Автор конспекта:
Автор(ы): — Корж Ирина Александровна
Место работы, должность: — г. Москва, ГБОУ СОШ №1358, учитель.
Регион: — Город Москва
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Закрепить и систематизировать материал об однокоренных словах, изученный на предыдущих уроках. Рассмотреть понятие "родословная".
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Краткое описание: — 1. Организационный момент. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. – Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему. В данный момент ваш дом – школа. И я стараюсь тоже быть для вас примером. Работам в тетрадях. (Запись числа и классной работы.) 2. Словарно-орфографическая работа. – Посмотрите, что необычного сегодня у нас в классе (словарные слова расклеены по всему классу). Соберите их и распределите по семьям. (Дети собирают слова и распределяют по группам в соответствии с темой.) – Скажите, ребята, как называются эти слова, и какие семьи они образовали. (Ответы детей.) Словарные. 1. Заяц, собака, пингвин, овчарка, воробей, ворона, лисица. 2. Обложка, пенал, тетрадь, ластик. – Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Запишите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма). На доске части слов. Сложив их правильно, вы получите названия членов ещё одной семьи. МА -МОЧКА, ПА-ПОЧКА, ДЕДУШ-КА, БА-БУШКА, СЕС-РА, БРА-ТИШКА. Дети читают стихи.
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
В данный момент ваш дом – школа. И я стараюсь тоже быть для вас примером.
Работам в тетрадях. (Запись числа и классной работы.)
2. Словарно-орфографическая работа.
– Посмотрите, что необычного сегодня у нас в классе (словарные слова расклеены по всему классу). Соберите их и распределите по семьям.
(Дети собирают слова и распределяют по группам в соответствии с темой.)
– Скажите, ребята, как называются эти слова, и какие семьи они образовали.
(Ответы детей.) Словарные. 1. Заяц, собака, пингвин, овчарка,
воробей, ворона, лисица. 2. Обложка, пенал, тетрадь, ластик.
– Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Запишите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма).
На доске части слов. Сложив их правильно, вы получите названия членов ещё одной семьи.
МА -МОЧКА, ПА-ПОЧКА, ДЕДУШ-КА, БА-БУШКА, СЕС-РА, БРА-ТИШКА.
Дети читают стихи о родне.
Учитель: Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с папой, мама и я,
Мы называемся вместе семья.
-Как вы понимаете значения слова «семья»?
(Это родственники, живущие вместе: муж и жена, Родители и дети…
Семья и члены семьи – это любящие нас люди: мама и папа, братья и сёстры…)
3. Работа над темой.
Как вы понимаете значение слов « родители, родственники»?
От какого слова произошли эти слова — понятия?
(Род– это все наши предки, которые жили до нашего рождения.)
Придумайте еще ряд родственных слов.
Род, родство, родня, родной, родина, родимый, родословная.
Запишите слова в тетрадь и выделите общую часть.
-Кто сможет определить тему урока?
( Родственные слова и корень слов.)
Корень есть у разных слов,
Ты найти его готов?
Не ленись и не зевай,
А ищи и выделяй.
Словарно –орфографическая работа.
С_мья, д_тство, р_дители.
-Вставьте пропущенную букву.
К какой части речи относятся эти слова?
Подберите к каждому слову имя прилагательное.
Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его в тетрадь.
Игра. «Найди место для слов»
вместе недалеко крепка
Вся семья _______, так и душа на месте.
Яблоко от яблони ________ падает.
Семья _________ ладом.
Как понимаете смысл пословиц? Запишите одну пословицусебе в тетрадь.
Семья — это главное в жизни для каждого из нас.
Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желает добра.
Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Что же такое семья?
Семья — это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печаль.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нём!
-Где собирается вся семья по вечерам?
— Куда стремимся мы после долгих путешествий?
Дом… это слово знакомое нам всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни место. И если в нём царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее счастье. А дают нам это счастье мама, папа, дедушка, бабушка. Хочется , чтобы они чаще бывали дома и окружали нас своей заботой.
Работа по рядам.
-Запишите слова, корень в которых «дом».
— В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило родословное дерево и герб. Для того чтобы составить родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не представляли герб своего рода. Я предлагаю вам сейчас посмотреть на гербы составленные вами.
Наука, занимающаяся родословными, называется – генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.
Родословная – поколенная роспись одного рода, в которой показана степень родства и происхождение.
Я думаю, вы сможете создать прекрасные родословные вместе с родителями. Используйте фото и документы.
Итог урока.
– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка.
На уроке нам пришлось заниматься всеми видами речевой деятельности.
Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык.
Подведите итог — продолжите предложение.
Я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
На следующем уроке мы…
Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтобы грусть не пришла никогда.
Желаю счастья и добра,
Желаю тёплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
Файлы: родословная.ppt
Размер файла: 1852928 байт.