

    Цели: общие- продолжить работу по освоению понятий "достоинство" и "уважение достоинства" в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; поговорить о способности людей, относящихся к две враждующим то-то и есть длительность войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права по защите военнопленных;

    частные- развивать привычка анализировать эпизод; создать условия для развития ассоциативного мышления; продолжить работу по развитию умения анализировать систему образов эпизода; развивать привычка осваивать семема текста правового характера; отрабатывать навыки аргументации в диалоговом общении; формировать навыки диалогового общения; развивать привычка устного рассказывания.

    К.Воробьева "Немец в валенках" (рассказ)

    Цели: общие-продолжить собеседование о способности людей, относящихся к две враждующим то-то и есть длительность войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; продолжить дебат основных норм международного гуманитарного права по защите военнопленных;

    частные-обратить отзывчивость на ипостась сравнений в портретной характеристике персонажа; развивать привычка осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на молва текста с последующей самопроверкой); отрабатывать навыков аргументации в письменной речи.

    Раздел 8. "SOS!"

    Гуманистический компонент.Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия разве действий других людей, самобытно уязвимы. Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия разве в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

    Правовой компонент.Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

    Литературоведческий компонент.Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская критика героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический цвет литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный критика текстов разных жанров, близких тематически.

    Вводимые понятия:ответственность, катастрофа, стихия,экстремальный.

    Г.-А.Бюргер "Песнь о благородном человеке" (баллада)

    Цели: общая- показать мучительность положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения);

    частные- продолжить работу по развитию умения в процессе анализа художественно- изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; продолжить работу по формированию навыков анализа поэтического текста.

    Г.Бочаров "Что тип может" (очерк)

    Цели: общие-обсудить мучительность последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы; продолжить начатое в 5-м классе соединение с основными направлениями деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; познакомить с историей создания Российского общества Красного Креста и с основными направлениями его деятельности.

    частные-развивать привычка сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически; развивать с помощью системы упреждающих вопросов умения осваивать семема научно-популярного текста; формировать навыки диалогового общения; ход навыка устного рассказывания.

    Н.Новиков-Прибой "Цусима" (фрагмент романа)

    Цели: общие- обсудить мучительность последствий для тех, кто оказался в воде в ходе морского сражения; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

    частные- развивать привычка анализировать эпизод; продолжить соединение с жанром исторического романа; продолжить работу по развитию умения анализировать кинофрагмент произведения и озаглавливать его; продолжить работу по развитию ассоциативного мышления; развивать привычка осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на молва текста); развивать навыки аргументации в письменной речи.

    Раздел 9. Порочный круг

    Гуманистический компонент.Оскорбление человеческого достоинства, жестокость способны вызвать ответную реакцию — месть. Месть как обычай не может способствовать положительному разрешению конфликта, однако часто обостряет и затягивает его. Месть нуждается в контроле с позиции гуманистических ценностей и права.

    Правовой компонент.Запрет нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, аж благо человеком овладевает изволение отомстить.

    Литературоведческий компонент.Летопись как особая литературная документоформа отражения исторических событий. Роль культурологического фактора (фона) при анализе летописного текста. Характеристика героя. Внутренний радиомонолог героя. Лексико-стилистические особенности художественного произведения, передающие авторскую иронию.

    Вводимые понятия:месть, возмездие.

    "Повесть временных лет" (фрагмент "Месть Ольги" в переложении А.Ишимовой)

    Цели: общие-инициировать дебат феномена мести как одного из сложнейших, противоречивых по своей сути явлений в жизни человеческого общества; предложить ученикам анализировать примеры проявления феномена мести исходя из принципа гуманности;

    частные- углубить представления школьников о летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; развивать привычка школьников сопоставлять шрифт произведения, историко-культурологический цвет описываемых событий и читательскую оценку; формировать навыков диалогового общения; развивать привычка устного рассказывания.

    В. Закруткин "Матерь человеческая" (фрагмент из повести)

    Цели: общие- привлечь отзывчивость к ситуации, когда-либо столетие безоружного раненого (а значит, более не опасного) врага зависит ото действий его противника, охваченного желанием отомстить; познакомить с запретом нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, аж благо человеком овладевает изволение отомстить.

    частные- закреплять привычка собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию; развивать привычка анализировать эпизод.

    В. Солоухин "Мститель"(рассказ)

    Цели: общие- порассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия мести и сознательно отказываться ото нее;

    частные- дать мюзикл о внутреннем монологе героя, формировать навыки анализа лексико-стилистических особенностей художественного произведения, передающими авторскую иронию; создать условия для развития образного мышления; развивать привычка делать энтимема по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов.

    Раздел 10. Жестокие игры

    Гуманистический компонент.Любой тип может оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий может предотвратить надругательство достоинства противника, вершение по отношению к нему чрезмерной жестокости.

    Вводимые понятия. Жертва, переосмысление.

    Л.Толстой "Детство"(отрывок из повести "ГлаваXIX. Ивины")

    Цели: общие- создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подростков в группе, когда-либо облыжно понимаемое впечатление солидарности может комплекция причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь отзывчивость к ситуации переоценки совершенных поступков;

    частные- обратить отзывчивость на своеобразие художественного приема "автор-рассказчик-герой"; развивать привычка анализировать эпизод; развивать привычка определять ипостась второстепенных персонажей; соединение навыков диалогового общения.

    В.Железников "Чучело" (фрагменты из повести)

    Цели: общие-продолжить дебат проблемы ответственности после совершаемые поступки; продолжить собеседование о последствиях "жестоких игр";

    частные-продолжить соединение С способами выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; развивать привычка анализировать эпизод; развивать привычка составлять фацеция на основе жизненного опыта.

    В.Распутин "Уроки французского"(отрывок из рассказа)

    Цели: общая-продолжить собеседование о роли неписаных правил в конфликтных ситуациях (мальчишеская драка);

    частные-развивать привычка анализировать эпизод; продолжить работу над формированием умения собирать материал для речевой характеристики героев; развивать творческие способности учащихся (создание Кодекса поведения); формировать навыки диалогового общения; закреплять привычка устного рассказывания.

    Раздел 11. Твой выбор…

    Гуманистический компонент.Человек несет обязательство после ту линию поведения, которую избирает, после те поступки, которые совершает, — обязательство пред самим собой, пред обществом, пред человечеством. Выбирая ту разве иную парадигма поведения в конфликтной ситуации, то-то и есть взаимоотношениях с людьми, пристало помнить о возможных последствиях.

    Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающие чрезмерное насилие.

    Вводимые понятия.Гуманный, гуманитарный, гуманистический, гуманизм.

    А. Грин "Победитель"(рассказ)

    Цели: общие- инициировать дебат одного из несиловых видов соперничества, актуального для современного школьника, — творческого соперничества; подвести школьников к осмыслению значения понятий "победитель" и "побежденный"; рассмотреть некоторые модели поведения человека в ситуации выбора;

    частные-развивать читательскую догадку (способность предвидеть мыслимый итог рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя), творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников; привычка выделять особенно важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел; ход умения составлять план.

    Е.Носов "Тридцать зерен" (рассказ)

    Цели: общие- обсудить проблему ответственности человека после ту линию поведения, которую он избирает, после те поступки, которые он совершает, — обязательство пред самим собой, пред обществом, пред человечеством;

    частные- закрепить мюзикл о способах выражения авторской позиции; развивать привычка учеников работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением; проникновение понятий "гуманный", "гуманитарный", "гуманистический".

    Итоговая беседа

    (На основе знакомства с фрагментом из книги М.Жюно "Воин без оружия", гл.XXII)

    Цели:общие-подвести межеумочный резюме обсуждению роли правил, ограничивающих чрезмерную жестокость людей в ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с деятельностью делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; подвести резюме разговору о основных направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП;

    частные-развивать творческие способности детей на основе решения речевой задачи.

    Подведение итогов работы

    Цели: общие-подвести итоги обсуждаемых в трансавангард годы проблем; познакомить Женевскими конвенциями как источником международного гуманитарного права; подготовить к продолжению разговора по некоторым из проблем;

    частные- ход умения сравнивать и совершенствовать написанное;развитие творческих способностей; ход привычка аргументировать.

    КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    на 2012-2013 академический год

    по элективному курсу «Вокруг тебя – мир»

    Класс: 5

    Учитель: Романова В.Е.

    Количество часов всего: 34; в неделю 1 час

    Плановых проектных работ: 3

    Вид программы: типовая

    Уровень изучения: расширенный

    Планирование составлено на основе: конвертер Министерства общего и профессионального образования РФ, Международный Комитет Красного Креста и Российское объединение Красного Креста;

    К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н.Кубышина

    №п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Вид и документоформа контроля

    Требования к уровню подготовки

    план

    факт

    1

    1. О правилах

    Роль правил в жизни людей в сказке «Общее счастье»

    1

    Развёрнутый ответ: «Что ты делаешь для того, воеже из вашей семьи не уходило счастье?»

    Знать ипостась правил в жизни людей и уважении как основы этих правил;

    Уметь пересказывать текст; готовить фацеция ото первого лица; вести диалоговое общение.

    2

    Роль правил , по которым строится столетие людей в сказке Т.Александровой «Светофорчик»

    1

    Письменный ответ:

    «В чём заключается смысл последней части сказки?»

    Знать о роли правил, по которым строится столетие людей;

    Уметь пересказывать текст; вести диалоговое общение.

    3

    2. Об уважении и сострадании

    Взаимное признание достоинства в рассказе Е.Носова «Трудный хлеб»

    1

    Сочинение «Лучший метода сохранить друзей – не предавать их»

    Знать представление "уважение".
    Уметь определять способы выражения авторского отношения к персонажам; творчески воображать.

    4

    Уважение достоинства в сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»

    1

    Рассказ о каком-нибудь важном открытии

    Знать представление «литературная сказка», композиция произведения

    Уметь обсуждать вопросы, связанные с уважением достоинства; готовить произносимый рассказ.

    5

    Сострадание в сказке О.Уальда «Мальчик-звезда»

    1

    Развёрнутый ответ:

    Как ты понимаешь слова Фалеса:«не внешность надо украшать, однако быть красивым в духовных начинаниях»?

    Знать представление « авторская сказка», аллегория и троекратной полилогия как жанровые признаки сказки.

    Уметь обсуждать вопросы, связанные с понятием "сострадание"; формулировать основную представление произведения; аргументировать.

    6

    3. О войне

    Гуманное благорасположение к военнопленным в отрывке из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

    2

    Написать письмо президентам воюющих стран

    Уметь обсуждать вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; собирать материал для сравнительной характеристики героев; анализировать эпизод; ассоциативно мыслить; рассуждать; творчески воображать.

    Понимать ипостась художественной детали в характеристике героев.

    7

    Гуманное благорасположение к военнопленным в отрывке из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Развёрнутый ответ:

    О чём заставили задуматься страницы романа Л.Н.Толстого?

    Уметь обсуждать вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; собирать материал для сравнительной характеристики героев; анализировать эпизод; ассоциативно мыслить; рассуждать; творчески воображать.

    Понимать ипостась художественной детали в характеристике героев.

    8

    Гуманное миссис с военнопленными в отрывке из дневника Д.Давыдова «1812 год»

    1

    Развёрнутый ответ:

    Какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену?

    Знать жанр дневниковых записей.

    Уметь обсуждать вопросы, связанные с гуманным обращением с военнопленными; анализировать эпизод; сравнивать; рассуждать; творчески мыслить (разработка правил).

    9

    4. О деятельном сострадании

    Деятельное сердобольность в рассказе А.Куприна «Чудесный доктор»

    1

    Самостоятельная работа. Определить, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный»

    Уметь вести собеседование о гуманности, обращая отзывчивость на поступки исторических личностей; индивидуально работать с текстом; вести диалоговое общение; умения составлять произносимый рассказ.

    10

    Поступки исторических личностей на войне в отрывке из книги А.Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино»

    1

    Устный фацеция о истории создания Международного Комитета Красного Креста

    Знать о образце мемуарной литературы.

    Уметь составлять произносимый рассказ; вести диалоговое общение, обсуждать вопросы, связанные с проявлением деятельного сострадания.

    11

    Р.р. Нужны династия в жизни признание и сострадание?

    1

    Письменный отчет на вопрос

    Уметь аргументировано отвечать на вопрос

    12

    5. Тогда и теперь

    Развитие человеческого общества в мифе «Пять веков»

    1

    Ответ на вопрос: «Можно династия тему о организации жизни людей по правилам отнести к числу «вечных» тем?»

    Знать представления древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества.

    Уметь обсуждать проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: заодно уважения общепринятых правил разве же пренебрежения ими?";

    вести диалоговое общение; пересказывать; составлять произносимый рассказ.

    13

    Смысл правил и законов в сказке Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»

    1

    Чтение по ролям

    Знать о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста;

    Уметь вести собеседование о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям; пересказывать текст, вести диалоговое общение, соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

    14

    6. Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?

    Правила и обычаи, смягчающие жестокость и самовластие по фрагменту из романа В.Скотта»Айвенго»

    2

    Пересказ текста

    Уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

    анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

    15

    Правила и обычаи, смягчающие жестокость и самовластие по фрагменту из романа В.Скотта»Айвенго»

    Сравнение текстов

    Уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

    анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

    16

    Силовое соискательство в отрывке из романа А.Дюма «Три мушкетёра»

    1

    Пересказ текста

    Уметь обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

    анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

    17

    7. Правила безоружного

    Право на признание достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж.Ф.Купера «Последний из могикан»

    2

    Ответить на вопрос: «Совместимы династия для вас понятия: «пленный» и «личность», «пленный» и «достоинство»?

    Знать представление "достоинство" применительно к положению пленного;

    Уметь анализировать систему образов, кинофрагмент художественного произведения, эпизод.

    18

    Право на признание достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж.Ф.Купера «Последний из могикан»

    Всякий династия пленный, на ваш взгляд, обладает волей и достоинством?

    Знать представление "достоинство" применительно к положению пленного;

    Уметь анализировать систему образов, кинофрагмент художественного произведения, эпизод.

    19

    Защита нуждающихся в фрагменте из романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба»

    1

    Ответить на вопрос: «На месте кого – полковника разве Даренского – вам легче всего-навсего представить себя?»

    Знать понятия "достоинство" и "уважение достоинства" в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных;

    Уметь вести собеседование о способности людей, относящихся к две враждующим то-то и есть длительность войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; анализировать эпизод; анализировать систему образов эпизода; осваивать семема текста правового характера; приводить аргументации в диалоговом общении.

    20

    Способность враждующих сторон поступать гуманно в рассказе К.Воробьева «Немец в валенках»

    1

    Ответ на вопрос: «Всякий династия военнопленный может вызвать сострадание?»

    Знать ипостась сравнений в портретной характеристике персонажа, основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных.

    Уметь осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на молва текста с последующей самопроверкой); приводить аргументации в письменной речи, вести собеседование о способности людей, относящихся к две враждующим то-то и есть длительность войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным.

    21

    Р.р.На будто обязан рассчитывать каждый пленник?

    1

    Письменный отчет на вопрос

    Уметь аргументировано отвечать на вопрос

    22

    8. «SOS!»

    Проблема поведения людей в минуты смертельной опасности в балладе Г.-А.Бюргера «Песнь о благородном человеке»

    1

    Выразительное читание баллады

    Понимать мучительность положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения). Уметь выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; анализировать художественный текст.

    23

    Ответственность человека мукти жизни людей в экстремальной ситуации в статье Г.Бочарова «Что тип может»

    1

    Изложите свою точку зрения на слова н.Г.Чернышевского:

    «Справедливость требует выступать после людей страдающих»

    Понимать мучительность последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы.

    Знать историей созданию Российского общества Красного Креста и основными направлениями его деятельности.

    Уметь сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически; осваивать семема научно-популярного текста; вести диалоговое общение.

    24

    Соблюдение прав потерпевших кораблекрушение то-то и есть длительность вооружённого конфликта в фрагменте из романа А.С.Новикова-Прибоя «Цусима»

    1

    Сравнение положения терпящих лихо людей

    Понимать мучительность последствий для тех, кто оказался в воде в ходе морского сражения.

    Знать основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

    Уметь анализировать эпизод; кинофрагмент произведения и озаглавливать его.

    25

    9. Порочный круг

    Феномен мести в сказании о мести княгини Ольги (из «Повести временных лет)

    1

    Выразить свое убеждение о поступках Ольги

    Понимать факт мести как одного из сложнейших, противоречивых по своей сути явлений в жизни человеческого общества.

    Уметь сопоставлять шрифт произведения, историко-культурологический цвет описываемых событий и читательскую оценку.

    26

    Право на гуманное миссис у поверженного в фрагменте из повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая»

    1

    Ответить на вопрос: «Что сближает людей, которые оказались подо воздействием «жажды мщения»?

    Понимать ситуации, когда-либо столетие безоружного раненого (а значит, более не опасного) врага зависит ото действий его противника, охваченного желанием отомстить.

    Знать воспрещение нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, аж благо человеком овладевает изволение отомстить.

    Уметь собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизод.

    27

    Последствия мести в рассказе В.Солоухина «Мститель»

    1

    Ответ на вопрос: «Нужно династия останавливать «эстафету» мщения?»

    Уметь рассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия мести и сознательно отказываться ото нее; делать энтимема по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов.

    анализировать лексико-стилистических особенностей художественного произведения, передающими авторскую иронию.

    28

    Р.р. Как остановить мщение? Что для этого нужно?

    1

    Письменный отчет на вопрос

    Уметь аргументировано отвечать на вопрос

    29

    10. Жестокие игры

    Взаимоотношения подростков в фрагменте из повести Л.Н.Толстого «Детство» (гл. «Ивины»)

    1

    Рассказ о своей первой радости разве своём первом горе

    Понимать сложности взаимоотношений подростков в группе, когда-либо облыжно понимаемое впечатление солидарности может комплекция причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь отзывчивость к ситуации переоценки совершенных поступков.

    Уметь анализировать эпизод; определять ипостась второстепенных персонажей; вести диалоговое общение.

    30

    Ответственность после совершаемые поступки в повести В.Железникова «Чучело»

    1

    Ответ на вопрос: «Приходилось династия вам по-новому оценивать собственные поступки?»

    Понимать проблемы ответственности после совершаемые поступки. Знать о последствиях "жестоких игр".

    Уметь определять способы выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; анализировать эпизод; составлять фацеция на основе жизненного опыта.

    31

    Роль правил в конфликтных ситуациях в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

    1

    Составление внутренних правил поведения (для класса), которые согласились бы соблюдать все

    Понимать роли неписаных правил в конфликтных ситуациях (мальчишеская драка);

    Уметь анализировать эпизод; собирать материал для речевой характеристики героев; вести диалоговое общение.

    32

    11. Твой выбор

    Поведение человека в ситуации выбора в рассказе А.Грина «Победитель»

    1

    Ответ на вопрос:

    «Приходилось династия тебе разве твоим знакомым одерживать победу над собой? Что повлияло на твоё решение?»

    Знать о несиловых видах соперничества, актуального для современного школьника, — творческого соперничества; некоторые модели поведения человека в ситуации выбора.

    Уметь предвидеть мыслимый итог рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя); выделять особенно важные смысловые части произведения, составлять план.

    Понимать авторский замысел.

    33

    Ответственность человека после поведение, после поступки в рассказе Е.Носова «Тридцать зерен»

    1

    Ответ на вопрос: «Были династия в вашей жизни такие случаи, когда-либо вам желательно проявить силу, гериархия по отношению к другому человеку? Каковы были ваши действия?»

    Понимать обязательство человека после ту линию поведения, которую он избирает, после те поступки, которые он совершает, — обязательство пред самим собой, пред обществом, пред человечеством;

    Уметь работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением.

    Знать понятия "гуманный", "гуманитарный", "гуманистический".

    34

    12. Итоговая коллоквиум по курсу «Вокруг тебя – мир»

    1

    Составление викторины

    Знать о деятельности делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; основные направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП;

    Уметь сравнивать и совершенствовать написанное; аргументировать.

    Файлы: Урок риторики.doc
    Размер файла: 120320 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология