Автор конспекта:
Автор(ы): — Кулагина Лидия Григорьевна

Место работы, должность: — МОУ «Средняя школа №13″,учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1.Обучение выразительному чтению и анализу стихотворений, устному словесному рисованию; 2.развитие речи, творческих способностей; 3.воспитание любви к Родине через любовь к природе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.П.

Используемая методическая литература: —

Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Н.В. Егорова. Москва- "Вако"-2009 г.

Используемое оборудование: —

Репродукции картин, портреты поэтов Сурикова И.З. и Пушкина А.С., ТСО.

Краткое описание: — Тема: *Русские поэты 19 в. о природе. Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина ""Вот север, тучи нагоняя…" и И.З.Сурикова "Зима".Цели урока:1.Обучение выразительному чтению и анализу стихотворений, устному словесному рисованию; 2.развитие речи, творческих способностей; 3.воспитание любви к Родине через любовь к природе. Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Открытый урок на тему: «Русские поэты 19 в. о природе. Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина « Вот север, тучи нагоняя…» и И.З.Сурикова «Зима».
Цели урока: 1. Обучение выразительному чтению и анализу стихотворений, устному словесному рисованию;
2.Развитие образного и логического мышления; развитие речи, творческих способностей;
3.Воспитание любви к Родине через любовь к природе.
Оборудование: репродукции картин, портреты поэтов А.С.Пушкина и И.З.Сурикова, ТСО.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели:
-Тема урока: «Русские поэты 19 в. о природе. Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина « Вот север, тучи нагоняя…» и И.З.Сурикова «Зима». Сегодня будем учиться выразительно читать стихи о зиме и работать над их содержанием.
III.Проверка домашнего задания.
-Дома вам нужно было приготовить небольшие сообщения о том, как изображалась природа в стихотворениях поэтов 19 в.
1 ученик:
-В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. Она пленяет и трогает прелестью летнего дня, морозного осеннего воздуха, живостью журчащих весенних ручьёв. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
2 ученик:
-Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких переживаний, связывающих его с землёй, с родным краем. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного пользования её дарами. Вот как об этом сказал поэт Н.А.Некрасов:
Опять она, родная сторона,
С её зелёным благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
IV.Вступительное слово учителя:
-Родная природа-второй наш дом. Вот как об этом сказал поэт Георгий Скребицкий: «Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может быть прекраснее всего этого?»
В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле.
Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.
Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С.Пушкина (обратите внимание на его портрет). Нет времени года, которое не изобразил бы поэт в своём творчестве. Больше всего любил А.С.Пушкин осень. Она всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением, в котором поэт изображает зиму, это отрывок из романа «Евгений Онегин».
V. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
-Послушайте стихотворение (учитель читает наизусть)
-Откройте учебник на странице 250.
-Каким настроением проникнуто стихотворение? (радостным, бодрым, весёлым)
-Какие картины зимней природы вы бы нарисовали, слушая это стихотворение?
-Какие слова помогают передать радостное настроение? (и рады мы…)
-Как поэт называет зиму? (матушка-зима, волшебница зима )
-Как вы думаете, почему поэт называет её матушкой? (Все радуются зиме, как матери. Поэт любит зиму, называет её матушкой)
-А почему он называет её волшебницей? (Потому что с наступлением зимы природа преображается, становится красивой, сказочной, как по волшебству).
-Для того чтобы создать этот яркий, необычный образ зимы-волшебницы, автор использует различные изобразительные средства. Какие? Назовите. (Олицетворения: зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл..; эпитеты: волшебница зима, матушка-зима, волшебными коврами, пухлой пеленою, недвижною рекою)
-Пелена-это то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
-В стихотворении много глаголов. Назовите их.
-Глаголы передают движение, активное наступление зимы.
-Посмотрите на первые строки стихотворения, обратите внимание на ключевые слова, т.е. важные по смыслу, их нужно выделить голосом при чтении, после слова «завыл»- более длительная пауза.
-Какие чувства это стихотворение вызвало у вас? (Радости, восхищения).
-Постарайтесь передать эти чувства при чтении.
(Ученик рассказывает наизусть)
VI.Работа над стихотворением И.З.Сурикова «Зима».
-А сейчас познакомимся со стихотворением И.З.Сурикова«Зима». В начальных классах вы уже читали его стихи, в которых он воспевает красоту русской природы (рассмотрите портрет поэта).
-Я буду читать стихотворение наизусть, а вы следите по тексту.
-В чём сходство в содержании стихотворений А.С.Пушкина и И.З.Сурикова?
(Оба поэта изображают красоту зимней природы, передают радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы)
-В стихотворении «Зима» также представлен живой образ зимы. Что мы видим в первом четверостишии?
-Как меняется картина во втором и третьем четверостишиях?
-Какие художественные средства помогают её воссоздать? (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»).
Ученица читает наизусть.
VII.Работа с рисунками детей.
-Рассмотрите ваши рисунки к этим стихотворениям. Какой рисунок вам больше всего понравился и почему?
(Он больше всего передаёт содержание и настроение стихотворения; яркие, светлые краски).
VIII.Работа по картинам.
-Рассмотрите репродукции картин и подберите строки из стихотворений, которые соответствуют этим картинам.
-Что общего в изображении зимней природы поэтов и художников? (И поэты, и художники показывают красоту зимней природы.)
-Правильно. Художники изображают красоту зимней природы красками, а поэты- при помощи слов.
IX.Родная природа вдохновляла не только поэтов, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня не можем не вспомнить выдающегося итальянского композитора Вивальди, автора музыкального цикла «Времена года».
-Послушайте музыку Вивальди «Зима».
-Какие картины природы вы представили, слушая музыку?
-Какие строки из стихотворений можно подобрать к прослушанной музыке?
X.Чтение творческих работ.
— А сейчас вы поделитесь с нами своими впечатлениями, расскажете, как представляете образ зимы. Дома вам нужно было составить рассказ или написать стихотворение о зиме.
XI.Итог урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы детей)
-Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями поэтов о зиме, рассмотрели картины, послушали музыку Вивальди- все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь её.
А любить природу, значит, любить Родину.
XII.Домашнее задание:
Одно из стихотворений выучить наизусть и выписать из стихотворения «Зима» изобразительные средства.
XIII.Оценки.

Файлы: Мои первые вирши.ppt
Размер файла: 7558656 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология