Автор конспекта:
Автор(ы): — Венидиктова Наталья Владимировна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ №3″ г. Пикалево, учитель географии
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Сформировать у учащихся представление о реках.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
Физическая карта России, атлас для 6-го класса, картины русских художников, художественная и научно-популярная литература, видеотехника.
Используемые ЦОР: —
Фильм о реке Рагуша.
Краткое описание: — Урок по этой теме рассматривается в крупной теме «Гидросфера», в которой изучается две части водной оболочки — Мировой океан и Воды суши. Рассматриваемый вопрос относится к Водам суши.
Содержание урока:
Вступительное слово учителя:
«Мы изучаем оболочки Земли: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу. Вспомним о тех знаниях, которые мы уложили в наши сундучки при изучении темы Гидросфера».
Фронтальная работа с учащимися.
Вопросы:
1. Что такое Гидросфера?
2. Из каких частей состоит Гидросфера?
3. Какие воды относятся к водам суши?
(На доске выделяются названные части: Реки, Озера, Подземные воды, Болота, Ледники, Искусственные водоемы.)
Сегодня на уроке мы должны поговорить об одной из частей вод суши. О какой, вы назовете сами, отгадав загадку:
Течет, течет, не вытечет
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)
Тема урока – Реки (записывается на доске).
По этой теме мы должны знать:
1. Что такое река?
2. Части реки.
3. Уметь показывать реки по карте.
(План урока на доске).
Вопрос учащимся: «Что вы знаете о реках из вашего жизненного опыта?».
(Учащиеся делятся опытом).
Ребята, вам повезло, вы можете пополнить свои знания по теме Реки
• В картинной галерее (показ картин русских художников).
• В литературной гостиной (дети читают подготовленные стихи).
• В библиотеке (предлагается выставка книг).
• На уроке вы можете получить научные знания. Для этого необходимо провести исследовательскую работу – Гидрографические исследования. Вы будете гидрологами – специалистами по изучению вод планеты Земля. Перед вами план исследований, во время которых вы сможете сделать научные открытия.
(Учитель знакомит учащихся с планом.)
План гидрографических исследований:
1. Река.
2. Части реки.
3. Реки родного края.
(План вывешивается на доске).
Исследования.
1. Для первого пункта плана используем карточки. В них даны признаки разных терминов. Дети должны отобрать три признака, которые относятся к понятию Река.
Сверяем выбранные признаки по учебнику.
Не достает признака Русла. По учебнику дети самостоятельно дают определение понятию — Русло. Учащиеся делают научное открытие, отвечая на вопрос – Что такое река?
(Учитель вновь возвращается к плану гидрографических исследований).
Переходим ко второму пункту плана – Части реки.
2. Для рассмотрения этого пункта понадобится физическая карта России. Учитель подготовил рассказ о великой реке-труженице Волге. Рассказ сопровождается показом частей реки по карте. Учащиеся должны из рассказа выделить пять частей реки и найти их в карте атласа. После объяснения проверяется выполнение задания.
Учащиеся называют части: исток, главная река, устье, притоки, речная система.
Учитель показывает понятия на доске. По выделенным частям реки строится схема.
По схеме учащимся предлагается проблемные ситуации:
1.В схеме не достает частей, учащиеся их должны определить.
2.Как определить правые и левые притоки.
3.Как обозначаются и показываются реки на карте.
Закончился второй пункт плана исследовательской работы.
Для закрепления учебного материала учащиеся вновь обращаются к пунктам плана.
Переходим к следующему пункту – Реки родного края.
Дополнительный материал:
На Земле 2,5 млн. рек, но есть среди них реки, которые становятся нам родными с детства. Мы их видим, рядом живем, отдыхаем.
Рассказ учащихся о реке Соминке, Тихвинке.
На сегодняшний день многие реки попали в беду, они загрязнены и они просят нас о помощи. Их берет под охрану человек. А некоторые реки даже объявляют памятниками природы. И такая река есть в Бокситогорском районе. О ней мы посмотрим фильм (предлагается фильм о реке Рагуше).
На этом наша исследовательская работа закончилась.
Учащиеся возвращаются к записям на доске, сделанным в начале урока.
Что должны знать?
Проверяются знания, полученные во время урока.
В конце урока предлагается проверочная работа. Учащиеся самостоятельно оценивают свой знания, делая выбор вопросов.
На «5» ответить на три вопроса: Что такое река? Перечислить части реки. Нарисовать схему речной системы.
На «4» предлагается выполнить два задания.
Домашнее задание: Записи в тетради §31 стр. 98-99. И предлагается дополнительное задание на выбор учащихся:
1. Кроссворд по теме река.
2. Подбор загадок о водоемах, воде.
3. Сообщение на тему – Реки родного края.
4. Описать любую реку, чтобы в рассказе были выделены все части.
Файлы: Фото урока
Размер файла: 37813 байт.