Автор конспекта:
Автор(ы): — Радионова Людмила Михайловна

Место работы, должность: — МОУСОШ №2 г.Окуловка

Регион: — Новгородская сфера

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее профобразование

Класс(ы): — 5 бизнескласс

Предмет(ы): — Русский субпродукт

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — запись урока (занятия)

Краткое описывание ресурса: — Здесь вам познакомитесь с разработкой 6-ти практических занятий по работе с текстом. Даны опорные схемы, тестовые задания, контрольные работы. Это законченный материал вследствие проведения уроков учителю.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;}

Материалы вследствие учащихся

Радионова Л.М.

Практикум №1

Что такое текст? Признаки текста

Тема высказывания: «Осенний лес»

1.Наблюдаем

Слово — Словосочетание – Предложение – Текст

-Чем отличаются эти языковые единицы? (по строению, по значению, по назначению)

Задание №1

Перед вами записи. Чем они отличаются одна от другой? Есть ли промежду них тексты? Как вам можете это доказать?

1.Золотая осень, шорох листьев, разноцветье деревьев, листья разных цветов.

2.Осень, листья, дерево, цвет.

3.Облетевший осокорь серебрист и светел.

/С. Есенин/

4.Осыпался с берёзы микроспорофилл и, что ковёр, устлал дорогу.

/А. Майков\.

5.Листва ложилась на дорожку безжизненно – жёлтым пятном.

/М. Пришвин/

6.Стояла чернотроп на соль и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и сиренево-синий низкий воздух. По ночам на зарослях около нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

/По К. Паустовскому/

7.Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было хоть много, яко мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

/По К. Паустовскому/

8. Осенние листики

На голубом небе посредь золотыми деревьями не поймёшь, яко творится: уносит вьялица листья неужели стайками собрались мелкие птички и несутся на дальние тёплые края.

Ветер — кропотливый хозяин. За летига вдоль и поперек побывает, и у него даже на самых густых местах не остаётся ни одного знакомого листика.

А срочно чернотроп пришла – и кропотливый домострой убирает свой урожай.

Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них хоть всегда: один раз ты оторвался от родимого царства, мера и прощайся, погиб.

/М. Пришвин/

-Итак, какой языковой единицы нам достаточно, с тем чтоб назвать предмет?

Чтобы выразить какую-то мысль? Достаточно ли одного предложения, с тем чтоб рассказать о чем-то?

N.B. Изучите Опорные записи №1 и №2

Задание №2

Можно ли считать следующую электрозапись текстом?

Текст№1

Прекрасно было узкое озеро, держащее на своих объятиях лес, где-нибудь берёзы стоят, уже расцвеченные прядками чудесный своей середины, что цветами.

/В. Бианки. Миниатюра/

Задание№3

Какая гурьба предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом другие высказывания?

1.На старой липе ещё кое – где-нибудь остались разноцветные листья. Утро тёплое. Сквозь глобула соль пробивает себя путь.

/По М. Пришвин/

2.Уже золотыми стали березы, конечно дуранда всё ещё зелён. Замечал ли ты, яко напористый дуранда позже других деревьев поддаётся осени? Уже давно покраснели листья осины.

/По В. Рубцовой/

3. Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Вчера подул утренний ветер. Кружатся на воздухе разноцветные осенние листья.

Я люблю листопад. На дорожке лежат красные листья осинки, шуршат подо ногами бурые листья ольхи. Два листика прилипли к моим сапогам.

/По Г. Скребицкому/

2.Выполняем тренировочные упражнения

Задание №1

Из данных предложений составьте конферанс (Текст №2). Озаглавьте его и запишите. Докажите, яко это именно текст.

(1) Они мера накось летели по ветру, мера обрывисто ложились на сырую траву. (2) Листья падали дни и ночи. (3) Начался листопад.

Задание №2

На основе записи составьте конферанс (Текст №3).

Красив, наряден лесочек на дни ранней осени. Золотятся …. Костры горят … Словно груды малахита, зеленеет молодожены … Весёлым многоцветьем радуют … Шелестят подо ногами опавшие листья.

- Как его разрешается озаглавить?

- Какова главная стих текста?-

- Докажите, яко это текст.

3.Работаем врозь

а)Решаем тест

(А) В мертвой тишине леса слышится шуршание падающих листьев.

(Б) Вот золотисто- красный лист дрогнул, полетел по воздуху.

(В) Идешь по разноцветному ковру из листьев и любуешься золотистой осенью.

(Г) Они сами ложатся ковром между деревьев.

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы

получился текст:

1. А, Б, В, Г 2. А, В, Г, Б 3. В, Г, А, Б 4 .А, Г, Б, В

2. Укажите ошибку в характеристике предложения :

  • предложение Б: повествовательное, сложное.
  • предложение Б: простое, с однородными членами.
  • предложение В: нераспространённое.
  • предложение. А: простое, с однородными членами.
  • 3. Какие из средств выразительности использованы в тексте?

    1.эпитет 2.олицетворение 3.сравнение 4.метафора.

    4. Определите, в каком значении используется слово дрогнуть в

    предложении Б?

  • зябнуть, находиться долгое время на холоде.
  • трястись от частых колебаний.
  • не выдерживать натиска
  • 5. Из предложения А выпишите слова, употреблённые в переносном

    значении

    6.Какое нота связано с предыдущим с помощью местоимения?

    1.Б 2.В 3.Г

    7. Какая тема НЕ затронута в этом тексте?

    1.Берегите лес. 2.Красива золотая осень. 3.Красив осенний лес.

    4.В лесу ни звука.

    б) Дополнительные материалы

    Текст № 4

    Пленённое солнце

    Перед самым заходом соль неожиданно прорвало тяжёлые тучи и, тягуче выплывая и сощуриваясь, следственно приглядываться к всему.

    Постепенно пролезло после того насквозь тучи … и срочно показалось на все сто процентов – сказочно-огромной выспевшей брусничной ягодой.

    Но причудливые тучи и облака заволновались, заходили, надвинулись на соль и, поймав его на мешок, завязали над ним раскосмаченный узел.

    Прошло крон – и куль стал разлезаться, наконец, лопнул: соль всё-таки нашло на нём дыру и вслед за этим длительно ещё смотрело на неё, прощай не скрылось на озере.

    (В.Веенцев)

    - Докажите, яко эта юмореска – текст.

    - Почему автор так озаглавил текст?

    - Есть ли у вас другие варианты заглавия?

    - Чем вам кажется интересным текст?

    -Как автор смог заинтересовать читателей?

    - Перескажите текст.

    4.Решаем контрольные задания

    Вариант1

    Задание №1. Обладает ли приведённый иллюстрация признаками семантический цельности и связности? Ответ обоснуйте.

    Русская заваруха на прошлом — это заваруха бесконечных испытаний, несмотря на которые народец сохранял и достоинство, и доброту.

    (Д. Лихачёв)

    Задание №2. Является ли переданный фрагмент текстом? Обоснуйте свой выбор.

    Память противостоит уничтожающей силе времени.

    Это свойство памяти чертовски важно.

    Принято примитивно делить крон на прошедшее, нынешнее и будущее. Но по причине памяти прошедшее входит на настоящее, конечно грядущее что бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.

    Память — это перебарывание времени, перебарывание смерти.

    (Д. Лихачёв)

    Вариант2

    Задание №1. Обладает ли приведённый иллюстрация признаками семантический цельности и связности? Ответ обоснуйте.

    Сосна поднимала свою крону изо возраст на бадняк всё превыше и выше, роняя на землю отживающие хвоинки.

    (М. Пришвин)

    Задание №2. Является ли переданный фрагмент текстом? Обоснуйте свой выбор.

    Гнались они дружбан за другом, ёлка и дуб, на-гора к свету, кто кого перегонит.

    Не по радости, неужели жадности, неужели вольности, неужели гордости затеяли они настоящий гон, конечно по смертной нужде: кто прежде высунется на светлое окошко, тот собою и закроет его и сойдётся вершиной кроны с другими деревьями что победитель. И все, кто останутся над пологом на полусвете, те и останутся чахнуть на всю животишко свою.

    Вот посему они и гнались и тянулись вверх, ёлка и дуб, изо всех сил.

    (М. Пришвин)

    Опорная электрозапись №1

    Текст. Признаки текста.

    Тема и основная стих текста

    Текст - (от лат. ткань, связь, соединение.) – это чуточку предложений неужели абзацев, связанных на целое темой и основоположный мыслью.

    • У текста есть автор (тот, кто его создал)
    • Основные признаки текста:

    - заголовок (или лицензия его);

    - тематическое единство;

    - композиционное дружество частей;

    - существование грамматической связи посредь частями (цепная, параллельная);

    - смысловая целостность (связность всех частей по смыслу);

    - относительная законченность;

    - стилистическое дружество (подчинение одному стилю речи)

    · Связный конферанс членится на абзацы.

    Абзац – участок текста (мелкий хорда речи), на котором выражается сравнительно законченное высказывание. Абзац служит вследствие выделения основной микротемы, вследствие перехода от одной микротемы к другой.

    · Тема текста – это то, о чём говорится на тексте.

    Основные способы выражения темы текста

    Заглавие /тема представлена заглавием/

    Начало и конец текста /они актуализируют: выде-ляют, усиливают ос-новной звучание текста – его тему/

    Ключевые слова /называют предметы неужели явления, их дей-ствия, признаки и.т.д., важные вследствие раскрытия темы/

    Идея текста - (основная мысль) – это главная мысль, лежащая на основе текста. Эта стих — модальность автора к предмету речи (к изображаемому), его рецензия и мнение им предмета речи (оценка изображаемого). То есть идея текста – это то, яко хотел сказать творец этим текстом.

    Требования к языку текста:

    -правильность (соответствие нормам литературного языка),

    -точность (соответствие слова предмету речи),

    -последовательность, логичность, логичность (композиция высказывания)

    -соответствие определённому стилю (стиль соответствует функции высказывания).

    Опорная электрозапись №2

    Материалы вследствие проверки:

    Миниатюра М.Пришвина «Осенние листики» — иллюстрация текста. Докажем это

    1.У текста есть заглавие

    В нашем примере — «Осенние листики».

    (Если на каком-либо тексте его нет, мера оно все одинаково возможно).

    2.В заглавии немедля неужели неявно находит отбой его предмет неужели основная мысль, порой мера и другое вместе.

    Тема нашей миниатюры — «Осенние листики» (Листья осенью); основная стих — пикантно наблюдать за листьями осенью.

    3.В тексте вечно есть начало

    Начало текста «Осенние листики» — 1-е предложение, на нем говорится, яко не понять того, яко происходит: «уносит вьялица листы» неужели же это «стайки птичек» улетают.

    4.Тема и основная стих текста раскрываются постепенно, посему конферанс постоянно делится на части — композиционное дружество (композиция-построение)

    В нашем тексте — «Осенние листики»: Начало- первое предложение; Основная участок — 2-й и 3-й абзацы (что делает вьялица летом и осенью с листьями). Заключение — последнее нота (последний абзац), оно же — крах текста (листья прощаются навек).

    5.Все части текста связаны посредь собою по смыслу (все они раскрывают один и ту же тему и основную мысль) и грамматически (т.е. посредь предложениями существуют определенные способы связи). В нашем тексте предложения связаны цепным способом (сцепляющие слова): «уносит ветер» — «ветер-хозяин» — «у него» — «заботливый хозяин»; «листья» — «у них».

    6.Для текста характерна относительная композиционная законченность, т.е. завершенность.

    (Конец текста что бы перекликается с заглавием и его началом. Это значит, яко предмет и основная стих текста раскрыты и ничегошеньки не нужно ни убавлять, ни прибавлять. Текст завершен, закончен).

    Итак, важнейшие признаки текста:

    -заглавие;

    -тематическое дружество (тема и основная мысль);

    -композиционное дружество (деление на части: начало, основная часть, конец);

    -смысловая цельность;

    -связность (наличие грамматической связи посредь частями);

    -относительная законченность.

    Всеми этими признаками обладает юмореска М.Пришвина «Осенние листики». Следовательно, это текст.

    N.B. Возможно, яко который-нибудь изо признаков текста полно отсутствовать, так его разрешается найти, определить. Такое может статься быть и на большом по объему тексте, и на миниатюре (особенно). Но это не дает лицензия не называть фрагмент текстом, благо основные признаки прямо выражены.

    Практикум №2

    Тема текста. Способы выражения темы текста

    …чтобы словам было тесно, конечно мыслям

    просторно.

    Н.Некрасов

    Тема высказывания: «Снег»

    1.Наблюдаем

    Задание№1

    Прочитайте предложения. Какая гурьба предложений является текстом? Почему другие нельзя назвать текстом?

    1.Серебром блестят на синеве неба стволы берез, и пронзительно блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Я катаюсь на санках. Искрятся сосульки.

    2.Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, что всегда, я вышел побродить около усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, яко она праздновала какой-нибудь исключительный парад лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

    (И.Грабарь)

    3.Заметает буран землистый путь. Ветер борзый уснул на пути. Разгулялась вьюга.

    (По С.Есенину)

    -Сделайте вывод, яко такое текст?

    -Как вам понимаете, яко такое предмет текста? Как она может статься быть выражена?

    Опорная электрозапись №3

    Способы выражения темы текста

    Каждый конферанс создается на определенную тему.

    Тема – это то, о чем говорится на тексте.

    Основные способы выражения темы текста нам известны: заглавие, гамбит и крах текста, ключевые слова. (См. Опорную электрозапись №1)

    2.Анализируем

    Задание№2

    Определите тему текста. Каковы способы её выражения?

    Текст №1

    День был шелковистый и мглистый. Красноватое соль низко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны теплым светом.

    (А.Толстой)

    Текст №2

    Зимнее утро

    Утро белое, пушистое и мажорно светлеет. На заре на далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари настоящий огонь неужели свой, домашний, остался забытый.

    (М.Пришвин)

    Текст №3

    Первый мороз

    Ночь прошла подо осязательный чистой луной, и к утру лёг первостепенный мороз. Все было седое, так лужи не замерзали. Когда явилось соль и разогрело, мера деревья обдались таковой сильной росой, такими светящимися узорами глянули изо темного леса ветки елей, яко на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

    (М.Пришвин)

    Задание№3

    Из данных предложений составьте конферанс (Текст №4).

    (1)Они наполнили сполна атмосфера движением и поразительной тишиной. (2)Я вечно любил смотреть на тихое спадание снега. (3)Чудное фарс представлялось глазам моим. (4)Чтобы совершенно насладиться этой картиной, я вышел на поле. (5)Все безграничное пространство около меня представляло вид снежного потока, кубыть небосвод разверзлись, рассыпались снежным пухом.

    (По С.Аксакову)

    1.Какой режим предложений соответствует тексту?

    1)1,2,3,4,5 2)2,3,4,5,1 3)2,4,3,5,1 4)5,4,3,2,1

    2.Назовите тему текста. Озаглавьте. Какие предложения помогают раскрытию темы текста?

    3.Почему мы не можем озаглавить так: «Снег», неужели «Снег на поле»?

    Задание№4

    Можно ли изо данных предложений составить текст? Что вследствие этого нужно сделать? Можно ли определить тему текста? Как? Озаглавьте текст.

    1.В густом сосновом бору было тихо.

    2.В этом сказочном наряде каждая розга казалась удивительной.

    3.Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем.

    4.Всё было покрыто ослепительным снегом.

    3.Анализируем и исправляем

    Задание №5

    Внимательно прочитайте марание ученика. Проанализируйте по плану:

    1.Можно ли определить тему? Удачно ли заглавие?

    2.Полностью ли соответствует фабула теме? Нет ли отступления от темы?

    3.Как бы вам посоветовали улучшить текст?

    Текст №5

    Тишина на лесу

    Однажды я уходите на лес. В еловом лесу стояла тишина. Всё было покрыто снегом. Деревья трещали и издавали стоны. Иней осыпал ветки пушистым инеем, конечно птицы, щебетавшие повсюду, садились на деревья и стряхивали его. Он падал и издавал странный шорох, что кубыть бог весть кто просыпал на паркет крупу. Мне понравился раннезимний лес.

    4.Самостоятельно работаем с текстами

    Текст №6

    Белым по чёрному

    Сыплет землистый снег на черную землю. На белых речках черные полыньи, на черных дорогах – белые лужи. Черное титикака и белые берега. Черные пни на белых шапках. Черные галки над белым полом.

    Белые зайцы на черной земле. Белые муравейники у черных стволов. Белые кочки на черном болоте. Черный домище с белой крышей. Белый фимиам изо черной трубы.

    Одно юпитер ровное – серое, скучное.

    Ни звонкого голоса, ни гулкого эха.

    Серо, сыро, ничегошеньки и глухо.

    (Н.Сладков)

    Текст №7

    Март

    Голубой мархешван март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени синие. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески. А на горизонте – синяя слизура далёкого леса. Весь покой голубой.

    (Н.Сладков)

    -Определите темы текстов. Каковы способы выражения темы?

    -Какое переживание передает писатель на текстах? Что ему помогает около этом?

    -Какова главная стих текста №6? №7? Схожи ли они?

    -Оправдан ли возобновление на текстах? Какова его роль?

    Практикум №3

    Главное на тексте – идея, основная мысль. А что её найти?

    Прежде чем начать писать, я задаю себя три

    вопроса: яко хочу написать, что написать и

    для почему написать.

    М.Горький

    Тема высказывания: «Деревья»

    1.Повторяем

    Что такое текст? Что такое предмет текста?

    1)Рассуждаем, яко такое текст

    Когда мы говорим неужели пишем, мы используем не отдельные слова, конечно связываем их на предложения. Как вам знаете, нота – это главное карболинеум выражения и сообщения мысли. Предложения также существуют не на отдельности, конечно связываются дружбан с другом и образуют текст.

    Текст – это единое целое, он имеет гамбит и конец. Это может статься быть одно нота (например, пословица), гурьба предложений, даже целая книга.

    2)Наблюдаем

    Чтобы понять, яко такое текст, попробуем составить конферанс изо отдельных предложений. С этой целью выполним тестовое миссия №1 (см. Тест №1 – Рабочие материалы – микроспорофилл №1)

    Итак, изо предложений, представленных в 1-м задании Теста №1 невыносимо было понять, яко же происходит. Мы восстановили порядок, союз посредь предложениями, единица самым получили текст.

