Автор конспекта:
Автор(ы): — Аракелян Виолета Амаяковна
Место работы, должность: — Владимирская область, Юрьев-Польский район, МОУ «Семьинская ООШ», учитель начальных классов
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
1. Прививать любовь к творчеству писателей родного края.
2. Формировать умение работать с этимологическим словарём, справочной литературой, энциклопедиями.
3. Обогащать кругозор, речь и словарный запас учащихся.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
текст с рассказом «Фенька», разделённый на части; карточки со словами, характеризующими героя рассказа, фото воробьёв, этимологический словарь, толковый словарь, энциклопедия животных, выставка книг.
Краткое описание: — Показать методику и эффективность применения ряда приёмов при моделировании занятий по курсу «Наш край»: приём «Верите ли вы?», Данный прием позволяет организовать проблемную ситуацию: ситуацию «знаю — не знаю», которая является основой, мотивом для исследования нового текста с целью нахождения верного утверждения. Начатая дискуссия активизирует слушателей, возбуждает интерес, а поставленные вопросы — не что иное как цель предстоящего информационного поиска. Таким образом при моделировании урока учитель решает задачу по организации совместного целеполагания. Приём “чтение с остановками” формирует у учащихся умение прогнозировать, предвосхищать развёртывание дальнейших событий произведения, умение сравнивать авторскую и читательскую позиции. Кроме того, приём создает условия для сохранения интереса к тексту на протяжении всего времени работы с ним, т.к. возбуждает стремление угадать последующие события, совпадение или несовпадение с замыслом автора. «Сочинение синквейна». Синквейн- сочинение пятистишия по правилам. Использование этого приёма на этапе обобщения или рефлексии позволяет развивать не только творческий потенциал учащихся, но и способность выразить своё отношение к изученному (новому знанию). Стратегия «Зигзаг» и приём «взаимообучение». Учит работать с научно-познавательным текстом и справочными пособиями, с помощью приёма совершенствуется умение в различных видах пересказов, учит взаимообучению.
Содержание урока.
1.Сообщение темы и цели урока.
Мы познакомимся с рассказом нашего земляка Владимира Елагина «Фенька».
-Как вы думаете о ком наш рассказ?
-Кого могли бы звать Фенькой?
-Это имя человека или кличка?
-А вы кого хотели бы видеть героем рассказа?
Узнаем: кто же был прав?
2. Приём «чтение с остановками».
Чтение 1частирассказа.
- Что в воробье могло было быть не так?
- А каким вы представляете себе Феньку?
- Откуда у воробья могла появиться такая кличка и что она означает?
А что вы знаете вообще о воробьях?
Попытаемся ответить на ряд вопросов.
3. Приём «Верите ли вы?».
- Воробей — полезная птица.
- Воробей — храбрая птица.
- Оседлые птицы — это птицы с седлом.
- Птицы предсказывают погоду и указывают время.
- Воробей- это значит «вора бей».
Чтение 2 частии ответ на вопрос: откуда у воробья такая кличка?
Чтение 3 части.
Но слыл и воробьём начитанным. Он много знал и обо всём подолгу любил порассуждать с другими птицами.
-Почему задира?- спросите вы.
О, ещё какой!- подтвердят его соседи.
Вздумал однажды подселиться к Феньке бездомный воробей. Мол, и так живёшь просторно, пусти! Тут Фенька ему такую трёпку устроил, что у бедняги пёрышки полетели.
А Фенька ещё долго шумел со своего балкона. «Я покажу, как жилплощадь занимать, я покажу…»
С трудом воробьиха его успокоила.
Фенька хоть и задира, но и храбрец. И это птицы подметили.
- Каким был Фенька в отличие от своих соседей?
- Докажите, что он задира.
- Какие поступки мог совершать Фенька, чтоб его признавали храбрецом?
(На доске появляются таблички со словами: не такой, как все; задира; храбрец.)
Чтение 4части.
Чтение 5части.
-Чик-чирик, чирик-чик! – так и раздаётся по всей округе.
Рассердилась однажды соседка-ворона.
-Гр-р-ражданин Фенька! Прекратите! –строго потребовала она.- Сколько можно?! Безоб-р-разие! Какой соловей нашёлся!..
Фенька как будто этого и ждал. Он не стал браниться:
-А знаешь ли, дорогая ворона, что соловей- мой дальний родственник?!
Ворона от неожиданности чуть на землю не свалилась.
-Крак, как? –удивлялась она. –Птицы добрые, рассудите. Ну и пройдоха же ты, Фенька! К соловью в родственники записался…
На шум прилетела сорока, появились другие пернатые. Стали разбираться, что к чему.
— Дер-р-р-жу пари, Фенька снова врррёт, -наступала ворона. –Ведь в прошлый
р-раз до чего докатился! Помните, птицы?!
-Помним, помним! – закричали кругом.
-Фенька утверждал, что родственники его в Средней Азии живут, в самой пустыне.
-И даже в тундре…
Долго шумели птицы, но вскоре ….
- Обманщик ли Фенька?
- Оправдают его птицы-соседи?
- Что же случится дальше?
Чтение 6части.
По-другому посмотрели птицы на своего соседа. Кто-то вспомнил, как Фенька за три дня предсказывал морозы, сколько он уничтожал за лето различных сельскохозяйственных вредителей . Называли и другие его доблести и достоинства.
Порассуждали птицы и согласились: воробей- птица полезная. Ну, а если и пошумит ненароком, так то же Фенька! Без него было б скучно…
- Рады вы за героя?
- Какую пользу приносят воробьи?
- А как можно проверить, что филин говорит правду?
(На доске таблички: говорит правду, предсказывает погоду, уничтожает вредителей, птица полезная).
На все ли вопросы мы смогли найти ответы?
Определите жанр прочитанного. Это научно-познавательная сказка.
Интересно ли вам было читать этот рассказ?
А герой понравился?
Творческий приём. Сочинение синквейна.
Творческий приём «Белый стих» или «Синквейн».
Сочиняем по правилам:
Правила написания пятистишия (синквейн).
Образец.
Фенька.
Храбрый, задиристый.
Уничтожает, предсказывает, говорит правду.
Без него было б скучно.
Полезная птица.
Физ. Минутка.
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
Стратегия «Зигзаг».
1.Целеполагание.
Давайте еще раз обратимся к вопросам, на которые мы так и не нашли ответа.
-Сейчас нам предстоит осуществить информационный поиск, для чего разобьёмся на группы и поработаем с текстами.
- ( «Воробьиный термометр» — как по поведению определить погоду,
- Этимологию слова воробей – в этимологическом словаре. Загадка (армячишка в толковом словаре)
- В энциклопедии животных о двух видах воробьёв.
2.Работа в группах.
1 шаг(индивидуальная работа с текстом в рабочей группе).
Каждый в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы.(Самостоятельное чтение информации на карточке).
2шаг (Объединение участников с одинаковыми дидактическими карточками в кооперативную группу -теперь у всех членов кооперативной группы одинаковые карточки).
Обсудите в группе свой материал. Решите, какие сведения представляют особый интерес. Приготовьте коллективный пересказ.
3 шаг ( возвращение в свои рабочие группы). Вернувшись в рабочую группу, по очереди расскажите друг другу, что нового вы узнали, работая с научной информацией. (используется приём “взаимообучение”).
4 шаг ( фронтальная работа с целью закрепления материала). Идёт выступление одного члена от каждой группы.
3.Обобщение.
-Вернемся к началу занятия. На какие вопросы мы смогли найти ответ?
-Если остались “открытые вопросы”, попробуйте самостоятельно дома поработать над ними.
Вернёмся к нашим утверждениям. Приём «Верите ли вы?». Подтвердить наши предположения мы можем из прочитанного рассказа, из знаний, полученных при чтении дополнительной литературы. Научно-познавательные рассказы и сказки пишут: Н.Сладков, В.Зотов, В.Бианки и другие.
Дети получают научно-познавательные тексты с целью найти ответ на те вопросы, с которых начиналось занятие.
Воробьиный термометр.
Птицы у меня не бездельничают. Воробьи у меня, например, температуру показывают. Как термометры. Утром только взглянул в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или холодно, надевать рукавицы и шарф или не надевать.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробышки.
А вот просыпаются позже всех птиц – в 6часов утра.
(Н.Сладков)
А воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются осёдлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой.
(Клаус Руге)
Откуда пришло слово воробей?
Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлёные птахи, поневоле подумаешь: воробей – это просто-напросто «вора бей».
А вот некоторые учёные думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова, как ворота, забор.
Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.
(В.Волина)
Воробей.
Городской воробей – страшный забияка и драчун: поёт неважно, но весну встречает радостным неугомонным чириканьем. А вообще-то надо сказать, что мы так к воробьям пригляделись, что и не замечаем их. А ведь они особенные: эти самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром сложили люди поговорку: «Старого воробья на мякине не проведёшь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.
(В.Волина)
Приём «Знаете ли вы, »
- что такое орнитология?
- что существуют два вида воробьёв?
- что существует водяной воробей – оляпка?
Ответы на вопросы, которые вы не нашли можно узнать, прочитав энциклопедию животных (о двух видах воробьёв) и в толковом словаре( наука, изучающая жизнь птиц).
Проверить и закрепить свои знания о птицах вам поможет кроссворд.
Подберите названия птиц так, чтобы в выделенной графе получилось слово «орнитология».
о
р
н
и
т
о
л
о
г
и
я
Ответ: сова, орёл, ворона, синица, стриж, скворец, иволга, соловей, снегирь, свиристель, дятел.
— Вам было интересно? А что вызвало интерес?
-Испытывали затруднения? Почему было трудно?
-Узнали для себя что-то новое? На какие вопросы вы теперь можете ответить, а какие так и остались без ответа? (вопрос о водяном воробье и двух видах воробьёв).
-О чём хотелось бы рассказать.