Автор конспекта:
Автор(ы): — Миронова Татьяна Андреевна
Место работы, должность: — МОУ МСОШ №1
Регион: — Алтайский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Диагностические цели урока: 1. познакомиться со сказкой А.Н.Островского, определить жанр произведения; 2. выстроить систему образов; 3. в выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам; 4. написать синквейн по произведению.
Используемая методическая литература: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Краткое описание: — На протяжении трёх уроков ребята знакомятся с весенней сказкой А.Н.Островского. В приложении вы найдёте отрывок из книги А.Н.Афанасьева "Древо жизни".
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Урок 1. Весенняя сказка А.Н.Островского
Форма урока: эвристическая беседа.
Диагностические цели урока:
Ход урока
Начинаем урок с просмотра иллюстраций к произведению (слайд-шоу):
Примечание: показ слайдов идёт на фоне музыки П.И.Чайковского к пьесе «Снегурочка». Интродукция.
Вопросы на читательское восприятие:
Анализ произведения:
Драма –
Пьеса –
Сказка –
Конфликт –
Учитель обязательно должен дать толкование незнакомых слов, встречающихся в пьесе (см. Приложение 2 ).
– Где происходит действие пьесы? Как вы узнали?
– Кто герои пьесы? Опишите их.
– Какую роль играет описание природы?
– Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.
– Где проходит детство Снегурочки?
– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?
– В чём суть конфликта между Весной и Морозом?
– Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку?
– Как Островский рисует картины народной жизни?
– Расскажите о масленице (см. Приложение 3 ).
– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?
– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?
– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?
– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам?
– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?
– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?
– Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?
Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:
Домашнее задание.
Урок 2. Снегурочка и Берендеево царство
В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями. В чем суть конфликта?
Диагностические цели урока.
Беседа.
– С какой целью Снег идет к весне?
– Как меняется Снегурочка?
– Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю?
– Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её?
– Почему гибнет Снегурочка?
– Кто виноват в её смерти?
– Почему?
– Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.
Зачитываем отрывки.
– Что изменил драматург? Почему?
Домашнее задание: разделить класс на 4 группы:
Урок 3. «Снегурочки чудесной появленье»
Форма урока: урок – театрализованное представление.
Цели:
Ход урока.
Слово учителя.
В 1881 году на текст сказки А.Н.Островского была написана опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Любопытно, но сначала пьеса показалась композитору «странной». При повторном чтении мнение изменилось.
«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», — писал Н.А.Римский-Корсаков, — и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» [9, с.24].
Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» [9, с.24].
(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»).
На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» [9, с.24].
Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?
Выступления учащихся.
Обсуждение.
Вот и закончилась наша встреча со «Снегурочкой А.Н.Островского.
Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям.
«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели» [15, с.205].
Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» [16, с.129].
Вариант заключительного урока
Заключительный урок можно провести в форме литературного суда «Слушается дело Снегурочки».
Заранее распределить роли.
Снегурочка рассказывает о своей жизни в лесу, о том, зачем пришла к людям.
Прокурор обвиняет берендеев в смерти Снегурочки.
Адвокат составляет оправдательную речь.
Судья ведёт судебное заседание, вызывает свидетелей.
Свидетели: Мороз, Весна, Мизгирь, Купава, Лель, Ярило.
Заключительное слово учителя.
Сегодня в литературном суде мы выслушали обвинение, защиту, свидетелей, Снегурочку. Настала пора и всем нам дать свою оценку произошедшему.
Письменная работа «Что мне дало изучение пьесы А.Н.Островского?»
Список литературы
Презентация – Приложение 4 , Снегурочка в русских народных сказках – Приложение 1 , словарь незнакомых слов – Приложение 2 , Масленица – Приложение 3 .
Материалы к урокам
Приложение № 1
Афанасьев А.Н. Древо жизни
«Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. Не было, говорит сказка, у старика, у старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снегу, положил его на печку – и явилась прекрасная девочка». [2, 293]
Вариация сказки о Снегурочке:
«… жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них всё не было. Сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много – чуть не по колена. Ребятишки высыпали на улицу играть, бегали, резвились и наконец стали лепить снеговую бабу. Иван да Марья глядели в окно. «Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу!» — «Что ж, пойдём! Только на что тебе бабу? Будет с тебя — и меня одной; слепим лучше дитя из снегу». – «И то правда!» Вышли они из хаты и принялись лепить куклу, сделали и туловище и с ручками, и с ножками, приставили головку. Вылепили они носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу. И ТОЛЬКО ЧТО Иван начертил ротик, как тотчас дохнуло от куклы тёплым духом. Смотрит Иван – а вот уж из ямок голубые глазки выглядывают, и алые губки улыбаются. Зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван!» — вскрикнула Марья от радости. Бросилась обнимать Снегурку, и на руках у неё очутилась в самом деле живая девочка. Растёт Снегурка не по дням, а по часам, что день – то всё пригожее, красивее, и стола на зиму словно лет 13-ти, да такая смышлёная всё разумеет, про всё рассказывает и таким сладким голосом, что заслушаться можно: завсегда добрая, послушная, приветливая, а собой белая-белая, кА снег, румянца совсем не видать – словно ни кровинки нет в теле. Прошла зима, стало пригревать весеннее солнце – Снегурка сделалась грустна, и чем ближе к летним жарам, тем она печальнее. Всё прячется от ясного солнышка под тень. Только и любо ей, как набегут на небо пасмурные тучи или как пойдёт она плескаться у студёного ключа. «Уж не больна ли она!» — думала старуха. Раз надвинулась градовая туча, и Снегурка так обрадовалась граду, как другая не обрадуется и жемчугу; а когда град растаял от солнечных лучей – она горько по нём плакала. На Иванов день собрались девки гулять, пошли в рощу и взяли с собой Снегурку; там они рвали цветы, вили венки, пели песни, а вечером разожгли костёр и вздумали прыгать через огонь «Смотри же, — говорят девки Снегурушке, — не отставай от нас!» Затянули купальскую песню и поскакали через костёр. Побежала и Снегурка, но только поднялась над пламенем, кА в ту же минуту раздался жалобный крик и потянулась Снегурка вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко и унеслась в поднебесье. [2, с.293-294]
Приложение №2
Комментарии к тексту
Бобыль – бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк
Лель – языческое божество древних славян, сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или Купидона. По другим источникам Леля – дочь Лады, богиня любви
Купава – в псковских и тверских говорах «пышная, гордая», красивая девушка
Мизгирь – паук, тарантул
Радушка – от «радуша» — милая, любезная
Малуша – Малышка, малорослая или младшая дочь в семье. ( Даль)
Брусило, брусить — «нести чепуху», говорить нескладицу, бредить, врать. (Даль)
В нетающих лядинах – лядина участок среди леса на месте вырубки или гари, где дольше
лежит снег.
Сотник начальник сотни в стрелецком войске.
Целовальник – Выборное лицо в Московской Руси, принявшее присягу (целование креста), сборщик пошлин. Позднее – приказчик в казённом кабаке.
Рыболов – харчевник – чайка.
Длинница цапля – Блинница – торговка, пекущая блины и выносящая их на продажу.
Застреха – место под нависшим карнизом, краем крыши.
У ворот вереями скрипеть. Вереи – столбы, на которые навешиваются ворота, также и воротные петли.
Ярило — древнеславянское божество солнца, весеннего плодородия и любви.
Да браги парить корчажные, да вари вёдер в 40 корчажная брага – домашнее пиво, приготовлявшееся в корчагах, больших глиняных сосудах. Варя – так называлось в старину количество напитка, сваренного за один раз.
Кануны править – готовить мёд, брагу к праздникам.
Веснянка – весенняя обрядовая песня.
Медведи-овсянники – медведи, выходящие из леса в поле и уничтожающие овсы.
Лисица-сиводушка – северная порода красной лисы с тёмно-синим брюхом и душкой (горлом).
Приспешники – слуги.
Волну пряди – шерсть.
Не заглянувши в святцы. – Не заглянувши в святцы, ударить в колокола (пословица) – сделать что-то не вовремя.
Ленкоранский залив – залив в южной части Каспийского моря.
Гилянские озёра – озёра в прикаспийской провинции Гилян.
Чепыжник – густой кустарник.
Рогозина, редина – рогожа редкая.
Братчина – праздник на общий счёт, в складчину.
Карачуна проводите – Карачун – день зимнего солнцестояния (12 декабря по ст. стилю).
После него день начинает прибывать.
Овсень-Коляда – канун Нового года.
Перевеи – вихревые порывы ветра, вздымающие снег.
Торговый гость – купец.
Бирюч – в Древней Руси глашатай, объявляющий народу царские указы и распоряжения.
Позорище – зрелище.
Ячные – ячменные.
Стоялые мёды – долго стоявшие.
Скудаться – испытывать нужду.
Кика – старинный женский головной убор, который носили лишь замужние.
Повытрясет кису. – Киса – кошель, кожаный или суконный мешок, стягиваемый шнурами.
На хлебах жить – на пропитании.
Наклад – побор, налог.
Сладимый – сладкий.
Ширинка браная – скатерть, плат из узорчатой ткани.
Печатный пряник – оттиснутый с деревянной доски с изображением цветов, зверей, птиц и т.д.
Зажига – зачинщик.
Сами вспокаетесь – пожалеете.
Окатный жемчуг – круглый и крупный.
Сусек – отгороженное в амбаре место или ларь для ссыпки зерна.
Сам-друг она – то есть вдвоём.
Яры шишки – молодые белые.
Балясы – точёные столбики перил.
Тулы – колчаны.
Лада – возлюбленные, супруги.
Ратаи – воины.
Сулицы скрозь прободают доспехи – копья пробивают насквозь доспехи.
Комони – кони.
Туга – печаль.
Баян – имя легендарного древнеславянского поэта-певца.
Слава златому столу Берендея – стол – царский престол.
Палатное письмо – фрески, настенная живопись.
Подписчики – живописцы.
На притолках дверных, припечных турах… — имеется в виду роспись над дверями и на печных столбах, основание которых, называемое ногой, расписывалось особенно часто.
Матицы – балки, поддерживающие потолок.
Кумоха – лихорадка.
Тьмотысячной толпой (тьма – десять тысяч).
На сажень маховую. Сажень как мера длины была равна трём аршинам (2,134 метра). Маховая сажень измерялась между концами пальцев раскинутых рук и считалась равной двум с половиной аршинам.
Усобица – вражда.
Кучится взнесть челобитьице. – Умолять подать письменное прошение.
Ворота браные – «расшитые» узорами.
Дьяк – должностное лицо, ведавшее в Древней Руси делами приказа, органа центрального управления.
Подьячий – помощник дьяка, писец в приказной канцелярии.
Руку крючком держать – то есть брать взятки.
Подполатные жители – под полатями на широкой лавке в крестьянской избе было обычно место, где спали хозяева.
Лоб лощить – причёсываться, прихорашиваться.
Распуколка – бутон цветка или почка нераспустившегося листа.
Уложенье – собрание законов.
Обвязка золотая – пояс.
Гудочники – музыканты (всякие).
И наша не щербата копеечка – то есть и у нас в достатке денег.
Ферязь – верхняя одежда – длинная, без перехвата и воротника, богато украшенная.
Сжидаться – ожидать друг друга.
И запон, и коты новёхоньки. Запон – женский передник, фартук. Коты – тёплая, преимущественно женская обувь, иногда на меху.
Медвяных рос убыточные порчи – выделение тлей или болезненная слизь на злаках.
Ендова – медная или жестяная чаша с носиком. [10, с. 492 - 496]
Приложение №3
Масленица – честная, широкая, весёлая, Семикова племянница, объедуха, сырная неделя.
Масленица справляется за 7 недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Каждый день Масленицы имел своё название:
Понедельник – «встреча»,
Вторник – «заигрыш»,
Среда – «лакомка», «разгул», «перелом»,
Четверг – «разгуляй-четверок», «широкий»,
Пятница – «тёщины вечера», «тёщины вечёрки»,
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы»,
Воскресенье – «прощёный день».
Вся же неделя именовалась «Честная, широкая, весёлая; барыня-Масленица, госпожа Масленица».
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодёжи найти себе пару.
В воскресенье устраивали проводы Масленицы. Молодёжь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером сжигали чучело Масленицы.
И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в Прощёное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных. [8, с. 435 - 452]
Файлы: Урок литературы в 8 классе.doc
Размер файла: 46592 байт.