    -Докажите, яко это текст. Вспомните признаки текста.

    3)Вспоминаем, что такое предмет текста?

    Тема текста – это то, о чём говорится на тексте.

    -Какова предмет данного текста?

    -Каковы способы выражения темы? Как доказать, яко такое тематическое единство? (см. Рабочие материалы – микроспорофилл №2)

    Напоминаем о том, яко предмет может статься быть названа на заглавии (но оно есть не всегда).

    2.Рассуждаем и анализируем:

    Главное на тексте – идея, основная мысль. А что её найти?

    1)Рассуждаем: яко такое основная стих текста

    Текст всегда создан вследствие чего-то, правда? Писатель нам может статься изобразить картину весны, с тем чтоб показать, что очаровательно пробуждение природы, конечно с тем чтоб мы почувствовали красоту, он на свою картину вставит красивые слова. Он может статься рассказать какую-то веселую историю (например, контроверса деревьев). Для чего? Чтобы рассмешить нас, позабавить, заставить задуматься о том, яко хорошо, конечно яко плохо.

    Школьный руководство по биологии, например, написан вследствие того, с тем чтоб мы усвоили систему знаний о животном мире, конечно по истории – с тем чтоб мы знали своё прошлое. Ведь на учебниках также представлены тексты.

    То, на кой дьявол создан текст, - это его основная мысль, идея.

    -Посмотрите на надпись урока и скажите, какой изо вопросов, какой задаёт себя писатель М.Горький, отражает основную стих текста?

    -Итак, яко такое основная стих текста?

    2)Работаем с алгоритмом

    -Решите на Тесте №1 миссия №2. На чем основан ваш разыскивание основоположный мысли текста?

    -Познакомьтесь с алгоритмом определения основоположный мысли текста

    (см. Рабочие материалы - лист №3)

    3)Определяем основную стих текста

    а)Работа с текстами №1 , №2

    (коллективная работа)

    (см. Рабочие материалы – микроспорофилл №4)

    б)Работа с текстами №3 — №7

    (групповая работа)

    (см. Рабочие материалы – микроспорофилл №4)

    Задание по вариантам:

    Определите тему и основную стих текста (см. Алгоритм):

    1 альтернат – конферанс №3, №4;

    2 альтернат – конферанс №5;

    3 альтернат – конферанс №6, №7.

    3.Выполняем самостоятельно

    -см. Рабочие материалы - лист №1 – вибротест №2

    4.Выполняем дома:

    -см. Рабочие материалы – микроспорофилл №5

    Рабочие материалы – Лист №1

    Тест №1

    1.В какой последовательности нужно расположить предложения, с тем чтоб получился текст?

    А. Лимонно желтеют березы.

    Б.Необыкновенно красивы осенью леса.

    В.А порой подует вьялица и закружится золотая виялица и обкидает их желтыми веснушками.

    Г.Ярко выделяются на фоне осеннего горения берез темные ели.

    а)А,Г,В,Б б)Б,Г,В,А в)Б,А,Г,В г)А,Б,В,Г

    2.Определите, какие мысли НЕ являются основными на данном тексте:

    а)На фоне берез выделяются ели.

    б)Березы намного красивы.

    в)Лес осенью красив.

    Тест №2

    1.Укажите темы сочинений, которые подсказывают и их основную мысль:

    а)Мы увидели дерево.

    Береза на лесу.

    б)Красота осеннего леса.

    Я не люблю орешник.

    в)Маленькое деревце.

    Охрана природы.

    г)Отважная сосна.

    Берегите лес.

    2.В какой последовательности нужно расположить предложения, с тем чтоб получился текст?

    А.И охранять природу – так охранять Родину.

    Б.Рыбе нужна вода, птице нужен воздух, зверю – лес, степь, горы.

    В.А человеку нужна родина.

    а)А,Б,В б)Б,А,В в)В,Б,А г)Б,В,А

    3.Какой вопросец отражает основную стих текста?

    а)что писать б)как писать в)для почему писать г)о чём писать

    Рабочие материалы — Лист №2

    Опорная электрозапись №4

    Докажем, яко тексту свойственно тематическое единство

    Тематическое дружество выражается на том,

    что все элементы текста немедля неужели опосредствованно (через что-то) связаны с предметом речи (темой высказывания) и с задачей речи (основной мыслью высказывания).

    Анализируем текст

    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них ни яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибочко скажут». (Л.Толстой)

    1.Предмет речи – Старик сажал яблони.

    2.Все слова хоть неужели по-иному связаны с предметом речи и основоположный мыслью.

    Основная стих заключена на последнем предложении (желание автора внушить читателю стих о том, яко надо уметь жить вследствие других).

    Не часом на этом маленьком тексте, состоящем изо 32 слов, двукратно употребляется прилагательное «старик» и пять один раз местоимения «ему, я, мне и т.д.), пять один раз – слова «яблони, яблочко, плод», цифра раза – прилагательное «съесть» («не съешь, не съем, съедят»). Также тематически обусловлено питье слов «сажал, зачем, долго, ждать, спасибочко скажут» (эти слова и словосочетания несут на себя большую смысловую нагрузку на раскрытии основоположный мысли текста.(Повторяемые слова, методически проводимые вследствие текст, «сшивают» предложения.

    3.Тематическое дружество текста находит эвфемизм на заголовке (он обозначает тему, т. е. экспонат речи и может статься формулировать основную стих текста (но не всегда).

    Заголовка здесь нет, так он возможен, т.е. его немудрено сформулировать: «Старик и яблоня», «Как дедушка сажал яблоню», «Зачем дедушка сажал яблоню», «Спасибо скажут» (последний альтернат выражает и основную стих текста.

    4.Завершенность текста – она проявляется на том, яко фабула текста соотносится с заголовком и с его концовкой.

    5.Обозначение темы часто содержится на начальном предложении (предложениях) текста. «Старик сажал яблони» — здесь уже обозначен экспонат высказывания.

    6.Стилевое дружество текста (стиль разговорный: писатель делится своим жизненным опытом, с тем чтоб воздействовать на чувства читателей, вызвать эмоциональное восприятие. В этой связи используется диалог, общеупотребительные слова.

    Вывод: Данный конферанс не просто совместность предложений, конечно тематически единое целое.

    Рабочие материалы — Лист №3

    Опорная электрозапись №5

    Главное на тексте – идея, основная мысль

    Идея текста (основная мысль) – это главная стих текста, его идея.

    Она постоянно передаёт модальность автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

    То есть положение текста – это то, яко хотел творец сказать этим текстом,

    -это то, вследствие почему написан текст,

    -это то, за каким лешим он призывает, чему учит.

    Алгоритм

    Как определить основную стих текста?

    Нам категория текст, нужно определить его основную мысль:

    Рябина

    Есть нечто веселое, радостное, русское на этом деревце, которое вечно и всем улыбается.

    Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою. Цветёт кустарник поздней весной, когда оденутся на зеленую одежду леса, поют, заливаются звонкоголосые соловьи. Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод

    (По И.Соколову – Микитову)

    1.Основная стих порой может быть выражена на заглавии.

    Рябина – нет, это предмет текста, так не основная мысль.

    Радостное дерево – благо бы, например, было такое название, мера оно могло бы быть и темой, и основоположный мыслью текста.

    Итак, на заглавии я не увидела того, с тем чтоб была выражена идея текста. Поэтому смотрю позже – 2.

    2.Основная стих может быть выражена на одном изо предложений текста (четко онде сформулирована). Смотрим наш текст. Нет, четкой формулировки нет. Поэтому смотрю позже – 3.

    3.Значит, основную стих я должна «найти» сама и разборчиво её сформулировать. Для этого я нахожу ключевые слова: «радостное…деревце», «всем улыбается», «цветёт».

    Значит, основная мысль: радостное деревце

    Рабочие материалы — Лист №4

    Текст №1

    У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки …

    С сука на сучок, с вершины на вершину дружбан за дружкой гоняются они по деревьям, встречают светлую тёплую весну.

    Весело, мажорно играют у старой сосны проказницы-белки.

    (По И. Соколову – Микитову)

    Задание:

    Определите тему и основную стих текста.

    Текст №2

    Ласково пригревает на редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из надломанной лосями берёзовой ветки прозрачными каплями сочится пресладкий сок.

    Отражая высокое небо, синими кажутся на лесу весенние лужи. А над синими лужами, над обогретой, пробудившейся землёй, на золотых лучах солнца «толкут мак» комары-толкунцы.

    Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

    (И.Соколов – Микитов)

    Задание:

    -Определите тему текста.

    -Сформулирована ли чётко основная мысль?

    -Попробуйте найти ключевые слова и по ним определить идею текста.

    Текст №3

    Хорош сосновый лесочек на осенние ясные дни! В пурпурно – кармазинный и жёлтый сомо окрашена листва. Цветным чистым коврик расстилаются подо деревьями опавшие листья. Там и тута видны подо ними красноватые шляпки грибов-подосиновиков. Ещё цветут там-сям запоздалые лесные цветы.

    (И.Соколов – Микитов)

    Текст №4

    Осина

    Не утомляются трепетать осинки прежде осени, когда микроспорофилл покраснеет, прежде последней бури, когда он оторвётся и улетит.

    (М.Пришвин)

    Текст №5

    Осенняя мелодия

    Гонкая осина на лесу достигла ура и, поднимая высоко вершину, теряла все боковые сучки. Когда же лесочек вырубили, осина, высокая и голая, осталась с метёлочкой листиков. Теперь даже и от этих листьев осталось немного, и всяк микроспорофилл срочно что на клавиш нажимает незримый палец, и осенняя мелодия, какую все слышим, когда бываем одинаковый на таком осеннем лесу, кажется, исходит из-под невидимых пальцев.

    (М.Пришвин)

    (Гонкий – быстрый, неутомимый).

    Текст №6

    Я, признаюсь, не свыше всякой меры люблю это дерево – осину – с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой, которую она вздымает что разрешается превыше и дрожащим веером раскидывает на воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, угловато прицепленных к длинным стебелькам.

    (И.Тургенев)

    Текст №7

    Многим не нравится, так мне нравится вечное беспокойное, даже на полное тишь болтание осины. Это чай не звук и не опалин по стеклу. Это – намного нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое-то прохладное лепетание, вроде бы вечного плеска моря.

    (В.Солоухин)

    Рабочие материалы — Лист №5

    Задания вследствие работы дома

    Задание №1

    Выделите те заголовки, на которых содержится основная стих сочинения.

    1.Моё любимое дерево. – Дерево зимой.

    2.Как мы ходим на лес. – Необычная прогулка.

    3.В зимнем лесу. – Тайны зимнего леса.

    4.Забавная история. - История изо жизни дерева.

    5.Веселое деревце. – Пожалейте деревце.

    6.Гроздья рябины. – «Костёр рябины красной».

    -Какая предмет изо предложенных вам интересна? Чем? Как разрешается её раскрыть? Напишите марание на выбранную вами тему.

    Задание №2

    Всегда ли основная стих сформулирована на тексте чётко? Определите, на каком изо предложенных текстов она выражена автором прямо, конечно на каком она вытекает изо текста (в этом случае мы должны её сформулировать сами.)

    Текст №1

    Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно изо деревьев не вмещает таково национальных понятий, не рождает таково образов и сравнений.

    Берёза – это истинно крестьянское дерево, на ней есть всё: и бабий ситцевый платок, о побеленная хата, и водка печь, и холщовая рубаха, и курица ряба … (Н.Жуков)

    Дополнительные задания:

    -Выразительно прочитайте текст.

    -Определите подразделение речи текста. Докажите свой выбор.

    Текст №2


    Воздух живительный, атмосфера смолистый

    Я узнаю.

    Свет не слепит, упоительный, чистый,

    Словно на раю.

    Узкой тропинкой к гранитам прибрежным

    Вышел, стою.

    Нежу простором, суровым и нежным,

    Душу мою.

    Сосны недвижны на острове, словно

    В дивном краю.

    Тихие волны лепечут любовно

    Сказку свою.

    (В.Брюсов)


    Дополнительные задания:

    -Выразительно прочитайте текст.

    -Какая натюрморт встаёт перед вашим взором?

    -Какие слова помогают описать пейзаж?

    -Какова обязанность сравнения?

    -Найдите слова с одинаковым корнем. Как вам думаете, родственные ли они неужели нет?

    -Определите подразделение речи текста.


    Практикум №4

    Смысловые отношения посредь предложениями и расстановка предложений на тексте

    Тема высказывания: «Птицы»

    А)Наблюдение №1

    1.Коллективно работаем

    Задание №1:

    1.Перед нами гурьба предложений. Является ли она текстом? Если нет, мера переставьте предложения так, с тем чтоб получился текст. Чем полно определяться расстановка предложений?

    А.А у трав по-разному.

    Б.Сейчас все растения находятся на оцепенении.

    В.Где зимуют почки?

    Г.У деревьев – высоко над землёю.

    Д.Но они готовы встретить весну и развёртывать свои почки.

    (По В.Бианки)

    а)А,Б,В,Г,Д б)В,Г,Д,А,Б в)Б,Д,В,Г,А г)Б,В,Г,Д,А

    2.Чем же определяется расстановка предложений на тексте?

    N.B. Запомните:

    Между предложениями на тексте устанавливаются смысловые отношения.

    1.Самостоятельно выполняем

    Задание №2:

    1.Перед нами гурьба предложений. Является ли она текстом? Если нет, мера переставьте предложения так, с тем чтоб получился текст. Чем полно определяться расстановка предложений?

    А.Птицу не трогали, так и не кормили.

    Б.Оказывается, зинзивер целыми днями охотился по всей избе на сверчков, мух, подбирал крошки.

    В.Однако она с каждым днём прямо толстела.

    Г.Хозяева закрыли гермодверь – и зинзивер очутился на плену.

    Д.Целую неделю он прожил на избе.

    (По В.Бианки)

    а)А,Б,В,Г,Д б)Б,А,В,Г,Д в)Г,Д,В,А,Б г)Г,Д,А,В,Б

    Б) Наблюдение №2

    1.Коллективно работаем

    Задание №3:

    Наша ребус усложняется, и мы должны будем установить, яко это за смысловые отношения и одинаковые ли они.

    Алгоритм наших наблюдений таков:

    Предмет наблюдения Ответ

    1.Может ли нота на тексте быть независимым от других предложений? (т.е. фабула такого предложения известная вещь без других) Где оно может статься стоять?

    Да, такое нота может статься быть. Самостоятельное нота постоянно 1-е:

    Хозяева закрыли гермодверь – и зинзивер очутился на плену.

    Его фабула известная вещь и вовне текста, на заслуга от других предложений, т.е. оно независимое.

    2.Остальные предложения могут быть и самостоятельными, понеже правило они зависимые. Что является сигналом зависимости?

    Сигналом зависимости являются:

    -местоимения (в нашем тексте – «он»)

    -синонимы ( «он» – «зинзивер, птица»)

    -союзы («но» – на 1-м предл-и текста)

    -вопросительные слова («где» – на тексте задания №1)

    3.Наблюдаем, каковы же смысловые отношения посредь зависимыми предложениями: одинаковые неужели различные? Можем поставить от одного к другому вопрос.

    а)Может ли быть одно нота противопоставлено другому?

    б)Может ли фабула одного предложения раскрывать смысл первого неужели пояснять одинаковый изо его членов?

    в)Может ли одно нота указывать причину, следствие, цель, метеоусловия того, о чём говорится на другом?

    N.B.Такие смысловые отношения выяв-ляются постановкой вопросов: почему? При каком условии? Для чего? Что изо этого следует?

    а)Да, фабула одного предложения может статься быть противопоставлено содержанию другого: см. миссия №1 – 1-е – 2-му (союз НО), задание №2 – 3-е – 4-му.

    б)Да — см. миссия №1 – 3-4.

    в)Да — см миссия №2 – 4-5.

    4.Делаем мораль

    Смысловые отношения посредь предложениями могут быть различными: предложения могут быть что самостоятельными, хоть и зависимыми.

    2.Самостоятельно выполняем

    Задание №4:

    Прочитайте конферанс и выполните задания.

    (10Чуть прежде первого снега появляются снегири. (2)и народец заметил: снегири прилетели – значит, будущее – послезавтра пойдёт снег. (3)Почти вечно хоть и бывает. (4)Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём.

    (Б.Павлов)

    1.Какое нота на тексте является независимым?

    1)1 2)2 3)3 4)4

    2.Какое нота указывает причину того, о чём говорится на предыдущем?

    1)1 2)2 3)3 4)4

    Задание №5:

    Прочитайте конферанс и определите смысловые отношения посредь предложениями (поставьте вопросы). Не забудьте воспользоваться алгоритмом наблюдений.

    (1)Весенний лесочек пронизан трелями зябликов. (2)Один распелся немедля подо окном. (3)Не поладил с другими зябликами неужели прилетел посостязаться с канарейками? (4)Канарейки смолкли и длительно слушали незамысловатые звонкие напевы. (5)Может быть, мои канарейки позаимствуют нечто вследствие своих песен и у зяблика, так вовеки не смогут заменить нам певчих птиц.

    (По В.Королькову)

    В)Наблюдение №3

    Рассуждаем:

    То есть на данном тексте есть самостоятельные и зависимые предложения.

    А разрешается ли проигнорировать тем, что их расставил автор? То есть разрешается ли переставить предложения на тексте? Изменится ли нечто около этом? Да, изменится смысл.

    Запомните: Порядок расположения предложений на тексте изменить нельзя, хоть что нарушатся около этом смысловые отношения (связи) посредь ними.

    Г)Обобщаем наблюдения

    Воспользуйтесь записями, алгоритмами, материалами вследствие проверки и сделайте выводы по поводу темы занятия.

    Д)Выполняем контрольное задание

    Задание №6:

    Превратите группу предложений на текст. Определите смысловые отношения посредь предложениями и расставьте их на нужной последовательности. Текст озаглавьте.

    1.Но самыми частыми гостями на кормушке были синицы.

    2.Другая синичка – трусиха: улетала около малейшем шорохе неужели движении на комнате.

    3.С рассветом появлялись другие синицы, ночевавшие далеко.

    4.Разные птицы гостили на моих столовых.

    5.Все они были разные.

    6.Одна – смелая: порой залетала на приоткрытое окошечко и склёвывала с подоконника семена.

    7.Зимой они прилетали ещё затемно.

    (По В.Королькову)

    Практикум №5

    Понятие о ситуации общения. Что изучает стилистика?

    Тема высказывания: «Первоцвет»

    Благодаря стилям субпродукт приобретает такие качества,

    как гибкость, разнообразие, богатство. Трудно даже

    представить себе, сколько унылой, однообразной,

    убогой оказалась бы водка речь, благо бы писатели,

    учёные, публицисты, ораторы изъяснялись на

    каком-то одинаковом, усреднённом языке.

    Г.Я.Солганик

    1.Рассуждаем

    Все мы говорим на одном языке, так пользуемся им по-разному. Дома мы разговариваем не так, что на школе неужели на работе; решительно другие слова мы употребляем на разговоре с друзьями; с незнакомыми людьми мы, бывает, разговариваем куда-нибудь вежливее, нежели с близкими. С один человеком мы разговариваем не так, что благо бы обращались к многим людям. Когда выступаем с докладом, наши высказывания носят иной характер.

    То есть наша речитатив зависит от …

    -от того, с кем говорим

    -от того, где-нибудь говорим } т.е. от речевой ситуации

    - от того, с какой целью говорим (ситуации общения)

    Конкретных ситуаций может статься быть много. Стилистику же интересует типовая эксцесс общения. Её разрешается представить на виде схемы:

    Опорная электрозапись №6

    Типовая эксцесс общения

    в официальной обстановке

    где говорим?

    в неофициальной обстановке

    Ситуация

    с один человеком (1-1)

    с кем говорим?

    общения со многими людьми (1-много)

    общение

    сообщение

    с какой целью воздействие

    говорим?

    Итак, стилистика – это урок о стилях языка (речи).

    Стиль – совместность специфических средств языка, которые характерны вследствие определенной речевой ситуации.

    2.Наблюдаем

    Посмотрим и понаблюдаем над тем, яко и что мы говорим о одном и роман же, так на разных речевых ситуациях (ситуациях общения).

    Задание №1

    Прочитайте тексты. Определите темы. Докажите, яко экспонат речи одинаковый и тот же.

    Текст №1

    Ландыш первомайский относится к семейству лилейных. Другие названия – маёвка, ландышник, неморальный субпродукт и другие. Название рода происходит от греческих слов «долина», «лилия» и «цветущий на мае».

    Текст №2

    Торгующих цветами, занесёнными на «Красную книгу», ждёт ссылка на виде штрафа. Как сообщил глава городского комитета по охране окружающей среды Иван Офицеров, каждую весну на орловских рынках появляются люди, продающие собранные на орловских лесах ландыши. Год за годом экологи сообща с сотрудниками милиции ведут борьбу с этими «предпринимателями».

    (Орловское информбюро)

    Текст №3

    Мне довелось где-то видеть раскопки учёных-ботаников. С осторожностью археологов сняли они 6-8-сантиметровый устой земли и обнажили сложную систему – теплопровод белых нитевидных его корневищ.

    -Вот вам, батенька, и заросли ландыша, — сказал, обращаясь к мне, зачерствелый ботаник, — чай это, по существу, одно растение.

    -Хотите иметь здоровый цветок на квартире на конце зимы, конечно мера и раньше? – спросил он меня.

    В реакция на моё дружба он прочитал целую лекцию о комнатной культуре и добавил:

    -Не захотите и на лесочек ехать.

    Текст №4

    …Росой обрызганный душистый,

    Румяным вечером неужели утра на время златой,

    Из-под куста мне цветок серебристый

    Приветливо качает головой.

    (М.Лермонтов)

    Наблюдения ведутся по плану:

    1.Где может статься быть использован всяк изо текстов, на какой ситуации общения?

    2.Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять тексты (например, около диалоге использовать текст №3 и т.д.) Почему? Вспомните о том, какова умысел каждого высказывания.

    3.Сравните тексты по содержанию. Покажите, что с изменением цели, задачи речи меняется и фабула высказывания. Почему не надобно быть описания на тексте №2?

    4.В какой речевой ситуации был бы возможен дельный совет: по охране ландыша, по использованию его на качестве лекарственного растения?

    5.Одинаково ли речевое макияж всех четырёх текстов?

    3.Подводим итоги наблюдений

    Содержание и речевое макияж наших высказываний зависит от ситуации общения.

    Вот эту зависимость высказываний от образцовый ситуации и составляет экспонат изучения стилистики. Стилистика изучает стили речи, т.е. типы речи, обусловленные сферой и задачей общения (речевой ситуацией общения)

    4.Выполняем самостоятельно

    Задание:

    -Представьте, яко вам нужно:

    -рассказать другу о том, яко на улице появились первые подснежники,

    -рассказать о роман же в сочинении — миниатюре (задание вам получили на уроке),

    -дать болтание на уроке биологи, яко за цветы подснежники (кстати, у них есть другое название)

    - Подумайте, что вам будете писать на каждом конкретном случае? Будут ли отличаться ваши тексты по содержанию и речевому оформлению?

    -В каком случае вам будете использовать средства художественной выразительности? Все ли тексты будут содержать элементы описания?

    Практикум №6

    Определяем шератон и подразделение речи

    1.Выполняем действия подведения текста подо понятие. (Определяем шератон и подразделение речи)

    Задание:

    Рассмотрите конферанс и определите шератон и подразделение речи.

    Текст №1

    Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все хоть куда самой весёлой песней.

    «Вот сумасшедшая, — подумал я. – Как она может статься радоваться на таковой мороз!»

    Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне приспичило ближе посмотреть её. Но чуть я сделал чуточку шагов к ней, что птица с размаху бросилась на прорубь наземь головой. Одно мгновенье я ещё видел, что она аллегро двигала крыльями, кажется летела к воде. Потом она исчезла подо льдом.

    Я хоть и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.

    «Утопилась!» — мелькнула неожиданно у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая жавель текла здесь намного быстро.

    Утопленницы нигде не было видно.

    Слёзы навернулись мне на глаза.

    Я прибежал домой, к отцу, с рассказом для белогрудую птицу-утопленницу.

    (По В.Бианки)

    1)Повторяем теорию. Определяем шератон речи

    -На яко мы должны обращать участливость около определении стиля речи: на языковые признаки неужели на РС (речевую ситуацию)?

    Памятка №1:

    Стиль определяется на основе внеязыковых признаков, составляющих РС, на которой может статься быть употреблено данные высказывание.

    -Какими вопросами определяется госструктура РС?

    (см. Опорную электрозапись №6)

    -Доказываем, какой это шератон речи

    Этот конферанс взят изо книги рассказов В.Бианки: он адресован многим (всем, кто интересуется его рассказами). В тексте добросовестно просматривается задача, характерная вследствие художественного стиля речи (произведения) – изобразить, нарисовать картину, настроение чего-либо (кого-либо), конечно не просто сообщить о факте. Прочитав текст, нам следственно ясно, яко шпингалет хотел помощь птице и был расстроен тем, яко птица «утопилась» по его же вине. Значит, стиль художественный. (РС — о/о, 1-много, воздействие).

    2)Повторяем теорию. Определяем подразделение речи

    -На яко же обращать участливость около определении типа речи?

    Памятка №2:

    Тип речи определяется по общему, типовому значению высказывания:

    -говорится о действиях, которые сменяют дружбан друга → повествование.

    -действия эти постоянные, вместе наблюдаемые → описание.

    -есть причинно – следственные связи → рассуждение.

    - Доказываем, какой подразделение речи

    Это повествование, хоть что на тексте говорится о последовательных действиях (мальчика и оляпки).

    2.Выполняем действия выведения следствия изо понятия

    (Анализируем субпродукт текста)

    Наблюдаем над языком и содержанием:

    а)С точки зрения стилевых особенностей языка

    -Итак, мы продолжаем рассматривать наш конферанс подо призмой понятия: шератон - художественный, подразделение – повествование.

    1-я линия наблюдений: образность, выразительность речи

    В нашем случае использован красивый шератон речи. Следовательно, и фабула текста, и его речевое макияж должны соответствовать речевой задаче, решаемой средствами этого стиля, — нарисовать словом сказать картину, передать своё модальность к предмету речи.

    То есть мы должны найти приметы иконный (изобразительной) и эмоциональной речи.

    -За счёт почему же создаётся на тексте эта образность?

    1)много глаголов: единица самым творец что бы дробит действия птички и героя на составляющие и на деталях показывает, что это делают герои:

    Птичка (оляпка)

    Мальчик

    «прыгала у воды», «дёргала» хвостом, «заливалась», «не обращала внимания» на героя, «бросилась» на прорубь, «двигала» крыльями, «исчезла подо льдом»

    «поднял» глаза, «подумал» (что сумасшедшая), «сделал чуточку шагов» к ней, «остался стоять», «мелькнула» мысль, и он «бросился к проруби», «навернулись слёзы», «прибежал домой»

    2)каждое операция уточняется с помощью обстоятельств места, образа действия. Это используется на художественном стиле.

    3)образность обеспечивают и определительные словосочетания: «белогрудая птичка», «короткий хвост», «такой мороз», «выпученные глаза»

    4)средства художественной выразительности: сравнения – аболиционизм крыльев –с полётом: «словно летела к воде»

    5)чувственно воспринимаемая лексика: «выпученные глаза», «открытый рот» — удивление.

    -Обратим внимание на то, яко на данном тексте решительно около отсутствуют слова на переносном значении (т.е. почти нет метафор, эпитетов и олицетворений). Если бы их было обилие, мера мы не сомневались бы на определении стиля. А нам нужно выискивать на тексте живость по крупицам.

    Но образность может статься создаваться и простыми средствами: прямым, конечно не переносным значением слов, конкретной лексикой, обычными словами и сочетаниями (нам остаётся одно: искать на них необычное), рядами однородных членов и простых предложений – это хоть называемая комната детализирование речи.

    Например, на чём свойство ровный речи: «Утопилась! – мелькнула неожиданно …мысль» — прямая речитатив представляет собою нераспространённое предложение, и единица самым подчёркивается вкус мальчика. Всё ясно, и уже не надо слов типа «мне было жаль, яко птичка утопилась из-за меня…». Восклицательное предложение, неполное – его достаточно, с тем чтоб показать конкретную ситуацию.

    2-я линия наблюдений: наблюдения над эмоционально-экспрессивной лексикой

    (хотя отчасти и о этом уже велась речь).

    -Итак, каков же образный синтаксис?

    1)восклицательные предложения: «Утопилась!»

    2)риторический вопрос: «Как она может статься радоваться на таковой мороз?»

    3)инверсия (неправильный режим слов): «Утопленницы нигде не было видно»

    4)безглагольное предложение с частицей «вот»: «Вот сумасшедшая» — обозначает существование предмета.

    б)С точки зрения типовых особенностей языка

    -Итак, мы уже говорили о том, яко речитатив идёт о последовательных действиях.

    1)Динамизм, уйма глаголов на самый один раз свойственно такому типу речи, что повествование.

    -Какие же глаголы используются на тексте?

    а)Глаголы движения, касающиеся двух действующих лиц.

    б)Глаголы статичности, связанные с размышлениями одного изо героев: «подумал», «мелькнула мысль».

    2)Обстоятельства места: «по краю её», «ближе» рассмотреть, «вниз» бросилась, «подо льдом» исчезла,

    обстоятельства образа действия: «быстро» двигала крыльями.

    -Итак, подразделение речи – повествование.

    3.Рефлексия

    -Что же оказалось труднее: выполнить операция подведения текста подо соображение (определять шератон и подразделение речи) неужели операция выведения следствия изо понятия (анализ языка текста, структуры его)?

    4.Самостоятельная работа

    -Произведите подобную работу над текстом №2

    Текст №2

    Я снова побежал на реку. Отец мои любил и добросовестно знал птиц. Если он говорит, яко оляпка бросилась на прорубь нарочно, — значит, есть надежда, яко моя белогрудая птичка жива.

    У проруби оляпки не было. Но после того на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней – и неожиданно заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была божество и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на писк и журчанье ручья.

    Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на высоких ножках, кажется кланялась мне, конечно когда я приблизился, бухнула на воду, кажется лягуха на болото.

    (В.Бианки)

    Файлы: Закрепление по теме «Глагол».rar
    Размер файла: 154258 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология