Автор конспекта:
Автор(ы): — Калиниченко Татьяна Юрьевна

Место работы, должность: —

Красноярский край Кежемский район г. Кодинск

МКОУ «Кодинская СОШ №4»

Учитель истории и обществознания

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебно-тематический план

Краткое описание ресурса: —

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне и примерной программы.

Учебно- методический комплекс (методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин. Всемирная история. 20век., выпущенным издательством Русское слово, учебник Н.В. Загладин Всемирная история, История России М., 2002.,журнал Преподавание истории в школе.

РАБОЧАЯ программа

среднего (полного) общего образования

на профильном уровне По истории

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне и примерной программы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функцияпозволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функцияпредусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Методы:поисковый, проблемный, иллюстративно-репродуктивный, семинары-исследования, последовательно-тестуального изучения источников.

Формы и технологии (творческие работы, диспуты, семинары, игры-соревнования, экскурсии, ИКТ, проектная деятельность…)

Учебно- методический комплекс (методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин. Всемирная история. 20век., выпущенным издательством «Русское слово», учебник Н.В. Загладин «Всемирная история», «История России» М., 2002.,журнал «Преподавание истории в школе».

Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Основные содержательные линии примерной программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для XIклассов:

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы рабочей программы

Резерв учебного времени

компонент)

История России

Всеобщая история

XIкласс

140 ч

История России

(вторая половина XIXв. – начало XXIвв.) – не менее 72 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIXв. – начало XXIвв.) – не менее 48 ч

Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Именно при профильном изучении истории принципиально важное значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Специфика целей и содержания изучения истории на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, в объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Особенностью системы исторического образования на профильном уровне является тесная взаимосвязь с подготовкой учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на профильном уровне (в том числе: проводить комплексный поиск информации, осуществлять критику источника, систематизировать информацию, использовать методы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, участвовать в индивидуальной и групповой исследовательской работе, представлять ее результаты в различных формах и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России).

Требования к уровню подготовки выпускника средней (полной) средней школы, изучившего курс истории на профильном уровне, соответствуют уровню подготовки, необходимому для успешной сдачи Единого государственного экзамена.

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
  • принципы и способы периодизации всемирной истории;
  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
  • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
  • взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

уметь

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
  • классифицировать исторические источники по типу информации;
  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Календарно-тематический план.

Всеобщая история (48 часов.)

Авторы учебника «Всеобщая история» Н. В. Загладин

дата

Тема

Виды контроля

Основные умения

1

Сентябрь

1 неделя

Индустриальное общество Вов торой половине 19-первой трети 20века

Давать оценку историческим явлениям

2

Структурный экономический кризис 1870-1880-х

тест

Устанавливать причинно-следственные связи

3

Формирование системы монополистического капитализма

П.р.

Умение составлять характеристику ист. личностям

4

Особенности экономического и социального развития в условиях ускоренной модернизации

Устанавливать причинно-следственные связи

5

«Революционная волна» в странах ускоренной модернизации

тест

Умение извлекать нужную информацию

6

Мировоззренческий кризис европейского общества в конце 19-начале 20вв

Работа в группах

7

Формирование неклассической картины мира

Умение выступать с докладом

8

Модернизм-изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества

тест

Умение использовать дополнительную информацию

9

Реализм в художественном творчестве 20века

тест

10

Страны Азии на рубеже 19-20 вв

тест

Анализировать источники

11

Кризис традиционного общества в условиях модернизационных процессов

тест

Умение составлять характеристику историческим личностям

12

Октябрь

Религиозное реформаторство

тест

Умение составлять схемы

13

Подъем революционного движения в странах Азии

тест

Умение работать с документами

14

Система международных отношений на рубеже 19-20вв

Развивать критическое мышление

15

Первая мировая война

П.р.

Работа в парах

16

Лига наций

Работа с документами

17

От европейской к мировой войне

К.р.

18

Антифашистская коалиция, итоги второй мировой войны

Умение дискуссировать

19

Тенденции духовной жизни

Делать выводы и прогнозы исторических событий

20

Изобразительное искусство и архитектура

тест

Умение составлять характеристику историческим личностям

21

Художественная литература…

Умение приготовить доклад

22

Технологии новой эпохи

тест

Устанавливать причинно- следственные связи

23

Ноябрь

Информационное общество

Л.р.

Давать оценку историческим событиям

24

Транснационализация мировой экономики

Делать прогнозы исторического события

25

Наёмные работники: служащие и наёмный класс

Л.р.

Устанавливать причинно-следственные связи

26

Новые маргинальные слои

зачет

27

Буржуазия: современный облик

Умение работать в группах

28

Модернизация, миграции населения

П.р.

Устанавливать причинно-следственные связи

29

Этносоциальные проблемы и опыт их решения

Делать прогнозы исторического события

30

Начало «холодной войны»

Л.р.

Аргументировать свою точку зрения

31

Декабрь

Период партнёрства и соперничества

Л.р.

Умение работать в группах

32

Общество всеобщего благоденствия

тест

Умение анализировать, делать выводы

33

Кризис модели развития

тест

Вести дискуссию с одноклассниками

34

Неоконсервативная революция 1980-х гг.

тест

Составлять устный рассказ, используя источник

35

Социал-демократия и неолиберализм в 1990г

тест

Умение приготовить сообщение

36

Интеграция развитых стран и её последствия

Устанавливать причинно-следственные связи

37

Восточная Европа во второй половине ххвека

К.р.

Умение приготовить доклад

38

Причины кризиса тоталитарного социализма в СССР

Давать оценку предлагаемым фактам

39

СССР и Восточная Европа

Умение приготовить доклад

40

Российская Федерация

тест

Определить понятия, связанные с политической деятельностью

41

Освобождение и проблемы развития стран Азии и Африки

тест

Давать оценку значения противоречий современного мира

42

Латинская Америка между авторитаризмом и демократией

тест

Оценивать события с позиций представителей разных слоев населения

43

Январь

Наука, идеология и массовая культура

Выступать с сообщениями

44

Тенденции развития искусства

Анализировать источники

45

Военная и экологическая угрозы человечеству

тест

Умение составлять схемы

46

Военная и экологическая угрозы человечеству

П.р.

Устанавливать причинно-следственные связи

47

Устойчиво-безопасное развитие

Анализировать источники

48

Международная безопасность

Л.р.

Умение составлять характеристику историческим личностям

Автор учебника: Н.В. Загладин, С.И. Козленко и др.

дата

Тема

Виды контроля

Основные умения

Россия во второй половине XIXвека. (6 часов)

1

Декабрь

Российский монополистический капитализм и его особенности.

Давать оценку историческим явлениям

2

Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

тест

Устанавливать причинно-следственные связи

3

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России.

Л.р.

Умение составлять характеристику ист. личностям

4

Революционное движение.

П.р.

Устанавливать причинно-следственные связи

5

Россия в системе военно- политических союзов. Русско- японская война.

тест

Умение извлекать нужную информацию

6

Россия в Первой мировой войне.

Работа в группах

7

Идейные искания российской интеллигенции.

Умение выступать с докладом

8

«Серебряный век» русской поэзии.

тест

Умение использовать дополнительную информацию

Российская империя в начале 20 века (6 часов)

9

Российский монополистический капитализм и его особенности.

тест

Анализировать источники

10

Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

тест

Умение составлять характеристику историческим личностям

11

Идейные течения, политические партии и общественные движения.

тест

Умение составлять схемы

12

Революция 1905-1907гг.

тест

Умение работать с документами

13

Третьеиюньская монархия.

Развивать критическое мышление

14

Русско-японская война.

Работа в парах

15

«Серебряный век» русской поэзии.

К.р.

Работа с документами

Революция 1917г и Гражданская война в России (8 часов)

16

Революция 1917г. Причины падения самодержавия.

П.р.

Умение дискуссировать

17

Январь

Внутренняя политика Временного правительства.

Делать выводы и прогнозы исторических событий

18

Большевизация Советов.

тест

Умение составлять характеристику историческим личностям

19

Создание РСФСР.

Умение приготовить доклад

20

Гражданская война и интервенция.

тест

Устанавливать причинно- следственные связи

21

Политика военного коммунизма.

Л.р.

Давать оценку историческим событиям

22

Итоги Гражданской войны.

Делать прогнозы исторического события

23

Переход к новой экономической политике.

К.р.

Устанавливать причинно-следственные связи

Советское общество в 1922-1941гг (10 часов)

24

Причины и предпосылки объединения советских республик. Образование СССР.

Умение работать в группах

25

Борьба за власть в правящей партии.

тест

Устанавливать причинно-следственные связи

26

Новая экономическая политика.

Делать прогнозы исторического события

27

Централизованная( командная) система управления страной.

Л.р.

Аргументировать свою точку зрения

28

Культ личности И. В. Сталина.

Л.р.

Умение работать в группах

29

Февраль

Конституция 1936 года.

тест

Умение анализировать, делать выводы

30

Культура в 1920- 1930-х гг.

тест

Вести дискуссию с одноклассниками

31

Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

тест

Составлять устный рассказ, используя источник

32

СССР и Лига наций.

Л.р.

Умение приготовить сообщение

33

Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны.

Анализировать источники

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (10 часов)

34

Причины Великой Отечественной войны.

Л.р.

Устанавливать причинно-следственные связи

35

Нападение Германии на СССР.

Умение приготовить доклад

36

Смоленское сражение.

тест

Давать оценку предлагаемым фактам

37

Блокада Ленинграда.

тест

Умение приготовить доклад

38

Битва под Москвой.

П.р.

Определить понятия, связанные с политической деятельностью

39

Коренной перелом в ходе войны (битва под Сталинградом и на Орловско- Курской дуге).

тест

Давать оценку значения противоречий современного мира

40

Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе.

тест

Оценивать события с позиций представителей разных слоев населения

41

Участие СССР в войне с Японией.

тест

Выступать с сообщениями

42

Партизанское движение. Народное ополчение.

П.р.

Анализировать источники

43

Март

Конференции союзников. Итоги и значение ВОВ.

Умение составлять схемы

СССР в первые послевоенные десятилетия

(8 часов)

44

Восстановление хозяйства.

Л.р.

Давать оценку историческим явлениям

45

Холодная война. Причины и характер.

К.р.

Вести дискуссию с одноклассниками

46

Гонка вооружений и её влияние на экономику и внешнюю политику страны.

Умение анализировать, делать выводы

47

Политическая жизнь страны.

тест

Устанавливать причинно-следственные связи

48

20 съезд КПСС и осуждение культа личности.

тест

Умение приготовить сообщение

49

Политика Н.С. Хрущёва в оценках историков.

тест

Развитие картографических умений

50

Формирование мировой социалистической системы.

Развитие картографических умений

51

Демократизация общественной жизни в период «оттепели».

Л.р.

Умение составлять характеристику ист. личностям

СССР в середине 1960- начале 1980 гг. (8 часов)

52

Экономические реформы середины 1960-х гг., причины их неудач.

П.р.

Умение извлекать нужную информацию

53

«Застой» как проявление кризиса советской модели развития.

Работа в группах

54

Социальная структура советского общества.

К.р.

Умение выступать с докладом

55

Межнациональные отношения в СССР.

Давать оценку историческим явлениям

56

Апрель

Концепция развитого социализма.

Л.р.

Устанавливать причинно-следственные связи

57

Конституция 1977года.

тест

Анализировать источники

58

Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева».

тест

Умение составлять характеристику историческим личностям

59

Советская культура середины 1960-х- начала 1980-х гг.

Умение составлять схемы

Советское общество в 1985-1991гг (8 часов)

тест

60

Обновление высшего звена правящей элиты.

Л.р.

Развивать критическое мышление

61

Политика «гласности».

Работа в парах

62

Демократизация общественной жизни.

П.р.

Работа с документами

63

Причины роста напряженности в межэтнических отношениях.

П.р.

Умение приготовить доклад

64

Августовские события 1991 года.

П.р.

Умение дискуссировать

65

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия.

Делать выводы и прогнозы исторических событий

66

Роль СССР в объединении Германии.

тест

Умение составлять характеристику историческим личностям

67

Распад мировой социалистической системы.

К.р.

Умение приготовить доклад

Российская Федерация (1991-2003) (8 часов)

68

Кризис власти: последствия неудач политики «перестройки».

зачет

Давать оценку историческим событиям

69

Конституция 1993 года.

Л.р.

Делать прогнозы исторического события

71

Май

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг.

тест

Устанавливать причинно-следственные связи

72

Президентские выборы 2000года. Укрепление правовой базы реформ.

тест

Умение составлять схемы

73

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия и НАТО.

Л.р.

Умение работать в группах

74

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований.

тест

Устанавливать причинно-следственные связи

75

Процесс духовного переосмысления прошлого.

П.р.

Делать прогнозы исторического события

76

Наука и образование в России в начале 21 века.

тест

Умение извлекать нужную информацию

77

Президентские выборы 2000года

тест

Делать выводы и прогнозы исторических событий

78

Укрепление правовой базы реформ

тест

Умение составлять характеристику историческим личностям

79

Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны

П.р.

Умение приготовить доклад

80

Парламентские выборы 2003 года

тест

81

Участие России в формировании современной международно-правовой системы

тест

Давать оценку историческим событиям

82

Россия в мировых и европейских интеграционных процессах

Л.р.

Делать прогнозы исторического события

83

Президентские выборы 2003г и 2004г

тест

Устанавливать причинно-следственные связи

84

Заключительный урок обобщения.

зачет

Основное содержание

(140ч)

История как наука (не менее 4 ч)

История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников[1] . Вспомогательные исторические дисциплины.

Основные концепции современной исторической науки. Единство и многообразие исторического процесса. Историческое время.Циклическое и линейное восприятие исторического времени. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Принципы периодизации исторического процесса.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (48ч)

Индустриальное общество во второй половине XIX – первой трети ХХ вв. (не менее 16 ч)

Дискуссия о понятии «Новейшая история».

Структурный экономический кризис 1870-х – 1880-х гг. Предпосылки и достижения технической революции конца XIX вв. Формирование системы монополистического капитализма и ее противоречия. Динамика экономического развития на рубеже в конце XIX – первой трети XX вв. Эволюция трудовых отношений и предпринимательства. Изменения в социальной структуре индустриального общества.

Особенности экономического и социального развития в условиях ускоренной модернизации. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации и предпосылки революционного изменения общественного строя. «Революционная волна» в странах ускоренной модернизации в первой трети ХХ в.

Кризис классических идеологических доктрин на рубеже XIX-XX вв. Поиск новых моделей общественного развития: социальный либерализм и социальный консерватизм, революционный марксизм и социал-демократия, корпоративные идеологии (социальный католицизм, солидаризм, народничество, анархо-синдикализм). Предпосылки формирования идеологий тоталитарного типа. Ранний фашизм.

Мировоззренческий кризис европейского общества в конце XIX – начале XX вв. «Закат Европы» в философской мысли. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Страны Азии на рубеже XIX-XX вв. Кризис традиционного общества в условиях развертывания модернизационных процессов.Религиозное реформаторство и идеология национального освобождения. Подъем революционного движения в революционного движения в странах Азии.

Система международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Империализм как идеология и политика. Борьба за колониальный передел мира. Первая мировая война: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия. Версальско-Вашингтонская система и изменение политической карты мира. Начало складывания международно-правовой системы. Лига наций. Паневропейское движение и пацифизм.

Мировое развитие в 30-х – 60-х гг. ХХ в.: кризис индустриального общества (не менее 16 ч)

Структурный экономический кризис 1930-х гг. и переход к смешанной экономике. Кейнсианство и институционализм о стратегии общественного роста. «Государство благосостояния». Христианская демократия, социал-демократия, голлизм и становление современной конституционно-правовой идеологии. Формирование социального правового государства в ведущих странах Запада в 1950-х – 1960-х гг.

Экономическое развитие в условиях научно-технической революции. Проблема периодизации НТР. Транснационализация мировой экономики. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства в середине ХХ вв. «Революция менеджеров». «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Протестные формы общественно-политических движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Контркультура. Становление молодежного, антивоенного, экологического, феминистского движений. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.:дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Дискуссия о тоталитаризме. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры. Массовое сознание и культура тоталитарного общества.

Ускоренная модернизация общества в условиях социалистического строительства. Формирование и развитие мировой системы социализма. Дискуссия о тоталитарных и авторитарных чертах «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

«Новые индустриальные страны» (НИС) как модель ускоренной модернизации.«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки.

Система международных отношений в середине ХХ в. Вторая мировая война: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия. Складывание мирового сообщества. Международно-правовая система ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира». Движение неприсоединения.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу (70-е гг. ХХ в. – начало XXIв.) (не менее 16 ч)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Понятия «постиндустриальное общество», «постмодерн», «информационное общество».

Структурный экономический кризис 1970-х гг. Неоконсервативные реформы: экономическая стратегия и результаты. Динамика экономического развития ведущих стран Запада на рубеже XX-XXI вв. Информационная революция и формирование инновационной модели экономического развития. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. «Человеческий капитал» – основной ресурс информационной экономики.

Распад мировой социалистической системы и пути постсоциалистического развития. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Востока. Проблема «мирового Юга». Противоречия индустриализации в постиндустриальную эпоху.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXIвв. Интернационализация экономики и образование единого информационного пространства.Противоречия глобализованной экономики. Дискуссия об исторической роли глобализации

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношенийи становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета в глобализованном мире. Локальные конфликты в современном мире. Поиск модели безопасно-устойчивого развития в условиях глобализации.

Дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе.Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Глобализм и антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества.Изменения в научной картине мира. Дискуссия о постнеклассической научной методологии. Синергетика. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, формационной теории, теории модернизации, теории макроэкономических циклов («длинных волн»).

ИСТОРИЯ РОССИИ

Россия во второй половине XIX в. (не менее 6 ч)

Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIXв.Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIXв.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIXв. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

Российская империя в начале ХХ в. (не менее 6 ч)

Российский монополистический капитализм и его особенности.Роль государства и частного капитала в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Дискуссия о месте России в мировой экономике начала ХХ в.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России в начале XX в. Консервативные, либерально-демократические, социалистические, национальные движения. Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. I и II Государственные Думы: состав, деятельность. Третьеиюньская монархия. Борьба властей с оппозицией и революционным движением.

Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в.Русская религиозная философия. «Серебряный век» русской поэзии. Критический реализм. Русский авангард. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Элитарная и народная культура.

Революция 1917 г. и гражданская война в России (не менее 8 ч)

Революция 1917 г. Причины падения самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Внутренняя политика Временного правительства. Кризисы власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Отделение церкви от государства и восстановление патриаршества. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Борьба в партии большевиков и Советском правительстве по вопросу о путях выхода из мировой войны. Брестский мир и его итоги. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Установление однопартийной системы в России.

Гражданская война и интервенция: этапы, участники. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках гражданской войны. Цели и идеология противоборствующих сторон. «Зеленое» движение. Политика «военного коммунизма». Белый и красный террор. Итоги гражданской войны. Причины поражения белого движения. Создание Коминтерна. Война с Польшей и провал курса на мировую революцию.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике.

Советское общество в 1922-1941 гг. (не менее 10 ч)

Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской власти.

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Борьба за власть в правящей партии. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Денежная реформа. Роль государства в экономике периода НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Переход к плановой экономике. Индустриализация, ее источники и результаты. Создание новых отраслей промышленности. Складывание индустриальной базы на востоке страны. Создание военно-промышленного комплекса. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации.

Централизованная (командная) система управления страной. Мобилизационный характер советской экономики. Дискуссии о советском типе государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия. Создание системы исправительно-трудовых лагерей. Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг. Конституция 1936 г.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Литературно-художественные группировки 1920-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Советская интеллигенция. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Задачи и итоги «культурной революции». Ликвидация неграмотности, создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Повседневная жизнь советских людей.

Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Деятельность Коминтерна. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. СССР и Лига наций. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Дискуссия об их характере в исторической науке. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (не менее 10 ч)

Причины Великой Отечественной войны. Подготовка СССР к войне. Состояние Красной Армии накануне войны.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

СССР в первые послевоенные десятилетия (не менее 8 ч)

Социально-экономическое положение СССР после войны. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война, споры о ее причинах и характере. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

Политическая жизнь страны в 1950-х гг. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. Поиск путей реформирования страны. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления, причины их неудач. Политика Н.С. Хрущева в оценках историков.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Военно-политические союзы. Формирование мировой социалистической системы. Характер взаимоотношений СССР с социалистическими странами. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Борьба с инакомыслием в начале 1960-х гг. Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг. (не менее 8 ч)

Экономические реформы середины 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики», усиление коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития.

Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Нарастание социальной элитарности и массовых нигилистических настроений в условиях господства партийно-государственной системы. Концепция развитого социализма.Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Международные обязательства СССР по соблюдению прав человека. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг., оценка их в исторической литературе.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Самиздат. Роль науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской системы образования во второй половине ХХ в. Успехи в области спорта.

Советское общество в 1985-1991 гг. (не менее 8 ч)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Дискуссии о переосмысление прошлого, реабилитация жертв политических репрессий. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики.

Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик.Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Подготовка нового союзного договора. Августовские события 1991 г., споры об их характере и последствиях.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения «холодной войны». Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Роль СССР в объединении Германии. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы и его влияние на внешнеполитическое положение СССР. Дискуссия о результатах внешней политики СССР в годы «перестройки».

Российская Федерация (1991-2003 гг.) (не менее 8 ч)

Кризис власти: последствия неудач политики «перестройки». «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Становление новой российской государственности. Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Укрепление правовой базы реформ. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Партнерство России и Европейского Союза. Россия и вызовы глобализации. Проблемы борьбы с международным терроризмом. Россия и НАТО.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества. Особенности современного развития художественного творчества. Постмодернизм в мировой и отечественной культуре. Наука и образование в России в начале XXI века.

Учебно-методические средства обучения:

Литература:

Галкин А.А., Рахшмир И.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М.1987.

Егер О. Всемирная история.М.,1999.

Загладин Н.В. Всемирная история: История России и мира в ХХ веке.,М., 2002

Загорский А.В. Япония и Китай: Пути общественного развития.М. 1991.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия.М., 1998.

Мировые войны ХХ века. М., 2002.

Новая история стран Европы и Америки/ под ред. В.Г. Кривогуза, Е.Е. Юровской. М. 1998.

Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.

Дидактический материал.

диски, эл. пособия, тесты

Оборудование:карты, набор таблиц, атласы

Карты:

Европа в начале нового времени

Индия и Китай в средние века

Вторая мировая война 1939-1945

США в 19,20вв

Политическая карта Европы

Первая революция в России в й1905-1907гг

Россия в 19, начале 20 солетия

Первая мировая война 1914-1918

Таблицы:

Цивилизационная альтернатива

Соц-экономическая интеграция России и Европы


Файлы: rab_pr_istoria_profil_11.docx
Размер файла: 64642 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология