Автор конспекта:
Автор(ы): — Cадриева А.Э.

Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Альметьевска Республики Татарстан

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Познакомить учащихся с лермонтовской поэмой «Демон»;

Повторить особенности романтизма как литературного направления;

Учить давать аргументированные, логично построенные ответы.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Краткое описание: — 1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая. А «Демон», с вашей точки зрения? Сегодня мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма. — Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя.

1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая.

А «Демон», с вашей точки зрения?

Сегодня мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма.

— Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя. Для романтизма характерно:

-герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставляемый всем, не может обрести счастье в реальной жизни;

-исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)

Характерное особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом. (Слайд на доске)

2.Работа с текстом поэмы «Демон» ( текст прочитан заранее)

— Дайте характеристику главному герою поэмы, Демону?

—На какие черты главного героя обращает внимание поэт? Ответ аргументируйте цитатами из текста.

Это герой- одиночка(«Печальный демон», «дух изгнанья»), мечтающий о свободе, противопоставленный всем(« давно отверженный», «сеял зло без наслаждения», «изгнанник рая», не может обрести счастья в реальной жизни.

Это исключительный герой. Это дух, демон, живущий вне пространства и времени(2 признак).

3.Прервем ход наших мыслей и поговорим о сюжете поэмы.

Сообщение ученика. Замысел и сюжет поэмы «Демон» (Слайды с презентацией)

Замысел поэмы возник у Лермонтова еще в 1829году . Уже тогда определился основной конфликт: падший ангел, несущий на себе бремя вселенского проклятия влюбляется в смертную, ища в любви перерождения и выхода из космического одиночества. Но его избранница, монахиня, любит ангела и надежда на возрождение сменяется ненавистью и жаждой мести. Демон обольщает и губит монахиню, торжествует над соперником.

Зарождение любви героини к искусителю- особая тема. Место действия- Кавказ, сюжет погружается в сферу народных преданий. Фигура Тамары почти символический образ, равноценный образу Демона. Мотив любви ее к ангелу теряет свое значение, а в «грехопадении»ее открывается высший смысл. Она наделена полнотой переживания, которая исчезла в современном мире.

Она способна к самоотверженной любви и искупительному жертвенному страданию, которые ставят ее на грань святости:

Она страдала и любила,

И рай открылся для любви.

Демон погубил свою возлюбленную, он не только наказан, но и побежден в самый момент своей мнимой победы, ибо его жертва возвысилась над ним.

Побежденный Демон- существо бунтующее и страдающее. В монологе искусителя проступает отрицание существующего миропорядка, и голос героя сливается с голосом автора.

Концовка поэмы «Демон» как будто соотносится с концовкой поэмы «Мцыри»: Демон живет с проклятием на устах—Мцыри умирает «никого не проклиная»

4.—Чем привлекла Демона Тамара? (ответ аргументируйте цитатой из текста)

— Как повела себя Тамара, искушенная злым духом?

— Изменила ли Демона любовь к Тамаре?

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!…

ИТАК, сделаем вывод.

«Демон»- романтическое произведение.

1.Герой поэмы «Демон»- одиночка, измученный своим одиночеством, он ищет в любви выхода из своего одиночества, в любви надежда на возрождение, новую жизнь.

2. Это исключительный герой- чуть ли не фантастический. Он живет вне и времени и пространства; живет в непривычной среде, паря над миром.

3.Для произведения характерно двоемирие: мир героя, мир Демона без радости, без чувств, вне времени и пространства. Ему противопоставлен реальный мир Тамары, мир любви, чувств, страдания, искренности, добра. Эти два мира противопоставлены друг другу. И когда пытается Демон их совместить- Тамара гибнет; Демон говорит, что она его.

Но оказывается, что она заслужила прощение, своим отрешением, жертвенностью любви.

«Демон»- романтическое произведение.

Д.задание: опережающее задание к следующему уроку внеклассного чтения. Тему можно посмотреть на стенде.

Файлы: реквием.doc
Размер файла: 63488 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология