Автор конспекта:
Автор(ы): — Калиниченко Татьяна Юрьевна

Место работы, должность: —

Красноярский край Кежемский район г. Кодинск

МКОУ «Кодинская СОШ №4»

Учитель истории и обществознания

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебно-тематический план

Краткое описание ресурса: —

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы.

Учебно-методический комплекс методические рекомендации по использованию учебников: Л.Н. Боголюбов Обществознание, учебник Л.Н. Боголюбов, журнал Преподавание истории и обществознания в школе.

РАБОЧАЯ программа

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) общего образования

По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (базовый уровень) в 10В классе

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержаниявзаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Методы: поисковый, проблемный, иллюстративно-репродуктивный, семинары-исследования, последовательно-тестуального изучения источников.

Формы и технологии (творческие работы, диспуты, семинары, игры-соревнования, экскурсии, ИКТ, проектная деятельность…)

Учебно-методический комплекс методические рекомендации по использованию учебников: Л.Н. Боголюбов «Обществознание», учебник Л.Н. Боголюбов, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».

Цели:

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2учебных часов

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

— пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

· особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

· характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

· оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

· подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

· совершенствования собственной познавательной деятельности;

· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70час)

Человек как творец и творение культуры (14час)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Общество как сложная динамическая система (2час)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

Экономика (10 час)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция.Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Социальные отношения (12час)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Политика как общественное явление (9 час)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Человек в системе общественных отношений (7час)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

.

Правовое регулирование общественных отношений (15час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав

Резерв учебного времени 2 часа.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

· работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

· критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

· анализ современных общественных явлений и событий;

· освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

· применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

· аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

· написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Календарно-тематическое планирование

Автор учебника: Л.Н. Боголюбов

дата

ОБЩЕСТВО (2ч)

Виды контроля

Умения и навыки

1

Сентябрь

1 неделя

Общество- как совместная жизнедеятельность людей

Раскрыть основные понятия

2

Общество и природа

тест

Умение делать сравнительную характеристику

ЧЕЛОВЕК (14ч)

3

Общество как сложная динамическая система

Давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры

4

Социальные институты

тест

Умение аргументировать ответы

5

Природа человека

Умение составлять схемы

6

Человек как духовное существо

Умение работать в группах

7

Мировоззрение и его роль в жизни человека

тест

Участвовать в дискуссиях

8

Деятельность человека

тест

Давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры

9

Многообразие деятельности

тест

Умение аргументировать ответы

10

Познание и знание

тест

11

Октябрь

Истина и её критерии

тест

Умение работать в парах

12

Особенности научного познания

тест

Умение давать оценку значения противоречий современного мира

13

Человек в системе социальных связей

Умение составлять схемы

14

Социализация личности

15

Самосознание

16

Самореализация

К.р.

Раскрыть основные понятия темы

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (8ч)

17

Духовная культура

Делать прогнозы экономического развития

18

Массовая и элитарная культура

тест

19

Наука

Оценивание собственных аргументов со стороны класса

20

Образование

тест

Публичное выступление

21

Ноябрь

Мораль

Л.р.

Умение раскрыть понятия темы

22

Религия

Умение подготовить сообщение

23

Искусство

Л.р.

24

Духовная жизнь

зачет

Определить понятия, связанные с политической деятельностью

ЭКОНОМИКА (10ч)

25

Роль экономики в жизни общества

Умение составлять схемы

26

Экономика: теория и практика

Работа с документами

27

Типы экономических систем

Л.р.

Умение раскрыть сущность политического статуса личности

28

Декабрь

Экономическое содержание собственности

Л.р.

Умение понять как экономика влияет на повседневную жизнь людей

29

Производство: структура, факторы, виды.

тест

Умение подготовить сообщение

30

Рынок как особый институт социально-экономической системы

тест

Умение приготовить доклад

31

Экономическая культура

Умение раскрыть гуманистический смысл религии

32

Экономическая свобода и социальная ответственность

Умение аргументировать ответы

33

Государство и экономика

Умение утверждаться и развивать достоинство личности

34

Государственный бюджет

К.р.

Выработать умение выйти из сложившейся ситуации

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА(12ч)

35

Социальная структура общества

Давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры

36

Социальная стратификация

тест

Умение аргументировать ответы

37

Социальная мобильность

тест

Умение составлять схемы

38

Социальное взаимодействие

Умение работать в группах

39

Январь

Социальный конфликт

Участвовать в дискуссиях

40

Культура труда

Давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры

41

Социальные нормы

тест

Умение аргументировать ответы

Отклоняющееся поведение

П.р.

42

Нации и межнациональные отношения

Умение работать в парах

43

Национальная политика

Л.р.

Умение давать оценку значения противоречий современного мира

44

Февраль

Семья и быт

Умение составлять схемы

45

Социальное развитие и молодёжь

К.р.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (9ч)

46

Политика и власть

Раскрыть основные понятия темы

47

Политические институты

тест

Умение аргументировать ответы

48

Политическая система

тест

Делать прогнозы экономического развития

49

Государство в политической системе

50

Политический режим

Л.р.

Оценивание собственных аргументов со стороны класса

51

Гражданское общество и правовое государство

Публичное выступление

52

Международные документы о правах человека

П.р.

Умение раскрыть понятия темы

53

Демократические выборы и политические партии

Умение подготовить сообщение

54

Март

Участие гражданина в политической жизни

К.р.

ПРАВО (15)

55

Право в системе социальных норм

Умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения

56

Основные признаки права

тест

Умение составлять схемы

57

Источники права

тест

Работа с документами

58

Апрель

Правоотношения и правонарушения

Умение раскрыть сущность политического статуса личности

59

Современное российское законодательство

тест

Умение понять как экономика влияет на повседневную жизнь людей

60

Административное право

Л.р.

Умение подготовить сообщение

61

Гражданское право

Умение приготовить доклад

62

Трудовое право

П.р.

Умение раскрыть гуманистический смысл религии

63

Семейное право

П.р.

Умение аргументировать ответы

64

Уголовное право

П.р.

Умение утверждаться и развивать достоинство личности

65

Май

Экологическое право

Выработать умение выйти из сложившейся ситуации

66

Предпосылки правомерного поведения

Давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры

67

Правовая культура

тест

Умение аргументировать ответы

68

Общество в развитии

Умение составлять схемы

69

Проблема общественного прогресса

зачет

Умение работать в группах

70

Заключительный обобщающий урок

Учебно- методические средства:

Литература:

Воскресенская Н.М. Демократия: государство и общество.- М.1995

Гаража В.И. Религиоведение.-М.1994

Гуречив П.С. Введение в философию.-М.1997

Ерофеева Н.А. Социология.-М.1996

Никитин А.Ф. Избирательное право.-М.1998

Никитин А.Ф. Права человека.-М.1998

Соколов Э.В. Культурология.- М.1994

Современный мир: материалы для учителя по курсу «Современный мир» под ред. М.М. Пантелеева.-М. МИРОС

Дидактический материал.

Оборудование: диски, эл. пособия:

Что такое деятельность?

Познание как деятельность

Духовный мир чловека и деятельность

Социально- политическая деятельность человека и развитие общества

Материально- производственная деятельность

Файлы: rab_pr_obchestvoznanie_bazov_10.docx
Размер файла: 40874 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология