Автор конспекта:
Автор(ы): — Фролкина И.В.

Место работы, должность: —

учитель физической культуры школы-интерната 1 вида

Регион: — Хабаровский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Физическая культура

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

В специальных школах для детей с нарушением в развитии около 70 % школьников подвержены различным нарушениям осанки. Неправильная осанка влияет не только на эстетическую сторону сложения, но и влечет за собой множество различных заболеваний: сколиоз, остеохондроз, нарушение работы внутренних органов: сердца, легкие и т.д. Упражнения на осанку являются обязательным элементом в физкультминутках, физкультпаузах, гимнастике до уроков.

В специальных школах для детей с нарушением в развитии около 70 % школьников подвержены различным нарушениям осанки. Неправильная осанка влияет не только на эстетическую сторону сложения, но и влечет за собой множество различных заболеваний: сколиоз, остеохондроз, нарушение работы внутренних органов: сердца, легкие и т.д. Упражнения на осанку являются обязательным элементом в физкультминутках, физкультпаузах, гимнастике до уроков.

На уроке упражнения на формирование осанки строятся так: одни направлены на развитие крупных мышц спины, живота, плеч, рук, ног и других частей туловища, другие – на ощущение правильности осанки, ее развитие. Например, упражнения «Ходьба с грузом на голове», «Ходьба по гимнастической скамейке», «Висы с расслаблением тела» — направлены на развитие мышечных ощущений правильной осанки. А упражнения «На прогибание», лежа на животе; с гантелями и без них; «Лазанье по гимнастической стенке», — статические упражнения, они влияют на развитие «Мышечного корсета».

Материал программы для формирования осанки я распределяю на уроках физкультуры в течении всего учебного года, включаю его в каждый урок в течении от 2-3 до 8-10 минут.

С формированием осанки связаны построения, перестроение, ходьба в строю, выполнение различных гимнастических упражнений, а также включение упражнений на осанку в подвижные игры в разные части урока, проводимые групповым, фронтальным, индивидуальным методами; использование их в малых формах физического воспитания в школе, во внеклассной работе.

В начале каждого занятия я провожу упражнения на растягивание суставов, развитие их гибкости и подвижности, чтобы подготовить суставно-связочный аппарат школьника в основной части урока. Подвижность суставов – необходимое качество для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата. Оптимальной нагрузкой в упражнениях на развитие подвижности суставов являются 8-15 упражнений (например: упражнение «Наклоны туловища влево, вправо», «Махи левой и правой ногой»).

Нередко нарушения осанки связано с деформацией стопы – плоскостопием, которое возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени стопы, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника; при ходьбе, беге и прыжках появляются в ногах и спине; это ведет к ухудшению осанки и физического развития в целом, ослабляет опорную функцию ног, затрудняет движение. При коррекции плоскостопия я использую упражнения, способствующие укреплению мышечного и суставно-связочного аппарата, например:

  • Сгибание и разгибание стоп в положении стоя, сидя, лежа.
  • Поднимание и опускание стопами набивного мяча.
  • Сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Вращение стопами влево, вправо и т.д.
  • Среди всех физических качеств, способствующих успеху в достижении положительных результатов в быту и трудовой деятельности, является быстрота. Но быстрота труднее всего поддается совершенствованию у неслышащих детей. Низкая степень координации, скованность движения, малая подвижность, замедленное время двигательной реакции – ведут к понижению скорости выполнения спортивных и трудовых движений, к нерациональному распределению усилий. При развитии скоростных качеств у неслышащих детей длительность упражнений на быстроту не должна превышать 2-3 секунды в одном повторении. Зная, что – скоростные раздражитель наиболее эффективны при оптимальном возбуждении нервной системы, я строю занятие так, чтоб упражнениям по быстроте на отдельном занятии не предшествовала утомительная работа, это всегда бывает в начале урока после хорошей разминки.

    Например:

    — Бег с максимальной частотой 3-5 раз — 1 минута

    Шагов в упоре у стены *2-5 серий

    — Быстрые прыжки 5-7 раз — 1-2 минуты

    С продвижением вперед *3-4 серии

    Среди качеств двигательной функций человека огромное значении имеет мышечная сила. Силовая подготовка способствует становлению и совершенствованию двигательных координаций осанки. Глухие школьники по показателям силовой подготовленности в большинстве отстают от нормы. Основным фактором развития силы является деятельность детей при значительных и постоянно возрастающих (до максимального уровня) напряжениях. Эти условия создаются с помощью специальных средств и методов. Например:

  • Упражнения с преодолением сопротивления и веса партнера.
  • Упражнения с различными отягощениями (гантелями, набивными мячами).
  • Упражнения с использованием сопротивления на тренажерах.
  • Также на уроках физкультуры я использую комплексы упражнений для развития силы. Они состоят из 5-6 упражнений, которые выполняются в течении 10-12 минут. Включая их как в подготовительную, так и в основную части урока. В целях эффективного развития мышечной силы специальные упражнения следует выполнять, как в быстром, так и в медленном темпе. Между сериями силовых упражнений нужно обеспечить оптимальный отдых: 2-4 минуты. Пауза зависит от характера мышечной деятельности, интенсивности нагрузки и физической подготовленности каждого конкретного ребенка.

    Основная задача при развитии выносливости заключается в обеспечении ее проявлении разнообразных видах двигательной деятельности. Упражнения на выносливость характеризуются умеренной мощностью, значительной продолжительностью, непрерывностью и вовлечением в активную работу всех органов и систем организмов, особенно дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной. Наиболее доступными и мною применяемыми являются:

    — Ходьба;

    — Бег на время, медленный бег;

    — Бег, в чередованием с ходьбой;

    — Бег на месте;

    — Передвижение на лыжах;

    — «Многоскоки»;

    — Подвижные и спортивные игры.

    При планировании нагрузок на выносливость я учитываю следующие компоненты:

  • Интенсивность упражнения;
  • Его продолжительность;
  • Количество повторений;
  • Интервалы отдыха
  • Основным фактором, определяющим развитие выносливости, считается утомление. Только работа, которая выполняется до утомления и последующие попытки преодолеть его, могут заметно повысить выносливость организма.

    Одной из наиболее ущербных сторон физической подготовленности учащихся специальных коррекционных школ является ловкость – это комплексное физическое качество человека, компонентами которого являются точность движений в пространстве и времени, способность оптимально координировать движения в зависимости от внезапной смены внешних условий. Ловкость надо проявлять повсюду: в трудовой, игровой и бытовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями и т.д. Главное развитие ловкости неслышащего ребенка – овладение навыками, разнообразными двигательными умениями и навыками их закрепления. Для этой цели я применяю упражнение, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку, и методические приемы, которые способствуют успешному решению задач развития ловкости у школьников. Например:

    — Прыжок в длину (с места, с разбега);

    стоя спиной к прыжковой яме Применение необычных

    — Метание мяча стоя спиной исходных положений.

    к направлению метания.

    — Выполнение метания левой рукой Зеркальное выполнение

    Отталкивание в прыжках нетолчковой упражнений.

    .ногой.

    — Два прыжка вперёд (ноги вместе), Усложнение упражнений

    два прыжка на левой ноге с поворотом дополнительными движе-

    направо. ниями

    Упражнения на развитие ловкости, дети выполняют повторным методом, интервал между упражнениями составляет 2-3 минуты, и выполняется в конце подготовительной, или в начале основной части урока.

    Вестибулярный аппарат – часть внутреннего уха (лабиринта), которая регулирует равновесие и ориентировку тела в пространстве. Состоит из преддверия (от лат. «вестибум» — выход) и трёх полукружных каналов. Функция полукружных каналов обеспечивает главным образом координацию движений. Преддверие лабиринта (два мешочка, в которых расположен отолитовый аппарат) ведает статикой организма (состояние равновесия). Заболевания вестибулярного аппарата – лабиринты – проявляются приступами головокружения различной степени тяжести: от лёгкого покачивания при ходьбе до тяжёлых состояний, когда больной не может встать с постели и даже оторвать голову от подушки. При нарушении вестибулярной функции обычно наблюдается нистигм (ритмичное подёргивание глаза).

    Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. С помощью специального исследования выявлены различные проявления вестибулярной дисфункции в 62% случаев нарушения слуха.

    Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменении скорости и направлении движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц.

    Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находятся периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве.

    Слуховой анализатор очень древний, он сформировался первоначально как система анализа вестибулярных раздражений, и только позднее из неё выделилась отдельная подсистема, занимающаяся анализом звуков. Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия.

    Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих. У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке.

    Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются мышечно- двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.

    Вестибулярные ощущения особенно важны в тех видах спорта, для которых характерны резкие движения, повороты, внезапные ускорения. Экспериментальным путём было доказано, что специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата повышают эффективность выполнения многих элементов спортивной деятельности в таких видах спорта, как гимнастика. Спортивные игры, акробатика.

    Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают Функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнениям), в связи с чем её реактивность значительно понижается. Следовательно, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.

    Врождённые или ранние нарушения функции слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами.

    При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возраста держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих. Глухие при закрывании глаз вовсе лишаются способности ориентироваться в пространстве. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. Различия между глухими и слышащими особенно выражены в 11-14 лет. В более старшем возрасте различий в степени асимметрии при ходьбе между глухими и слышащими нет. Причина — более длительный стаж ходьбы. При этом глухие отличаются от слышащих чрезвычайной вариативностью шагов. Они расставляют ноги при ходьбе с закрытыми глазами несколько шире, чем слышащие, шаги их короче.

    Приведу пример упражнений для коррекции вестибулярной функции, которые я использую на своих занятиях, некоторые из них можно выполнять на физкультминутках во время урока (упражнения на раздражение полукружных каналов, вращения с постепенным увеличением амплитуды движения):

  • Движения глаз;
  • Наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
  • Повороты головы при наклонённом туловище;
  • Повороты на 90*, 180*, 360*(то же с прыжком);
  • Кувырки вперёд, назад;
  • Кружения в парах с резкой остановкой (в обе стороны).
  • (упражнения на раздражение отолитового аппарата, начало и конец прямолинейного движения):

  • Изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях;
  • Резкая остановка при выполнении упражнений;
  • Остановка с изменением направления движения;
  • Прыжки со скакалкой с изменением темпа.
  • ( упражнения, выполняемые с закрытыми глазами):

  • Ходьба (спиной вперёд, приставными шагами правым, левым боком);
  • Кувырки;
  • Кружение;
  • Наклоны и повороты головы;
  • Стойка на носках, на одной ноге (то же на повышенной опоре).
  • Достаточно большой перечень упражнений требует систематизации. Наиболее эффективным и апробированным способом их распределения является использование комплексов упражнений направленного воздействия: из трёх занятий в неделю по 30-40 минут, два отвожу развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно — коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия.

    Например:

    Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств:

    СОДЕРЖАНИЕ

    КОЛ-ВО ПОДХОДОВ

    КОЛИЧЕСТВО ПОВТОРЕНИЙ В ОДНОМ ПОДХОДЕ

    6-7 лет

    7-8 лет

    8-9 лет

    1.

    Прыжки на двух ногах через кубики

    2-3

    4-6

    6-8

    8-10

    2.

    Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через кубики

    1-2

    1-2

    6-8

    8-10

    3.

    Прыжки на правой, левой ноге

    1-2

    1-2

    4-6

    6-8

    4.

    Подскоки на двух ногах на автомобильных шинах

    2-3

    5-6

    6-8

    8-10

    Прыжковые упражнения выполняют в основной части урока. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20-30 секунд.

    Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярных нарушений я решаю в одном занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время – по 15 минут.

    Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в балансировке. Время выполнения упражнений на сохранение равновесия у 6-7- летних – 25 -30 секунд, у 7-8-летних- 35-40 секунд, и т.д., пройденное расстояние для 6-7-летних — 5-6 метров, для 7-8 летних- 7-8 метров.

    Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия

    № п/п

    Содержание

    Кол-во подходов

    Количество повторений

    6-7 лет

    7-8 лет

    1.

    Стойка на носках, руки внизу

    3

    15 секунд

    20 секунд

    2.

    Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу

    4

    15 секунд

    20 секунд

    3.

    Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу.

    3

    3 м

    4 м

    4.

    Ходьба по наклонной доске вверх и вниз

    3

    до 5 м

    до 6 м

    5.

    Прыжки на двух ногах по наклонной доске вверх

    3

    3 м

    4 м

    6.

    Бег вверх, вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке

    3

    4-5 м

    5-6 м

    7.

    Балансировка на набивных мячах (3кг)

    3-5

    до 30 секунд

    до 45 секунд

    8.

    Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны

    1-2

    4-5 м

    5-6 м

    Хорошо освоенные и безопасные упражнения (ходьба, стойки) сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 4-5 до 8-10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью.

    Комплекс упражнений на коррекцию вестибулярных нарушений и устойчивость к вестибулярным раздражителям требует предварительного разучивания техники. Обучать кувыркам надо на каждом занятии в первом полугодии и только во втором включать в комплекс. Весь комплекс рассчитан на 15 минут и используется в начале основной части занятия.

    Комплекс упражнений для коррекций вестибулярной функции

    № п/п

    Содержание

    Кол-во подходов

    Кол-во повторений в одном подходе

    6-7 лет

    7-8 лет

    1.

    Ходьба и бег с остановками по сигналу

    -

    2 минуты

    3 минуты

    2.

    «Челночный бег»

    3-5

    10 м

    12 м

    3.

    Подскоки с остановкой по сигналу

    -

    2 минуты

    3 минуты

    4.

    Подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону

    -

    2 минуты

    3 минуты

    5.

    Кувырки вперед с открытыми глазами (с закрытыми глазами)

    3

    5

    6

    6.

    Кувырки с последующей ходьбой по линии

    3

    5

    6

    7.

    Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастической скамейке, линии

    1-2

    5

    6

    8.

    Перекат со спины на живот «бревнышка», глаза открыты (закрыты)

    2

    5-6 м

    7-8 м

    9.

    Прыжки со скакалкой с изменением темпа

    3

    15-30 секунд

    30-40 секунд

    Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимущественно в движении. Упражнения с отклонением головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища воздействуют на фронтальные каналы вестибулярного аппарата. Раздражение горизонтальных полукружных каналов вызывается вращением туловищем, поворотами на 180*, 360*, как на месте прыжком, так и во время ходьба и бега. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и коней прямолинейного движения, ускорение и замедление движений.

    Наиболее остро реагирует вестибулярный анализатор на комбинированные движения в разных направлениях, используемые в комплексе упражнений. Для усиления воздействия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закрытыми глазами, активизирую тем самым другие компенсаторные механизмы восприятия. Эти упражнения представляют для неслышащих детей большую сложность.

    Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходиться запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движение, сохранять устойчивость, т.е. включать в работу различные сенсорные системы.

    При проведение физкультурно-оздоровительных занятий я обязательно соблюдаю ряд методических требований:

  • Подбираю упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
  • Специальные коррекционные упражнения чередую с общеразвивающими и профилактическими;
  • Упражнения с изменением положения головы в пространстве дети выполняю с постепенно возрастающей амплитудой;
  • Упражнения на статическое и динамическое равновесие я усложняю на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей обеспечением страховки;
  • Упражнения с закрытыми глазами дети выполняют только после их освоения с открытыми глазами;
  • В процессе всего занятия я постоянно активизирую мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику и понимание речи.
  • Файлы: Развитие двигательных.doc
    Размер файла: 112640 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология