Автор конспекта:
Автор(ы): — Владимир Алексеевич Комаров

Место работы, должность: —

Детская хоровай студия "Искра" ДДЮТ "На Ленской" Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Художественный руководитель

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное шлир детей

Класс(ы): — 5 тип
Класс(ы): — 6 тип
Класс(ы): — 7 тип
Класс(ы): — 8 тип
Класс(ы): — 9 тип
Класс(ы): — 10 тип
Класс(ы): — 11 тип

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Тип ресурса: — методическая производство

Краткое изображение ресурса: —

Работа над строем на детском хоре

Работа над строем на детском хоре

Российское хоровое содрогание на наши дни представляет собою огромное количество хоровых коллективов, различных вдоль своей принадлежности, возрасту, составу, и профессиональной ориентации. Каждый клир отличается от других не чуть своим именем, но и неповторимым тембром, репертуаром и сложившимися традициями на коллективе.

В многоликом хоровом братстве детские балкон занимают, пожалуй, самую многочисленную часть. Они созданы утилитарно вот всех детских учреждениях, на домах и центрах культуры.

Работа на детском хоре вдоль своей профессиональной сути недостаточно нежели отличается от работы С взрослым хором. Но принципиальное несхожесть – это, встарь всего, старость участников. Хормейстер надо учитывать возрастные особенности коллектива и при подборе репертуара, и при работе над вокально-хоровыми технологиями. Нельзя разучивать такие музыкальные произведения, которые ребятня не способны выучить, понять и полюбить. Кроме того, авиахимработа с детям является частично образовательной и воспитательной программы коллектива. Каждое ремесло вдоль всем вероятиям дать ребёнку новую информацию и яркие впечатления. Такая авиахимработа изначала нацелена на определение конкретных творческих и эстетических задач. Хоровой общественность изначала надо знать: ровно поём, где-нибудь и когда выступаем, и сколько времени осталось на подготовку. В несхожесть от взрослых, ребёнок ловок качественно выполнить план чуть на томик случае, если оно ему вдоль силам, если нравится, и если он, к тому же, постарается.

Стремление хорового коллектива петь чище, исполнять музыку лучше, иметь форменный курьезный репертуар – это невыносимо сильное коллективное чувство, приводящее на содрогание хоровой «мотор». Что же касается хормейстеров, приблизительно амплитуда их работы, ровно правило, изначала находится промеж вокально-хоровыми технологиями и средствами музыкальной выразительности. Причём, авиахимработа эта имеет комплектный характер, и она не может быть разделена на отдельные части. Например, перво-наперво поработаем над интонацией, вдогон один-другой и обчелся над штрихами, далее над нюансами, над строем, и, наконец, над одним словом и характером. Такая авиахимработа малоэффективна.

Когда мы слушаем концерт, компонованный изо различных хоровых коллективов, приблизительно самое приятное чувство оставляет после того себе прибранно мурлыкающий хор. Если нашу работу над строем выделить на отдельную тему, приблизительно дозволяется обозначить сколько-нибудь профессиональных задач, которые неизбежно непоколебимо держать на марго зрения хормейстерской работы. Нам не удастся полностью раскрыть эту тему, но попробуем всё же нацелить хормейстеров детализированный агрохиманализ своих репертуарных произведений и самосознание причин детонации.

Как известно, модус хора – это чистое интонирование мелодии вдоль горизонтали и чистое шансон аккордов вдоль вертикали. Прежде всего, зададим себе вопрос, на каком строе мы поём, натуральном неужто темперированном? Если клир исполняет продукт a’capella, приблизительно может быть использован и в известной степени натуральный, и темперированный. Если клир поёт на ансамбле с фортепиано неужто оркестром, приблизительно природный модус применить не получится. Натуральный модус подразумевает чистые (без биений) интервалы на соотношении: ступень – ½, мера – 4/3, интервал – 3/2. В темперированной настройке фортепиано интервал «ре-ля» первой октавы имеет одно сердцебиение на секунду, и она один-другой и обчелся еще чистой. А мера «ми-ля» настраивается вдоль такому же принципу, чуть пошире чистой кварты. Все большие терции при темперации приблизительно же настраиваются шире, а малые терции – уже. В оркестре чс один-другой и обчелся другая. Струнная группа, например, настраивается чистыми квинтами. Но большие терции струнная группка на оркестровом звучании порядочно расширять. В группе медных духовых есть тромбон, у которого выдвигается кулиса, и он, приблизительно же, ровно певец, может интонировать один-другой и обчелся повыше неужто ниже. Деревянные духовые настроены на темперированном строе, и у них с тем чтоб изменения интонации есть свои хитрости.

Что произойдёт, если клир попробует спеть на натуральном строе две больших терции подряд, ровно это встречается, например, на хоре «Сосна» у С. Рахманинова на стихи М. Лермонтова: «И снится ей всё, ровно на пустыне далёкой, В томик крае, где-нибудь солнца восход…» Сначала на хоре красиво шрифт «фа-ля», после переходит на «ля-до диез». В партии фортепиано на это же продолжительность контрапунктом красиво красивая мелодийка с неаккордовыми звуками. Сначала порядочно звучать звук настроение с более низкой, нежели у фортепиано, нотой «ля», после при переходе на следующую терцию нота «до диез» на хоре порядочно нимало низкой и, на результате, не сойдётся с фортепианным «ля мажором».

Следующий идеал – вторая пакет изо “Gloria” Vivaldi. Чтобы добиться чистой вертикали, на аккордовой фактуре невыносимо на ять обострять тяготения при соединении неустойчивых ступеней на устойчивые. Кварта «си бемоль-ми бемоль» на партии первых напев – широкая. Следующие после квартой полутона узкие. Большая шрифт на партии первых альтов «ре-си бемоль» также широкая. Нисходящие полутона на средних голосах «си, галит – ля диез, звук диез» узкие.

Строй хора обыкновенно нарушается ради различных неудобных с тем чтоб пения фрагментов вокальной горизонтали:

  • скачки на голосоведении,
  • неаккордовые звуки,
  • быстрый темп,
  • неудобная тональность,
  • продолжительное шансон на одной тональности,
  • сложный ритм,
  • неудобная тесситура (чрезмерно высокая неужто низкая),
  • неправильно высмотренный голосовой режим,
  • неправильно выбранная динамика,
  • трудно проговариваемый текст,
  • некоторые сочетания гласных.

В хоровой практике просто встречаются немедленно сколько-нибудь «вокальных неудобств», ровно например, на мелодии «Попутной песни» М. Глинки на слова Н. Кукольника.

Мелодия поётся на быстром темпе, есть скачки, на тексте хоть пруд пруди согласных.

С первых бог неизбежно обратить уход на скрытую чистую кварту «ре-соль». Её пристало моделировать накануне и с расширением. Следующие после скачки – это чистая интервал «ми-си», уменьшенная интервал «ми-си бемоль», и чистая мера «ми-ля». Здесь дозволяется ожидать либо подъезды к нотам, либо низкую интонацию. Из-за быстрого темпа приблизительно время, которое отведено на «восьмушки» до чрезвычайности мало, и следует успеть проинтонировать их чисто. Ещё более хреноватый отрывок надо на слоги «…ми-тся па…». Чистая мера ниц и большая интервал вверх. Вероятная заблуждение интонирования – это завышенная нота «ми» и заниженная нота «до диез».

Иногда хреноватый на бельма нотный надпись после того разучивания оказывается с тем чтоб пения до чрезвычайности удобным. Например, «Богородице Дево» А. Шнитке:

Голосоведение плавное, тесситура удобная, модерато спокойный, надпись распевается на сколько-нибудь нот. Есть прыжок вот втором хоре на чистую кварту ниц «ми-си». Нота «си» должна петься с расширением. И есть долгонько тянущаяся нота «ре» на альтах первого хора. Если эта нота порядочно спета на головном регистре, то, вернее всего, порядочно завышена. Её неизбежно петь на грудном регистре, приблизительно ровно она является интонационно важной аккордовой квинтой, дающей вертикальную неуязвимость тонике «соль мажор».

В произведении “Adiemus” К. Дженкинс написал до чрезвычайности высокоэнергичный равномерный рисунок. Хор, вероятно, порядочно «опаздывать» на первые «шестнадцатые». Низкие ноты на партии альтов нынешний биоритм усложняют ещё больше. В низком регистре малоудобно не чуть интонировать мелодию, но и работать с текстом. Да и модерато Andantino спокойным не назовёшь. Ещё одно тягостность – слоги, на которые звучат аккорды. Гласные «а-у-е» формируются по-всякому и, если они нарушат интонацию вдоль горизонтали, соответственно, и линия также «поплывёт».

Чтобы улучшить интонацию вдоль горизонтали, дозволяется упражняться на медленном темпе, на подробность legato, меняя динамику, пропевая на разные слоги: «ле», «ма», «ду».

Чтобы научить клир прибранно интонировать неаккордовые звуки на мелодии, пристало использовать интонационную мнема на тот неужто другой простой аккорд, неужто интервал. Например, на произведении С. Рахманинова «Ангел» на стихи М. Лермонтова есть этакий кадр на слова «Он душу младую на объятиях нёс с тем чтоб решетка печали и слёз…»

В первой фразе следует взять после основу медианта «соль-ре-си». Чтобы добиться чистого пения нисходящих тетрахордов, дозволяется пропевать ноты «соль-ре-си», например, ровно четверти, а те, ровно находятся промеж ними, ровно восьмушки. Таким образом, уход хора порядочно нацелено на опорные звуки секстаккорда, и они, естественно, останутся на памяти и будут звучать чисто. А неаккордовые звуки над интонировать узко.

Все рассмотренные повыше эпизоды, приблизительно неужто иначе, могут быть похожими на многие другие фрагменты на других произведениях. Приступая к разучиванию любого нового музыкального материала, хормейстеру на ять иметь на голове его модель, и, работая над тем неужто иным хоровым эпизодом, предвидеть дискретный результат. Произведение полезно разучивать на удобном рабочем темпе. Количество часов, отведённых на разучивание, вдоль всем вероятиям быть минимально. Но ускорять начальную работу нежелательно. Быстрый модерато разучивания частенько даёт неодобрительный результат – забывается всё выученное приблизительно же быстро. Необязательно на повседневной работе доводить иной изолированный кадр накануне концертного качества, если остальные составные части произведения вдалеке от него. «Фронт» общей работы полезно выстраивать на одно линию. Работа над строем на хоре набегом может «верховодить» над другими элементами технологий, но следует изначала помнить, ровно это честь имею кланяться чуть лишь составная пакет вокально-хорового комплекса и работы над средствами музыкальной выразительности. Даже после того выполнения всех поставленных задач, когда звучание хора целиком устраивает дирижёра, и хоть если продукт еще прозвучало на концерте, набегом всё равно возникают интонационные эксцессы.

Давайте рассмотрим некоторые «закулисные» моменты, о которых не знают зрители. Почему набегом происходит так, ровно на репетиции клир пел «в тоне», а на концерте стал повышать неужто понижать? Причины обыкновенно бывают «внутренние». И это связано с излишним пред-концертным волнением, с отсутствием душевного «спокойствия» на распевке. В данном случае клир может повышать. Если общественность пред концертом пребывает на усталом состоянии, неужто значительная его пакет голодная, если ребятня просто долгонько сидели неужто стояли пред концертом, вернее честь имею кланяться они будут понижать. В первом варианте следует постараться избежать гиперактивности, а вот втором, наоборот, неизбежно найти средство, с тем чтоб «подключить» дополнительную энергетику. Иногда на общее микросостояние певцов влияет атмосферное давление, сухая, погода, мороз неужто дождь.

Как правило, дирижер качественно знает всех участников своего коллектива. Нужно чуть бережно присмотреться, где-нибудь первоочаг нервозности, отнюдуже идёт детонация. Это может довестись на одной изо партий, если потом окажется «невменяемым» цифра изо хоровых лидеров. Это может быть «герой», приперевшийся на концерт, не смотря на болезнь. Какие бы отклонения от обычного поведения на коллективе не увидел дирижер пред концертом, невыносимо на ять все их устранить. Коллектив качественно выступает, когда он творчески нацелен, предметно энергичен, психологически уравновешен и вокально порядочно качественно распет.

Подводя некоторые итоги, мы отмечаем, ровно на повседневной хормейстерской работе не бывает мелочей. Из всех мелких частичек создаётся целое. И частенько бывает так, ровно работая, например, над текстом, мы вдруг с тем чтоб себе обнаруживаем, ровно на произведении появился гармоничный характер. Или, например, вследствие нюансам и штрихам мы, наконец, добились красивой фразы и одновременно, ровно вдоль волшебству, исправилась интонация. Если нам не порядочно репетиционного времени на доработку какого-либо музыкального фрагмента, следует всё равно, хотя бы «на словах» дать временную оценку и безмятежно перенести определение задачи на следующее занятие.

На интонацию на детском хоре оказывает влияние, безусловно, звание музыкально-теоретического, ладового и гармонического развития, наличествование музыкальной памяти у тех, кого мы обучаем. Более опосредованную обязанность играет порядок занятий коллектива, репертуарная политика, гармоничный багаж, а приблизительно же тесситура общественной и концертной деятельности. На сигнальный взгляд, всё перечисленное не имеет прямого отношения к работе хормейстера над строем. Но чуть на первый. Если мы заболели и хотим пойти на приём к врачу, приблизительно какого специалиста мы предпочтём, опытного неужто после того института? Регулярная хоровая практика, пригодный микроклимат на коллективе, общие дела, события, творческие поездки придают хоровому коллективу особую уверенность, сплочённость и монолитность.

Кроме того, невместно обойти вниманием профессиональные действия хормейстера вот продолжительность управления единодушно – это энергетика, ауфтакты, эмоции. Если дирижёр показывает дуновенье с точками наверху, приблизительно дуновенье певцов, вернее всего, порядочно поверхностным. Если на спокойной музыке дирижёр бедно эмоционален, приблизительно производство порядочно не чуть скучным, но и вокально вялым. А на быстром темпе при повышенной энергетике клир может и убежать от дирижёра. Когда клир поёт на удобной тесситуре на «форте», дирижёру свободно помогать ему «широкой» амплитудой своих рук. Но если дирижер пытается добиться «форте» там, где-нибудь тесситура неужто фальцет не позволяют певцам это сделать, приблизительно на результате может появиться фальшивая нота на одной неужто нескольких хоровых партиях. От грамотных действий хормейстера вот многом зависит чистое звучание хора.

Весьма на ять и то, какую тембральную окраску хора хочет услышать хормейстер: тёмную неужто светлую, лёгкую неужто тяжёлую.

Разные тембры на одном аккорде соседствуют плохо. Для хорошего восприятия хоровой музыки слушателем клир надо быть, на основном, вдоль тембру лёгким. Но не бесцветным. Тембры на хоре должны быть эмоциональным отражением музыкального содержания. Динамику и штрихи неизбежно подчинять не чуть своей исполнительской модели, но и реальным возрастным возможностям коллектива. Темпы на музыке, конечно, следует выполнять авторские, либо не браться после произведение. Но соотнесение темпа к реальной аудитории изначала и повсеместно необходима. Например, исполняя «Зелёный шум» П. Чеснокова на концертном зале с гигантский реверберацией, пристало взять более неподвижный темп, с тем чтоб на партии фортепиано не было «звуковой каши». Если исполнять это же продукт на зале с бяка акустикой, приблизительно модерато пристало взять более быстрый. Такие «подвижки» на темпе помогают лучшему восприятию музыки. Но если мы слышим, например, на исполнении какого-либо хора финальную прелюдию и фугу изо “Stabat Mater” Д. Перголези на таком варианте, ровно “Andante” и “Allegro” взамен “Largo” и “Presto assai”, приблизительно музыкальное чувство оказывается до чрезвычайности слабым.

Пение хора на зале с хорошей акустикой доставляет, ровно правило, вследствие реверберации и возникающим дополнительным обертонам, охотка и певцам, и дирижёру, и публике. Хор слышит себе «со стороны», и это помогает ему держать строй. Дирижёр слышит клир с двух сторон. Это помогает ему полегче управлять хором, нежели на зале, где-нибудь дудки реверберации. В залах с бяка акустикой неужто звуковыми провалами петь на хоре и управлять единодушно гораздо труднее. Почти все хоровые дирижёры вот продолжительность оно сами пели на хоре, и на диво знают, ровно певец, добрый на одной изо партий не изначала может качественно слышать другие партии. Чтобы услышать себе изо зала, певцу надо озвучивать аудиторию «силовым» способом, а это, обыкновенно приводит к «форсированному» пению и зажатию голосового аппарата. Вокальные ресурсы «прижатых» голосов менее продолжительны, а исполнительские возможности более ограничены. Кроме того, сжатый кобзарь опасен с тем чтоб внимательных слушателей, приблизительно ровно палочка «зажатия» дешево перейдёт на зрительский зал.

Хормейстер на работе над строем хора зачастую использует шлеппер памяти. В обычной репетиционной работе мы можем запомнить, например, ровно красиво нота «ля», неужто ровно красиво медианта «ре мажор». Для этого порядочно каждое ремесло начинать с ноты «ля» неужто с трезвучия «ре мажор». Иногда хору помогает «мышечное» созерцание ноты. Если кобзарь на распевке привык петь какую-либо ноту на иной определённый слог, он без труда сделает это любой один раз вдоль памяти. Иногда на хоре невыносимо качественно работает «эмоциональная» память. Например, если на репертуаре хора есть продукт с ярким начальным аккордом и словом, приблизительно вследствие эмоциональной настройке на это продукт дозволяется спеть сигнальный аккорд, не задавая тон.

Отвечая на вопрос, на каком строе надо петь хор, натуральном неужто темперированном, мы признаемся, ровно на натуральном не получится, приблизительно ровно кварто-квинтовый мир «не сходится», а на темперированном дозволяется попробовать. Только получится ли? Вероятно, настолько, елико правильно мы его себе представляем. Как-то раз, на семинаре одного изо московских «Камертонов», Георгий Александрович Струве позанимался с хормейстерами и теоретиками. Он попросил присутствующих спеть единодушно хроматическую гамму ввысь «на форте» на грудном регистре от ноты «до» первой октавы накануне ноты «до» второй октавы. В результате клир «понизил». Потом все выполнили другое план и спели хроматическую гамму ниц «на пиано» на головном регистре. И клир «повысил». Получается так, ровно нотка и модус искренне зависит от правильных вокальных установок.

В исход хочется пожелать хормейстерам, работающим с детскими хорами, быть внимательными к интонации. Она должна не чуть быть продуктом развитого слуха, её дух предназначение – передавать эмоции и чувства, вложенные композиторами на музыку. Тогда, наверно, все вокально-хоровые технологии, и на томик числе, авиахимработа над строем будут подчинены главной цели – развитию детского хорового движения и хорового искусства.

В. А. Комаров.

Художественный руководитель

Детской хоровой студии «Искра»

ДДЮТ «На Ленской» Санкт-Петербурга

Заслуженный поденщик культуры РФ

Май 2014 г.

Файлы: Учебная программа.doc
Размер файла: 61952 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология