Автор конспекта:
Автор(ы): — Венидиктова Наталья Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №3″ г. Пикалево, учитель географии

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Сформировать у учащихся представление о реках.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Физическая карта России, атлас для 6-го класса, картины русских художников, художественная и научно-популярная литература, видеотехника.

Используемые ЦОР: —

Фильм о реке Рагуша.

Краткое описание: — Урок по этой теме рассматривается в крупной теме «Гидросфера», в которой изучается две части водной оболочки — Мировой океан и Воды суши. Рассматриваемый вопрос относится к Водам суши.

Содержание урока:

Вступительное слово учителя:

«Мы изучаем оболочки Земли: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу. Вспомним о тех знаниях, которые мы уложили в наши сундучки при изучении темы Гидросфера».

Фронтальная работа с учащимися.

Вопросы:

1. Что такое Гидросфера?

2. Из каких частей состоит Гидросфера?

3. Какие воды относятся к водам суши?

(На доске выделяются названные части: Реки, Озера, Подземные воды, Болота, Ледники, Искусственные водоемы.)

Сегодня на уроке мы должны поговорить об одной из частей вод суши. О какой, вы назовете сами, отгадав загадку:

Течет, течет, не вытечет

Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

Тема урока – Реки (записывается на доске).

По этой теме мы должны знать:

1. Что такое река?

2. Части реки.

3. Уметь показывать реки по карте.

(План урока на доске).

Вопрос учащимся: «Что вы знаете о реках из вашего жизненного опыта?».

(Учащиеся делятся опытом).

Ребята, вам повезло, вы можете пополнить свои знания по теме Реки

• В картинной галерее (показ картин русских художников).

• В литературной гостиной (дети читают подготовленные стихи).

• В библиотеке (предлагается выставка книг).

• На уроке вы можете получить научные знания. Для этого необходимо провести исследовательскую работу – Гидрографические исследования. Вы будете гидрологами – специалистами по изучению вод планеты Земля. Перед вами план исследований, во время которых вы сможете сделать научные открытия.

(Учитель знакомит учащихся с планом.)

План гидрографических исследований:

1. Река.

2. Части реки.

3. Реки родного края.

(План вывешивается на доске).

Исследования.

1. Для первого пункта плана используем карточки. В них даны признаки разных терминов. Дети должны отобрать три признака, которые относятся к понятию Река.

Сверяем выбранные признаки по учебнику.

Не достает признака Русла. По учебнику дети самостоятельно дают определение понятию — Русло. Учащиеся делают научное открытие, отвечая на вопрос – Что такое река?

(Учитель вновь возвращается к плану гидрографических исследований).

Переходим ко второму пункту плана – Части реки.

2. Для рассмотрения этого пункта понадобится физическая карта России. Учитель подготовил рассказ о великой реке-труженице Волге. Рассказ сопровождается показом частей реки по карте. Учащиеся должны из рассказа выделить пять частей реки и найти их в карте атласа. После объяснения проверяется выполнение задания.

Учащиеся называют части: исток, главная река, устье, притоки, речная система.

Учитель показывает понятия на доске. По выделенным частям реки строится схема.

По схеме учащимся предлагается проблемные ситуации:

1.В схеме не достает частей, учащиеся их должны определить.

2.Как определить правые и левые притоки.

3.Как обозначаются и показываются реки на карте.

Закончился второй пункт плана исследовательской работы.

Для закрепления учебного материала учащиеся вновь обращаются к пунктам плана.

Переходим к следующему пункту – Реки родного края.

Дополнительный материал:

На Земле 2,5 млн. рек, но есть среди них реки, которые становятся нам родными с детства. Мы их видим, рядом живем, отдыхаем.

Рассказ учащихся о реке Соминке, Тихвинке.

На сегодняшний день многие реки попали в беду, они загрязнены и они просят нас о помощи. Их берет под охрану человек. А некоторые реки даже объявляют памятниками природы. И такая река есть в Бокситогорском районе. О ней мы посмотрим фильм (предлагается фильм о реке Рагуше).

На этом наша исследовательская работа закончилась.

Учащиеся возвращаются к записям на доске, сделанным в начале урока.

Что должны знать?

Проверяются знания, полученные во время урока.

В конце урока предлагается проверочная работа. Учащиеся самостоятельно оценивают свой знания, делая выбор вопросов.

На «5» ответить на три вопроса: Что такое река? Перечислить части реки. Нарисовать схему речной системы.

На «4» предлагается выполнить два задания.

Домашнее задание: Записи в тетради §31 стр. 98-99. И предлагается дополнительное задание на выбор учащихся:

1. Кроссворд по теме река.

2. Подбор загадок о водоемах, воде.

3. Сообщение на тему – Реки родного края.

4. Описать любую реку, чтобы в рассказе были выделены все части.

Файлы: Фото урока
Размер файла: 37813 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология