Автор конспекта:
Автор(ы): — Корж Ирина Александровна

Место работы, должность: — г. Москва, ГБОУ СОШ №1358, учитель.

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Закрепить и систематизировать материал об однокоренных словах, изученный на предыдущих уроках. Рассмотреть понятие "родословная".

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Краткое описание: — 1. Организационный момент. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. – Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему. В данный момент ваш дом – школа. И я стараюсь тоже быть для вас примером. Работам в тетрадях. (Запись числа и классной работы.) 2. Словарно-орфографическая работа. – Посмотрите, что необычного сегодня у нас в классе (словарные слова расклеены по всему классу). Соберите их и распределите по семьям. (Дети собирают слова и распределяют по группам в соответствии с темой.) – Скажите, ребята, как называются эти слова, и какие семьи они образовали. (Ответы детей.) Словарные. 1. Заяц, собака, пингвин, овчарка, воробей, ворона, лисица. 2. Обложка, пенал, тетрадь, ластик. – Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Запишите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма). На доске части слов. Сложив их правильно, вы получите названия членов ещё одной семьи. МА -МОЧКА, ПА-ПОЧКА, ДЕДУШ-КА, БА-БУШКА, СЕС-РА, БРА-ТИШКА. Дети читают стихи.

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

В данный момент ваш дом – школа. И я стараюсь тоже быть для вас примером.

Работам в тетрадях. (Запись числа и классной работы.)

2. Словарно-орфографическая работа.

– Посмотрите, что необычного сегодня у нас в классе (словарные слова расклеены по всему классу). Соберите их и распределите по семьям.

(Дети собирают слова и распределяют по группам в соответствии с темой.)

– Скажите, ребята, как называются эти слова, и какие семьи они образовали.

(Ответы детей.) Словарные. 1. Заяц, собака, пингвин, овчарка,

воробей, ворона, лисица. 2. Обложка, пенал, тетрадь, ластик.

– Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Запишите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма).

На доске части слов. Сложив их правильно, вы получите названия членов ещё одной семьи.

МА -МОЧКА, ПА-ПОЧКА, ДЕДУШ-КА, БА-БУШКА, СЕС-РА, БРА-ТИШКА.

Дети читают стихи о родне.

Учитель: Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с папой, мама и я,

Мы называемся вместе семья.

-Как вы понимаете значения слова «семья»?

(Это родственники, живущие вместе: муж и жена, Родители и дети…

Семья и члены семьи – это любящие нас люди: мама и папа, братья и сёстры…)

3. Работа над темой.

Как вы понимаете значение слов « родители, родственники»?

От какого слова произошли эти слова — понятия?

(Род– это все наши предки, которые жили до нашего рождения.)

Придумайте еще ряд родственных слов.

Род, родство, родня, родной, родина, родимый, родословная.

Запишите слова в тетрадь и выделите общую часть.

-Кто сможет определить тему урока?

( Родственные слова и корень слов.)

Корень есть у разных слов,

Ты найти его готов?

Не ленись и не зевай,

А ищи и выделяй.

Словарно –орфографическая работа.

С_мья, д_тство, р_дители.

-Вставьте пропущенную букву.

К какой части речи относятся эти слова?

Подберите к каждому слову имя прилагательное.

Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его в тетрадь.

Игра. «Найди место для слов»

вместе недалеко крепка

Вся семья _______, так и душа на месте.

Яблоко от яблони ________ падает.

Семья _________ ладом.

Как понимаете смысл пословиц? Запишите одну пословицусебе в тетрадь.

Семья — это главное в жизни для каждого из нас.

Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желает добра.

Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Что же такое семья?

Семья — это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печаль.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нём!

-Где собирается вся семья по вечерам?

— Куда стремимся мы после долгих путешествий?

Дом… это слово знакомое нам всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни место. И если в нём царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее счастье. А дают нам это счастье мама, папа, дедушка, бабушка. Хочется , чтобы они чаще бывали дома и окружали нас своей заботой.

Работа по рядам.

-Запишите слова, корень в которых «дом».

— В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило родословное дерево и герб. Для того чтобы составить родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не представляли герб своего рода. Я предлагаю вам сейчас посмотреть на гербы составленные вами.

Наука, занимающаяся родословными, называется – генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.

Родословная – поколенная роспись одного рода, в которой показана степень родства и происхождение.

Я думаю, вы сможете создать прекрасные родословные вместе с родителями. Используйте фото и документы.

Итог урока.

– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка.

На уроке нам пришлось заниматься всеми видами речевой деятельности.

Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык.

Подведите итог — продолжите предложение.

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

На следующем уроке мы…

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтобы грусть не пришла никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю тёплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Файлы: родословная.ppt
Размер файла: 1852928 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология