Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеева Марина Валерьевна
Регион: — Город Москва
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
цели: №1воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край; формирование экологической культуры;
№2 продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи; продолжить формирование умения работы с физической и контурной картами.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник географии
Используемое оборудование: —
физическая карта полушарий, атлас 6-го класса, контурные карты; картины: "Гора Кордильеры" и "Центральные равнины; рисунок-схема "Как образовались равнины"; рельефные таблицы: "Основные формы рельефа", "Овраги"; стенд "Горные породы и минералы"; задания звездочки; план описания равнины (на столах учащихся).
Используемые ЦОР: —
интеракктивная доска
Краткое описание: — Ребята.На уроке мы должны расширить знания о них, выяснить какие они бывают по характеру поверхности, по высоте, как могут образовываться, происходят ли изменения поверхности равнин в настоящее время; если происходят, то под влиянием каких процессов. Но прежде чем найти ответы на все наши вопросы, мы должны выделить основные признаки равнины, попытаться дать определение и сравнить их с горами (вывешиваются картины "Горы Кордильеры", "Центральные равнины"). Посмотрите на картины. На одной из них показаны горы, на другой — равнина. Давайте попробуем определить главные особенности, отличие гор от равнин. По характеру поверхности выделяются холмистые, увалистые, ступенчатые, грядовые, плоские равнины. Попытайтесь определить, чем отличается плоская равнина от холмистой. Хорошо, а теперь вам будет не сложно перечислить основные признаки равнины: Равнина — это участок суши ( ровный, холмистый, ниже гор, слабо расчленен).
Здравствуйте ребята! На этом уроке мы продолжим изучение основных форм рельефа суши. Давайте напомним друг другу, какую форму рельефа мы уже изучили? (Горы)
Чтобы перейти к изучению следующей темы мы, по правилам познания (правила познания и схемы изучения курсов/блоков географии), что должны сделать?
(…..) Правильно, чтобы двигаться дальше — оглянись назад: все ли ты усвоил. Давайте проверим друг друга, проведем взаимопроверку (работают в парах — задают вопросы друг другу). После завершения взаимопроверки ученики записывают в конце тетради оценку, которую поставил ему сосед. Это своего рода журнал взаимооценок и самооценок учащихся. (Для проверки д/задания можно использовать следующие методы: д/игра "третий лишний", перекрестный опрос — ребенок задает вопрос кому он желает, тот если ответил, также имеет право задать вопрос и т.д., если хотите придать элемент соревновательности — проведите перекрестный опрос по рядам, а какой ряд выиграет — получает оценки в журнал с учетом оценки при взаимопроверке).
А теперь давайте обратимся к нашей схеме и посмотрим что нам сегодня предстоит пройти (Равнины) Тогда запишите тему сегодняшнего урока: "Равнины суши".
Композиторы, прозаики, поэты, живописцы в своих произведениях по-своему подходят к описанию равнин, показывая их величие, красоту, неповторимость. Давайте послушаем небольшой отрывок из повести А.С.Пушкина "Метель". Вы должны понять, как в произведении раскрывается признак равнины. О чем говорят эти строки? (Ответы учащихся)
А вот композитор Свиридов Г.В. написал к этой повести музыку. Послушайте фрагмент. Слушая, постарайтесь уловить, какие образы у вас возникли, поделитесь своими впечатлениями. (Рассуждения учащихся).
Русский поэт-символист 20 века К.Д.Бальмонд в одном из своих произведений, которое он так и назвал "Равнина", очень точно ее описал:
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась в дали,
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью земли…
Ребята! Какой признак равнин вам удалось выделить? (Ответы учащихся).
II. Изучение нового материала
Ребята, а у нас есть свой подход к изучению равнины. На уроке мы должны расширить знания о них, выяснить какие они бывают по характеру поверхности, по высоте, как могут образовываться, происходят ли изменения поверхности равнин в настоящее время; если происходят, то под влиянием каких процессов.
Но прежде чем найти ответы на все наши вопросы, мы должны выделить основные признаки равнины, попытаться дать определение и сравнить их с горами (вывешиваются картины "Горы Кордильеры", "Центральные равнины").
Посмотрите на картины. На одной из них показаны горы, на другой — равнина. Давайте попробуем определить главные особенности, отличие гор от равнин.
По характеру поверхности выделяются холмистые, увалистые, ступенчатые, грядовые, плоские равнины. Попытайтесь определить, чем отличается плоская равнина от холмистой. Хорошо, а теперь вам будет не сложно перечислить основные признаки равнины:
Равнина — это участок суши ( ровный, холмистый, ниже гор, слабо расчленен).
Кто теперь попытается дать определение равнины? (версии ребят).
- На какой равнине мы с вами живем? (Определяют по карте атласа).
- Какая она по характеру поверхности? (Холмистая), а как ты догадался? (есть низменности, возвышенности, овраги).
- Скажите а какими горными породами сложена поверхность равнины? (Песок, глина, гравий, галька — обратить внимание на стенд).
- А как чаще всего располагаются слои горных пород на равнинах? (Почти горизонтально)
- Какие еще равнины есть в РФ? (Работа с физической картой России в атласе — Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность).
- Ребята! А почему так по-разному названы равнины — низменности, плоскогорье, Возвышенность? (Они имеют различную высоту)
- Какая равнина самая высокая? (Среднесибирское плоскогорье)
- Из каких двух слов состоит слово плоскогорье? ( можно попросить прочитать по слогам, если затрудняются при ответе) — (Плоская гора)
- А какую преобладающую высоту имеет плоскогорье? ( Шкала высот от 500 до 1000м).
- Какая форма рельефа имеет такую же высоту? (Низкая гора)
- А как же тогда различит на карте , где гора, а где плоскогорье? (По горизонталям)
- Как называются самые низкие равнины (Низменности)
- Каким цветом показаны они на карте? (Темно и светло зеленым)
Давайте найдем их на карте? (Работа с физической картой).
А теперь нам осталось определить какую высоту имеют возвышенности. (От 200 — 500м), каким цветом они показаны? (По ходу рассуждения учитель на доске, а ребята в тетрадях рисовали схему "Равнины")
А теперь ответьте на вопросы и поможет нам в этом наш атлас на стр…:
- Какая равнина на З/шаре самая высока большая по площади? ( Амазонская низменность, ее площадь 5млн кв.км — если нет версий, то говорит учитель);
- Где она находится? (Южная Америка)
- А какая самая большая равнина у нас в России? ( ответы учащихся);
- Какие еще равнины вы нашли? ( ответы учащихся при работе с ф.картой);
- Кто может показать равнины на карте у доски? (Желающие вызываются и учитель по ходу помогает правильно показывать равнины);
- Следующая наша задача выяснить, как образуются равнины. Посмотрите на рисунок-схему "Типы равнин по образованию".
Что вы можете сказать, глядя на схему?
На уроках истории вы познакомились с равниной, которая тоже создана наносами рек. Кто помнит эту равнину? Как она называется? (Подсказка: одна из рек называется как хищный зверь). (Месопотамская низменность — Тигр и Ефрат).
Познакомимся еще с одним способом образования равнин. В некоторых районах земного шара много миллионов лет назад в земной коре произошли разломы, шла активная вулканическая деятельность. Через трещины в земной коре изливались лавовые потоки, которые заполнили неровности рельефа и превратили отдельные участки местности в равнину. Это так называемые лавовые плато и трапы. (Пример: Среднесибирское плоскогорье, Деканское плоскогорье).
Вывод: По происхождению равнины бывают первичные, остаточные, наносные, плато.
Запишем это в тетрадь. (Желательно, чтобы вывод ребята сделали самостоятельно, но можно и совместно, это зависит от уровня подготовленности класса).
Вопросы к учащимся:
- Происходит ли изменение поверхности равнин в настоящее время? (Да).
- Под влиянием каких процессов? (Ветер поднимает пыльные бури, образует дюны; текучие воды — овраги).
- Как бороться с оврагами?
- Человек может изменить равнину? ( аргументированные ответы учащихся ).
III. Обобщение и закрепление материала
Каждый работает самостоятельно, потом проведем взаимопроверку.
Итак, готовы? Начали:
Если вы правильно ответили, то у вас получится следующая цепочка: *+*=*+*+*=* (можно придумать различные значки для цепочки).
И последнее, что нам предстоит сделать, — это познакомиться с планом описания равнины, который находится у вас на столах. На предыдущем уроке мы описывали горы. Способ описания вам уже знаком. Поэтому давайте зачитаем пункты плана и постараемся объяснить непонятное, а практическую работу по описанию равнин вы сделаете дома.
Домашнее задание:
- параграф №21 читать;
- ответить на вопросы на стр. 76 устно;
- выполнить в тетради практическую работу "Описание равнины" (на выбор, или по рядам);
- задание на звездочку
- найти примеры описания равнин в стихах или литературных произведения, определить о каком типе равнин там говорится.
Файлы: Конспект урока на тему Равнины и суши.doc
Размер файла: 46080 байт.