Автор конспекта:
Автор(ы): — Могильная Наталья Леонидовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №2 учитель информатики

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Воспитательная – способствовать воспитанию аккуратности, терпению; способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников. Образовательная – повторение и систематизация пройденного материала (основ математической логики, способов решения логических задач) и проверка ЗУН с помощью теста , отработка навыков решения текстовые задачи с использованием законов логики; Развивающая – развитие логического мышления, внимательности.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Завершающий урок по теме “Основы логики. Примение основных логических операций для решения заданий ЕГЭ по информатике."

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Решение логических задач с использованием элементов алгебры логики
— Цели урока:
Формирование умения применять полученные знания на практике.
— Задачи урока:
Воспитательная – способствовать воспитанию аккуратности, терпению; способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.
Образовательная – повторение и систематизация пройденного материала (основ математической логики, способов решения логических задач) и проверка ЗУН с помощью теста , отработка навыков решения текстовые задачи с использованием законов логики;
Развивающая –развитие логического мышления, внимательности.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы с вами завершаем тему “Основы логики” и применим основные логические операции, законы преобразования для решения заданий ЕГЭ по информатике.
2. Повторение логических операций и законов.
Алгебра логики – раздел математической логики, изучающий строение сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.
— Вопросы:
1. Основоположник формальной логики?
Аристотель.
— 2. Основоположник алгебры логики?
Джордж Буль.
— 3. Перечислите логические операции:
¬ отрицание (инверсия)
&, /\ конъюнкция (“И”)
V дизъюнкция (“ИЛИ”)
логическое следование (импликация)
равнозначность (эквивалентность)
— Какой логической операции соответствуют таблицы истинности:
А В F
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1
(дизъюнкция, логическое сложение)
А В F
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1
(конъюнкция, логическое умножение)
А F
0 1
0 0
(инверсия, логическое отрицание)
— — Пример 1. (Задание А12 демоверсии 2004 г.)
— Какое логическое выражение равносильно выражению ¬ (А \/ ¬B)?
— 1) A \/ B
2) A /\ B
3) ¬A \/ ¬B
4) ¬A /\ B
Решение. ¬ (А \/ ¬B)= ¬ А \/ ¬ (¬B)= ¬ А \/ B
Ответ: 4
Пример 2. (Задание А16 демоверсии 2006 г.)
— Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала)Ф
амилия Пол МатеРусский язык Химия Информатика Биология
Аганян ж 82 56 46 32 70
Воронин м 43 62 45 74 23
Григорчук м 54 74 68 75 83
Роднина ж 71 63 56 82 79
Сергеенко ж 33 25 74 38 46
Черепанова ж 18 92 83 28 61
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
“Пол=’м’ ИЛИ Химия>Биология”?
— 1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
Решение:
Выбираем записи: Мальчики (двое) и Химия>Биология (трое, но один мальчик, уже взялся 1 раз). В итоге 4 записи удовлетворяют условию.
Ответ: 4
III. Решение задач на повторение.
— Сегодня мы вспомним способы решения логических задач. Какие?

Существует три способа решения логических задач:
Средствами алгебры логики.
Табличный.
С помощью рассуждений.
Прежде, чем приступать к решению задач, необходимо процесс решения логических задач разбить на этапы.
Схема решения логических задач:
Изучается условие задачи.
Вводится система обозначений.
Составляется логическая формула.
Определяется значения логической формулы.

Задание 3. (Задание В4 демоверсии 2007 г)
В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях.
Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй.
Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место.
Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов.
Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита?
(В ответе перечислите подряд без пробелов числа, соответствующие местам девочек в указанном порядке имен.)
Решение:
Обозначим высказывания:
Н1 = “первой будет Наташа”;
М2 = “второй будет Маша”;
Л2 = “второй будет Люда”;
Р4 = “четвертой будет Рита”;
Р3 = “третьей будет Рита”;
Н2 = “второй будет Наташа”.
Согласно условию:
из высказываний 1 болельщика следует, что Н1VМ2 истинно;
из высказываний2 болельщика следует, что Л2VР4 истинно;
из высказываний 3 болельщика следует, что Р3VН2 истинно.
Следовательно, истинна и конъюнкция
(Н1VМ2) /\ (Л2VР4) /\ (Р3VН2) = 1.
Раскрыв скобки получим:
(Н1VМ2) /\ (Л2VР4) /\ (Р3VН2) = (Н1/\Л2V Н1/\Р4 V М2/\Л2 V М2/\Р4) /\ (Р3VН2)=
Н1/\ Л2/\Р3 V Н1/\Р4/\Р3 V М2/\Л2/\Р3 V М2/\Р4/\Р3 V Н1/\Л2/\Н2 V Н1/\Р4/\Н2 V М2/\Л2/\Н2 V М2/\Р4/\Н2 = Н1/\ Л2/\Р3 V 0 V 0 V 0 V 0 V 0 V 0 V= Н1/\ Л2/\Р3
— Наташа-1, Люда-2, Рита-3, а Маша-4.
Ответ: 1423
4. Компьютерное тестирование
После прохождения к. т. Учащимся предлагаются дополнительные задания
Учитель проводил диктант по теме “Определения”. Каждый, из учеников – Коля, Сережа, Ваня, Толя, Надя — ошибся в одном из пяти заданий диктанта, причем все они ошиблись в разных заданиях. По окончании работы учащиеся высказались об ошибках, сделанных их одноклассниками, следующим образом.
1-й ученик: “Коля ошибся в первом задании, а Ваня – в четвертом”.
2-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Ваня — в четвертом задании”.
3-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Коля – в третьем задании”.
4-й ученик: “Толя ошибся в первом задании, а Надя – во втором”.
5-й ученик: “Надя ошиблась в третьем задании, а Толя – в пятом”.
Оказалось, что каждый из учеников был прав только в одном из двух своих утверждений. Определите, кто из ребят, в каком задании допустил ошибку.
5. Объяснение домашнего задания.
VI. Домашнее задание.
1. Три подружки — Оля, Маша и Юля — купили в магазине груши, яблоки и сливы, причем каждая девочка покупала только один вид фруктов и все покупки у них были разные. На вопрос, кто что купил, продавец ответил: “Оля купила груши. Маша точно не груши. Юля — не сливы”. Как оказалось позже, два из трех ответов были ложными и только один истинным. Кто что купил?
— 2. Митя, Сережа, Толя, Костя и Юра пришли в музей до открытия и встали в очередь в кассу. Митя пришел позже Сережи, Толя раньше Кости, Митя раньше Толи, Юра позже Кости. В каком порядке ребята стояли в очереди?
6. Подведение итога урока.

Файлы: pril1.ppt
Размер файла: 329728 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология