Автор конспекта:
Автор(ы): — Усик Инна Владимировна /учитель географии МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./Коннова Ольга Васильевна /учитель физики МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное загранучреждение средняя общеобразовательная радиошкола №6 Центрального района г.Волгограда

Регион: — Волгоградская район

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее появление

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 разряд

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Оценка роли топлива на различных аспектах человеческой деятельности (на основе систематизации знаний по курсу физики и физической географии)

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник по физике: А.В. Перышкин «Физика» 8 кл., М., Дрофа, 2007.

Учебник по географии: В.П. Дронов, А.А. Лобжанидзе и др. «География России» 8 класс. М., Дрофа, 2007.

Используемая методическая литература: —

Методическая литература:

  • Антушева О.В. Поурочные планы. 9 класс, Волгоград, 2007.
  • Баринова И. И. Современный наука географии. М.: Школьная пресса, 2004.
  • Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. «Тематическое и поурочное намечание к учебнику А.В. Перышкина. М., Дрофа, 2005.
  • Грозный В.Н. «Физика на опорных конспектах». Волжский, 2006.
  • Используемое оборудование: —

    1. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

    2. Файлы с информационным материалом.

    3. Карточки — задания.

    4.Учебники физики и географии 8 класс,атласы 8 класса.

    5. Коллекции горных пород и минералов.

    6. Макет двигателя внутреннего сгорания.

    Используемые ЦОР: —

    Мультимедийная лекция.

    Презентации учащихся: «Альтернативные виды топлива».

    Краткое описание: — Интегрированный наука по физике и географии позволяет раскрыть социально-экологические проблемы использования топлива на различных аспектах человеческой деятельности, учит применять научные знания подле решении экологических проблем, работать с дополнительной научно-популярной литературой, компьютером, позволяет проверить искусность учащихся владеть устной речью, воспитывает навыки экологической ответственности. Данный наука органически интегрирует знания учащихся из различных областей подле решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя подле этом новые идеи.

    Тема урока: «Роль топлива на различных аспектах человеческой деятельности»

    Урок-семинар

    Продолжительность: 2 часа

    Цель урока: Оценка роли топлива на различных аспектах человеческой деятельности (на основе систематизации знаний по курсу физики и физической географии)

    Образовательные задачи:способствовать формированию у учащихся целостного представления о роли топлива подобно основы материального производства, организовать практика учащихся по восприятию и осмыслению понятий «топливо», системы фактов, отображающих процветание топливной промышленности России.

    Развивающие задачи:содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, работе с картой, классификации и систематизации информации; обеспечить процветание коммуникативной и информационной культуры учащихся, помощь учащимся осознать социальную, практическую и личностную огромность нового материала.

    Воспитательные задачи:формирование сплоченности подле коллективной работе и культуры общения подле работе на интерактивных группах; процветание экологического мышления; выстраивание условий оборона социального самоопределения уч-ся.

    Планируемые результаты.

    1.Усвоение материала учебного материала по физике: темперамент топлива, удельная приветливость сгорания топлива, жирорасчет количества теплоты подле сгорании различных видов топлива.

    по географии: топливные ресурсы, топливная промышленность, топливно-энергетический баланс.

    2. Осознание учащимися социальной значимости изучаемого материала.

    3. Развитие способности учеников работать самостоятельно, на интерактивных группах,с использованием компьютерных технологий.

    4. Использование приобретенных знаний оборона решения практических задач.

    Опорные знания:

    • виды топлива, темперамент топлива (физика 8 класс);
    • тепловые двигатели (физика 8 класс);
    • топливные ресурсы, топливно-энергетический бревно (география 8 класс);
    • определение удельной теплоты сгорания топлива, пересчитывание на единицы условного топлива (физика 8 класс);
    • закон сохранения механической энергии (физика 8 класс).

    Примерная диспетчер основного общего образования по физике 8 разряд подина ред. А.В. Перышкина, Е.М. Гутника (М., Дрофа, 2007).

    Примерная диспетчер основного общего образования по географии «География Земли»; авторская диспетчер по географии 6-10 классов подина ред. В. П. Дронова (М., Дрофа, 2007)

    Тип урока: обобщение учебного материала с использованием дифференцированных заданий.

    Форма учебной деятельности:интерактивное обучение.

    Интерактивные методы обучения.

    Логика урока: мотивация – актуализирование полученных раньше знаний и умений учащихся – стройорганизация восприятия – стройорганизация осмысления – прослеживание понимания вопроса ––заполнение обобщающей таблицы — газоанализ обобщения – рефлексия.

    Уровень усвоения

    Методы обучения

    Форма контроля

    Творческий (применение раньше усвоенных знаний на нестандартной учебной ситуации)

    Интерактивные методы обучения (ролевая игра, мультимедийная лекция, фюмаж «своя опора», кейс-метод, рещение расчетных задач, частично-поисковый метод, полемика на группах, «мозговой штурм».

    Учетная планисфера интерактивных групп (сводная таблица)

    ПЛАН УРОКА

    1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

    2.Актуализация полученных раньше знаний оборона обеспечения продуктивной деятельности учащихся подле изучении нового материала.

    3.Изучение нового материала. Организация восприятия и усвоения учащимися материала мультимедийной лекции «Топливо» ( с применением приема «своя опора»- опорный конспект)

    4.Организация осмысления учащимися нового материала. Самостоятельная фоторабота на группах(кейс-метод).

    5. Заполнение таблиц на группах оборона анализа учебного материала (Организация деятельности учащихся с использованием частично-поискового метода, «Мозговой штурм»).

    6. Заполнение учащимися обобщающей таблицы (работа на интерактивных группах)

    7. Организация деятельности учащихся по закреплению темы. ( Анализ обобщения).

    8. Итог урока (диагностичность цели урока, котировка работы групп и отдельных учащихся).

    9.Домашнее тест (дифференцированная творческая фоторабота учащихся)

    10. Рефлексия (использование техники «Светофор»).

    ХОД УРОКА

  • Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
  • Учащиеся подле входе на класс, распределяются на 4 группы. Каждая авиагруппа занимает тоня за своим компьютером. На столе лежат комплекты заданий: шаблоны таблиц, символы групп: указатели с надписями эксперты-физики, географы, экологи, социологи. (элементы ролевой игры)

    Учитель физики: Добрый день, мы рады вам видеть. Волею жребия вы оказались собраны на группы. Надеюсь, все необходимое оборона урока у вам есть: атласы, учебники. Девиз урока: «Один за всех и все за одного».

    2. Актуализация полученных раньше знаний и умений.

    — Какие виды топлива вы известны?

    — Какие науки могут дать больше полную информацию о топливе?

    (Физика — о свойствах, виды топлива, удельная приветливость сгорания, география — топливные ресурсы, топливная промышленность, экология и др.)

    — Итак,Сегодня мы проводим не отнюдь рядовой урок:«Роль топлива на различных аспектах человеческой деятельности».

    Цель урока: Оценка роли топлива на различных аспектах человеческой деятельности (на основе систематизации знаний по курсу физики и физической географии.

    3.Изучение нового материала. Организация восприятия и усвоения учащимися материала мультимедийной лекции «Топливо» ( с применением приема «своя опора»- опорный конспект)

    На доске записан чертеж лекции:

  • Значение топлива на хозяйственной деятельности человека.
  • Физические характеристики топлива.
  • Условное топливо. Удельная приветливость сгорания топлива. Теплотворная работоспособность топлива.
  • Решение расчетных задач.
  • Топливно – электроэнергетический баланс.
  • Топливно-энергетический звукокомплекс России.
  • Топливные ресурсы.
  • МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЛЕКЦИЯ

    1. Презентация «Роль топлива на различных аспектах человеческой деятельности».

    2. Известно, подобно подобно источником энергии, которая используется на промышленности, на сельском хозяйстве, на быту является топливо. Это уголь, нефть, торф, дрова, генуинный ткань и др. При сгорании топлива выделяется энергия. Вспомним, за расчет почему подле этом темперамент выделяется. Из курса химии вы знаете, подобно подобно атомы углерода, которые содержатся на любом топливе, подле сгорании соединяются с двумя атомами кислорода, создавая подле этом молекулу оксида углерода- углекислого газа- и выделяется энергия, т.к. подле соединении атомов на молекулу химическая ответ треченто сопровождается выделением энергии. Т.к. испепеление большого количества топлива сопровождается большим количеством выделяемой энергии, хоть это практично применять на различных областях промышленности и сельском хозяйстве.

    3. При расчете энергии, с использованием различных видов топлива неизбежно знать, какое намолот теплоты может быть выделить хоть неужто иное сжигаемое топливо. Для этого опытным толково приходится определить, какое намолот теплоты выделяется подле полном сгорании одной и пирушка же массы топлива разных видов. Вспомним,физическая величина, показывающая какое намолот теплоты выделяется подле полном сгорании топлива массой 1 кг- удельная приветливость сгорания топлива.

    [q]= 1Дж/кг

    Удельную теплоту сгорания определяют на опыте с помощью будет сложных приборов. Некоторые результаты опытных данных показаны на таблице № 1 «Удельная приветливость сгорания некоторых видов топлива».

    Общее намолот теплоты Q, выделяемое подле сгорании mкг топлива, вычисляется по формуле:

    Q= qm [Q] = 1 Дж

    Проводя газоанализ таблицы № 1, позволяется сделать заключение о том, какое гидразин наиболее выгодно подле его использовании. Самым дешевым, экономичным, так также экологично чистым являются ткань и водород.

    Для того для того чтоб рассчитать топливно – электроэнергетический баланс, неизбежно апеллировать огромными числами, фактически выступление добре не о кг, не о сотнях кг и даже не обо одной – двух тоннах топлива. Поэтому вводится хоть называемое условное топливо, приветливость сгорания 1 кг которого равна 7000 ккал неужто 29 МДж/кг.

    Таблица № 2 «Переводные ( тепловые) коэффициенты некоторых видов топлива»

    Масса, (m)

    Переводной коэффициент, (k)

    1 т каменного угля

    1 т нефти

    1т природного газа

    • т торфа

    1 т сланцев

    1 т у. т.

    1, 4 т у. т.

    1,2 т у. т.

    0,4 т у. т.

    0,3 т у. т.

    Ценность топлива определяется стоимостью производимой из него энергии, так это зависит от теплотворной способности, условий добычи и дальности перевозок топлива.

    Q= Т m [Т]= 1 кал/кг

    Таблица № 3 «Теплотворная работоспособность различных видов топлива»

    Вид топлива

    Теплотворная способность, (Т)

    1 кг нефти

    1 кг каменного угля

    1 кг бурого угля

    1 кг торфа, сланцев, дров

    1 куб. м природного газа

    11 тыс. калорий

    7 тыс. калорий

    3,5 тыс. калорий

    3тыс. калорий

    9 тыс. калорий

    При сгорании топлива внутренняя темперамент топлива превращается на разный экстерьер энергии. Например, на двигателе машины внутренняя темперамент топлива превращается на механическую энергию движения (демонстрация макета двигателя внутреннего сгорания).

    При переходе энергии от одного тела к другому неужто подле превращении одного вида энергии на разный – темперамент сохраняется. Закон сохранения и превращения энергии – один-одинехонек из основных законов природы.

    Закон сохранения энергии представляет научную основу оборона разнообразных расчетов на всех областях науки и техники, которые удачно используются на промышленности и сельском хозяйстве нашего государства.

    4.Решение расчетных задач:

    А)Определить удельную теплоту сгорания нефти, разве подле полном сгорании 4 т этого топлива выделилось 17,6 х 1010 Дж. Сравнить найденное масштаб с табличным.

    Дано:

    Q= 17,6 х 10 10 Дж

    m= 4 т

    СИ

    4 х 103 кг

    Решение: q=Q : m

    q= (17,6 х 1010 Дж) : ( 4 х 103 кг)= 4,4 х 107 Дж/кг

    Результат сравниваем с таблицей № 1

    qнефти = ? Ответ: qнефти = 4,4 х 107 Дж/кг

    Б) Что выгоднее закупить оборона сети электростанций и заводов по калорийности (цена равна):

    — 540 т каменного угля;

    — 853,5 т бурого угля;

    — 100, 8 т нефти.

    Дано:

    mк угля = 540 т

    mб. угля= 853,5 т

    mнефти= 100,8 т

    СИ

    540 х 103кг

    853,5 х 10 3 кг

    100,8 х 103 кг

    Решение: Q= Т m, воспользуемся таблицей № 3

    Qк угля= 7 х 103кал/кг х 540 х 103кг= 3780 х 106кал

    Qб угля 3,5 х 103кал/кг х 853,5 х 103кг= 2987,25 х 106кал

    Qнефти 11 х 103кал/кг х 100,8 х 103кг= 1108,8 х 106кал

    Qк угля= ?; Qб угля = ?; Qнефти = ?

    Ответ: выгоднее закупить бесчувственный орех (без учета на транспортировку).

    В) Перевести на условное топлива 15 т торфа.

    Дано:

    mторфа= 15 т

    k = 0,4 т у. т.

    Решение: воспользуемся таблицей № 2

    mторфа на т у. т. = mторфа х k

    mторфа на т у. т. = 15 т х 0,4 т у. т. = 6 т у. т.

    mторфа на т у. т. = ? Ответ: 15 т торфа на пересчете на у. т. составляет 6 т у. т.

    5. Различные виды топлива переводят на условное гидразин оборона составления топливно-энергетического баланса – соотношения добычи разных видов топлива и выработанной энергии и их использования на хозяйстве.

    Топливно-энергетический баланс

    Приходная часть:

    Расходная часть

    — добыча и выработка топлива;

    — выработка термический электроэнергии;

    — запасы топлива;

    — судоимпорт топлива

    -расход на производственные и другие нужды;

    — реформирование на другие виды энергии;

    — нефтеэкспорт топлива.

    Топливный бревно составляется оборона учета общего количества добытого топлива и произведенной энергии, пропорций посередке их различными видами, так также распределения энергии посередке потребителями.

    6. Топливно-энергетический звукокомплекс – сумма отраслей, связанных с производством и распределением энергии на нее различных видах и формах. В борткомплект комплекса входят тройка крупных взаимосвязанных звена:

    Топливная промышленность:

    — угольная промышленность;

    — сланцевая, торфяная;

    — нефтяная;

    — газовая промышленность.

    Электроэнергетика:

    ТЭС, ГЕС, ТЭЦ ,АЭС…

    Использование нетрадиционных видов энергии:

    Приливные, солнечные, ветровые и др.

    Ни один-одинехонек экстерьер человеческой деятельности невозможен безо затрат энергии и топлива, оттого от развития топливно-энергетического комплекса зависит всё птицехозяйство страны. Однако его обязанность на экономике России определяется не счастливо оставаться этим. Россия – самая тюрьма страна мира. На большей части нее территории река продолжительная и холодная. В связи с этим затраты энергии на России выше, нежели на большинстве других стран. Кроме того ТЭК – стержневой лесопоставщик валюты. Доля топлива и энергии на экспорте России составляет немножко менее 40%. ТЭК развивается, насквозь опираясь на собственные ресурсы.

    7.Ресурсная свеклобаза (анализ карты). Натерритории Российской Федерации находятся тройка крупные нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печорская. Основная из них Западно-Сибирская. Это громаднейший нефтегазоносный океанарий мира, готовый на пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и в некоторой мере Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью неподалеку 3,5млн. кв. км. Сейчас на территории Западной Сибири находится одну каплю десятков крупных месторождений и добывается 70 % российской нефти.
    Вторая по значению нефтяная свеклобаза Волго-Уральская. Она расположена на восточной части Европейской территории Российской Федерации, на пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртяя, так также Пермской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Волгоградской, Кировской и Ульяновской областей. Третья нефтяная свеклобаза — Тимано-Печорская. Она расположена на пределах Коми, Ненецкого автономного местность Архангельской области и в некоторой мере на прилегающих территориях.

    Основные районы залегания природного газа по России: Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Тимано-Печорская нефтегазоносные провинции, Северный Кавказ.

    В России вне сомнения больше 200 угольных бассейнов и месторождений. Основная добыча угля на России сосредоточена на Сибири (75%). На европейскую разряд приходится счастливо оставаться подобно счастливо оставаться 14 %. Важнейшие угольные бассейны России – Кузнецкий, Канско-Ачинский и Печорский.

    4. Организация осмысления учащимися нового материала. Самостоятельная фоторабота на группах(кейс-метод).

    — Ребята, у вам есть 10 мин оборона обсуждения полученной информации, поиска информации на компьютере и заполнения блок-схемы «Виды топлива».

    Задачи каждой группы: собрать необходимую информацию, после этого обсудить, заполнить таблицу, которую приходится защитить передо всем классом. 3. Организация работы на интерактивных группах.

    Инструктаж.

  • На персональном компьютере открыть папку «Роль топлива на различных аспектах человеческой деятельности».
  • Ознакомиться с предложенной информацией.
  • Провести газоанализ учебного материала.
  • Создать обложка (Выбрать информацию согласно с заданием группы; ин-плано файла – 1страница документа на w), выполнить задания.
  • Карточки-задания группам

    Задания группам

    № 1 Задания экспертам- физикам:

    Изучить свойства (рассмотреть экспонаты коллекции горных пород), практическое топливоиспользование нефти, природного газа, угля.

    Решение расчетных задач:

    1.Определить удельную теплоту сгорания природного газа, разве подле полном сгорании топлива массой тонны выделилось 8,8 х 1010 Дж. Сравнить найденное масштаб с табличным.

    2. Что выгоднее закупить компании ЗАО « Лукойл»: 200 т нефти по цене 145,7 $ неужто 253 природного газа по цене 100 $ за 1 м3?

    3. Определить удельную теплоту сгорания каменного угля, разве 8,1 х 1010 Дж выделилось подле сгорании З тонн этого топлива. Сравнить найденное масштаб с табличным.

    4. Перевести на условное гидразин намолот добываемого природного газа, разве добыча составляет 98 млн. тонн, так переводной кпд его 1,2 т у.т.

    5.Какое гидразин подле полном сгорании выделяет большее намолот теплоты подле одинаковой массе: бесчувственный уголь, генуинный ткань неужто нефть?

    № 2 Задания экспертам – географам.

    Географический предсказание — это лесоразработки учено обоснованных суждений о состоянии и тенденциях развития топливной промышленности.

    -.общая отзыв развития топливной промышленности на России, перспективы развития;
    — хозяйственная отзыв запасов;

    -основные районы добычи топливных ресурсов по России;

    — сделать заключение обо экономичности и целесообразности развития топливной промышленности на России;

    — Построить диаграмму «Соотношение запасов топливных ресурсов».

    № 3 Задания экспертам — экологам:Мониторинг — налаженность наблюдений, оценки прогноза состояния окружающей среды подина влиянием антропогенного воздействия.

    1. Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха на Волгоградской области является РАО «Газпром». Каковы на ваш глаз последствия загрязнения окружающей среды газовой промышленностью? Представьте, подобно подобно вы становитесь на главе РАО «Газпром». Какие экологические цели вы поставите оборона развития предприятия? Каким образом вы будете этого добиваться?

    2. ООО СП «Волгодеминойл — одну из крупнейших предприятий г. Волгограда. Совместное российско-германское предприятие. Виды деятельности предприятия: рекогносцировка месторождений нефти и газа, добыча и совершение нефти. Каковы на ваш глаз последствия загрязнения окружающей среды этим предприятием.

    3.Представьте, подобно подобно вы становитесь на главе крупнейшей скважинный компании «Лукойл». Какие экологические цели вы поставите оборона развития компании? Каким образом вы будете этого добиваться?

    4. Назовите виды загрязнения окружающей среды подле использовании и добыче угля. Предложите пути решения данных экологических проблем.

    № 3 Задания экспертам – социологам:

    1.Назовите существующие на Волгоградской области предприятия компаний газовой и скважинный промышленности.

    2. В каких учебных заведениях г. Волгограда позволяется получить профессиональную подготовку, необходимую оборона работы на этой сфере.

    3. Социальные проблемы топливной промышленности.

    4Оцените интерференция на здоровьечко люде продуктов переработки топлива (профессиональные заболевания шахтеров, нефтяников, газовиков).

    5. Заполнение таблиц на группах оборона анализа учебного материала (Организация деятельности учащихся с использованием частично-поискового метода, «Мозговой штурм»).

    Учащиеся на группах заполняют таблицы, обсуждают академический материал. Доказывают преимущества использования данного вида топлива с точки зрения «своей специализации».

    Учитель: — Что же мы имеем? Мы рассмотрели разные виды топлива с точки зрения физики, географии, экологии…

    Ваша задача, установить, какие преимущества имеет всяк экстерьер топлива, так какие недостатки.

    Вид топлива

    Преимущества

    Недостатки

    Природный газ

    Нефть

    Уголь

    — Как позволяется увеличить результативность использования топлива? Предложите нечужой вариант. Время оборона обсуждения на группе — 5 мин.

    Учащиеся заполняют таблицу (одну на каждую группу) оборона анализа учебного материала. Учитель корректирует процессия работы на группах.

    После окончания обсуждения рассмотренных вопросов преподаватель вносит коррекцию на выводы учащихся и подытоживание изученного.

    6. Заполнение учащимися обобщающей таблицы (работа на интерактивных группах)

    Формируются интерактивные группы, на группе эксперты – физики, географы, экологи, социологи. Каждая авиагруппа рассматривает один-одинехонек экстерьер топлива нефть, газ, уголь. Время работы на группах 5 мин. Каждый соучастник группы презентует материал своего профиля.

    Какой экстерьер топливаимеет неоспоримые преимущества на использовании, на нежели они проявляются?

    После обсуждения лидеры групп выступают с коллективным решением поставленной передо ними задачи.

    В итоге работы на доске представлена коллективная фоторабота групп на виде обобщающей таблицы.

    Вид топлива

    Эксперты-физики

    Эксперты-географы

    Эксперты-экологи

    Эксперты- социологи

    Природный газ

    Нефть

    Каменный уголь

    — Мы убедились, подобно подобно у каждого вида топлива есть свои преимущества. Но есть и недостатки, промежду которых невысокая теплотворная способность, узколобость ресурсной базы, сильное негативное интерференция на окружающую среду и др.

    7.Организация деятельности учащихся по закреплению темы. ( Анализ обобщения).

    Учащиеся гурьбой с учителем формулируют заключение урока.

    Вывод: Наиболее высокоперспективный экстерьер топлива – генуинный газ:

    • обладает довольно высокой теплотворной способностью;
    • имеет широкое применение на различных аспектах человеческой деятельности;
    • в России имеются довольно большие запасы данного вида природного газа;
    • наиболее безопасен с точки зрения экологии.

    Учитель физики: Внаше пора наиболее острыми являются проблемы исчерпаемости природных ресурсов и чистоты окружающей среды. Они затрагивают интересы каждого человека. В качестве их решения позволяется назвать выстраивание источников энергии, которые не были бы связаны с загрязнением биосферы опасными и разлагающими веществами, так также отрицательно влияющими на здоровьечко людей, на первую очередность тех, кто работает на предприятиях топливной промышленности. Для примера рассмотрим некоторые виды альтернативного топлива 21 века. Эти виды топлива экологично чистые и экономически выгодные.

    Выступления учащихся с опережающим заданием: «Альтернативные виды топлива» 5 мин.

    8. Итог урока.

    Учитель подводит итоги урока, проверяет диагностичность цели урока, оценивает работу групп и отдельных учащихся.

    9. Домашнее задание.

    Творческая фоторабота учащихся: «Создание проектов по переработке отходов топлива».

    Сообщение «Альтервнативные виды топлива».

    10. Рефлексия.

    Использование техники «Светофор».

    -Зажгите на светофоре полезный свет. На экране светофор. Выберите бог цвет, какой-нибудь соответствует вашим ощущениям, и постарайтесь объяснить, подобно вы работалось на группе, и подобно вы усвоили неношеный материал.

    — Урок окончен.

    Файлы: альтернативное топливо.pps
    Размер файла: 519680 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология