Автор конспекта:
Автор(ы): — Баранова Елена Анатольевна

Место работы, должность: — МАОУ Лицей №1 имени А.С. Пушкина г. Томска, учитель русского языка и литературы

Регион: — Томская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебная программа

Краткое описание ресурса: — Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев. Также при составлении данной программы использованы «Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс» Золотаревой И.В. , Егоровой Н.В. Примерная программа основного общего образования для 9 классов рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю.По учебному плану лицея на 2013-2014 учебный год на изучение литературы в 9А классе отведено 140 часов, 4 часа в неделю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ К учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой 9 класс (4 часа в неделю. 140 часов) Составитель: Баранова Е.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев. Также при составлении данной программы использованы «Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс» Золотаревой И.В. , Егоровой Н.В. Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 9 класс» Т.Ф.Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 9 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Задачи, которые решаются на уроках литературы в 9 классе: — сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; — осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; — освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; — овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; — воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; — использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи. Структура курса 9 класса – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. В 9 классе дается представление об этапах развития русской литературы, формируются характеристики, которые дают возможность оценить произведения искусства; предлагается более глубокое понимание классики, дается первое теоретическое представление об историко-литературном процессе. Система литературного образования во многом связана с овладением теорией литературы. В нашей программе последовательно обозначается обращение к каждому важному именно для конкретной темы литературоведческому понятию. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории — само указание лишь подсказывает попутное использование теоретических материалов, которые подчинены потребностям более обстоятельного прочтения художественных произведений и вводят в обиход читателя необходимую терминологию. Обращение к литературоведческому понятию указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении именно этого произведения. Накопление и использование теоретических сведений осуществляется постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным. При изучении этого курса целесообразно учитывать подготовленность учащихся и все обстоятельства конкретной ситуации изучения курса. Возможно использование различного количества часов на изучение монографических тем или даже их превращение в обзорные, которые содержат достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя. Этот вопрос решается учителем в зависимости от обстоятельств. Результаты изучения литературы Предметные результаты: — восприятие художественных произведений как части историко-литературного процесса в объеме программы; — знание изученных текстов и общее представление о литературном процессе; — овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения во всех аспектах (жанр, сюжет, композиция, герои и все особенности художественного мира, характеризующего произведение). Метапредметные результаты: — свободное владение приемами составления разных типов плана; — умение использовать различные типы пересказов; — активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; — умение делать доказательные выводы. Личностные результаты: — знание наизусть художественных текстов в рамках программы; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; — владение различными типами творческих работ; — адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения. Примерная программа основного общего образования для 9 классов рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. По учебному плану лицея на 2013-2014 учебный год на изучение литературы в 9А классе отведено 140 часов, 4 часа в неделю. Распределение часов рабочей программы по разделам: № п/п Раздел программы Кол-во часов 1 Введение. 1ч 2 Древнерусская литература 8ч 3 Литература 18 века 11ч 4 Литература 19 века 71ч 5 Литература 20 века 32ч 6 Литература 60-90-х г. 20 века 17ч Итого 140ч Список литературы 1. Окунев А.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового Образования. -Скифия, 2006 2. Мухина И. А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. – СПб.: СПб ГУ ПМ, 2002. 3. Ерёмина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Т.Я. Ерёмина. – М.: Просвещение, 2013 (работаем по новым стандартам). 4. Золотарева И.В. , Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. –М.: ВАКО, 2009. 5. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы/Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. 6. Ээльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров. – М.: Просвещение, 2012 (работаем по новым стандартам). 7. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др. – М.: Просвещение, 2012 (работаем по новым стандартам). 8. Олимпиадные задания по литературе. 9 класс/сост. О.А Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007. Приложение 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ 4 часа в неделю 140 часов в год № урока Содержание учебного материала Кол-во часов Дата урока Цели и задачи Теоретические понятия Основные виды деятельности Комментарий учителя учащегося учителя 1 Вводный урок. Шедевры русской литературы. 1 Показать роль литературы в духовной жизни России. Дать понятие «шедевры русской литературы». Познакомить с содержанием программы по литературе. Понятие о художественном произведении, художественном образе. Конспектирование, составление тезисов Лекция с элементами беседы ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА(8ч) 2 Литературные формы Древней Руси. 1 Познакомить учащихся с литературными формами Древней Руси (фольклор и письменная литература). Повторение. УНТ. Жанры УНТ Конспектирование, составление тезисов Выразительное чтение, анализ текста. Лекция с элементами беседы 3-4 Письменная литература Древней Руси 2 Познакомить с жанрами письменной литературы Древней Руси и авторами. Летопись, историческая хроника, патерик, поучение и проповедь, житие, апокрифы, сказание, хронограф, хождение Конспектирование, составление тезисов. Создание презентаций Лекция с элементами беседы 5-6 Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». 2 Познакомить с историей открытия «Слова…» и самыми известными переводами памятника Идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора. Конспектирование, составление тезисов. Работа с текстом Лекция с элементами беседы 7 Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…» 1 Показать патриотизм русского народа в борьбе с половцами. Роль народа в борьбе за независимость. Патриотизм, система образов, композиция монолог, Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя в древнерусской литературе. Обучение анализу текста 8-9 Р. р. Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве». 2 Развитие речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям произведения Составление плана сочинения, самостоятельная работа учащихся. Сочинение ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА(11ч) 10 О русской литературе 18 века. Особенности русского классицизма. 1 Познакомить с особенностями русского классицизма и творчеством М.В. Ломоносова. Жанр оды. Одический стиль и жанр. Силлабическое стихосложение. Просвещение в произведениях Ломоносова. Конспектирование, составление тезисов. Анализ лирического произведения. Находить черты классицизма в произведении и авторскую позицию в изображении исторического героя. Лекция с элементами беседы Обучение анализу и интерпретации текста 11 Ломоносов – реформатор русского языка. Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В. Ломоносова. 1 12 Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р. Державина. 1 Познакомить с творчеством Г.Р. Державина. Державин в оценке деятелей русской культуры. Максимализм, категоричность, изящество, будничность, экспрессия, пафос развенчания, псалом. Конспектирование, составление тезисов. Выразительное чтение. Анализ текста. Лекция с элементами беседы Обучение анализу и интерпретации текста 13 Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 1 Познакомить с героями, сюжетом и текстом комедии; Фонвизин –сатирик. Показать проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии. Классицизм в драматическом произведении. Ремарка, амплуа, система образов, поэтика «говорящих» имен Конспектирование, составление тезисов. Выразительное чтение. Составление характеристики героев. Умение выявлять авторскую позицию в драматическом произведении Лекция с элементами беседы Обучение анализу драматического произведения Домашнее сочинение «Современные Митрофанушки» 14 Герои и события комедии «Недоросль». 1 15 Тема воспитания в комедии «Недоросль». 1 16 Классицизм в драматическом произведении Д.И. Фонвизина. 1 17 Художественное повествование в «Истории государства Российского Н.М. Карамзина. 1 Сообщить биографические данные о Карамзине -историке, журналисте, филологе и писателе. Познакомить с особенностями русского сентиментализма и творчеством Н.М. Карамзина Сентиментализм. Русский сентиментализм. Духовный мир героев, обусловленность поведения героя обстоятельствами. Конспектирование, составление тезисов. Выразительное чтение. Составление характеристики героев. Умение выявлять авторскую позицию в произведении Лекция с элементами беседы Обучение анализу произведения. 18 Особенности русского сентиментализма. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» 1 19 Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Избранные главы. 1 Сообщить биографические данные о Радищеве А.Н. Познакомить с книгой Радищева А.Н. Жанр путешествия. Сентиментализм. Конспектирование, составление тезисов. Пересказ глав. Умение выявлять авторскую позицию в произведении Лекция с элементами беседы Домашнее сочинение «Каким я увидел XVIII век на страницах…(поэта, драматурга или писателя XVIII века по выбору учащегося)». 20 Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века» 1 Вывести общие закономерности литературы XVIII века. Проверить знания учащихся Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями Тест ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (71ч) 21 «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Литературные формы романтизма 1 Познакомить с романтизмом как литературным направлением Романтизм как литературное направление. Эпические формы (поэма, роман, повесть, баллады и думы, литературные сказки). Лирика (элегическая, пейзажная, медитативная, философская). Романтическая драма. Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 22 Романтизм в России. Истоки русского романтизма. 1 Познакомить с особенностями русского романтизма Особенности русского романтизма. Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 23 В. А. Жуковский. Очерк жизни и творчества 1 Познакомить с жизнью и творчеством В.А. Жуковского, его элегиями и балладами Элегия, баллада Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 24-25 Элементы романтизма в балладе В.А. Жуковского «Светлана». 2 Баллада «Светлана». Иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм. Анализ лирического произведения. Выразительное чтение. Выявление авторской позиции в изображении литературного героя. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. 26 Романтическая лирика начала XIX века К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский 1 Обзорное знакомство с творчеством поэтов начала XIX века Лирика. Элегия. Лирический герой. Анализ лирического произведения. Выразительное чтение. Презентации учащихся Аналитическая беседа Обучение интерпретации стихотворений 27 Личность и судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». 1 Познакомить с биографией и творчеством А.С. Грибоедова. Конспектирование, составление тезисов. Презентации учащихся Лекция с элементами беседы. 28 Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». 1 Анализ списка действующих лиц. Сюжет и герои комедии, язык комедии Познакомить с особенностями развития комедийной интриги, дать понимание своеобразия конфликта в комедии Познакомить с жанровым своеобразием комедии «Горе от ума». Поэтика «говорящих» имен. Семантика фамилий. Консерватизм, прогресс, крепостничество Анализ произведения. Выразительное чтение. Умение находить авторскую позицию в изображении героя. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. Анализ монологов. Обучение анализу эпизода-сцены. 29 Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. 1 30 Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». 1 31 Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». 1 32-33 Р. р. Сочинение по комедии «Горе от ума». 2 Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся. Сочинение 34 Изображение природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова. 1 Познакомить с творчеством поэтов. Развивать навык сопоставления стихов, выявления особенностей. Средства художественной выразительности. Силлабо-тоническая система стихосложения. Размеры стиха Выразительное чтение, сопоставительная характеристика. Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации стихотворений 35 Жизнь и судьба А.С. Пушкина. 1 Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения. Силлабо-тоническая система стихосложения. Размеры стиха Конспектирование, составление тезисов. Проекты в виде презентации учащихся Выразительное чтение Лекция с элементами беседы. Обучение проектной деятельности 36-37 Стихотворения Пушкина разных лет. 2 38 Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина 1 Чтение стихотворений: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар» «Сквозная» тема, эволюция темы, свободолюбивая лирика, пафос. Анализ произведений. Выразительное чтение. Интерпретация стихотворений Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации стихотворений 39 Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 1 Ознакомить с темой поэта и поэзии в лирике Пушкина «Сквозная» тема, лирическая медитация Анализ произведений Выразительное чтение. Интерпретация стихотворений Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации стихотворений 40 Образы природы в лирике Пушкина 1 Ознакомить с образами природы в лирике Пушкина Традиции и новаторство поэта Анализ произведений Выразительное чтение. Интерпретация стихотворений Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации стихотворений 41 Урок-концерт «Поэты XX века о Пушкине 1 Познакомить со стихотворениями поэтов XX века (А. Ахматовой, М. Цветаевой, Н. Клюева, Б. Пастернака, А. Блока, М. Кузмина, С. Есенина, В. Маяковского, Э. Багрицкого, С. Гудзенко, А. Твардовского) о Пушкине Русская Пушкиниана Выразительное чтение. Интерпретация стихотворений В тетради фиксируют названия, авторов, делают краткий комментарий Вступительное слово о русской Пушкиниане 42 История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. 1 Ввести понятие «реализм». Познакомить с историей создания романа, замыслом и композицией. Обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков. Реализм. Лирическое отступление, конфликт. Конспектирование, составление тезисов. Знакомство с системой образов, особенностями сюжета романа. Лекция с элементами беседы. Обучение работе с опорной схемой. 43 Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. 1 Знакомство с системой образов, особенностями сюжета и композиции романа. Сюжет, композиция, конфликт. «Онегинская» строфа. Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. Обучение работе с опорной схемой. 44 Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». 1 Дать представление о стилистике Пушкина. Раскрытие духовного потенциала любовной лирики на примере образа Татьяны. Стилистическая окраска метафор Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 45 Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С. Пушкина. 1 Формировать свободное мышление на основе осмысления проблемы взаимоотношений природы и человека. Антитеза. Роль пейзажа в произведении Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 46 Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. 1 Знакомство с системой образов. Образ Онегина, Ленского. Их сравнительная характеристика. Контекстные антонимы и синонимы Составление сопоставительной таблицы характеров героев. Обучение работе с опорной схемой. Чтение и комментированиеАналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. 47-48 Р. р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 2 Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. Сочинение на литературную тему Составление плана, написание сочинения Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся. Сочинение 49 М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин). 1 Изучение биографии поэта. Основные периоды творчества. Сопоставление стихов «Пророк» Пушкина и Лермонтова Влияние эпохи на творчество Конспектирование, составление тезисов. Составление сопоставительной таблицы Лекция с элементами беседы. 50 Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Темы Лермонтовской лирики. 1 Дать понятие «лирического героя» Лермонтова. Охарактеризовать лирического героя с указанием стихотворений. Обучение работе во время лекции Лирический герой. Отношение автора к лирическому герою Конспектирование, составление тезисов. Обучение работе с опорной схемой. Лекция с элементами беседы. Обучение работе с опорной схемой. 51 Анализ стихотворения «Смерть поэта» 1 Познакомить со стихотворением. Работа с микротемами. Дать понятие публицистического стихотворения Микротемы в лирическом произведении. Инверсия. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 52 Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. 1 Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта. Расширение понятия о художественном своеобразии языка (ритм, рифма, стихотворение, строфа). Антитеза, лирический герой. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации Домашняя работа по плану: 1. Стихотворение, которое произвело впечатление; 2. Его сюжет, ритм, размер; 3. Лирический герой, его мысли, чувства; 4. Какие чувства вызывают во мне эти строки 53 Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. 1 Обзор – осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова. Завершение темы в последних итоговых стихотворениях 1814г. Выразительные средства языка. Патриотическое чувство Лермонтова. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации Домашняя работа по плану: 1.стихотворение, которое произвело впечатление; 2. его сюжет, ритм, размер; 3. лирический герой: его мысли, чувства; 4. какие чувства вызывают во мне эти строки. 54 Человек и природа в лирике Лермонтова 1 Обучение анализу стихотворения. Развитие темы «Пейзаж в литературе» Пейзажные миниатюры, философская медитация, аллегория, символ, лирический герой. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 55 Социально-психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1 Выяснить первоначальное восприятие учащимися романа. Проанализировать композиционное своеобразие. Понятие сюжета, фабулы, психологический роман, реализм и романтизм в романе. Выявление читательской позиции учащихся. работа с текстом Вступительное слово учителя, Обучение работе с текстом, выборочное чтение. 56 Урок-диспут. Печорин в системе образов романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1 Обзор и обсуждение содержания романа. Сюжет, фабула, композиция. Выявление читательской позиции учащихся. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Вступительное слово учителя. Организация диспута на тему: «Печорин — герой своего времени». 57 Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». 1 Анализ части «Княжна Мэри». Сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина. Сюжетная самодостаточность, кульминация, философская проблематика, символическое значение образа. Работа в группах Обучение анализу стиля автора. Проверка восприятия текста, беседа 58-59 Р. р. Сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2 Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям произведения Сочинение на литературную тему Подбор цитат, составление плана, написание сочинения. Сочинение 60 Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя. 1 Знакомство (обзорное) с жизнью и судьбой Гоголя; обобщение ранее изученного. Биография, творчество. Конспектирование, составление тезисов. Участие в викторине по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее. Лекция с элементами беседы. Проведение викторины по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее. 61 Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». 1 Обзор содержания, история создания поэмы. Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков. Поэма, система образов. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Составление таблицы по образам помещиков Лекция с элементами беседы. Обучение работе с опорной схемой. 62 Чичиков и чиновники в поэме. 1 63 Чичиков и помещики в поэме. 1 64 Приемы создания образа главного героя. 1 65 Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». 1 Знакомство с образом Чичикова. Особенности сюжета поэмы. Дать представление о стилистике Гоголя Деталь, портрет, одежда, манеры, речь. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Выразительное чтение. Лекция с элементами беседы. 66 «Живая Русь» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». 1 Проанализировать с учащимися авторскую трактовку образа Руси, данного в противопоставлении образам других персонажей поэмы. Поэма, система образов. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Выразительное чтение. Лекция с элементами беседы. 67-68 Р. р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 2 Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. Сочинение на литературную тему Подбор цитат, составление плана, написание сочинения. Сочинение 69 Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики. 1 Обзорное знакомство с биографией поэта. Особенности поэтического языка поэта. Мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, художественный мир, пафос. Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 70 Любовная и философская лирика Ф.И. Тютчева 1 Познакомить с любовной и философской лирикой Ф.И. Тютчева Средства выразительности в поэтическом тексте. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 71 Этапы биографии и творчества А.А. Фета. Основные мотивы творчества 1 Обзорное знакомство с биографией поэта. Особенности поэтического языка поэта. Мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, художественный мир, пафос. Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 72 Анализ стихотворений на выбор А.А. Фета или Ф.И. Тютчева 1 Проверить сформированность навыков самостоятельного анализа и интерпретации стихотворения Самостоятельный анализ стихотворений 73-74 Своеобразие поэзии Н.А. Некрасова. Жизнь поэта. Темы лирики. Сатирическая направленность поэзии. Гражданские мотивы его лирики. Народность 2 Обзорное знакомство с биографией поэта и его творчеством. Поэт — гражданин. Сатира Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 75 Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». 1 Проследить кратко жизненный путь писателя; сделать обзор романов; обменяться впечатлениями о прочитанной повести. Обучение монологическому высказыванию. Психологизм прозы. Сентиментализм. Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 76 Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. 1 Оценить особенности образа главного героя-мечтателя. Обучение аналитическому чтению; характеристика героя. Тема «маленького» человека в литературе Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 77 Петербург Достоевского 1 Выявить особенности пейзажа Достоевского. Анализ текста. Пейзаж в литературе Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 78 Краткая биография И.С. Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». 1 Познакомить с биографией и творчеством И.С. Тургенева. Раскрыть идейный замысел повести. Повесть. Герой-повествователь Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 79 Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. 1 Продолжить знакомство с творчеством И.С. Тургенева, Лиризм, психологизм, герой-повествователь. Стиль писателя. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 80 Нравственная проблематика повести И.С. Тургенева. 1 Акцентировать внимание учащихся на нравственной проблематике повести. Повесть, идея произведения. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация . Работа в группе Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 81 Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева. 1 Обучение навыкам анализа фрагментов текста. Роль пейзажа в художественном произведении. Фрагмент, пейзаж Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация . Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 82 Творческий путь Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. Психологизм прозы Толстого 1 Познакомить с биографией и творчеством Л.Н. Толстого. Понятие об автобиографических произведениях (роман, повесть, рассказ). Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. 83 Судьба Николеньки Иртеньева в повести «Юность». 1 Обучение работе с текстом. Обсуждение самостоятельно прочитанных глав произведения Внутренний монолог, диалог, речевая характеристика. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация . Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 84 «Диалектика души» героев в повести «Юность» 1 Работа над понятием «диалектика души». Диалектика души героя Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. 85 Р.Р. Как писать сочинение-очерк. Подготовка к домашнему сочинению на тему: «Мой современник» 1 Характеристика разновидностей очерка; обучение написанию сочинения-очерка Очерк как жанр публицистики. Риторические вопросы и восклицания. Публицистическая лексика. Сопоставительные и противопоставительные конструкции. Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. Обучение сочинению Домашнее сочинение «Мой современник». Варианты: совместный проект класса в виде презентации или выпуск классной газеты. 86 Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. 1 Биография писателя. Эпоха «безвременья». Повторение. Художественное мастерство Чехова. Эпоха «безвременья». Подтекст. Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. 87 Композиция и общая идея цикла «Маленькая трилогия». 1 Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней. Трилогия, деталь, двуплановость повествования. Юмор и сатира. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация . Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 88 Сюжет и герои «Человека в футляре». 1 89 Художественная деталь в повести «Человек в футляре». 1 90 Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». 1 91 Тестовый контроль по творчеству А.П. Чехова. 1 Проверить знания учащихся по жизни и творчеству А.П. Чехова. Самостоятельная работа учащихся с тестами Тест ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (32ч) 92 О русской литературе 20 века (обзор) 1 Обучение конспектированию, работа со словарем литературоведческих терминов. Жанры, направления в литературе. Автобиографическая повесть. Конспектирование, составление тезисов. Презентации Лекция с элементами беседы. Обучение проектной деятельности 93 Основные мотивы лирики И.А. Бунина. 1 Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина. Обсуждение самостоятельно прочитанного произведения. Роман, литературное направление. Стилистическое мастерство. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Выразительное чтение. Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. Выразительное чтение. 94 Автобиографическая повесть И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». 1 95 Главный герой повести в изображении писателя. 1 96 Психологизм и лиризм бунинской прозы 1 97 Краткий обзор жизни и раннего творчества М. Горького 1 Кратко познакомить учащихся с жизнью М. Горького; дать обзор его раннего творчества; совершенствовать навыки анализа текста. Романтизм в литературе, неоромантизм, Конспектирование, составление тезисов. Лекция с элементами беседы. 98 М. Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра» 1 Совершенствовать навыки анализа текста, сравнительные характеристики текста. Композиция, конфликт Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация . Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 99 Р. р. Сочинение по романтическим произведениям М. Горького 1 Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. Сочинение на литературную тему Подбор цитат, составление плана, написание сочинения. Сочинение 100 Автобиографическая трилогия М. Горького. Главы из повести «Мои университеты». 1 Обучение работе с учебником. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений Трилогия, автобиографическая трилогия. Анализ произведения Выразительное чтение Аналитическая беседа Выразительное чтение. 101 Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. 1 102 Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А. Блока. 1 Знакомство со стихотворениями Блока. Своеобразие стихов. Образ Прекрасной Дамы и Родины в лирике поэта. Символизм, мистика, трагизм, музыкальность, роковой, демонический. Анализ произведения Выразительное чтение. Работа в группах. Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 103 Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А. Блока. 1 104 Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А. Ахматовой. 1 Знакомство с лирикой А.Ахматовой. краткий обзор биографии поэтессы Средства художественной выразительности Анализ произведения Выразительное чтение. Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 105 Тема родной земли в лирике А.А. Ахматовой. 1 106 Тема Родины в лирике С.А. Есенина. 1 Познакомить с очерком жизни и творчества Есенина. Показать своеобразие его лирики. Лиризм, исповедальность, образность, имажинизм. Анализ произведения Выразительное чтение. Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 107 Народно-песенная основа стиха Есенина. 1 108 Слово о В.В.Маяковском. 1 Познакомить с очерком жизни и творчества Маяковского. Показать своеобразие его лирики. Публицистичность, агитационность, лиризм. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Выразительное чтение. Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. Выразительное чтение. 109 Лирический герой стихотворений В.В. Маяковского. 1 110-111 Краткое описание творческого пути писателя. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. 2 Познакомить с основными вехами биографии Булгакова. Рассказать об истории создания и судьбе повести «Собачье сердце». Обсудить смысл названия повести. Показать мастерство и гражданское мужество писателя. Прояснить цели булгаковской сатиры Сатира Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Выразительное чтение. Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. Выразительное чтение. 112 Классические произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия «Мертвые души» (по поэме Н.В. Гоголя). Чичиков и его окружение в изображений Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. 1 Развивать навыки сопоставительного анализа текстов Сатира. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе Конспектирование, составление тезисов. Сопоставительныйанализ Выразительное чтение. Лекция с элементами беседы. Обучение сопоставитель-ному анализу Выразительное чтение. 113-114 Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А. Шолохова). Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека. Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека». 2 Раскрыть смысл названия. Особенности композиции, образы главных героев. Тема судьбы человека, искалеченного войной. Гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Выразительное чтение. Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. 115 Военная тема в лирике А.Т. Твардовского. 1 Раскрыть военную тему в лирике Твардовского. Лирический герой. Выразительные средства языка. Сопричастность, общественный темперамент, гражданская позиция Выразительное чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета поэмы. Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой. Беседа учителя 116 Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. 1 117 Единство лирического и эпического в поэме. 1 118-119 Р.р. Сочинение «Человек на войне» (на примере произведений М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского). 2 Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. Сочинение на литературную тему Подбор цитат, составление плана, написание сочинения. Сочинение 120-121 Урок-концерт «Он не вернулся из боя…» Стихи поэтов, погибших на войне… 2 • Познакомить с творчеством поэтов, погибших на ВОВ; формировать представление о войне через лирику поэтов, погибших на войне. Патриотизм, мужество, героизм Чтение стихотворений, подготовленные презентации Вступительное слово учителя 122 Смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». 1 Знакомство с жизнью и творчеством А.И. Солженицына. Рассказ, система образов, средства раскрытия образов. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведения Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х годов 20 века (17 ч) 123-124 Образы «чудиков» в рассказах В.М. Шукшина «Срезал» и «Чудик». 2 Раскрыть смысл названий. Особенности композиции, образы главных героев. Тема образов-«чудиков» в рассказах Понятие о художественном произведении, художественном образе. Конспектирование, составление тезисов. Анализ произведений Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. 125 Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П. Астафьева. 1 Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Связь человека и природы Презентации учащихся. Работа в группах Анализ произведения Аналитическая беседа 126 Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести. 1 127 Гуманистический смысл повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии». 1 Дать краткий обзор творчества. Показать противопоставление жизненных принципов персонажей. Гуманизм, идея повести. Анализ художественного произведения. Умение находить авторскую позицию в изображении героя. Обучение анализу текста и аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой. 129 Противопоставление жизненных принципов героев повести. 1 130 Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. 1 131 Особенности драматической интриги в драме А.В. Вампилова «Старший сын». 1 Показать особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Восприятие, истолкование, оценка. Сюжет. Композиция. Интрига. Жизненная неудачливость. Конспектирование, составление тезисов. Составление характеристики героев. Умение находить авторскую позицию в изображении героя. Лекция с элементами беседы. Обучение аналитическому чтению. . 132 Сложности человеческой судьбы в изображении А.В. Вампилова. 1 133 Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого 1 Познакомить с основными вехами биографии Н. Заболоцкого. Показать особенности раскрытия темы Лирический герой Заболоцкого. Средства художественной выразительности языка. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 134 Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш. Окуджавы. 1 Знакомство с жизнью и творчеством автора. Лирический герой, средства художественной выразительности языка. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 135 Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А. Евтушенко. 1 Знакомство с творчеством Е.А. Евтушенко. самостоятельная работа по учебнику. Лирический герой, средства художественной выразительности языка. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 136 Поэтическое изображение современников в лирике А.А. Вознесенского. 1 Знакомство с жизнью и творчеством А. Вознесенского. Самостоятельная работа по учебнику. Лирический герой, средства художественной выразительности языка. Анализ произведения Выразительное чтение. Интерпретация Аналитическая беседа Выразительное чтение. Обучение интерпретации 137 Тестовый контроль по теме «Русская литература 60-90-х годов 20 века». 1 Проверить знания учащихся по теме. Самостоятельная работа учащихся с тестами. Тест 138-139 Сочинение по курсу литературы 9 класса 2 Проверить знания учащихся за весь курс 9 класса. Сочинение на литературную тему Подбор цитат, составление плана, написание сочинения. Сочинение 140 Анализ сочинений. Подведение итогов курса 1 Защита проектов Итого уроков – 140
Файлы: РП РЯ 9а ТемПлан-2013.pdf
Размер файла: 363951 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология