Автор конспекта:
Автор(ы): — Калиниченко Татьяна Юрьевна

Место работы, должность: —

Красноярский край Кежемский район г. Кодинск

МКОУ «Кодинская СОШ №4»

Учитель истории и обществознания

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебно-тематический план

Краткое описание ресурса: —

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы.

Учебно-методический комплекс включает методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин Всемирная история с древнейших времён до конца 19 века, История России с древнейших времен до конца 19века, учебник Н В. Загладин Всемирная история с древнейших времён, учебник А.Н. Сахаров История России с древнейших времён.

Рабочая программа

среднего (полного) общего образования

на базовом уровне По истории в 10 в классе

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функцияпозволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функцияпредусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.

Методы: (последовательно-текстуального изучения источников, ориентированный учащимися в последовательном усвоении необходимой информации, поисковый, проблемный, иллюстративно- репродуктивный, семинары, синхронический)

Формы, технологии (творческие работы, диспуты, семинары, игры-соревнования, экскурсии, ИКТ, проектная деятельность…)

Учебно-методический комплекс включает методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история с древнейших времён до конца 19 века», «История России с древнейших времен до конца 19века», учебник Н В. Загладин «Всемирная история с древнейших времён», учебник А.Н. Сахаров «История России с древнейших времён».

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для Xклассов.

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

компонент)

История России

Всеобщая история

Xкласс

70 ч

История России

(с древнейших времен до середины XIXв.) – не менее 36 ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIXв.) – не менее 24 ч

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные.

Цели:

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа рассчитана на 70 учебных часов. В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Учебно-тематический план

Автор учебника: Н.В. Загладин

дата

Тема

Виды контроля

Основные умения

1.

Сентябрь

1 неделя

Пути и методы познания истории

Развитие картографических умений

Этапы развития исторического знания

тест

Развитие картографических умений

2

Проблемы периодизации всемирной истории

Устанавливать причинно- следственные связи

3

Первобытная эпоха

Умение составлять характеристику ист. личностям

Первые государства Древнего мира

тест

Умение извлекать нужную информацию

4

Античная эпоха в истории человечества

Крушение империй Древнего мира

Анализировать источники

5

Раннефеодальные империи в Европе и их распад

тест

Умение работать с документами

6

Славянские земли в 5-9 веках

тест

Вести дискуссию с одноклассниками

7

Феодальная раздробленность Руси

тест

8

Западная Европа в 12-13 веках

тест

Умение составлять схемы

9

Октябрь

Монгольские завоевания

тест

Умение приготовить сообщение, используя дополнительный материал

Объединение русских земель вокруг Москвы

тест

10

Эпоха Великих географических открытий

Развивать критическое мышление

11

Европа на рубеже Нового времени (16-начало 17вв)

Оценивать события с позиций представителей разных слоев населения

12

Смутное время в России и Тридцатилетняя война

Устанавливать причинно- следственные связи

Европа на новом этапе развития (17-18вв)

К.р.

Умение работать с документами

13

Эпоха Просвещения

14

Россия и Европа во второй половине 18века

Составлять устный рассказ, используя источник

15

Мир Востока в 18веке

тест

Умение составлять схемы

16

Война за независимость в Северной Америке

Умение составлять ист. характеристику личностей

17

Великая французская революция

тест

Умение работать в группах

18

Ноябрь

Наполеоновские войны

Л.р.

Умение приготовить сообщение, используяматериал

19

Крымская война

20

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав

Л.р.

Умение анализировать, делать выводы

21

Страны Западного полушария

зачет

Анализировать источники

22

Покорение народов Африки

Вести дискуссию с одноклассниками

23

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине 19века

Развивать критическое мышление

24

Наука и искусство в 18-19веках

Л.р.

Умение приготовить доклад

2

Восточные славяне в VIII-IХвв

тест

Развитие картографических умений

3

Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья

Устанавливать причинно- следственные связи

4

Правление Святослава

тест

Умение составлять характеристику ист. личностям

5

Древнерусское государство при Владимире

Умение извлекать нужную информацию

Расцвет Руси. ХI–первая треть ХIIв.

6

Правление Ярослава Мудрого

тест

Анализировать источники

7

Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах.

тест

Умение работать с документами

8

Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

тест

Вести дискуссию с одноклассниками

Политическая раздробленность Руси

тест

9

Политическая раздробленность Руси

тест

Умение составлять схемы

10

Культура Руси Х-начала ХIIIв. Зарождение русской цивилизации.

тест

Умение приготовить сообщение, используя дополнительный материал

Борьба Руси за независимость в ХIII-начале ХIVв.

11

Монголо-татарское нашествие на Русь.

Развивать критическое мышление

12

Январь

Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами.

Оценивать события с позиций представителей разных слоев населения

13

Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси.

тест

Устанавливать причинно- следственные связи

14

Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы.

К.р.

Умение работать с документами

В борьбе за единство и независимость.

15

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского.

тест

Составлять устный рассказ, используя источник

16

Феодальная война на Руси.

Умение составлять схемы

17

Иван III- государь всея Руси.

тест

Умение составлять ист. характеристику личностей

18

Хозяйство, власть и церковь в ХVвеке.

Л.р.

Умение работать в группах

19

Культура и быт в ХIV-ХVвеках.

Умение приготовить сообщение, используя дополнительный материал

Россия в ХVIвеке.

20

Февраль

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.

зачет

Умение анализировать, делать выводы

21

Внешняя политика Ивана IV

Анализировать источники

22

Опричнина. Последние годы Грозного царя.

Л.р.

Вести дискуссию с одноклассниками

23

Новые явления в русской культуре.

Умение приготовить доклад

Смутное время(2 часть)

24

Начало Смуты

Л.р.

Развивать критическое мышление

25

Кризис общества и государства

тест

Аргументировать свою точку зрения

26

Спасители Отечества

тест

Умение подготовить доклад

Новые черты старой России

27

Россия после Смуты

тест

Делать выводы и прогнозы исторических событий

28

Новые черты в жизни России

Умение составлять схемы

29

ХVII, «бунташный»,век

К.р.

Устанавливать причинно- следственные связи

30

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича

Делать прогнозы политического и экономического развития

31

Март

Народы России

Работа в группах

32

Россия накануне преобразований

тест

Умение приготовить сообщение

33

Культура и быт

тест

Умение выступать с докладом

Эпоха Петра I

34

Северная война.

Давать оценку историческим событиям

35

Реформы Петра 1

Работа в группах

36

Реформы Петра 1

тест

Работа в группах

Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине ХVIIIвека.

37

Эпоха дворцовых переворотов

Устанавливать причинно- следственные связи

38

Апрель

Эпоха дворцовых переворотов

Л.р.

Развивать критическое мышление

39

Расцвет дворянской империи

Умение выделять главное из рассказа учителя

40

Могучая внешнеполитическая поступь империи

К.р.

41

Экономика и население России во второй половине ХVIIIвека.

Работа в группах

42

Культура и быт России во второй половине ХVIIIвека

Умение выступать с докладом

43

Тревожное окончание века.

тест

Давать оценку историческим явлениям

Россия в первой четверти ХIХ века.

44

Первые годы правления Александра I

Умение составлять характеристику ист.личностям

45

Отечественная война 1812 года

Л.р.

Устанавливать причинно- следственные связи

46

Жизнь России в послевоенный период

Анализировать источники

47

Движение декабристов

П.р.

Устанавливать причинно- следственные связи

Российская империя в годы правления НиколаяI.1825-1855гг

48

Май

Внутренняя политика Николая I

К.р.

Умение работать с документами

49

Внешняя политика НиколаяI. Крымская война.

Развивать критическое мышление

50

Общественная и духовная жизнь России.

Умение приготовить сообщение

51

Русская культура в первой половине ХIХ века.

тест

Умение приготовить сообщение

Россия в эпоху преобразований.1860-1870

тест

52

Реформы АлександраII

Работа с документами

53

Россия после отмены крепостного права.

тест

Работа в группах

Россия в 1880-1890гг

Л.р.

54

Россия в годы правления АлександраIII. 1881-1894гг

Умение дискуссировать

55

Государственно- социальная система России в конце ХIХ века.

П.р.

Умение работать с документами

56

Русская культура во второй половине ХIХ века.

П.р.

Умение приготовить сообщение

П.р.

Основное содержание

(70ч.)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24ч)

История как наука (не менее 2 ч)

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации

Древнейшая история человечества (не менее 2 ч)

Современные научные концепции происхождения человека и общества.Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья (не менее 10 ч)

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации (не менее 10 ч)

Понятие «Новое время».Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

ИСТОРИЯ РОССИИ

История России – часть всемирной истории (не менее 2 ч)

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России (не менее 4 ч)

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев.Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Русь в IX – начале XII вв. (не менее 4 ч)

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет».Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 10 ч)

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII– начале XIIIвв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII– середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVIIвв. (не менее 12 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVIIв. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVIIв.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Россия в XVIII – середине XIX вв. (не менее 12 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIIIв. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв.Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Россия во второй половине XIX — начале ХХ вв. (не менее 2 ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Учебно- методические средства обучения:

Литература:

Буганов В.И. История России

Галкин А.А., Рахшмир И.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М.1987.

Дзасохов А.С. Становление и эволюция постколониального мира.-М.1997

Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч.1,2.-М.1996

Егер О. Всемирная история.М.,1999.

Живая память. Великая Отечественная война: правда о войне.Т.1-3.-М. 1990

Загладин Н.В. Всемирная история: История России и мира в ХХ веке., М., 2002

Загорский А.В. Япония и Китай: Пути общественного развития.М. 1991.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

Мировые войны ХХ века. М., 2002.

Новая история стран Европы и Америки/ под ред. В.Г. Кривогуза, Е.Е. Юровской. М. 1998.

Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.

Дидактический материал: Оборудование:Карты, набор таблиц, атласы

диски, эл. пособия, тесты

Карты:

Византийская империя и славяне в 6-9 веках

Российское государство в 16веке

Образование российского централизованного государства

Индия и Китай в средние века

Крестовые походы в 11-13 веках

Политическая карта Европы

Отечественная война 1812года

Древнерусское государство в 11012 веках

Раздробленность Руси в 12-13 веках

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков

Таблицы

Языческие обычаи в русской культуре

Верования у восточных славян

Этапы становления российского государства

Феодальная раздробленность

Движение декабристов

Алльтернативы исторического развития

Социально-экономическая интеграция России и Европы

Западники и славянофилы

Российское государство в 16 веке

Создание органов центральной власти

Файлы: rab_pr_istoria_bazov_10.docx
Размер файла: 47930 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология