Автор конспекта:
Автор(ы): — Аракелян Виолета Амаяковна

Место работы, должность: — Владимирская область, Юрьев-Польский район, МОУ «Семьинская ООШ», учитель начальных классов

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

1. Прививать любовь к творчеству писателей родного края.

2. Формировать умение работать с этимологическим словарём, справочной литературой, энциклопедиями.

3. Обогащать кругозор, речь и словарный запас учащихся.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

текст с рассказом «Фенька», разделённый на части; карточки со словами, характеризующими героя рассказа, фото воробьёв, этимологический словарь, толковый словарь, энциклопедия животных, выставка книг.

Краткое описание: — Показать методику и эффективность применения ряда приёмов при моделировании занятий по курсу «Наш край»:  приём «Верите ли вы?», Данный прием позволяет организовать проблемную ситуацию: ситуацию «знаю — не знаю», которая является основой, мотивом для исследования нового текста с целью нахождения верного утверждения. Начатая дискуссия активизирует слушателей, возбуждает интерес, а поставленные вопросы — не что иное как цель предстоящего информационного поиска. Таким образом при моделировании урока учитель решает задачу по организации совместного целеполагания.  Приём “чтение с остановками” формирует у учащихся умение прогнозировать, предвосхищать развёртывание дальнейших событий произведения, умение сравнивать авторскую и читательскую позиции. Кроме того, приём создает условия для сохранения интереса к тексту на протяжении всего времени работы с ним, т.к. возбуждает стремление угадать последующие события, совпадение или несовпадение с замыслом автора.  «Сочинение синквейна». Синквейн- сочинение пятистишия по правилам. Использование этого приёма на этапе обобщения или рефлексии позволяет развивать не только творческий потенциал учащихся, но и способность выразить своё отношение к изученному (новому знанию).  Стратегия «Зигзаг» и приём «взаимообучение». Учит работать с научно-познавательным текстом и справочными пособиями, с помощью приёма совершенствуется умение в различных видах пересказов, учит взаимообучению.

Содержание урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

Мы познакомимся с рассказом нашего земляка Владимира Елагина «Фенька».

-Как вы думаете о ком наш рассказ?

-Кого могли бы звать Фенькой?

-Это имя человека или кличка?

-А вы кого хотели бы видеть героем рассказа?

Узнаем: кто же был прав?

2. Приём «чтение с остановками».

Чтение 1частирассказа.

  • В одном городе жил воробей. Звали его Фенька. Был он из породы тех воробьёв, каких тысячи, и всё же не такой, как все.
    • Что в воробье могло было быть не так?
    • А каким вы представляете себе Феньку?
    • Откуда у воробья могла появиться такая кличка и что она означает?

    А что вы знаете вообще о воробьях?

    Попытаемся ответить на ряд вопросов.

    3. Приём «Верите ли вы?».

    • Воробей — полезная птица.
    • Воробей — храбрая птица.
    • Оседлые птицы — это птицы с седлом.
    • Птицы предсказывают погоду и указывают время.
    • Воробей- это значит «вора бей».

    Чтение 2 частии ответ на вопрос: откуда у воробья такая кличка?

  • Фенька имел громадную квартиру с подогревом. Размещалась она в двух буквах рекламы « Кафе « . « Фе » — светилось, а « Ка » — нет. Вот и прозвали воробья Фенькой. Тот самый воробей, который живёт в « Фе ».
  • Что на самом деле означала кличка?
  • Какими чертами характера может быть наделён наш герой?
  • Чтение 3 части.

  • В отличие от своих соседей, был Фенька большой задира, хвастун и проказник.
  • Но слыл и воробьём начитанным. Он много знал и обо всём подолгу любил порассуждать с другими птицами.

    -Почему задира?- спросите вы.

    О, ещё какой!- подтвердят его соседи.

    Вздумал однажды подселиться к Феньке бездомный воробей. Мол, и так живёшь просторно, пусти! Тут Фенька ему такую трёпку устроил, что у бедняги пёрышки полетели.

    А Фенька ещё долго шумел со своего балкона. «Я покажу, как жилплощадь занимать, я покажу…»

    С трудом воробьиха его успокоила.

    Фенька хоть и задира, но и храбрец. И это птицы подметили.

    • Каким был Фенька в отличие от своих соседей?
    • Докажите, что он задира.
    • Какие поступки мог совершать Фенька, чтоб его признавали храбрецом?

    (На доске появляются таблички со словами: не такой, как все; задира; храбрец.)

    Чтение 4части.

  • Все воробьи как воробьи – для своих постелей случайные пёрышки подбирают, травинки разные. А Фенька до чего додумался? Пикирует на голубей и пух из них дёргает. Чтобы помягче в постели было.
  • Какие чувства вызывает у вас такое поведение героя?
  • Вам хочется ещё что – нибудь узнать о Феньке? Как бы вы продолжили рассказ?
  • Чтение 5части.

  • Любит Фенька выйти на балкон и попеть во весь голос.
  • -Чик-чирик, чирик-чик! – так и раздаётся по всей округе.

    Рассердилась однажды соседка-ворона.

    -Гр-р-ражданин Фенька! Прекратите! –строго потребовала она.- Сколько можно?! Безоб-р-разие! Какой соловей нашёлся!..

    Фенька как будто этого и ждал. Он не стал браниться:

    -А знаешь ли, дорогая ворона, что соловей- мой дальний родственник?!

    Ворона от неожиданности чуть на землю не свалилась.

    -Крак, как? –удивлялась она. –Птицы добрые, рассудите. Ну и пройдоха же ты, Фенька! К соловью в родственники записался…

    На шум прилетела сорока, появились другие пернатые. Стали разбираться, что к чему.

    — Дер-р-р-жу пари, Фенька снова врррёт, -наступала ворона. –Ведь в прошлый

    р-раз до чего докатился! Помните, птицы?!

    -Помним, помним! – закричали кругом.

    -Фенька утверждал, что родственники его в Средней Азии живут, в самой пустыне.

    -И даже в тундре…

    Долго шумели птицы, но вскоре ….

    • Обманщик ли Фенька?
    • Оправдают его птицы-соседи?
    • Что же случится дальше?

    Чтение 6части.

  • Долго шумели птицы, но вскоре всё подтвердилось. Вызвали филина, и тот рассудил: Фенька прав!
  • По-другому посмотрели птицы на своего соседа. Кто-то вспомнил, как Фенька за три дня предсказывал морозы, сколько он уничтожал за лето различных сельскохозяйственных вредителей . Называли и другие его доблести и достоинства.

    Порассуждали птицы и согласились: воробей- птица полезная. Ну, а если и пошумит ненароком, так то же Фенька! Без него было б скучно…

    • Рады вы за героя?
    • Какую пользу приносят воробьи?
    • А как можно проверить, что филин говорит правду?

    (На доске таблички: говорит правду, предсказывает погоду, уничтожает вредителей, птица полезная).

    На все ли вопросы мы смогли найти ответы?

    Определите жанр прочитанного. Это научно-познавательная сказка.

    Интересно ли вам было читать этот рассказ?

    А герой понравился?

    Творческий приём. Сочинение синквейна.

    Творческий приём «Белый стих» или «Синквейн».

    Сочиняем по правилам:

    Правила написания пятистишия (синквейн).

  • В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.
  • Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.
  • Третья строчка – это три глагола.(или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.
  • Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая личное отношение к теме.
  • Последняя строка – это синоним темы, подчёркивающий её суть.
  • Образец.

    Фенька.

    Храбрый, задиристый.

    Уничтожает, предсказывает, говорит правду.

    Без него было б скучно.

    Полезная птица.

    Физ. Минутка.

    Птички в гнёздышке сидят

    И на улицу глядят.

    Погулять они хотят

    И тихонько все летят.

  • Интегрированный подход в изучении курса «Наш край».
  • Стратегия «Зигзаг».

    1.Целеполагание.

    Давайте еще раз обратимся к вопросам, на которые мы так и не нашли ответа.

    -Сейчас нам предстоит осуществить информационный поиск, для чего разобьёмся на группы и поработаем с текстами.

    • ( «Воробьиный термометр» — как по поведению определить погоду,
    • Этимологию слова воробей – в этимологическом словаре. Загадка (армячишка в толковом словаре)
    • В энциклопедии животных о двух видах воробьёв.

    2.Работа в группах.

    1 шаг(индивидуальная работа с текстом в рабочей группе).

    Каждый в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы.(Самостоятельное чтение информации на карточке).

    2шаг (Объединение участников с одинаковыми дидактическими карточками в кооперативную группу -теперь у всех членов кооперативной группы одинаковые карточки).

    Обсудите в группе свой материал. Решите, какие сведения представляют особый интерес. Приготовьте коллективный пересказ.

    3 шаг ( возвращение в свои рабочие группы). Вернувшись в рабочую группу, по очереди расскажите друг другу, что нового вы узнали, работая с научной информацией. (используется приём “взаимообучение”).

    4 шаг ( фронтальная работа с целью закрепления материала). Идёт выступление одного члена от каждой группы.

    3.Обобщение.

    -Вернемся к началу занятия. На какие вопросы мы смогли найти ответ?

    -Если остались “открытые вопросы”, попробуйте самостоятельно дома поработать над ними.

    Вернёмся к нашим утверждениям. Приём «Верите ли вы?». Подтвердить наши предположения мы можем из прочитанного рассказа, из знаний, полученных при чтении дополнительной литературы. Научно-познавательные рассказы и сказки пишут: Н.Сладков, В.Зотов, В.Бианки и другие.

    Дети получают научно-познавательные тексты с целью найти ответ на те вопросы, с которых начиналось занятие.

    Воробьиный термометр.

    Птицы у меня не бездельничают. Воробьи у меня, например, температуру показывают. Как термометры. Утром только взглянул в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или холодно, надевать рукавицы и шарф или не надевать.

    Если воробьи гладенькие и поджарые, значит тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробышки.

    А вот просыпаются позже всех птиц – в 6часов утра.

    (Н.Сладков)

    А воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются осёдлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой.

    (Клаус Руге)

    Откуда пришло слово воробей?

    Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлёные птахи, поневоле подумаешь: воробей – это просто-напросто «вора бей».

    А вот некоторые учёные думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова, как ворота, забор.

    Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

    (В.Волина)

    Воробей.

    Городской воробей – страшный забияка и драчун: поёт неважно, но весну встречает радостным неугомонным чириканьем. А вообще-то надо сказать, что мы так к воробьям пригляделись, что и не замечаем их. А ведь они особенные: эти самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром сложили люди поговорку: «Старого воробья на мякине не проведёшь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.

    (В.Волина)

    Приём «Знаете ли вы, »

    • что такое орнитология?
    • что существуют два вида воробьёв?
    • что существует водяной воробей – оляпка?

    Ответы на вопросы, которые вы не нашли можно узнать, прочитав энциклопедию животных (о двух видах воробьёв) и в толковом словаре( наука, изучающая жизнь птиц).

    Проверить и закрепить свои знания о птицах вам поможет кроссворд.

    Подберите названия птиц так, чтобы в выделенной графе получилось слово «орнитология».

    о

    р

    н

    и

    т

    о

    л

    о

    г

    и

    я

    Ответ: сова, орёл, ворона, синица, стриж, скворец, иволга, соловей, снегирь, свиристель, дятел.

  • Подведение итогов. Рефлексия. (Рефлексией называется умение человека осознать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность).
  • — Вам было интересно? А что вызвало интерес?

    -Испытывали затруднения? Почему было трудно?

    -Узнали для себя что-то новое? На какие вопросы вы теперь можете ответить, а какие так и остались без ответа? (вопрос о водяном воробье и двух видах воробьёв).

    -О чём хотелось бы рассказать.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология