Автор конспекта:
Автор(ы): — Михайлова Анна Борисовна

Место работы, должность: — ГБОУ СОШ № 238, учитель информатики

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

  • Познакомить учащихся со способами кодирования графической информации
  • Сформировать умение кодировать и декодировать растровое черно-белое изображение
  • Развивать внимание и память
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 12

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Л.Л. Босова учебник Информатика и ИКТ — 6

    Л.Л. БосоваРабочая тетрадьИнформатика и ИКТ — 6

    Используемая методическая литература: —

    Л.Л. БосоваМетодическое пособиеИнформатика и ИКТ 5-7

    Используемое оборудование: —

    интерактивная доска Panasonic UB-T880, компьютер с проектором, компьютерный класс

    Используемые ЦОР: —

    презентация "Цифоровые данные" из УМК Л.Л. Босовой

    Краткое описание: — Урок является частью темы "Кодирование информации". На уроке рассматриваетс растровый принцип кодирования изображений, продолжается работа с понятием двоичного кода В ходе практической работы закрепляются приобретенные навыки

    Ход урока

  • Актуализация знаний
  • Объяснение нового материала
  • Закрепление нового материала
  • Выполнение работы на компьютере
  • Домашнее задание.
  • 1.Актуализация знаний.

    Мы уже знакомы с тем, как представляется в компьютере числовая и текстовая информация. Сегодня мы будем говорить о том, как в компьютере представляется графическая информация (рисунки).

    Вопросы:

    Как в компьютере представляются числа?

    — в двоичном коде ( в двоичной системе счисления)

    Как в компьютере представляются тексты?

    — в двоичном коде.

    — По кодовым таблицам.

    Какие кодовые таблицы для букв русского языка вы знаете?

    — Windows

    — КОИ-8

    Чем они отличаются?

    — Порядком букв

    По какому принципу строятся кодовые таблицы? Как буквы получили свои коды?

    — буквы пронумеровали и перевели числа в двоичную систему.

    Как вы думаете, как будут кодироваться рисунки?

    — в двоичном коде

    2. объяснение нового материала.

    Текст состоит из символов (букв, знаков препинания, цифр и т.д.). При кодировании текста мы кодируем каждый символ.

    А из чего состоит рисунок? Какие элементы рисунка мы можем закодировать?

    — фигуры.

    — маленькие кусочки.

    Для кодирования графической информации эти способы и используют. Существуют два способа кодирования рисунков. Первый – растровый: рисунок разбивается на маленькие квадратики(пиксели) и для каждого пикселя в память записывается его цвет.

    Второй – изображение разбивается на геометрические фигуры, которые строятся на экране по математическим формулам и для каждой фигуры запоминает компьютер ее место на листе (Координаты) и размеры. Такой способ называется векторный.

    Тема нашего урока сегодня — растровое кодирование графической информации.

    Изображение делится на пиксели и для каждого нужно запомнить его цвет. Как же закодировать все цвета?

    Рассмотрим сначала черно белое изображение. При составлении такого изображения использованы всего два цвета: черный и белый. Давайте придумаем для них двоичные коды.

    -черный (закрашенный) – , 1 белый — 0

    Тогда мы можем записать код рисунка, как показано на слайде.

  • Закрепление нового материала.
  • 1 задание

    Сейчас на доске вы видите 4 картинки и 4 кода. Переставьте коды так, чтобы рядом с каждой картинкой стоял ее код. (два ученика у доски передвигают коды. Потом все проверяют.)

    2 задание

    Откройте рабочую тетрадь на странице 29, упражнение 37. На доске вы видите такую же картинку. По заданному коду вам нужно восстановить картинку.

    (По-очереди, начиная с первой парты ученики выходят к доске и строят по одному ряду картинки в соответствии с кодом).

    3 задание

    На доске нарисована картинка. Запишите ее код. (Продолжая с того на ком остановились, по очереди учащиеся на доске записывают код с помощью экранной клавиатуры и записывают код на заранее заготовленных листках. Проверяем. На доске показывается правильный код. Каждый ученик сам оценивает свою работу.)

    Теперь поговорим о цветном изображении. Оно как и черно-белое делится на пиксели. На компьютере каждый цвет составляется из трех цветных лучей красного, зеленого и синего разной интенсивности. Код цвета тоже состоит из трех частей одна отвечает за красный, другая за зеленый и третья за синий цвет. У каждой цветовой составляющей свой код из 8 двоичных знаков. Поэтому код каждого цветного пикселя имеет длину 24 двоичных знака работать с такими кодами человеку неудобно, поэтому мы с вами на практике работаем только с черно-белым изображением.

  • Домашнее задание: в рабочей тетради выполните упражнения 37 (2) и 38
  • Работа на компьютере (см. приложение)
  • Выставление оценок за работу на уроке и работу на компьютере.
  • Файлы: 9 класс 1 урок.zip
    Размер файла: 348571 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология