Автор конспекта:
Автор(ы): — Русакова Светлана Львовна

Место работы, должность: — МОУ «Аксеновская СОШ» Гусь-Хрустальный район, учитель физики и математики

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — актуализация знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика», развитие умений учащихся переносить знания из одной ситуации в другую; развитие умений практического применения знаний.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник по физике для 11 класса

Краткое описание: — Законы, которые изучаются в разделе физики «Оптика», позволяют объяснить многие явления природы. Просмотрите рисунки и фотографии из раздела «Оптические явления в атмосфере» (учащимся предлагается подборка фотографий) Изучая законы геометрической и волновой оптики, мы попробуем объяснить все, что сейчас увидели. Но уже в конце сегодняшнего урока, найдем ответ на некоторые вопросы.

1. Мотивационный этап.

Законы, которые изучаются в разделе физики «Оптика», позволяют объяснить многие явления природы.
Просмотрите рисунки и фотографии из раздела «Оптические явления в атмосфере» (учащимся предлагается подборка фотографий)
Изучая законы геометрической и волновой оптики, мы попробуем объяснить все, что сейчас увидели. Но уже в конце сегодняшнего урока, найдем ответ на некоторые вопросы.
— 2. Организационный этап.

Запишите в тетради тему урока «Закон отражения света. Решение задач».
Для успешного решения задач по геометрической оптике предварительно необходимо освоить методы построения изображений предметов в отражающих или преломляющих свет телах. Вспомнить некоторые знания из геометрии, позволяющие определять величину угла, длины пропорциональных отрезков.
— 3. Повторение теоретических знаний.(Фронтальная работа с классом)
Вопросы для повторения.

  • Что изучает оптика.
  • Что такое луч
  • Что называют углом падения волны.
  • Что называют углом отражения волны.
  • Какую геометрическую фигуру называют углом.
  • Какие углы называют вертикальными? Смежными. Каковы их свойства?
  • Чему равна сумма углов в треугольнике? Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?
  • Сформулируйте закон прямолинейного распространения сета (В однородной среде свет распространяется прямолинейно)
  • Сформулируйте закон отражения света.
  • Какое отражения называют зеркальным? Диффузным? (Лучи света, падая узким параллельным пучком, идут после отражения также по близким направлениям. После отражения лучи света идут по всевозможным направлениям).
  • Как в геометрии понимают понятие «зеркальная симметрия». Какие ещё виды симметрии встречаются в пространстве?
  • Какие треугольники называют подобными?
  • Сформулируйте признаки подобия треугольников?
  • Какие отрезки являются пропорциональными? Что такое пропорция? Каково основное свойство пропорции?
  • — 4. Решение задач на построение. (Индивидуальная работа)
    Задача 1. Определите угол падения луча света. (учащиеся получили карточку с рисунком.)

    Задача 2. Ученик А видит своего товарища В в стекле витрины. Где на самом деле находится в это время мальчик? Задача 3. Найдите угол отражения (готовый рисунок).
    — Задача 4. Найдите построением, точку от которой отражается луч, падающий из точки А и после отражения, попадающий в точку В.
    (Если задача вызовет затруднение, то прокомментировать. Допустим, что рисунок построен. Точки А и А’ симметричные относительно отражающей поверхности). — Задача 5. На верхушке дерева у поляны сидит птица. Где на земле она должна схватить ягоду, чтобы кратчайшим путем перелететь на другое дерево на противоположной стороне поляны?
    (Ученик у доски, учащиеся в тетради.)
    — Задача 6 (проверка домашней задачи ).
    Положив недалеко от своих ног зеркало, найдите в нем изображение верхушки дерева, столба или другого высокого предмета и, произведя соответствующие измерения и расчеты, определите их высоту.
    5. Решение экспериментально – демонстрационных задач.
    Освоение геометрической оптики невозможно без различных наблюдений и экспериментов.
    Учащиеся делятся на группы, получают задание и необходимое оборудование, проводят наблюдение или эксперимент. Заполняют бланк отчета и делают выводы. Затем каждая группа выступает.
    1 группа. Если поместить предмет между двумя плоскими зеркалами, расположенными под прямым углом, то сколько изображений можно увидеть. Как они образуются? (Третье изображение создается лучами, испытавшими отражение от обоих зеркал).
    2 группа. Определите опытным путем на каком расстоянии от зеркал находится изображение?
    3 группа. Докажите экспериментально закон отражения света.
    4 группа. Почему мы не видим лица фехтовальщика, если оно закрыто частой сеткой, но она не мешает самому фехтовальщику хорошо видеть окружающие предметы? (В глаза фехтовальщика попадает достаточно света, чтобы видеть; от его лица отражается часть света, прошедшего через сетку, и часть этого отраженного света задерживается сеткой)
    5 группа. Если на лист белой бумаги попадает растительное масло, то бумага в этом месте становится прозрачной. Почему? (Масло заполняет поры бумаги, и рассеяние света бумагой в этом месте уменьшается)
    6 группа. Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих? (Отражение света становится в большей степени зеркальным)
    7 группа. Чтобы почистить очковые стекла на них нужно подышать. Пока влага не испарилась, можно заметить, что на это время отражение света от стекол заметно уменьшилось. Почему? (Из-за рассеяния света на капельках влаги)
    — 6. Решение расчетных задач. Ученик у доски.
    Задача из учебника №4 стр 220
    — 7. Комментирование домашнего задания.
    — 8. Подведение итогов
    — 9. Дополнительная информация. Об особенностях зрения.

    Файлы: tehnologicheskaya-karta-uroka-fiziki-v-7-klasse-vozduhoplavanie.doc
    Размер файла: 79360 байт.

    Рубрики: Физика Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология