Автор конспекта:
Автор(ы): — Русакова Светлана Львовна
Место работы, должность: — МОУ «Аксеновская СОШ» Гусь-Хрустальный район, учитель физики и математики
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: — актуализация знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика», развитие умений учащихся переносить знания из одной ситуации в другую; развитие умений практического применения знаний.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник по физике для 11 класса
Краткое описание: — Законы, которые изучаются в разделе физики «Оптика», позволяют объяснить многие явления природы. Просмотрите рисунки и фотографии из раздела «Оптические явления в атмосфере» (учащимся предлагается подборка фотографий) Изучая законы геометрической и волновой оптики, мы попробуем объяснить все, что сейчас увидели. Но уже в конце сегодняшнего урока, найдем ответ на некоторые вопросы.
1. Мотивационный этап.
Законы, которые изучаются в разделе физики «Оптика», позволяют объяснить многие явления природы.
Просмотрите рисунки и фотографии из раздела «Оптические явления в атмосфере» (учащимся предлагается подборка фотографий)
Изучая законы геометрической и волновой оптики, мы попробуем объяснить все, что сейчас увидели. Но уже в конце сегодняшнего урока, найдем ответ на некоторые вопросы.
— 2. Организационный этап.
Запишите в тетради тему урока «Закон отражения света. Решение задач».
Для успешного решения задач по геометрической оптике предварительно необходимо освоить методы построения изображений предметов в отражающих или преломляющих свет телах. Вспомнить некоторые знания из геометрии, позволяющие определять величину угла, длины пропорциональных отрезков.
— 3. Повторение теоретических знаний.(Фронтальная работа с классом)
Вопросы для повторения.
— 4. Решение задач на построение. (Индивидуальная работа)
Задача 1. Определите угол падения луча света. (учащиеся получили карточку с рисунком.)
Задача 2. Ученик А видит своего товарища В в стекле витрины. Где на самом деле находится в это время мальчик? Задача 3. Найдите угол отражения (готовый рисунок).
— Задача 4. Найдите построением, точку от которой отражается луч, падающий из точки А и после отражения, попадающий в точку В.
(Если задача вызовет затруднение, то прокомментировать. Допустим, что рисунок построен. Точки А и А’ симметричные относительно отражающей поверхности). — Задача 5. На верхушке дерева у поляны сидит птица. Где на земле она должна схватить ягоду, чтобы кратчайшим путем перелететь на другое дерево на противоположной стороне поляны?
(Ученик у доски, учащиеся в тетради.)
— Задача 6 (проверка домашней задачи ).
Положив недалеко от своих ног зеркало, найдите в нем изображение верхушки дерева, столба или другого высокого предмета и, произведя соответствующие измерения и расчеты, определите их высоту.
5. Решение экспериментально – демонстрационных задач.
Освоение геометрической оптики невозможно без различных наблюдений и экспериментов.
Учащиеся делятся на группы, получают задание и необходимое оборудование, проводят наблюдение или эксперимент. Заполняют бланк отчета и делают выводы. Затем каждая группа выступает.
1 группа. Если поместить предмет между двумя плоскими зеркалами, расположенными под прямым углом, то сколько изображений можно увидеть. Как они образуются? (Третье изображение создается лучами, испытавшими отражение от обоих зеркал).
2 группа. Определите опытным путем на каком расстоянии от зеркал находится изображение?
3 группа. Докажите экспериментально закон отражения света.
4 группа. Почему мы не видим лица фехтовальщика, если оно закрыто частой сеткой, но она не мешает самому фехтовальщику хорошо видеть окружающие предметы? (В глаза фехтовальщика попадает достаточно света, чтобы видеть; от его лица отражается часть света, прошедшего через сетку, и часть этого отраженного света задерживается сеткой)
5 группа. Если на лист белой бумаги попадает растительное масло, то бумага в этом месте становится прозрачной. Почему? (Масло заполняет поры бумаги, и рассеяние света бумагой в этом месте уменьшается)
6 группа. Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих? (Отражение света становится в большей степени зеркальным)
7 группа. Чтобы почистить очковые стекла на них нужно подышать. Пока влага не испарилась, можно заметить, что на это время отражение света от стекол заметно уменьшилось. Почему? (Из-за рассеяния света на капельках влаги)
— 6. Решение расчетных задач. Ученик у доски.
Задача из учебника №4 стр 220
— 7. Комментирование домашнего задания.
— 8. Подведение итогов
— 9. Дополнительная информация. Об особенностях зрения.
—
Файлы: tehnologicheskaya-karta-uroka-fiziki-v-7-klasse-vozduhoplavanie.doc
Размер файла: 79360 байт.